Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена цифровизации потребления 10
1.1 Теоретико-методологические подходы к анализу процесса цифровизации потребления в социальных науках 10
1.2 Социально-экономические аспекты цифровизации потребления 16
Глава 2. Формирование цифрового рынка продуктов питания в Санкт-Петербурге 25
2.1 Основные тенденции на цифровом рынке продуктов питания 25
2.2 Сервисы-лидеры доставки продуктов питания в Санкт-Петербурге 32
Глава 3. Исследование социальных практик участников цифровых платформ 38
3.1 Результаты анкетирования пользователей онлайн-сервисов доставки продуктов питания 39
3.1 Результаты анализа интервью при исследовании социальных практик работников курьерских служб доставки продуктов питания 63
Заключение 96
Литература 98
Приложения 105
Приложение 1. Анкета 105
Приложение 2. Таблицы сопряженности и хи-квадрат 110
Приложение 3. Кодировки открытых вопросов 120
Приложение 4. Программа исследования 123
Приложение 5. Гайд интервью 129
Приложение 6. Пример транскрипта интервью 130
Цифровизация –процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в производство для расширения границ рынка, процесс преобразования незанятого социального-экономического пространства в рыночное. Цифровизация охватывает не только предприятия, но также и многие сферы человеческой жизни, в том числе сферу питания. Интеграция цифровых технологий в сферу питания носит название – фудтек (foodtech).Согласно материалам Шестой Международной научно-практической конференции, доля проникновения онлайн сервиса в сегменте питания в 2018 году составляла порядка 1%, что довольно мало по сравнению с зарубежными странами . Однако, несмотря на это, один из сегментов фудтек(foodtech) – онлайн-сервисы доставки еды показывают активное развитие за последние 3 года. Согласно результатам исследования, проведенного компанией Nielsen в 2019 году, 80% онлайн-потребителей в России хотя бы раз в жизни заказывали еду через интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц и чаще . По результатам исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ в 2020 году, за время самоизоляции каждый четвертый россиянин (26%) заказывал доставку продуктов питания на дом , а спрос за 2020 год на доставку продуктов увеличился в 2-3 раза . Так, вместо такого экономического пространства, как гипермаркеты и заведения общественного питания, посредством цифровых платформ – онлайн-сервисов доставки еды – появляется новое экономическое пространство, которое изначально являлось как неэкономическое, а жилое – место, где проживает человек, в котором и оказываются коммерческие услуги.
Foodtech подразумевает развитие не только сервисов доставки продуктов питания, но также и развитие: food- блогов, видео – мастер классов, обзоров на продукты питания, кулинарных шоу и т.п. Одним из таких блогов является кулинарный онлайн-проект «Едим дома». Там представлены не только рецепты профессиональных поваров, но и рецепты обычных пользователей. «Едим дома» выступает в качестве социальной сети, где пользователи имеют возможность публиковать свои рецепты и фотографии блюд, оценивать чужие, сравнивать по ингредиентам и рейтингу. Согласно статистике SimilarWeb, ежемесячно этот ресурс посещают более 15 млн пользователей из разных стран мира . Подобная интеграция цифровых технологий в сферу питания, с одной стороны, подходит под динамику современного общества, а с другой, – изменяет некоторые привычные сферы жизни индивида, способствуя созданию новых практик. Сама еда становится не просто способом утолить базовую человеческую потребность, она трансформируется и обретает новое качество, посредством социально-культурного конструирования в виртуальном пространстве - сам факт приобретения/потребления продуктов питания говорит о человеке нечто конкретное - становится элементом самоидентификации. Кроме этого, меняется технология выбора. С появлением системы рейтингов и оценок, человек начинает покупать и потреблять ту еду, которая наиболее популярна в социуме, что порождает иллюзию выбора. Также с цифровизацией люди чаще сталкиваются с «анонимным доверием». Человеку приходится воспользоваться услугами того человека, которого он совершенно не знает, что вынуждает его прибегнуть к доверию.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что цифровизация с каждым днем всё больше внедряется в сферу питания, трансформируя не только рынок еды, но также способствуя формированию новых социальных практик. Если раньше для того, чтобы удовлетворить базовую человеческую потребность в еде, люди, например, покупали продукты в магазине или питались в заведениях общественного питания, то с широким распространением различных интернет-сайтов появляется возможность заказать необходимые продукты питания домой или уже готовые блюда из ресторана. Люди все чаще пользуются доставкой продуктов питания на дом, меняя привычную модель потребления продуктов питания. Сама еда из обычного удовлетворения потребностей превращается в потребление знаков и символов, становится цифровой. В связи с этим возникает необходимость в изучении цифровизации в сфере потребления продуктов питания.
