Стратегии развития городов Крайнего Севера России и стран Скандинавии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения урбанизма 8
1.1 Понятие и история формирования научного дискурса феномена «урбанизм» 8
1.2 Концепции урбанизма в зарубежных и отечественных исследованиях 18
2. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера России 24
2.1 Монопрофильность 24
2.2 Экологическая ситуация 30
2.3 Транспортно-информационная изоляция 38
3. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера стран Скандинавии 43
3.1 Постмодернистский подход к формированию городской среды севера Швеции 43
3.2 Хипстерский подход к формированию городской среды севера Норвегии 53
3.3 Новый урбанизм в формировании городской среды севера Дании 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
1. Теоретические основы изучения урбанизма 8
1.1 Понятие и история формирования научного дискурса феномена «урбанизм» 8
1.2 Концепции урбанизма в зарубежных и отечественных исследованиях 18
2. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера России 24
2.1 Монопрофильность 24
2.2 Экологическая ситуация 30
2.3 Транспортно-информационная изоляция 38
3. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера стран Скандинавии 43
3.1 Постмодернистский подход к формированию городской среды севера Швеции 43
3.2 Хипстерский подход к формированию городской среды севера Норвегии 53
3.3 Новый урбанизм в формировании городской среды севера Дании 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
Последние три десятилетия ознаменовались беспрецедентными темпами климатических изменений Арктики, при этом динамика глобального потепления в регионе в 2 раза выше среднего мирового показателя. Как следствие, в Арктике осваиваются более короткие навигационные маршруты, недоступные ранее месторождения, что способствует повышению ее экономической и политической значимости, а также трансформации Арктики из неиспользуемой и малонаселенной территории в перспективный, инфраструктурно развитый регион. Однако вопреки наметившейся тенденции, актуальная статистика свидетельствует об обратном эффекте: города Крайнего Севера социально и экономически регрессируют, что вызывает движение массовых миграционных потоков, устремленных в южные и средние широты, а также снижает инвестиционную привлекательность региона. Данное противоречие возможно разрешить при грамотном городском планировании, которое отвечало бы новым вызовам и задачам, а также учитывало запросы населения северных городов. Именно данная проблематика составляет основу данного исследования.
Актуальность работы определяется, во-первых, постоянным возрастанием геополитической, экономической и научной значимости Арктики, которое обусловлено изменением климата и, как следствие, возникновением возможностей для раскрытия потенциала территории.
Во-вторых, данный регион находится в фокусе внимания мирового сообщества, однако реализация ряда международных и государственных проектов, в частности, Северного морского пути, нуждается в хорошо развитых северных городах, которые впоследствии станут международными портами или исследовательскими базами.
В-третьих, как правило, градостроительная концепция приарктической зоны ориентирована на добычу минеральных ресурсов, вместе с тем, общая мировая тенденция заключается в переориентации экономики и производства на альтернативные источники энергии, таким образом, современное городское планирование не в полной мере отвечает вызовам времени.
В-четвертых, вопреки перспективности региона, демографическая ситуация на севере продолжает характеризоваться массовыми оттоками жителей, методы, использованные ранее для привлечения населения (высокие заработные платы и льготы), устаревают и больше не обладают определяющим значением, таким образом, необходим фокус на выстраивании городов в соответствии с приоритетами и ценностями современного общества.
