Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности Европейского союза (на примере отношений с Российской Федерацией)

Работа №138988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования роли стратегической коммуникации в международных отношениях 18
1.1 Понимание термина «стратегические коммуникации», его «европейское» толкование 18
1.2 Дискурсивный неоинституционализм как теоретическая основа исследования 27
Глава 2. Стратегические коммуникации как инструмент внешней политики Европейского союза 39
2.1 Модель стратегической коммуникации стран Европейского союза 39
2.2 Формы и методы стратегической коммуникации в деятельности стран Европейского союза 48
Глава 3. Стратегические коммуникации Европейского союза и Российская Федерация 62
3.1 Роль стратегических коммуникаций ЕС в его отношениях с Российской Федерацией при присоединении Крыма 62
3.2 Роль стратегических коммуникаций ЕС в его отношениях с Российской Федерацией во время пандемии коронавируса 73
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86


С начала века концепция стратегической коммуникации постепенно находила признание и практически развивалась в системе государственного управления и внешней политики разных стран и межправительственных организаций. Термин и концепция стратегической коммуникации берут свое начало в США, где данная концепция и развивалась больше всего. В США она была возведена в ранг государственной политики на самом высоком уровне при администрации Барака Обамы. Несмотря на множество государственных учреждений(Министерство обороны 2010; Объединенный центр боевых действий командования Объединенных сил США 2010; Заместитель Министр обороны 2006; Офис заместителя государственного секретаря США по общественной дипломатии и связям с общественностью 2010; Координация политики в области стратегических коммуникаций и публичной дипломатии Комитет 2007; Конгресс США 2008) документы и академические исследования (Корман и др. 2008 ; Фишер и др . 2011; Мерфи 2008 ), концепция все еще находится на начальной стадии развития. Концепция стратегической коммуникации аналогичным образом принята Организацией Североатлантического договора (НАТО) и находится в постоянном развитии. Стратегическая коммуникация все больше развивается в других странах и межправительственных организациях.
Термин «стратегическая коммуникация» также встречается в политическом лексиконе государственных лидеров Китая. В 2011 году вышла первая китайская книга по стратегическим коммуникациям под названием «Основы стратегических сообщений». На своем веб-сайте правительство Южной Африки сообщает, что также доступна «стратегическая коммуникация правительства». Стратегические коммуникации де-факто присутствуют в государственном управлении и других стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки (БРИКС).
Хотя сам термин еще не используется в официальных документах, он часто используется в сферах бизнеса и политики, а также в академических кругах. Структуры находятся в постоянном изменении и развитии. Кроме того, в разделе «Управление коммуникациями и стратегические коммуникации в государственном управлении» журнала «Государственное управление» с августа 2012 года опубликовано более 100 статей.
В самом общем смысле стратегическая коммуникация — это проецирование государством определенных жизненно важных и долгосрочных ценностей, интересов и целей в сознание внутренней и зарубежной аудитории. Это осуществляется с помощью адекватной синхронизации многогранной деятельности во всех сферах общественной жизни, как правило, с профессиональной коммуникационной поддержкой . Очевидно, что такая синхронизация имеет место в России в настоящее время (отражая динамику уникального национального симбиоза старого и нового, местных и принятых аспектов форм управления и методов воздействия на общественное сознание).
Однако Россия склонна использовать немного иные термины, такие как, например: «Стратегия развития информационного общества», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» и «Политика в области общественной информации». Это, однако, не исключает необходимости стратегической коммуникации, поскольку она, так или иначе, подразумевается в этом термине. В то же время важно не отказываться от стратегической коммуникации в текущей государственной информационной политике, связывая тактическое единство действий, слов и образов со стратегией развития России.
За последние несколько лет в Европейском союзе (ЕС) стратегические
коммуникации получили мощный импульс. В настоящее время этот процесс нельзя отделить от необходимости противодействия различным кризисным факторам как внутри ЕС, так и за его пределами.
Целевая группа ЕС East StratCom возглавляет усилия Европейского союза как в общественном измерении европейской дипломатии и ее коммуникации по иностранным делам и политике безопасности, а также ее внешней деятельности в более широком смысле. StratComms тесно сотрудничает с Европейской службой внешних действий (EEAS) и другими институтами ЕС. Он обеспечивает круглосуточную профессиональную поддержку высокого Представитель/вице-президент во всех ее мероприятиях в области прессы и общественной дипломатии. StratComms предоставляет индивидуальные коммуникационные рекомендации и поддержку сети ЕС, состоящей примерно из 140 делегаций и офисов по всему миру, а также Общей безопасности и обороне ЕС, политические миссии и операции. Он отвечает за распределение и обеспечение надлежащего контроля бюджетов на коммуникации как в штаб-квартире, так и на местах (Внешняя деятельность Европейского союза 2019).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой важностью стратегических коммуникаций стран при формировании новой геополитической картины мира. Кризис в российско-украинских отношениях повлек за собой последствия не только для сторон конфликта, но и для ряда других стран. Отношения России и Европейского Союза (ЕС) так же претерпевают большие изменения. Для стран, входящих в ЕС, эффективное использование технологий стратегической коммуникации является одной из самых актуальных задач реализации внешней политики. Эти технологии являются важным инструментом сближения как для отдельных стран, входящих в ЕС, так и для его внешних партнеров. Изучение опыта применения стратегических коммуникаций во внешней политике в рамках современной российской политологической науки представляется необходимым, т.к. теоретическое осмысление основ СК позволит: более глубоко исследовать опыт современных внешнеполитических технологий стран ЕС и РФ, уточнить представление об особенностях внешнеполитического развития интеграционного объединения, расширить возможность прогнозирования дальнейших перспектив взаимоотношений между Россией и рассматриваемыми государствами.