Степень научной разработанности темы. Изучением темы потребления продуктов питания с давних пор занимались такие социологи как: К. Фишлер, А. Уорд, Г. Зиммель, Т. Веблен, К. Маркс и др. Классические подходы социологии (Г. Спенсер, О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм) позволяют исследовать многие аспекты современной жизни, при этом их применение в целях исследования влияния цифровизации в сфере питания на индивидов крайне затруднительно. К более современным социологам, изучавших темы питания, а также потребления, чьи исследования рассматриваются в работе, относятся: Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье. Они утверждали, что в современном обществе потребляются не вещи, а символы, которые в них заложены, а само потребление еды – это форма межличностной коммуникации, где происходит постоянный обмен знаками. Исследователи и социологи по-разному рассматривают цифровую еду и изучают: культуру ведения блогов о продуктах питания (Solier, 2013), рост обзоров продуктов питания на основе приложений (Rousseau, 2014), рост количества печати 3D-продуктов питания (Khot, 2015), процесс использования цифровых технологий фермерами (Hatfield, 2008), использование цифровых технологий для решения проблем питания и ожирения(Choi, 2014), роль цифрового контента в повседневной жизни человека (Lewis, 2018). Если говорить о теориях, связанных с цифровизацией рынка, то этой темой занимается канадский исследователь в области цифровой экономики Ник Срничек. В основе его интересов – изучение цифровых платформ. В России такие цифровые платформы представлены компаниями: «Яндекс.Еда» и «Deliveryclub», они выступают, как новая рыночная площадь, опосредующая взаимоотношения между разными людьми/группами. Такие цифровые платформы и порождают различные изменения. Так, например, итальянский социолог Карло Верчелло не утверждает, что при функционировании такой системы рынка помимо того, что главным источников создания стоимости становится знание, а труд перестает быть материальным, меняется и сам продукт труда – он становится нематериальным (создаются блоги, форумы, сайты и приложения), то есть происходит трансформация традиционного товара в услугу. На данный момент наиболее яркими исследователями потребления продуктов питания в рамках современной отечественной социологии являются: Веселов Ю. В. – в рамках петербургской школы, а также Носкова А. В. и Кравченко С. А. в рамках московской школы (МГИМО). Другим представителем московской школы и изучающим цифровизацию в сфере питания является Карпова Д.Н., утверждающая, что с развитием современных информационно-коммуникационных технологий происходят изменения не только на рынке еды, но также трансформацию претерпевают многие сферы жизни людей, такие как: система коммуникации, выбор, доверие.
Гипотеза: развитие ИКТ способствует расширению границ рыночного пространства. Благодаря цифровым платформам свободное социальное пространство преобразовывается в экономическое (рыночное). Границы рынка сбыта расширяются, это способствует увеличению прибыли, при одновременном сокращении издержек на содержание и обслуживание экономического пространства (аренда, текущий ремонт, хранение, логистика, постоянная оплата труда и налоги). Вместе с тем цифровые платформы меняют и социальные практики участников рынка (производителей, дистрибьюторов, потребителей). Ключевыми аспектами здесь выступают доверие, коммуникация и выбор. Исследованию этих аспектов и будет посвящено данное исследование.
Таким образом, объектом изучения выпускной квалификационной работы является цифровизация в сфере потребления продуктов питания.
Изменения в социально-экономических практиках, вызванные цифровизацией потребления продуктов питания представляют собой предмет изучения выпускной квалификационной работы.
Цель работы заключается в изучении того, как цифровизация способствует расширению рыночного пространства, и как оно меняет социальные аспекты жизни людей, связанных с производством, дистрибьюцией и потреблением, на примере онлайн-рынка продуктов питания.