Прикладная ценность работы: выводы, полученные в результате исследования, представляют собой возможные направления сотрудничества северных регионов, а также могут формировать государственные и муниципальные программы в рамках развития городов Крайнего Севера. Наконец, данное исследование может быть полезно компаниям частного сектора, так как дает достаточно обширный анализ конъюнктуры и условий для ведения предпринимательской деятельности, направленной на развитие потенциала рассматриваемых территорий. Конкретные рекомендации по развитию городов Крайнего Севера сформулированы в заключении и наглядно продемонстрированы в приложении к работе. (см. Приложение №1)
Степень научной разработанности. Основная тенденция заключается в том, что, как правило, авторы работ по близкой тематике акцентируют внимание на отдельных аспектах, таких как экология Крайнего Севера, экономика арктической зоны и другие. Таким образом, несмотря на наличие отдельных публикаций по общим и частным вопросам, стоящим перед данным регионом, практически отсутствуют примеры комплексного анализа. Напротив, в данном исследовании дается достаточно подробный разбор основных задач развития Крайнего Севера с точки зрения их взаимосвязи. Так, например, данное исследование связывает проблемы северных и монопрофильных городов, обрисовывая более детальный контекст, что обычно игнорируется и отечественными, и зарубежными авторами. О данной тенденции свидетельствуют, например, работы таких авторов как С.Н. Мирошникова и Н. Гранхолма. Кроме того, как правило, Арктика упоминается и анализируется в рамках изучения глобальных проектов, связанных с добычей ресурсов или освоением территорий, однако зачастую упускается анализ на микроуровне отдельно взятых городов, данное исследование обращается именно к этому уровню анализа, переходя не от общего к частному, а от частного к общему, что актуализирует исследование. Примером того, как в фокусе внимания исследователей Арктики оказываются отдельные аспекты государственных и международных проектов, трансграничная проблематика, а не уровень субъектов и городов, являются статьи Ю.В. Синчука, Д. Томмасини и других авторов.
Обзор источников. В качестве основных анализируемых источников выступили статистические и аналитические отчеты ряда компаний и правительственных структур, что позволило сопоставить показатели региона Крайнего Севера с соответствующими данными других территорий в рамках единой информационной базы, обеспечив тем самым объективность сравнения и выявление превалирующих тенденций в экономическом, социальном и политическом развитии региона. В качестве примера можно привести Aktuell Hållbarhet, Фонд развития моногородов, Статистическое агентство Гренландии, Центральное статистическое бюро Норвегии. Также необходимо отметить значимость для данного исследования официальной информации, предоставленной муниципальными образованиями регионов Крайнего Севера России и стран Скандинавии, например, Правительства Гренландии, Администрации Северодвинска, Пресс-центра Правительства Архангельской области. Информация из вышеназванных источников дала возможность выявить официальную политическую риторику, определить предполагаемый вектор развития территорий и оценить этап осуществления такового.
Обзор литературы. Среди использованной в ходе исследования литературы стоит отметить научные труды представителей Петербургской школы международных отношений: О.В. Григорьевой, М.Л. Лагутиной, Н.К. Харлампьевой, данные работы представляют особое значение для исследования, так как посвящены арктической проблематике и содействовали выявлению ключевых факторов и тенденций, существующих в регионе, что позволило сформировать более детальное представление о конъюнктуре политического курса в отношении населенных пунктов Крайнего Севера. Кроме того, следует выделить статьи и монографии урбанистов, на основании концепций которых было проанализировано развитие городов рассматриваемого региона и выдвинуты соответствующие предложения по городскому планированию в регионе Крайнего Севера. Среди таковых стоит отметить работы Л. Вирта, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Р. Парка, В.С. Вахштайна, М. Вильковского, У. Эко. Также следует выделить периодические издания и публикации средств массовой информации стран Скандинавии, которые обеспечили исследование актуальной информацией о степени разработанности отдельных изучаемых аспектов городского планирования, приоритетах местного правительства и населения в этом отношении. В качестве примера приведем работы Д. Томмасини, а также публикацию новостного издания NSD.
Объектом данного исследования являются города приарктической зоны, предметом исследования – стратегии развития городов Крайнего Севера.
Целью данного исследования является определение рекомендаций по выстраиванию стратегий развития городов Крайнего Севера России, Швеции, Норвегии и Дании. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ современных концептуальных моделей урбанизма;
2. Определение основных проблем городов Крайнего Севера России;
3. Выявление специфики населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии.