Степень научной разработанности темы. В силу того, что проблематика данного исследования достаточно нова, публикаций, рассматривающих именно то, каким образом ЕС использует свои стратегические коммуникации во внешней деятельности для достижения тех или иных целей, очень и очень мало, а российских практически нет. Тем не менее, данный вопрос становится всё более актуальным и поэтому вызывает повышенный интерес учёных к этой тематике, но в своих работах они рассматривают либо одну из составляющих вопроса, либо смежные ему темы. Достаточно широко распространён среди исследователей вопрос дезинформации и информационного воздействия государств друг на друга. О дезинформации, к примеру, пишут Базаркина Д. Ю. в своей статье «Эволюция подхода ЕС к борьбе с дезинформацией», она оценивает политическую и правовую базы, процесс эволюции и текущее состояние структур ЕС, ответственных за борьбу с дезинформацией. Романова Т. А., Соколов Н. И. и Колотаев Ю. Ю. в статье «Дезинформация (фейковые новости, пропаганда) как угроза стрессоустойчивости на уровне Евросоюза и Литвы как его члена» на основе анализа документов ЕС и Литвы по противодействию дезинформации рассматривают несколько подходов к обеспечению стрессоустойчивости ЕС. Отметим, что у Колотаева Ю. Ю. достаточно много и других публикаций на тему информационного воздействия в ЕС. Среди таких публикаций можно отметить его статью «Европа и ЕС в контексте информационных угроз постковидного мира», научную диссертацию «Стрессоустойчивость европейских общественных и политических институтов на национальных и наднациональных уровнях в условиях эпохи постправды».
Стратегические коммуникации как явление рассматриваются разными исследователями. Среди российских можно выделить Пашенцева Е. Н., который рассматривает стратегические коммуникации не только в Европе, но и в Латинской Америке, и их интерпретации в США. Особое внимание автор уделяет практике стратегических коммуникаций Европейского союза и России, возможностям и рискам управления в ходе информационного противоборства. Зиновьев С. Н. в статье «Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского союза» рассматривает инструменты стратегических коммуникаций, дается краткое описание каждого их них и рассматриваются стратегические направления, на которых данные инструменты задействованы. Помимо прочего, параллельно со стратегическими коммуникациями исследователи изучают и методы информационного воздействия на сознание людей и современным информационно-коммуникационным технологиям. Сюда можно отнести работы авторов, которые обратили внимание на психологические, социологические и политологические аспекты данного взаимодействия, дающие представление об общем механизме стратегических коммуникаций во внешнеполитической деятельности государств. Среди таких можно отметить работы: С. В. Богданова «Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления» , А. И. Курбатова «Стратегические коммуникации ЕС на современном этапе».
Зарубежная научная литература по стратегическим коммуникациям делиться на две научные школы: американскую и британскую. Впервые стратегические коммуникации как направление научных исследований появилось в США в начале XXI века. Теоретические основы стратегических коммуникаций были представлены в трудах американских военных аналитиков и политологов. Наиболее яркими являются работы таких авторов, как Болт Н., Хейден Л. «Совершенствование терминологии стратегических коммуникаций НАТО», Д. Фарвелл «Убеждение и власть: искусство стратегических коммуникаций», Д. Мерфи «Проблемы стратегических коммуникаций», Б. Гудолл, А.Трезевей, C. Корман «Оружие массового убеждения: стратегическая коммуникация для борьбы с насильственным экстремизмом». В этих работах авторы пытаются провести концептуальный анализ стратегических коммуникаций, а также выявить причины неудач стратегических в решении военных конфликтов и проведении информационно-психологических операций на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Латинской Америке. По их мнению, стратегические коммуникации приобретают все большую значимость и популярность в сфере политики, становятся более гибкими и выполняют разного вида задачи. К тому же, они затрагивают разные сферы деятельности, включая социальную. Вопрос стратегических коммуникаций как инструмента внешней политики изучен в достаточной степени, однако на примерах конкретных стран рассмотрен мало. Среди ярких представителей британской школы стратегических коммуникаций необходимо выделить таких авторов, как Т. Шеллинг «Оружие и влияние», П. Корниш, Ю. Линдлей-Френч, К. Йорк «Стратегические коммуникации и национальная безопасность». В этих работах проводится анализ эффективности стратегических коммуникаций в практике международных отношений, а также содержится критика американской доктрины стратегических коммуникаций, которая, согласно точке зрения вышеприведённых авторов, направлена только на решение проблем внешнеполитического характера. Британские военные аналитики и политологи считают, что эффективное использование стратегических коммуникаций как управленческой дисциплины станет возможно, если ее использовать не только во внешней политике, но и для решения внутриполитических вопросов, в особенности при формировании национальной стратегии государства.
