ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения урбанизма 8
1.1 Понятие и история формирования научного дискурса феномена «урбанизм» 8
1.2 Концепции урбанизма в зарубежных и отечественных исследованиях 18
2. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера России 24
2.1 Монопрофильность 24
2.2 Экологическая ситуация 30
2.3 Транспортно-информационная изоляция 38
3. Особенности урбанизма городов Крайнего Севера стран Скандинавии 43
3.1 Постмодернистский подход к формированию городской среды севера Швеции 43
3.2 Хипстерский подход к формированию городской среды севера Норвегии 53
3.3 Новый урбанизм в формировании городской среды севера Дании 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
Последние три десятилетия ознаменовались беспрецедентными темпами климатических изменений Арктики, при этом динамика глобального потепления в регионе в 2 раза выше среднего мирового показателя. Как следствие, в Арктике осваиваются более короткие навигационные маршруты, недоступные ранее месторождения, что способствует повышению ее экономической и политической значимости, а также трансформации Арктики из неиспользуемой и малонаселенной территории в перспективный, инфраструктурно развитый регион. Однако вопреки наметившейся тенденции, актуальная статистика свидетельствует об обратном эффекте: города Крайнего Севера социально и экономически регрессируют, что вызывает движение массовых миграционных потоков, устремленных в южные и средние широты, а также снижает инвестиционную привлекательность региона. Данное противоречие возможно разрешить при грамотном городском планировании, которое отвечало бы новым вызовам и задачам, а также учитывало запросы населения северных городов. Именно данная проблематика составляет основу данного исследования.
Актуальность работы определяется, во-первых, постоянным возрастанием геополитической, экономической и научной значимости Арктики, которое обусловлено изменением климата и, как следствие, возникновением возможностей для раскрытия потенциала территории.
Во-вторых, данный регион находится в фокусе внимания мирового сообщества, однако реализация ряда международных и государственных проектов, в частности, Северного морского пути, нуждается в хорошо развитых северных городах, которые впоследствии станут международными портами или исследовательскими базами.
В-третьих, как правило, градостроительная концепция приарктической зоны ориентирована на добычу минеральных ресурсов, вместе с тем, общая мировая тенденция заключается в переориентации экономики и производства на альтернативные источники энергии, таким образом, современное городское планирование не в полной мере отвечает вызовам времени.
В-четвертых, вопреки перспективности региона, демографическая ситуация на севере продолжает характеризоваться массовыми оттоками жителей, методы, использованные ранее для привлечения населения (высокие заработные платы и льготы), устаревают и больше не обладают определяющим значением, таким образом, необходим фокус на выстраивании городов в соответствии с приоритетами и ценностями современного общества.
Прикладная ценность работы: выводы, полученные в результате исследования, представляют собой возможные направления сотрудничества северных регионов, а также могут формировать государственные и муниципальные программы в рамках развития городов Крайнего Севера. Наконец, данное исследование может быть полезно компаниям частного сектора, так как дает достаточно обширный анализ конъюнктуры и условий для ведения предпринимательской деятельности, направленной на развитие потенциала рассматриваемых территорий. Конкретные рекомендации по развитию городов Крайнего Севера сформулированы в заключении и наглядно продемонстрированы в приложении к работе. (см. Приложение №1)
Степень научной разработанности. Основная тенденция заключается в том, что, как правило, авторы работ по близкой тематике акцентируют внимание на отдельных аспектах, таких как экология Крайнего Севера, экономика арктической зоны и другие. Таким образом, несмотря на наличие отдельных публикаций по общим и частным вопросам, стоящим перед данным регионом, практически отсутствуют примеры комплексного анализа. Напротив, в данном исследовании дается достаточно подробный разбор основных задач развития Крайнего Севера с точки зрения их взаимосвязи. Так, например, данное исследование связывает проблемы северных и монопрофильных городов, обрисовывая более детальный контекст, что обычно игнорируется и отечественными, и зарубежными авторами. О данной тенденции свидетельствуют, например, работы таких авторов как С.Н. Мирошникова и Н. Гранхолма. Кроме того, как правило, Арктика упоминается и анализируется в рамках изучения глобальных проектов, связанных с добычей ресурсов или освоением территорий, однако зачастую упускается анализ на микроуровне отдельно взятых городов, данное исследование обращается именно к этому уровню анализа, переходя не от общего к частному, а от частного к общему, что актуализирует исследование. Примером того, как в фокусе внимания исследователей Арктики оказываются отдельные аспекты государственных и международных проектов, трансграничная проблематика, а не уровень субъектов и городов, являются статьи Ю.В. Синчука, Д. Томмасини и других авторов.