Методы. Данное исследование обращается к следующим группам таковых: общенаучные и исторические методы. К первой категории могут быть отнесены индукция (характеризующая общий ход данного исследования – от частных выводов к общим положениям и закономерностям), сравнение (градостроительных подходов России и стран Скандинавии), моделирование (проектов развития населенных пунктов Крайнего Севера), сравнительный анализ (соответствующих стратегий развития территорий). Среди исторических методов стоит отметить ретроспективный анализ (эволюция концепций урбанизма в контексте определенной эпохи).
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Апробация работы была проведена в рамках IV и V международной научной конференции «Арктика: история и современность», что нашло отражение в следующих статьях: «The Development Prospects of Tourist Infrastructure in the Cities of Extreme North» и «Problems of Monocities of the Extreme North and their Place in the Economic Development of the Arctic Zone».
Актуальность работы определяется, во-первых, постоянным возрастанием геополитической, экономической и научной значимости Арктики, которое обусловлено изменением климата и, как следствие, возникновением возможностей для раскрытия потенциала территории.
Во-вторых, данный регион находится в фокусе внимания мирового сообщества, однако реализация ряда международных и государственных проектов, в частности, Северного морского пути, нуждается в хорошо развитых северных городах, которые впоследствии станут международными портами или исследовательскими базами.
В-третьих, как правило, градостроительная концепция приарктической зоны ориентирована на добычу минеральных ресурсов, вместе с тем, общая мировая тенденция заключается в переориентации экономики и производства на альтернативные источники энергии, таким образом, современное городское планирование не в полной мере отвечает вызовам времени.
В-четвертых, вопреки перспективности региона, демографическая ситуация на севере продолжает характеризоваться массовыми оттоками жителей, методы, использованные ранее для привлечения населения (высокие заработные платы и льготы), устаревают и больше не обладают определяющим значением, таким образом, необходим фокус на выстраивании городов в соответствии с приоритетами и ценностями современного общества.
Прикладная ценность работы: выводы, полученные в результате исследования, представляют собой возможные направления сотрудничества северных регионов, а также могут формировать государственные и муниципальные программы в рамках развития городов Крайнего Севера. Наконец, данное исследование может быть полезно компаниям частного сектора, так как дает достаточно обширный анализ конъюнктуры и условий для ведения предпринимательской деятельности, направленной на развитие потенциала рассматриваемых территорий. Конкретные рекомендации по развитию городов Крайнего Севера сформулированы в заключении и наглядно продемонстрированы в приложении к работе. (см. Приложение №1)
Степень научной разработанности. Основная тенденция заключается в том, что, как правило, авторы работ по близкой тематике акцентируют внимание на отдельных аспектах, таких как экология Крайнего Севера, экономика арктической зоны и другие. Таким образом, несмотря на наличие отдельных публикаций по общим и частным вопросам, стоящим перед данным регионом, практически отсутствуют примеры комплексного анализа. Напротив, в данном исследовании дается достаточно подробный разбор основных задач развития Крайнего Севера с точки зрения их взаимосвязи. Так, например, данное исследование связывает проблемы северных и монопрофильных городов, обрисовывая более детальный контекст, что обычно игнорируется и отечественными, и зарубежными авторами. О данной тенденции свидетельствуют, например, работы таких авторов как С.Н. Мирошникова и Н. Гранхолма. Кроме того, как правило, Арктика упоминается и анализируется в рамках изучения глобальных проектов, связанных с добычей ресурсов или освоением территорий, однако зачастую упускается анализ на микроуровне отдельно взятых городов, данное исследование обращается именно к этому уровню анализа, переходя не от общего к частному, а от частного к общему, что актуализирует исследование. Примером того, как в фокусе внимания исследователей Арктики оказываются отдельные аспекты государственных и международных проектов, трансграничная проблематика, а не уровень субъектов и городов, являются статьи Ю.В. Синчука, Д. Томмасини и других авторов.