Несомненно, была использована литература, посвященная внешнеполитическим взаимоотношениям стран ЕС с Россией, которая включает в себя работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающие взаимосвязи между странами, входящими в эти объединения. Анализ концепций европейских и отечественных исследователей о ходе межрегионального сотрудничества между странами ЕС и Россией необходим для прогнозирования дальнейшего развития внешнеполитического диалога между двумя регионами. Вопросы изучения становления и развития отношений ЕС и РФ регулярно рассматриваются в научной литературе, деятельности Европейского Союза в отношении других стран уделяется много внимания со стороны научных кругов. Надо отметить, что большое значение имеют статьи, которые анализируют как экономическое, так и политическое сотрудничество Европейского Союза и Российской Федерации. В первую очередь отметим работы Н. К. Арбатовой, А. В. Кортунова, Т. А. Романовой которые занимаются вопросами общего соседства ЕС и России, сферами их сотрудничества и соперничества. Часто пишут о столкновении интересов Брюсселя и Москвы, об экономических и энергетических, в частности, связах. Одна из последних статей Н. К. Арбатовой «Россия и Европейский союз: отложенное партнерство» посвящена произошедшим в отношениях России и ЕС изменениям. А. В.Загорский в своей книге под названием «Россия и ЕС на перепутье. Общие и расходящиеся интересы» раскрывает все аспекты западноевропейского объединения ХХ – ХХI вв., а также проводит исследования, которое позволяет выявить слабые места и проблемы, существующие внутри объединения, которые влияют на взаимоотношения Союза с другими странами. Он также выявляют тенденции и противоречия в дальнейшем существовании и развитии сотрудничества Европейского Союза и Россией.
Среди зарубежных авторов можем выделить Л. Тихого «Интеграционный дискурс ЕС в энергетических отношениях с Россией» , Б. Роггевен «Отношения между ЕС и Россией: нормативное соперничество или прагматическое партнерство?», Конончук В. «Реальные цели России в Крыму». Зарубежные исследователи больше пишут о конфликтных ситуациях, об Украинском кризисе, о санкциях. Часто в зарубежных исследованиях можно проследить представления России как агрессора или захватчика, нарушителя норм международного права.
В целом в современных публикациях вышеуказанных авторов так или иначе прослеживается четкая мысль о том, что отношения России и ЕС сейчас находятся на самой низкой отметке за весь постбиполярный период международных отношений, рассматриваются и описываются причины этого, проводятся попытки предсказать дальнейшее их будущее. Однако некоторые не столь заметные на первый взгляд составляющие их отношений, и особенно кризисов, зачастую упускаются из виду, и стратегические коммуникации тому подтверждение. Так, активно изучаются отношения между Россией и ЕС, изучаются стратегические коммуникации (в основном, зарубежом) как явление, изучается борьба с дезинформацией, но публикаций, рассматривающих инструменты стратегических коммуникаций ЕС в его отношениях с Россией на конкретных примерах практически нет.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что стратегические коммуникации ЕС сегодня играют огромную роль и оказывают сильное влияние на его отношения с другими государствами, в частности, с Российской Федераций. Они способны не только формировать и распространять определенный дискурс в современных внешнеполитических отношениях между Россией и ЕС, но и видоизменять их вплоть до прекращения сотрудничества в нескольких областях. Стратегические коммуникации ЕС становится одним из наиболее эффективных его управленческих инструментов, оказывающих влияние на развитие партнерских отношений на глобальном и региональном уровнях.
Некоторое время отношения ЕС и России можно было охарактеризовать как диалог, основанный на культурном влиянии и обмене, взаимном признании ценностей и уважении национальной идентичности. Причиной этого отчасти является общая многовековая история и культурные традиции. В тоже время Россия долгое время являлся и до сих является для ЕС одним из важных торгово-экономических партнеров. В свою очередь, ЕС стремится утвердиться в статусе союза государств, отстаивающих и продвигающих свои идеи, а также видение нового мирового порядка, в котором он будет играть роль, как минимум, одного из основных акторов этой мировой системы. И в качестве одного из атрибутов этого статуса предпринимают попытки выработать собственный формат стратегических коммуникаций, основанный на притягательности и успешности их модели социально-экономического и политического развития. Однако в таком случае Россия для ЕС оказывается больше соперником, чем партнером, и поэтому страны ЕС нуждаются в политической поддержке, которую долгое время оказывают США. В этом плане происходит неизбежное столкновение интересов ЕС и России, что влечет за собой борьбу в информационном пространстве, как минимум. В результате наблюдается несовпадение интересов, порождающее взаимную мотивацию к отдалению и охлаждению, устойчивость которой поддерживается с обеих сторон инструментами стратегических коммуникаций.
Объектом исследования является внешняя политика и деятельность Европейского союза как одной из наиболее влиятельных организаций в мире.
Предметом исследования являются формы, методы и инструменты стратегической коммуникации ЕС по отношению к Российской Федерации.
Целью данного диссертационного исследования является выявление роли стратегических коммуникаций Европейского союза в его внешней деятельности и анализ их использования на конкретных примерах в его отношениях с Российской Федерацией.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить понятие стратегической коммуникации и ее роль в формировании имиджа государства и строительстве международных отношений, описать становление исследований по проблематике стратегических коммуникаций в контексте изучения отношений ЕС и России;
• обосновать выбор теории и охарактеризовать основные положения дискурсивного неоинституционализма и сформировать теоретическую и методологическую базу исследования для рассмотрения процесса применения стратегических коммуникаций во внешней политике ЕС;
• охарактеризовать модель ЕС использования стратегических коммуникаций и определить степень использования стратегических коммуникаций во внешнеполитической деятельности стран ЕС;
• проанализировать формы и методы применения стратегических коммуникаций Европейским союзом, выявить и раскрыть систему информационно-коммуникационного обеспечения ЕС;
• исследовать особенности применения ЕС стратегических коммуникаций в его отношениях с Российской Федерацией во время присоединения Республики Крым и города Севастополь к России в 2014 году, оценить роль стратегических коммуникаций в изменении характера отношений вышеуказанных стран;
• исследовать особенности применения ЕС стратегических коммуникаций и раскрыть технологии стратегических коммуникаций, которые были применены государствами-участниками и институтами ЕС в отношении Российской Федерации во время пандемии коронавируса 2020 года, выявить основные трудности и проблемы, связанные с использованием стратегических коммуникаций в отношениях РФ и ЕС и обозначить перспективы их развития.