Для достижения поставленной исследовательской цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к анализу процесса цифровизации потребления.
2. Определить социально-экономические аспекты цифровизации в сфере потребления продуктов питания.
3. Проследить основные тенденции, свойственные цифровому рынку продуктов питания в России.
4. Описать функционирование основных онлайн-сервисов доставки продуктов питания в Санкт-Петербурга.
5. Провести эмпирические исследования, связанные с выявлением изменений социальных практик основных участников цифрового рынка продуктов питания.
Методы сбора эмпирических данных:
- анкетный опрос пользователей онлайн-сервисов доставки продуктов питания в формате онлайн с помощью информационного ресурса«Google Forms»;
- интервьюирование работников курьерской службы сервисов доставки продуктов питания;
- анализ литературы и документов о сервисах, предоставляющих услуги по доставке продуктов питания.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляет концепция канадского социолога Ника Срничека, именуемая капитализмом платформ. Именно цифровая платформа, в основе которой лежат различные возможности работы с данными, и играет основную роль в изменениях, связанных с цифровизацией. В основе работы также лежат: концепция влияния цифровизации на различные аспекты жизни людей профессора Оксфордского университета Марка Грейама, концепция платформенного труда английского исследователя в области цифровых платформ Карен Грегори, и ее видение дестабилизации формальной занятости, которая появляется с цифровизацией. Кроме этого, концепция трансформации еды в электронно-сетевых общностях Д. Карповой, концептуальные подходы к осмыслению потребительских практик населения Томилова А. и Салагаева А., концепция рационального выбора Д. Коулмана, мифологическая концепция Р. Барта, концепция потребления Ж. Бодрийяра, концепция доверия П. Штомпки–также составляют теоретико-методологическую основу настоящего исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют 201 анкета пользователей цифровых продуктовых платформ в марте – апреля 2021 года, а также 10 интервью курьеров онлайн-сервисов доставки продуктов питания «Яндекс.Еда», «Самокат» и «Delivery.Club» в г. Санкт-Петербург в марте 2021 года.
Научно-практическая значимость исследования: его результаты позволят показать, возникновению каких социальных практик влечет за собой цифровизация. Исследование помогает посмотреть, как цифровизация перекраивает социальное и физическое пространство.
Разработанный исследовательский социологический инструментарий позволит выявлять социальные аспекты цифровизации в сфере потребления продуктов питания среди производителей, потребителей и дистрибьютеров. Материалы и выводы могут служить основой для дальнейших исследовательских разработок и социальных проектов, связанных с преодолением проблем социального неравенства, организации предпринимательской деятельности, а также проблем свойственных платформенному труду.
Структура ВКР: в работе выделено три главы (в первой отражены теоретические концепции, которые позволяют наиболее полно раскрыть объектно-предметную область исследования; во второй – описание функционирования цифрового рынка продуктов питания на примере сервисов доставки продуктов питания в Санкт-Петербурге; в третьей – непосредственно методика и результаты проведенного исследования), заключение, список использованной литературы, приложения (анкета, программа исследования, гайд интервью, пример транскрипта одного из интервью, графики, таблицы).
Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий меняет социальное пространство – оно расширяется и становится экономическим, если раньше рыночное пространство, в котором происходила купля-продажа, ограничивалось территорией продуктового магазина или заведением общественного питания, то теперь оно выходит за рамки и заполняет другие пространства, раннее не предназначенные для подобной экономической деятельности. Цифровые платформы, в свою очередь, не просто становятся новой рыночной площадью, но также создают растущую социальную дифференциацию в обществе, способствуют возникновению синхронизации потребителя с компанией, и трансформируют некоторые социальные аспекты жизни людей.
Во-первых, с цифровизацией люди чаще сталкиваются с «анонимным доверием». Человеку, приходится воспользоваться услугами того человека, которого он совершенно не знает, что вынуждает его прибегнуть к доверию. Дистрибьютерам приходится, в свою очередь, доверять платформе, что она составит ему такой алгоритм работы, по которому он вовремя доберется до точки назначения и не понесет убытки в виде штрафов. Производители, обращаясь к услугам цифровых платформ, доверяют, что она корректно проанализирует и использует данные пользователей во благо их бизнесу.