Обзор источников. В качестве основных анализируемых источников выступили статистические и аналитические отчеты ряда компаний и правительственных структур, что позволило сопоставить показатели региона Крайнего Севера с соответствующими данными других территорий в рамках единой информационной базы, обеспечив тем самым объективность сравнения и выявление превалирующих тенденций в экономическом, социальном и политическом развитии региона. В качестве примера можно привести Aktuell Hållbarhet, Фонд развития моногородов, Статистическое агентство Гренландии, Центральное статистическое бюро Норвегии. Также необходимо отметить значимость для данного исследования официальной информации, предоставленной муниципальными образованиями регионов Крайнего Севера России и стран Скандинавии, например, Правительства Гренландии, Администрации Северодвинска, Пресс-центра Правительства Архангельской области. Информация из вышеназванных источников дала возможность выявить официальную политическую риторику, определить предполагаемый вектор развития территорий и оценить этап осуществления такового.
Обзор литературы. Среди использованной в ходе исследования литературы стоит отметить научные труды представителей Петербургской школы международных отношений: О.В. Григорьевой, М.Л. Лагутиной, Н.К. Харлампьевой, данные работы представляют особое значение для исследования, так как посвящены арктической проблематике и содействовали выявлению ключевых факторов и тенденций, существующих в регионе, что позволило сформировать более детальное представление о конъюнктуре политического курса в отношении населенных пунктов Крайнего Севера. Кроме того, следует выделить статьи и монографии урбанистов, на основании концепций которых было проанализировано развитие городов рассматриваемого региона и выдвинуты соответствующие предложения по городскому планированию в регионе Крайнего Севера. Среди таковых стоит отметить работы Л. Вирта, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Р. Парка, В.С. Вахштайна, М. Вильковского, У. Эко. Также следует выделить периодические издания и публикации средств массовой информации стран Скандинавии, которые обеспечили исследование актуальной информацией о степени разработанности отдельных изучаемых аспектов городского планирования, приоритетах местного правительства и населения в этом отношении. В качестве примера приведем работы Д. Томмасини, а также публикацию новостного издания NSD.
Объектом данного исследования являются города приарктической зоны, предметом исследования – стратегии развития городов Крайнего Севера.
Целью данного исследования является определение рекомендаций по выстраиванию стратегий развития городов Крайнего Севера России, Швеции, Норвегии и Дании. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ современных концептуальных моделей урбанизма;
2. Определение основных проблем городов Крайнего Севера России;
3. Выявление специфики населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии.
Методы. Данное исследование обращается к следующим группам таковых: общенаучные и исторические методы. К первой категории могут быть отнесены индукция (характеризующая общий ход данного исследования – от частных выводов к общим положениям и закономерностям), сравнение (градостроительных подходов России и стран Скандинавии), моделирование (проектов развития населенных пунктов Крайнего Севера), сравнительный анализ (соответствующих стратегий развития территорий). Среди исторических методов стоит отметить ретроспективный анализ (эволюция концепций урбанизма в контексте определенной эпохи).
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Апробация работы была проведена в рамках IV и V международной научной конференции «Арктика: история и современность», что нашло отражение в следующих статьях: «The Development Prospects of Tourist Infrastructure in the Cities of Extreme North» и «Problems of Monocities of the Extreme North and their Place in the Economic Development of the Arctic Zone».
В результате реализации поставленных исследовательских задач были сделаны следующие выводы:
Во-первых, проанализированы три основные градостроительные концепции, в соответствии с принципами которых производится выстраивание и функционирование городских систем населенных пунктов Крайнего Севера. Содержание концепций в кратком изложении можно свести к следующему: модернизм ориентирован на максимизацию прибыли в ущерб социальной и экологической политике, постмодернизм (новый урбанизм) на выстраивание компактного города и устойчивой среды, хипстерский урбанизм на формирование имиджа населенного пункта привлекательного для населения и инвесторов. Кроме того, можно заключить, что изначально планирование большинства городов изучаемого региона произведено в русле индустриальной (модернистской) логики, предполагающей приоритет экономических задач над комфортом городской среды и экологичностью производства, так как основание населенных пунктов приарктической зоны, как правило, связано с разработкой месторождений минеральных ресурсов, вместе с тем, на современном этапе подходы варьируются в зависимости от государства: для Крайнего Севера России наиболее распространенной формой является модернистский город, для Швеции и Дании постмодернистский, для Норвегии хипстерский. Также можно заключить, что на практике наибольшую эффективность доказали постмодернистский и хипстерский урбанизм, которые обеспечивают стабильный прирост населения и, как следствие, стимулируют развитие городского пространства.