Теоретической основой исследования послужили положения теории дискурсивного неоинституционализма. Предполагается, что дискурсивный институционализм рассматривает дискурсы, которые используют акторы для
того, чтобы получить, рассмотреть и легитимировать идеи относительно действий в рамках институтов, что полностью соответствует тому, как работают ныне стратегические коммуникации.
Также, в работе в качестве анализа использования стратегических коммуникаций Европейским союзом в его отношениях с Российской Федерацией рассматриваются два кейса – присоединение Крыма к России и пандемия коронавируса. Теория дискурсивного неоинституционализма в обоих случаях доказывает то, что стратегические коммуникации и дискурс способны определенным образом влиять на институты Европейского союза и видоизменять их. И в первом, и во втором кейсе наглядно показано, как дискурс деформирует отношения между ЕС и Россией в различных сферах жизнедеятельности, и в особенности, в политической. Однако, сравнивая два кейса, также выясняется, что дискурс влияет на данные ситуации по-разному: в первом кейсе влияние дискурса явно выражено, во втором – менее. При присоединении Крыма к России дискурс был более агрессивным и разнообразным, направленным на угнетение любых действий России, во время пандемии – дискурс имел и положительные черты, которые, однако, были непродолжительными и в итоге тоже вылились в негативное русло. Дискурсивный неоинституционализм иллюстрирует различные виды и техники использования определенного дискурса и различные итоги, к которым они, соответственно, приводят.
Методологическую основу исследования составили дискурс-анализ, контент-анализ, метод изучения документов и case-анализ.
Дискурс-анализ, в основном, будет использован в третьей главе, в которой анализируется использование стратегических коммуникаций Европейским союзом в его отношениях с Российской Федерацией на примере отдельных кейсов (присоединение Крыма и пандемия коронавируса). Контент-анализ применяется во второй главе для изучения как официальных документов Европейского союза, так и любых других письменных заявлений и публикаций. В первой главе, для лучшего понимания определения стратегических коммуникаций, а также для раскрытия данного понятия через теорию дискурсивного неоинституционализма через примеры изменения конкретных институтов используются метод изучения документов и case-анализ.
Метод изучения документов позволяет полноценно раскрыть понятие «стратегические коммуникации» и изучить его с разных сторон, а также представляет возможность дать термину европейское толкование и понимание через анализ официальных документов ЕС.
Case-анализ способствует лучшему пониманию определения «стратегические коммуникации ЕС» и его работы на практике через наглядное объяснение на трех конкретных кейсах, в которых мы видим, каким образом, при помощи этого инструмента внешней политики ЕС удалось видоизменить некоторые институты. В качестве примеров используются институты нормативной силы ЕС, гражданской коммуникации и экономической взаимозависимости.
Дискурс-анализ позволил путём изучения публичной речи официальных представителей ЕС и России выявить недоступный при использовании других видов анализа скрытый смысл его выступлений, намерений и целей, которые влияют на дискурс. В частности, рассматриваются выступления и заявления политиков и официальных лиц ЕС и России на тему их отношений друг с другом, оцениваются используемые формулировки, интонации и фразы. Помимо прочего, изучаются распространявшиеся официальные позиции стран ЕС, его тактика и стратегии, дискурс среди населения и на международном арене. Помимо этого, рассматриваются принятые инициативы, законодательные акты, создание новых подразделений и структур, формирование новых стратегий во внешней политике, использование союзом определенных инструментов с целью влияния на действия России (введение санкций, запреты на въезд, отмены русского языка, демонтаж памятников, запреты на использование российской символики и т.д.), организации собраний и встреч на высшем уровне. Изучается каким образом данные и некоторые другие действия и инициативы влияют на отношения России и Европейского союза в контексте использования ЕС стратегических коммуникаций параллельно с определенным дискурсом.
Качественный контент-анализ позволяет нам провести анализ официальных документов ЕС, научных публикаций исследователей России и стран Европейского союза, публикаций европейских и российских СМИ и даже посты официальных лиц ЕС в социальных сетях. Рассматриваются формулировки, фразы, слова, используемые ЕС для формирования негативного образа России.
Научная новизна. Стратегические коммуникации в рамках внешней политики ЕС рассматривались в работах некоторых исследователей, как это было указано в рамках научной изученности темы. Однако, несмотря на это, проблема изучения построения имиджа ЕС с помощью инициативы остается актуальной. Ввиду изменчивости международных отношений, данный вопрос должен быть комплексно изучен. Поэтому научная новизна исследования сводится к комплексному исследованию роли стратегической коммуникации в рамках инструментов внешней политики ЕС по выстраиванию выгодных для организации отношений с другими странами, в частности, с Россией. Кроме этого, в диссертационном исследовании были впервые комплексно изучены российско-европейские отношений и определены перспективы их развития с дальнейшим использованием стратегических коммуникаций.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с международными отношениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе работы предложена теоретическая и методологическая основа исследования. В ней осуществляется теоретическое обоснование стратегических коммуникаций, анализ документов ЕС, посвящённых им, а также обоснование выбора теории и характеристика ее основных пунктов. Во второй главе раскрывается, как использование различных форм стратегических коммуникаций реализуется во внешней политике ЕС. Третья глава посвящена использованию ЕС стратегических коммуникаций как одного из основных инструментов внешней политики для выстраивания выгодных для себя отношений с Россией, а также прогноз дальнейшего использования развития российско-европейских отношений с использованием стратегических коммуникаций. Наконец, в заключении приведены основные выводы исследовательской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стратегические коммуникации – это удобный и действенный инструмент внешней политики Европейского союза, который сегодня приобрел особую популярность, он активно используется ЕС для достижения целей союза во внешней деятельности и взаимодействии с другими государствами, особенно явно это проявляется в отношениях с Российской Федерацией. Стратегические коммуникации ЕС – это целый комплекс мер, которые реализуются институтами Европейского союза с целью диалогового информационного воздействия на внутреннюю и внешнюю аудитории. Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности ЕС в современном мире высока – они используются для трансляции, продвижения и закрепления, а также навязывания своей позиции другим государствам и гражданам этих государств. В отношениях с Россией стратегические коммуникации играют по-особому значимую роль, они формируют и продвигают негативный образ России и оправдывают действия ЕС за этот счет, формируя тем самым позитивный образ организации.