Во-вторых, меняется технология выбора. С появлением системы рейтингов и оценок, человек начинает покупать и потреблять ту еду, которая наиболее популярна в социуме, осуществляя свой выбор на основе индивидуальных и социальных оценок услуг (рейтингов), акций, брендов, что порождает иллюзию свободного выбора. Кроме этого, с появлением онлайн-сервисов доставки продуктов питания потребители осуществляют свой выбор в пользу работы, учебы или досуга, вместо самостоятельного приготовления и покупки еды. Цифровые платформы также меняют выбор производителей, заставляя их открывать «темные кухни» и «темные магазины» с целью сокращения издержек на содержание и обслуживание экономического пространства, а также выбирать между главными сервисами-лидерами доставки с целью охвата большей аудитории и большей экономической выгоды. В то же время, онлайн-технологии и их алгоритмическое управление, контролируют работу дистрибьютеров (курьеров) и осуществляют выбор за них (где, как, сколько им необходимо работать), вынуждая их идти на риски.
В-третьих, меняется система коммуникации. Еда становится не просто способом утолить базовую человеческую потребность, она трансформируется и обретает новое качество – сам факт потребления продуктов питания говорит о человеке нечто конкретное – становится элементом самоидентификации. Кроме этого, осуществление обратной связи в виде выставления оценки качества предоставляемого сервиса – новая форма межличностной коммуникации, где пользователь отправляет определенное сообщение с целью дальнейшего удовлетворения его потребностей. Обращение к службе поддержки –еще один вид межличностной коммуникации, где появляется взаимодействие с лицами, которые не участвуют в процессе производства, но без которых функционирование сервисов является затруднительным, как для пользователей, так и для дистрибьютеров. Курьерам также свойственна дихотомия «свой - чужой», являющаяся основополагающей для коммуникации между ними. Кроме этого, производителям тоже свойственен новый вид коммуникации, где способ «заявить о себе» происходит через самостоятельное формирование и редактирование контента на цифровой платформе.
1. Барт Р.К психосоциологии современного питания//Системамоды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с франц. С.Н. Зенкина. М.:Изд-воим.Сабашниковых,2003.512 с.
2. Бодрийяр Ж.К критике политической экономии знака/Пер.сфранц. В. Кузнецова.М.: Изд-воБиблион,2003.272с.
3. Бодрийяр Ж.Общество потребления. Его мифы и структуры/Пер. сфранц.Е.А.Самарской.М.: Изд-во Республика,2006.269 с.
4. Бодрийяр Ж.С истема вещей/Пер.сфранц.С.Н.Зенкина.М.:Изд-во Рудомино,2001. 151с.
5. Бурдье П. Различие: социальная критика суждения/Пер.сфранц.О.И.Кирчик.М.:РОССПЭН,2004.С.537–568.
6. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. М.:ЛИБРОКОМ, 2011. 365 с.
7. Веселов Ю. В. Социология питания: современная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 1 С. 68-82.
8. Веселов Ю.В. Социология питания: теоретические основания: сб. статей/под ред.А.О. Бороноева. СПб.: Изд-воэкономическогофакультетаСПбГУ,2014.С.95-104.
9. Веселов Ю.В., Капусткина Е.В., Карапетян Р.В., Кашин А.Л., Цетина К., Липатов А.А., Никифорова О.А., Петров А.В.,и др. Экономическая социология: теория и история: монография / Под ред.Ю.В.ВеселоваиА.Л.Кашина.Спб.:Нестор-История,2012.760 с.
10. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н., Семенова Г. И., Гронов Ю. Е. Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. № 1 (72). С. 41-58.
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: КА¬НОН-пресс-Ц, 2000. 304 с.
12. Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций// Социологические исследования. 2011. № 8. С. 72-82.
13. Денисенко И.А. Мировой и российский FoodTech-рынок// Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы Шестой Международной научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. С. 77.
14. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Пер. с франц. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.
15. Заболотная Г. М. Феномен доверия и его социальные функции // Вестник РУДН. 2003. № 4-5. С. 79-85.