Во-вторых, определены основные проблемы актуальные для городов Крайнего Севера России, среди которых стоит отметить следующее: недостаточность диверсификации экономики и, как следствие, зависимость от градообразующих предприятий; ориентация на моментальную, но краткосрочную выгоду эксплуатации ресурсов Арктики; нестабильная экологическая ситуация, создающая угрозу окружающей среде, здоровью и жизни человека; слабая инфраструктурная и информационная связь с другими субъектами; узкий спектр возможностей для разнопланового развития личности, академического и карьерного роста. Возникновение вышеобозначенных проблем явилось закономерным результатом модернистского подхода к организации городов Крайнего Севера, что коррелирует как с моментом появления подхода, так и периодом ориентации СССР на индустриализацию. Преодоление данных проблем требует, в первую очередь, формирования новой идентичности городов, не связанной с их индустриальной направленностью.
В-третьих, выявлены тенденции, превалирующие в городском строительстве населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии. В первую очередь отметим, что большая часть рассматриваемых городов была основана с целью промышленной эксплуатации минеральных ресурсов и на современном этапе компании ресурсодобывающей отрасли во многом сохранили за собой ведущую роль, однако их влияние трансформировалось и теперь направлено на содействие муниципальным программам диверсификации экономики и устойчивого развития. Таким образом, большинство городов севера Скандинавии следует классифицировать как постмодернистские. Вместе с тем, отметим, что в современных реалиях данный подход представляется несовершенным, он не в полной мере способен удовлетворить запросы общества и потому не может решить проблему оттоков населения, которая остро стоит для севера большинства государств. По этой причине можно проследить постепенную инкорпорацию принципов хипстерского урбанизма в градостроительные проекты Крайнего Севера Скандинавии.
В соответствии с целью исследования были выработаны соответствующие рекомендации, различные комбинации которых могут быть использованы в качестве основы для выстраивания стратегий развития городов Крайнего Севера:
1. Первое предложение касается транспарентности, опыт Скандинавии показывает: открытая публикация сведений о выбросах позволяет верно расставить приоритеты при разработке экологических программ, а также объективно измерить эффективность отдельных методов, что не только повышает результативность проводимых мер, но и финансово целесообразно.
2. Так как большая часть городов Крайнего Севера была или остается монопрофильной, необходимо диверсифицировать экономику за счет не сырьевого направления, например, туризма. Пример Гренландии доказывает, что Крайний Север изначально обладает туристическим потенциалом и на начальном этапе может быть использован без создания специальной инфраструктуры.
3. Северные города могут стать исследовательскими центрами по изучению Арктики, экологии и геологии при открытии соответствующих образовательных учреждений. Кроме того, на территории Крайнего Севера располагаются ведущие промышленные комплексы, при содействии которых может быть организована учебная практика для иногородних студентов. Таким образом, программа станет не только полезна и престижна для студентов, но и позволит компаниям и муниципалитету создать кадровый резерв из потенциально заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве молодых специалистов.
4. В силу географической удаленности, эффективное развитие городов Крайнего Севера требует активного транспортного сообщения с региональным центром, однако в таком случае при строительстве соответствующей инфраструктуры необходимо использовать материалы, которые не только способны выдержать низкие температуры, но и пригодны для разных типов климата, так как, как правило, административный центр находится значительно южнее. По этой причине более выгодным решением представляется транспортное объединение арктических городов, что не только даст импульс к развитию бизнеса и образования, но и позволит реализовывать совместные муниципальные программы.
5. В случае отсутствия требующейся транспортной сети, необходимо компенсировать изолированность Крайнего Севера информационно-коммуникационной связью и дистанционной вовлеченностью в жизнь страны.