Теория дискурсивного неоинституционализма, которая была использована для лучшего понимания сути проблемы, позволила нам раскрыть суть стратегических коммуникаций с теоретической точки зрения, а также наглядно показала, как положения данной теории работают в реальности, использовав в качестве примеров изменения других институтов ЕС. В частности, было рассмотрено как постепенно благодаря стратегическим коммуникациям видоизменились институты нормативной силы ЕС, экономической взаимозависимости и гражданских коммуникаций ЕС и России. Теория позволила нам в очередной раз показать, как важен сегодня в мире международных отношений дискурс, продвигаемый тем или иным государством и какую большую силу и влияние он имеет. Дискурс, который является центральным компонентом стратегических коммуникаций, способен не только оказывать давление на людей, государства и политику, но и изменять целые институты, о чем и говорят основные положения теории дискурсивного неоинституционализма.
Модель использования стратегических коммуникаций Европейским союзом сегодня – это четко проработанный и утвержденный на разных уровнях инструмент внешней политики. Существует определенный механизм их использования, структура которого прописана в официальных документах ЕС. Модель стратегических коммуникаций имеет общие черты с моделью стратегических коммуникаций США. Европейскому союзу важно, при использовании стратегических коммуникаций во внешней деятельности, сохранить свою репутацию, построить позитивный образ себе, сформировать негативный образ другим странам, продвигать эти идеи в массы и контролировать всю информационную сферу как внутри, так и вне организации. Сами же европейские исследователи и политики говорят о том, что стратегические коммуникации были созданы и используются до сих пор для того, чтобы более понятно и эффективно разъяснять ценности, интересы и политику ЕС в других странах. Другой немаловажной целью стратегических коммуникаций ЕС, по их мнению, является усиление медиапространства за пределами организации. Среди других основных задач также выделяются сообщение и анализ тенденции дезинформации, объяснение и разоблачение дезинформационным нарративов, и повышение осведомленности о негативном воздействии дезинформации.
Для достижения вышеуказанных целей и задач используется целый спектр определенных инструментов от скрупулезно выбранных определенных формулировок, слов и фраз во всевозможных научных статьях, информационном пространстве СМИ, выступлениях и заявлениях политиков и официальных представителей институтов ЕС и стран-участников организации до выделения важных частей письменного текста особым шрифтом и проведения различных опросов среди населения для показания «реальности» проводимых исследований. Так, набор инструментов стратегических коммуникаций, которые сегодня существуют в ЕС и активно используются в его внешней деятельности довольно обширен и разнообразен. К инструментам относятся как письменные тексты, официальные документы, речи политиков, разнообразные принимаемые ЕС действия и программы, а также даже различные посты представителей ЕС и его структур в социальных сетях, что особенно актуально в современном мире глобализации, нано-технологий и цифровизации. Тот дискурс, который мы можем видеть сегодня в ЕС и представляет собой стратегические коммуникации, которые нацелены на поддержание позитивного имиджа ЕС и борьбу с «дезинформацией», которая поступает в союз и распространяется по миру другими государствами.
Отношения Европейского союза и Российской Федерации сегодня переживают крайне тяжелый этап, поддержание которого обеспечивается и стратегическими коммуникациями, которые зачастую играют усугубляющую функцию в выстраивании добрососедских отношений или, как минимум, двустороннего диалога. Стратегические коммуникации формируют негативный образ России и позитивный ЕС. Европейский союз «привык» оправдывать свои действия за счёт осуждения действий России. Россия представляется врагом и агрессором, с которым нельзя строить партнерские отношения. Образ ЕС строится таким образом, чтобы представлялось возможным всячески показать, что он играет лишь посредническую роль в конфликтах России с другими государствами. В частности, мы изучили вопрос Крыма 2014, когда Европейский союз осудил действия России, назвал их «аннексией» и ввел санкции. Европейский союз, начиная с того времени и по сей день использует различные инструменты стратегических коммуникаций для достижения вышеуказанных целей. Присоединение Крыма стало отличной возможностью для ЕС показать Россию «агрессором» и «вражеским государством». Помимо прочего, после 2014 года ЕС активно занимается деятельностью по борьбе с дезинформацией, которая, по его мнению, распространяется Россией. Риторика ЕС с тех пор построена на обвинении и осуждении России в особенно агрессивной информационной политике.
В качестве второго рассмотренного кейса стала пандемия коронавируса 2020 года, когда Европейский союз активно продвигал идеи о том, что вакцины России неэффективны, могут быть опасны и не заслуживают доверия. В то же время, вакцины, произведенные в ЕС – надежные, проверенные и потому должны быть распространены по всему миру. ЕС претендовал на место государства, который «спасет всех от ужасной пандемии», однако цель не была достигнута. «Коронавирусная гонка» в очередной раз лишь усугубила и без того нелегкие отношения России и ЕС, хотя было несколько ситуаций, когда можно было возложить некоторые надежды на некое потепление в отношениях (итальянский кейс). Как итог, вопросы медицинского и гуманитарного характеров приобрели геополитическое значение и снова столкнули государства ЕС и Россию.