16. Зарубина Н.Н. Трансформации практик питания в современной России: детерминанты // Вестник МГИМО-Университета. 2014. Т. 6. № 39 С. 199-208.
17. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т. 2. М.: Юристъ, 1996. С. 266-291.
18. Зиммель Г. Социология трапезы / Пер. с немец.Бурлачука В. // ЭСМ. 2010. № 4. С. 187-192.
19. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма / пер. с немец. Н. Вальденберга. М.: Наука. 1980. С. 232-237.
20. Карпова Д. Н. Еда: трансформация в электронно-сетевых общностях // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. С. 274-277.
21. Коулман Д. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 35-44.
22. Кравченко С. А. Социальная и культурная динамика еды: приобретения и уязвимости // Социологические исследования. 2015. №1. С. 85-94.
23. Крамарева М. А. Современные тенденции развития новых форматов на рынке массового питания//Вестник индустрии гостеприимства. 2017. С. 87-93.
24. Локк Д. Два трактата о правлении // Второй трактат о правлении. пер. с англ. Ю. В. Семенова. М: Социум, 2014. Т. 3. С. 262-405.
25. Маркс К. Экономические рукописи 1857 – 1859 годов // К. Маркс и Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1969. Т. 46. № 2. С. 239.
26. Носкова А. В. Питание: методологические подходы к исследованию и повседневные практики // Вестник МГИМО. 2014. № 6. С. 209-218.
27. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 270.
28. Салагаев А. Л., Томилов А. Б. Концептуальные подходы к осмыслению потребительских практик населения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. №2. С. 145-151.
29. Селигмен А. Проблема доверия / Перевод с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболева. М: Идея-Пресс, 2002. С. 123-162.
30. Сироткина К. И. Тенденции продвижения на рынке доставки готовой еды // Аллея науки. 2018. Т. 7. №6. С. 695-699.
31. Срничек Н. Капитализм платформ // Экономическая социология.2019. Т. 20. № 1. С. 72–82.
32. Тарасова Т. В. Современные подходы к изучению потребительского поведения // Вестник ГУУ. 2013. №10. С. 262-267.
33. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая индустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 730 с.
34. Штомпка П. Доверие – основа общества. // Пер. с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 440 с.
35. Юшкова А. Успешное продвижение службы доставки в ресторане // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 4. С. 290-292.
36. Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 13 с.
37. Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2019 г. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 3.
38. Choi, J. H-j., Graham, M. Urban Food Futures: ICTs and Opportunities // Futures. 2014. N 62. P. 151-154.
39. Giddens A. Modernity and self-identity / Stan.: Stanford univ. press, 1991. P. 264.
40. Gonzalez V. L. Is it Necessary to (Urgently) Adopt a Community Regulation for Online Food Sales? // European Food and Feed Law Review. 2019. Vol.14. N 5. P. 430-435.
41. Graham M., Kitchin R., Mattern S., Shaw J. How to Run a City Like Amazon, and Other Fables. Lon.: MeatspacePress, 2019.P. 350.
42. Gregory K. My Life Is More Valuable Than This: Understanding Risk among On-Demand Food Couriers in Edinburgh // Work, Employment and Society. 2020. Vol. 35. N 2. 316-331.
43. Hatfield L., Destin L. Cultivating the Web: High TechTools For the Sustainable Food Movement // Community-wealth.2008.P. 6-32.
44. Holmberg C., Chaplin J., Hillman T., Berg C. Adolescents' presentation of food in social media: an explorative study // Appetite. 2016. P. 121-129.
45. Khot, R. A., Lee, J., Aggarwal, D., Hjorth, L., & MuellerTastyBeats:DesigningPalatableRepresentationsofPhysicalActivity. NY: Association for Computing Machinery. 2015. P. 2933-2942.