6. Для того, чтобы ликвидировать дефицит продуктов питания растительного происхождения, а также сделать их стоимость более доступной для населения, стоит развивать местное сельское хозяйство, успешное ведение которого возможно в тепличных условиях, что доказывает опыт шведской фирмы Hietala (г. Эвертурнео), ежегодно поставляющей около 100 тонн овощей и фруктов за сезон.
7. Поскольку экономика Крайнего Севера во многом завязана на неэкологичном процессе добычи ресурсов, стоит обратиться к мерам снижения уровня выбросов газов, образующихся в ходе промышленного производства, их примером может служить введение налога на выбросы CO2. Среди других решений можно выделить торговлю эмиссионными квотами, под которой подразумевается установление государством общего предела уровня загрязнения и дальнейшее распределение соответствующих квот между предприятиями, данный инструмент выступает мерой контроля и регулирования объема выбросов, а также возлагает на организации дополнительную ответственность за антропогенное воздействие на среду, устанавливая штрафы за несанкционированные выбросы. Также на уровне политики предприятия может быть реализован проект по установке специальных очистительных систем фильтрации.
8. Снижение концентрации опасных веществ в атмосфере может происходить в контексте разрешения других социально-экономических проблем муниципалитета. Например, при установке цеха, извлекающего CO2 из атмосферы, полученный углерод может в дальнейшем быть использован для работы теплиц, что повышает урожайность на 20%. Кроме того, ссылаясь на опыт северной шведской коммуны Лулео, отметим возможность использования газов, выделяющихся при сталелитейном процессе, в создании биомассы, применяющейся городской системой теплоснабжения.
9. В качестве меры облагораживания городского пространства, а также решения экологических проблем, стоит совместными усилиями волонтеров, независимых организаций и муниципалитета очистить территорию от производственного и бытового мусора, а также внедрить систему сортировки отходов, которая обеспечит сырьем ряд предприятий: органические отходы могут служить в качестве удобрения растений в теплицах и оранжереях, пластмасса и стекло перерабатываться местными продовольственными фабриками для упаковки продукции, остальное сжигаться для отопления.
10. В целях максимизации использования природного потенциала Арктики, а также экономии федеральных средств на подключение изолированных территорий к единой энергетической системе страны, предлагается выстраивание автономных систем возобновляемой энергии. В данном случае целесообразно использование не только ГЭС и ВЭС, но и СЭС, так как уровень инсоляции Крайнего Севера в период полярного дня достаточно высок.
11. В обеспечении прироста населения и инвестиционной привлекательности Крайнего Севера, необходимо выстраивание и продвижение уникального имиджа населенных пунктов. В данной связи наиболее целесообразным и выгодным средством представляется партиципация самого населения через Интернет-платформы. На основе соответствующих опросов и предложений муниципальные власти смогут выделить наиболее перспективные направления развития городского пространства, которое не будет противоречить уже сложившейся идентичности местного общества.
Для обеспечения прикладной ценности работы, вышеизложенные рекомендации, выработанные в ходе реализации цели исследования, были систематизированы в виде таблицы. (см. Приложение №1) Критериями классификации выступили уровень реализации проектов (наиболее эффективное решение проблемы развития городов Крайнего Севера возможно только при содействии всех уровней участия и принятия решений) и рекомендуемая территория применения (в зависимости от текущего уровня развития и потребностей муниципалитетов рассматриваемых стран).