При рассмотрении двух кейсов с теоретической точки зрения, стало ясно, что теория дискурсивного неоинституционализма наглядно доказывает, что дискурс обладает способностью изменять институты Европейского союза. Также, при сравнении вышеуказанных случаев выяснилось, что дискурс влиял на институты по-разному. Во время присоединения Крыма к Российской Федерации влияние дискурса было сильнее и очевиднее, а также более агрессивным и резким, в годы пандемии влияние дискурса стало чуть менее заметным и ощутимым, хотя все так же играло значимую роль при столкновении сторон. Во втором случае дискурс так же имел и положительные черты, однако такими они оставались недолго и в итоге снова приобрели негативный характер. Скорее всего, отношения будут оставаться на прежнем уровне еще несколько лет, после чего взаимодействие и сотрудничество между государствами ЕС и Россией будут постепенно восстанавливаться. Новый формат межгосударственного диалога между Россией и ЕС определенно точно будет отличаться от тех, что были когда-либо ранее, поэтому в каком обличии их отношения предстанут на этот раз предсказать пока сложно.



1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 19.05.2023).
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 02.05.2023).
3. A diverse toolbox: the instruments of disinformation, Online // The EU Monitor URL: https://www.eumonitor.eu/9353000/1/j9vvik7m1c3gyxp/vl4kf0ennfxy?ctx=vg9pj7ufwbwe&start_tab1=5 (accessed: 05.01.2023).
4. A unit for combating disinformation is starting work in the Czech Republic // Official website of the News Agency Radio Free Europe/Radio Liberty URL: http://www.svoboda.org/a/28208034.html (accessed: 03. 05. 2023).
5. Action for Peacekeeping. Priorities for 2021-2023 // Official website of the United Nations URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/a4p_background_paper.pdf (accessed: 12.05.2023).
6. Action plan on Strategic Communication // Official website of European External Action Service URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/action_plan_on_strategic_communication.docx_eeas_web.pdf (accessed: 05.01.2023).
7. Action plan on Strategic Communication // Official website of European External Action Service URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/action_plan_on_strategic_communication.docx_eeas_web.pdf (accessed: 05.01.2023).
8. Communication Strategy, Creative Europe // Official website of the European Commission URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Creative%20Europe%20Communication%20Strategy.pdf (accessed: 05.05.2023).
9. Congress passes a bill on combating Russian disinformation // The official website for U.S. federal legislative information- Congress URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/7311/text(accessed: 03.04.2023).
10. Creative Europe 2021-2027 Communication Strategy // Official website of the European CommissionURL: https://culture.ec.europa.eu/document/creative-europe-2021-2027-communication-strategy (accessed: 05.05.2023).
11. Crimea and the city of Sevastopol: EU extends sanctions over Russia's illegal annexation by one year // Official website of the Council of the EU and the European Council URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/06/20/crimea-and-the-city-of-sevastopol-eu-extends-sanctions-over-russia-s-illegal-annexation-by-one-year/ (accessed: 05.05.2023).
12. EU Statement – UN Security Council: Open debate on Strategic communications in Peacekeeping // Official website of the European Union URL: https://www.eeas.europa.eu/delegations/un-new-york/eu-statement-%E2%80%93-un-security-council-open-debate-strategic-communications_en (accessed: 12.05.2023).
13. EU strategic communications with a view to counteracting propaganda // Official website of the European Parliament URL: https://www.europarl.europa.eu/ (accessed: 12.05.23).
14. European Parliament resolution of 23 November 2016 on EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties (2016/2030(INI)) // Official website of European Union law and other public documents of the European Union EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?qid=1584441630054&uri=CELEX:52016IP0441 (accessed: 05.05.2023).
15. Great Britain is creating a special agency to combat «Russian propaganda» // Official website of the News Agency Komsomolskaya Pravda URL: http://www.kazan.kp.ru/daily/26652.5/3673150/ (accessed: 03.05.2023).
16. Joint Declaration of the Eastern Partnership Summit (Riga, 21-22 May 2015) // the official website of the Council of the EU and the European Council URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21526/riga-declaration-220515-final.pdf (accessed: 12.05.23).
17. Operational Working Group on Strategic Communications (East StratCom Task Force): Questions and answers // Official website of European External Action Service URL: http://collections.internetmemory.org/haeu/content/20160313172652/http://eeas.europa.eu/top_stories/2015/261115_stratcom-east_qanda_ru.htm (accessed: 03.05.2023).
18. Russia sends Italy coronavirus aid to underline historic ties // The Financial Times URL: https://www.ft.com/content/b1c5681e-6cf9-11ea-89df-41bea055720b (accessed: 03.05.2023).
19. Russian aid to Italy leaves EU exposed // Official website of the News Agency Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-russia-eu-idUSKBN21D28K (accessed: 03.05.2023).
20. Russian COVID-19 aid to Italy: PR stunt or covert operation? // Европейскаямедиа-платформа, специализирующаясянановостяхизЕвропейскогосоюза EURACTIV URL: https://www.euractiv.com/section/defence-and-security/news/russian-covid-19-aid-to-italy-pr-stunt-or-covert-operation/ (accessed: 03.05.2023).
21. Seven years since Russia’s illegal annexation of Crimea // Official website of European External Action Service URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/seven-years-russia%E2%80%99s-illegal-annexation-crimea_en (accessed: 05.05.2023).