46. LewisT.Digitalfood:frompaddocktoplatform // Communication Research and Practice. 2018. Vol. 4. N 3. P. 212-228.
47. McKenzie W. A Hacker Manifesto / Cam.: HarvardUniversityPress, 2008.P. 208.
48. Richardson L. Deliveroo // How to run a city like amazon, and other fable. 2019. P. 266-288.
49. RousseauS.Food andsocialmedia:You are whatyou tweet // Gastronomic. 2014. Vol. 14. N 4. P. 86-93.
50. Solier I. Food and the Self: Consumption, Production and Material Culture // Anthropologyoffood. 2013. P. 224.
51. VercelloneС. From Formal Subsumption to General Intellect: Elements for a Marxist Reading of the Thesis of Cognitive Capitalism, in Historical Materialism // Historical Materialism. 2007. Vol. 15 N 1. P.13-36.
52. Байназаров Н. Как автоматизация процессов меняет сферу общественного питания //RURBASE. URL: https://rb.ru/longread/new-restaurant/ (дата обращения: 01.03.2021).
53. Ганжур Е. Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/417203-bitva-za-edu-kak-delivery-club-i-yandekseda-perekraivayut-rynok-vo-vremya-pandemii(дата обращения: 04.03.2021).
54. Зайцев Д. Глобальная цифровизация ресторанной сферы//vc.ru. URL:https://vc.ru/food/51756-top-5-problem-kotorye-tormozyat-sferu-obshchestvennogo-pitaniya-v-rossii(дата обращения: 27.05.2020).
55. Карасева О. Раздельное питание: Как «Яндекс.Еда» и Delivery Club борются за рынок доставки // TheVillage.URL: https://www.the-village.ru/business/stories/346253-yandeks-eda-vs-delivery-club(дата обращения: 03.04.2021).
56. Лаптев А. Технологии еды. Как и почему изменится доставка из ресторанов // Forbes. URL:https://www.forbes.ru/biznes/363613-tehnologii-edy-kak-i-pochemu-izmenitsya-dostavka-iz-restoranov(дата обращения: 15.04.2021).
57. Орлов. В. Как работают агрегаторы по доставке еды // RURBASE. URL: https://rb.ru/opinion/obed/ (дата обращения: 27.05.2020).
58. Гид маркет: Маркетинговое исследование рынка услуг по доставке еды в России 2012-2016гг., прогноз до 2021г // РБК. URL: https://s.rbk.ru/v5_marketing_media/demo/8/38/115142979810388.pdf(дата обращения: 17.03.2021).
59. Террасофт: Как цифровая трансформация поможет развитию вашей организации. URL: https://www.terrasoft.ru/digital-transformation (дата обращения: 27.05.2020).
60. Яндекс. Еда. Что заказывают в Яндекс.Еде // Яндекс. URL: https://yandex.ru/company/researches/2020/food(дата обращения: 15.04.2021).
61. Яндекс: Яндекс.Шеф не дороже, чем те же продукты в магазине. URL: https://chef.yandex/how#price (дата обращения: 27.05.2020).
62. NAFI: Публичный мониторинг качества услуг служб доставки. URL:https://nafi.ru/analytics/rossiyane-ne-gotovy-otkazyvatsya-ot-dostavki-produktov-na-dom-posle-okonchaniya-samoizolyatsii/ (дата обращения: 15.04.2021).
63. NAFI:Онлайн-покупка продуктов питания и их доставка. URL:https://nafi.ru/en/projects/sotsialnoe-razvitie/onlayn-pokupka-produktov-pitaniya-i-ikh-dostavka/ (дата обращения: 04.2021).
64. Nielsen: Потребитель развлечений и еды вне дома. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/uzhin-onlayn-gde-pitayutsya-rossiyskie-potrebiteli/ (дата обращения: 23.03.2021).
65. NPDGroup: Обзор российского рынка услуг по доставке еды // Центр маркетинговых исследований и субконтрактации. URL: http://cmis-kaluga.ru/obzory/article_post/obzor-rossiyskogo-rynka-uslug-po-dostavke-yedy(дата обращения: 23.03.2021).
66. Tass: Спрос на доставку продуктов в России вырос на фоне продления выходных. URL: https://tass.ru/ekonomika/8160051(дата обращения: 15.04.2021).
67. TheVillage: Форма курьеров, скидки и алгоритмы, которые предсказывают поведение заказчиков. URL: https://www.the-village.ru/business/story/346253-yandeks-eda-vs-delivery-club (дата обращения: 12.03.2021).