Во-первых, проанализированы три основные градостроительные концепции, в соответствии с принципами которых производится выстраивание и функционирование городских систем населенных пунктов Крайнего Севера. Содержание концепций в кратком изложении можно свести к следующему: модернизм ориентирован на максимизацию прибыли в ущерб социальной и экологической политике, постмодернизм (новый урбанизм) на выстраивание компактного города и устойчивой среды, хипстерский урбанизм на формирование имиджа населенного пункта привлекательного для населения и инвесторов. Кроме того, можно заключить, что изначально планирование большинства городов изучаемого региона произведено в русле индустриальной (модернистской) логики, предполагающей приоритет экономических задач над комфортом городской среды и экологичностью производства, так как основание населенных пунктов приарктической зоны, как правило, связано с разработкой месторождений минеральных ресурсов, вместе с тем, на современном этапе подходы варьируются в зависимости от государства: для Крайнего Севера России наиболее распространенной формой является модернистский город, для Швеции и Дании постмодернистский, для Норвегии хипстерский. Также можно заключить, что на практике наибольшую эффективность доказали постмодернистский и хипстерский урбанизм, которые обеспечивают стабильный прирост населения и, как следствие, стимулируют развитие городского пространства.
Во-вторых, определены основные проблемы актуальные для городов Крайнего Севера России, среди которых стоит отметить следующее: недостаточность диверсификации экономики и, как следствие, зависимость от градообразующих предприятий; ориентация на моментальную, но краткосрочную выгоду эксплуатации ресурсов Арктики; нестабильная экологическая ситуация, создающая угрозу окружающей среде, здоровью и жизни человека; слабая инфраструктурная и информационная связь с другими субъектами; узкий спектр возможностей для разнопланового развития личности, академического и карьерного роста. Возникновение вышеобозначенных проблем явилось закономерным результатом модернистского подхода к организации городов Крайнего Севера, что коррелирует как с моментом появления подхода, так и периодом ориентации СССР на индустриализацию. Преодоление данных проблем требует, в первую очередь, формирования новой идентичности городов, не связанной с их индустриальной направленностью.
В-третьих, выявлены тенденции, превалирующие в городском строительстве населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии. В первую очередь отметим, что большая часть рассматриваемых городов была основана с целью промышленной эксплуатации минеральных ресурсов и на современном этапе компании ресурсодобывающей отрасли во многом сохранили за собой ведущую роль, однако их влияние трансформировалось и теперь направлено на содействие муниципальным программам диверсификации экономики и устойчивого развития. Таким образом, большинство городов севера Скандинавии следует классифицировать как постмодернистские. Вместе с тем, отметим, что в современных реалиях данный подход представляется несовершенным, он не в полной мере способен удовлетворить запросы общества и потому не может решить проблему оттоков населения, которая остро стоит для севера большинства государств. По этой причине можно проследить постепенную инкорпорацию принципов хипстерского урбанизма в градостроительные проекты Крайнего Севера Скандинавии.
В соответствии с целью исследования были выработаны соответствующие рекомендации, различные комбинации которых могут быть использованы в качестве основы для выстраивания стратегий развития городов Крайнего Севера:
1. Первое предложение касается транспарентности, опыт Скандинавии показывает: открытая публикация сведений о выбросах позволяет верно расставить приоритеты при разработке экологических программ, а также объективно измерить эффективность отдельных методов, что не только повышает результативность проводимых мер, но и финансово целесообразно.
2. Так как большая часть городов Крайнего Севера была или остается монопрофильной, необходимо диверсифицировать экономику за счет не сырьевого направления, например, туризма. Пример Гренландии доказывает, что Крайний Север изначально обладает туристическим потенциалом и на начальном этапе может быть использован без создания специальной инфраструктуры.
3. Северные города могут стать исследовательскими центрами по изучению Арктики, экологии и геологии при открытии соответствующих образовательных учреждений. Кроме того, на территории Крайнего Севера располагаются ведущие промышленные комплексы, при содействии которых может быть организована учебная практика для иногородних студентов. Таким образом, программа станет не только полезна и престижна для студентов, но и позволит компаниям и муниципалитету создать кадровый резерв из потенциально заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве молодых специалистов.
4. В силу географической удаленности, эффективное развитие городов Крайнего Севера требует активного транспортного сообщения с региональным центром, однако в таком случае при строительстве соответствующей инфраструктуры необходимо использовать материалы, которые не только способны выдержать низкие температуры, но и пригодны для разных типов климата, так как, как правило, административный центр находится значительно южнее. По этой причине более выгодным решением представляется транспортное объединение арктических городов, что не только даст импульс к развитию бизнеса и образования, но и позволит реализовывать совместные муниципальные программы.