22. Strategic Communications // Official website of European External Action Service URL: https://www.eeas.europa.eu/taxonomy/term/400164_en (accessed: 05.01.2023). 3
23. Strategic Communications and Disinformation in the Early 21st Century. Policy Paper // European University Institute Research Repository – Cadmus URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/74494/RSC-PP-2021_12.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 12.05.2023).
24. Strategy for the Digital Transformation of UN Peacekeeping // Official website of the United Nations URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/20210917_strategy-for-the-digital-transformation-of-un-peacekeeping_en_final-02_17-09-2021.pdf (accessed: 12.05.2023).
25. Tackling disinformation: Information on the work of the EEAS Strategic Communication division and its task forces (SG. STRAT.2) // Official website of the European Commission URL: https://www.eeas.europa.eu/countering-disinformation/tackling-disinformation-information-work-eeas-strategic-communication_en?s=2803 (accessed: 05.05.2023).
26. Tackling online disinformation: Commission proposes an EU-wide Code of Practice // Official website of the European Commission URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_18_3370 (accessed: 05.05.2023).
27. The cure for propaganda: how Europe will resist the Russian media // Official website of the RBC News Agency URL: http://www.rbc.ru/politics/12/10/2016/57fe258f9a79476b5722edd9 (accessed: 20.04.2023).
28. US public diplomacy from «Soft power» to «Dialog propaganda» // International Processes URL: http://www.intertrends.ru/forty-second/Tsvetkova_42.pdf (accessed: 18.04.2023).
29. Благодарные итальянцы приготовили российским врачам борщ и посеяли раздор в сети // Официальный сайт информационного агентства Лента.ру URL: https://lenta.ru/news/2020/04/02/soup/ (дата обращения: 18.04.2023).
30. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицирован Федеральным законом от 21.03.2014 № 36-ФЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/499082544 (дата обращения: 18.04.2023).
31. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена указом Президента Российской Федерации № 646 от 5 декабря 2016 года// Официальное интернет-представительство президента России URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 02.05.2023).
32. История воссоединения Крыма с Россией // Официальный сайт информационного агентства ТАСС URL: https://tass.ru/info/6222164 (дата обращения: 18.04.2023).
33. Крым вошел в состав Российской Федерации // Официальный сайт информационного агентства Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/russia/365492 (дата обращения: 18.04.2023).
34. МИД: в Италии забыли о российский помощи в самом начале пандемии COVID-19 // Официальный сайт информационного агентства РИА-Новости URL: https://ria.ru/20220603/pomosch-1793015028.html (дата обращения: 18.04.2023).
35. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждено указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 года // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения: 02.05.2023).
36. О Центре стратегического управления НАТО // Официальный сайт Центра стратегического управления НАТО URL: https://stratcomcoe.org/about_us/about-nato-stratcom-coe/5 (дата обращения: 21.02.2023).
37. Обращение Президента Российской Федерации от 18 марта 2014 года // Официальное интернет-представительство президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (дата обращения: 18.04.2023).
38. Определение стратегической коммуникации // Электронная библиотека Oxford Bibliographies URL: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199756841/obo-9780199756841-0007.xml (дата обращения: 21.02.2023).
39. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утверждено указом Президента Российской Федерации № 213 от 12 апреля 2021 года // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document114/ (дата обращения: 02.05.2023).
40. Политика непризнания в отношении Крыма и Севастополя: справочная информация // Официальный сайт Европейской службы действий ЕС URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquartersHomepage_ru/22972/Политика%20непризнания%20в%20отношении%20Крыма%20и%20Севастополя:%20справочная%20информация (дата обращения: 13.05.2023).
41. Путин назвал присоединение Крыма результатом укрепления России // Официальный сайт информационного агентства РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/21/03/2021/605731aa9a79470b0f59dfe0 (дата обращения: 18.04.2023).

Литература

1. Andersson J. Hybrid Operations: Lessons from the past // European Union Institute for Security Studies URL: https://www.jstor.org/stable/resrep06843 (accessed: 05.05.2023).
2. Bell S. Institutionalism: Old and New // Government, Politics, Power and Policy in Australia. – 2002. № 7. – P. 363–380.
3. Bolt N., Haiden L. Improving NATO Strategic Communications Terminology // NATO Strategic Communications Centre of Excellence URL: https://stratcomcoe.org/publications/improving-nato-strategic-communications-terminology/80 (accessed: 12.05.2023).
4. Corman S., Trethewey A., Goodall H. Weapons of Mass Persuasion: Strategic Communication to Combat Violent Extremism (Frontiers in Political Communication). New York: Peter Lang Publishing, 2008. 209 р.
5. Delphin H. EU International Relations and Diplomacy Studies Department (Bruges campus) URL: https://www.coleurope.eu/whoswho/person/herve.delphin (accessed: 05.01.2023).
6. Farwell J. Persuasion and Power: The Art of Strategic Communications. Washington, DC: Georgetown University Press, 2009. 288 p.
7. Fisher A., Lucas S., James G. Trials of Engagement: The Future of US Public Diplomacy. Leiden – Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2011. 312 p.
8. Holzscheiter A. Between Communicative Interaction and Structures of Signification: Discourse Theory and Analysis in International Relations // International Studies Perspectives. – 2014. № 15. – P. 142 -162
9. Jong S., Sweijs T., Kertysova K., Bos R. Inside the Kremlin House of Mirrors, How Liberal Democracies Can Counter Russian Disinformation and Societal Interference // Hague Centre for Strategic Studies URL: https://www.jstor.org/stable/resrep12585.10 (accessed: 05.05.2023).