5. В случае отсутствия требующейся транспортной сети, необходимо компенсировать изолированность Крайнего Севера информационно-коммуникационной связью и дистанционной вовлеченностью в жизнь страны.
6. Для того, чтобы ликвидировать дефицит продуктов питания растительного происхождения, а также сделать их стоимость более доступной для населения, стоит развивать местное сельское хозяйство, успешное ведение которого возможно в тепличных условиях, что доказывает опыт шведской фирмы Hietala (г. Эвертурнео), ежегодно поставляющей около 100 тонн овощей и фруктов за сезон.
7. Поскольку экономика Крайнего Севера во многом завязана на неэкологичном процессе добычи ресурсов, стоит обратиться к мерам снижения уровня выбросов газов, образующихся в ходе промышленного производства, их примером может служить введение налога на выбросы CO2. Среди других решений можно выделить торговлю эмиссионными квотами, под которой подразумевается установление государством общего предела уровня загрязнения и дальнейшее распределение соответствующих квот между предприятиями, данный инструмент выступает мерой контроля и регулирования объема выбросов, а также возлагает на организации дополнительную ответственность за антропогенное воздействие на среду, устанавливая штрафы за несанкционированные выбросы. Также на уровне политики предприятия может быть реализован проект по установке специальных очистительных систем фильтрации.
8. Снижение концентрации опасных веществ в атмосфере может происходить в контексте разрешения других социально-экономических проблем муниципалитета. Например, при установке цеха, извлекающего CO2 из атмосферы, полученный углерод может в дальнейшем быть использован для работы теплиц, что повышает урожайность на 20%. Кроме того, ссылаясь на опыт северной шведской коммуны Лулео, отметим возможность использования газов, выделяющихся при сталелитейном процессе, в создании биомассы, применяющейся городской системой теплоснабжения.
9. В качестве меры облагораживания городского пространства, а также решения экологических проблем, стоит совместными усилиями волонтеров, независимых организаций и муниципалитета очистить территорию от производственного и бытового мусора, а также внедрить систему сортировки отходов, которая обеспечит сырьем ряд предприятий: органические отходы могут служить в качестве удобрения растений в теплицах и оранжереях, пластмасса и стекло перерабатываться местными продовольственными фабриками для упаковки продукции, остальное сжигаться для отопления.
10. В целях максимизации использования природного потенциала Арктики, а также экономии федеральных средств на подключение изолированных территорий к единой энергетической системе страны, предлагается выстраивание автономных систем возобновляемой энергии. В данном случае целесообразно использование не только ГЭС и ВЭС, но и СЭС, так как уровень инсоляции Крайнего Севера в период полярного дня достаточно высок.
11. В обеспечении прироста населения и инвестиционной привлекательности Крайнего Севера, необходимо выстраивание и продвижение уникального имиджа населенных пунктов. В данной связи наиболее целесообразным и выгодным средством представляется партиципация самого населения через Интернет-платформы. На основе соответствующих опросов и предложений муниципальные власти смогут выделить наиболее перспективные направления развития городского пространства, которое не будет противоречить уже сложившейся идентичности местного общества.
Для обеспечения прикладной ценности работы, вышеизложенные рекомендации, выработанные в ходе реализации цели исследования, были систематизированы в виде таблицы. (см. Приложение №1) Критериями классификации выступили уровень реализации проектов (наиболее эффективное решение проблемы развития городов Крайнего Севера возможно только при содействии всех уровней участия и принятия решений) и рекомендуемая территория применения (в зависимости от текущего уровня развития и потребностей муниципалитетов рассматриваемых стран).
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Участие скандинавских государств в интеграционных процессах различного
уровня
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Дискурс землеописания и истории Древней Руси в русских хронографах 16-17 вв. и в восточноевропейском историческом нарративе: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016