10. Kier G., Stronski P. Russia’s Vaccine Diplomacy Is Mostly Smoke and Mirrors // Carnegie Endowment for International Peace website // URL: https://carnegieendowment.org/2021/08/03/russia-s-vaccine-diplomacy-is-mostly-smoke-and-mirrors-pub-85074 (accessed: 03.05.2023).
11. Konończuk W. Russia’s Real Aims in Crimea // Carnegie Endowment for International Peace website URL: https://carnegieendowment.org/2014/03/13/russia-s-real-aims-in-crimea-pub-54914 (accessed: 05.05.2023).
12. Konończuk W. Russia’s Real Aims in Crimea // Carnegie Endowment for International Peace website https://carnegieendowment.org/2014/03/13/russia-s-real-aims-in-crimea-pub-54914 (accessed: 05.05.2023).
13. Kratochvíl P., Tichý L. EU and Russian discourse on energy relations // Energy Policy. – 2013. № 56. – Р. 391-406.
14. Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms // Journal of Common Market Studies. – 2002. № 40. – Р. 235–258.
15. Muller M., BraunC., Fraussen B. Cautious communicators: Strategic communication of European Union commissioners in regulatory decision-making // European Union Politics. – 2022. № 23. – P. 514.
16. Muller М., Braun С., Fraussen В. Cautious communicators: Strategic communication of European Union commissioners in regulatory decision-making // European Union Politics. – 2022. №23. – C. 509-528.
17. Murphy D.The Trouble with Strategic Communication(s). PA: U.S. Army War College Center for Strategic Leadership. 2008. 124 р.
18. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics // Foreign Policy. – 1990. № 80. – P. 153-171.
19. CornishP., Lindley-FrenchJ., YorkeC., Strategic Communications and National Strategy// Chatham House. – 2011. September Report. – P.41.
20. Schelling T. Arms and Influence. New Haven, CONN: Yale University Press, 1996. 303p.
21. Schmidt V. Discursive Institutionalism: The Explanatory Power of Ideas and Discourse // The Annual Review of Political Science. – 2008. № 11. – P. 303-326.
22. Tichý L. The EU Integration Discourse in the Energy Relations with Russia // Slovak Journal of Political Sciences. – 2016. № 16. – P. 60-85.
23. Wahlstrom N. Discursive institutionalism: towards a framework for analyzing the relation between policy and curriculum // Journal of Education Policy. – 2018. №33. – Р. 163-183.
24. Арбатова Н. К. Россия и Европейский союз: отложенное партнерство // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. №5.– С. 14-27.
25. Базаркина Д. Ю. Эволюция подхода ЕС к борьбе с дезинформацией // Власть. – 2021. №6. – С. 131-138.
26. Богданов С.В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления // Электронный вестник «Государственное управление». – 2017. № 61. – С. 132-152.
27. Ведерникова М. И. Имидж страны как элемент «мягкой силы» // Политика и общество. – 2018. №1. – С. 35-43.
28. Загорский А. В. Россия и ЕС на перепутье. Общие и расходящиеся интересы // Официальный сайт Российского совета по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/ (дата обращения: 03.05.2023).
29. Зиновьев С. Н. «Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза / С. Н. Зиновьев // Молодой ученый. – 2017. № 21. – С. 375-377.
30. Колотаев Ю. Ю. Европа и ЕС в контексте информационных угроз постковидного мира // Современная Европа. – 2021. №7.– С. 143-151.
31. Колотаев Ю. Ю. Стрессоустойчивость европейских общественных и политических институтов на национальных и наднациональных уровнях в условиях эпохи постправды // Сервис по коллекции исследовательских работ в открытом доступе CORE URL: https://core.ac.uk/download/475640007.pdf (дата обращения: 16.05.2023).
32. Кортунов А. В. Баланс слабостей. Как эпидемия изменит отношения России и ЕС // Московский центр Карнеги URL: https://carnegie.ru/commentary/81601 (дата обращения: 12.05.2023).
33. Кошкин Р.П. Информационная война вокруг событий на Украине: геополитический анализ // Стратегические приоритеты. – 2015. №1. – С. 10-19.
34. Курбатов А. И. Стратегические коммуникации ЕС на современном этапе // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/468975866 (дата обращения: 12.05.2023).
35. НарумовБ. П. «Архитектура языка» в концепции Э. Косериу // Вопросы иберо-романской филологии: сборник статей. Выпуск 7 (юбилейный): посвящается 80-летию профессора В. С. Виноградова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 140—145.
36. Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США // Электронный вестник «Государственное управление». 2013. № 36. – С. 80-96.
37. Потемкина О. Ю. Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19 // Аналитические записки ИЕ РАН. – 2020. № 14. – С. 1-7.
38. Романова Т. А. Исследования отношений России и Евросоюза в нашей стране и за рубежом (1992‒2015 гг.) // Современная Европа. – 2015. – №5. – С. 100-114.
39. Романова Т.А., Соколов Н. И., Колотаев Ю. Ю. Дезинформация (фейковые новости, пропаганда) как угроза стрессоустойчивости: подходы на уровне Евросоюза и Литвы как его члена // Балтийский регион. – 2020. №1. – С.53-66.
40. Романова Т.А. Евросоюз как нормативная сила и проблемы ее восприятия в России как барьер на пути политико-правового сближения // Вестник СПбГУ. – 2011. №1. – С. 52-66.
41. Черкашина Т. Н. Отношения Россия - США - ЕС: кризис международной системы безопасности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – 2020. № 1. – С. 144.
42. Черкашина Т.Н. Отношения России и ЕС в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. № 3. С. 383-390.
43. ШейгалЕ. И. Семиотика политического дискурса. – М. : Гнозис, 2004, – 324 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