Обзор источников. В качестве основных анализируемых источников выступили статистические и аналитические отчеты ряда компаний и правительственных структур, что позволило сопоставить показатели региона Крайнего Севера с соответствующими данными других территорий в рамках единой информационной базы, обеспечив тем самым объективность сравнения и выявление превалирующих тенденций в экономическом, социальном и политическом развитии региона. В качестве примера можно привести Aktuell Hållbarhet, Фонд развития моногородов, Статистическое агентство Гренландии, Центральное статистическое бюро Норвегии. Также необходимо отметить значимость для данного исследования официальной информации, предоставленной муниципальными образованиями регионов Крайнего Севера России и стран Скандинавии, например, Правительства Гренландии, Администрации Северодвинска, Пресс-центра Правительства Архангельской области. Информация из вышеназванных источников дала возможность выявить официальную политическую риторику, определить предполагаемый вектор развития территорий и оценить этап осуществления такового.
Обзор литературы. Среди использованной в ходе исследования литературы стоит отметить научные труды представителей Петербургской школы международных отношений: О.В. Григорьевой, М.Л. Лагутиной, Н.К. Харлампьевой, данные работы представляют особое значение для исследования, так как посвящены арктической проблематике и содействовали выявлению ключевых факторов и тенденций, существующих в регионе, что позволило сформировать более детальное представление о конъюнктуре политического курса в отношении населенных пунктов Крайнего Севера. Кроме того, следует выделить статьи и монографии урбанистов, на основании концепций которых было проанализировано развитие городов рассматриваемого региона и выдвинуты соответствующие предложения по городскому планированию в регионе Крайнего Севера. Среди таковых стоит отметить работы Л. Вирта, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Р. Парка, В.С. Вахштайна, М. Вильковского, У. Эко. Также следует выделить периодические издания и публикации средств массовой информации стран Скандинавии, которые обеспечили исследование актуальной информацией о степени разработанности отдельных изучаемых аспектов городского планирования, приоритетах местного правительства и населения в этом отношении. В качестве примера приведем работы Д. Томмасини, а также публикацию новостного издания NSD.
Объектом данного исследования являются города приарктической зоны, предметом исследования – стратегии развития городов Крайнего Севера.
Целью данного исследования является определение рекомендаций по выстраиванию стратегий развития городов Крайнего Севера России, Швеции, Норвегии и Дании. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ современных концептуальных моделей урбанизма;
2. Определение основных проблем городов Крайнего Севера России;
3. Выявление специфики населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии.
Методы. Данное исследование обращается к следующим группам таковых: общенаучные и исторические методы. К первой категории могут быть отнесены индукция (характеризующая общий ход данного исследования – от частных выводов к общим положениям и закономерностям), сравнение (градостроительных подходов России и стран Скандинавии), моделирование (проектов развития населенных пунктов Крайнего Севера), сравнительный анализ (соответствующих стратегий развития территорий). Среди исторических методов стоит отметить ретроспективный анализ (эволюция концепций урбанизма в контексте определенной эпохи).
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Апробация работы была проведена в рамках IV и V международной научной конференции «Арктика: история и современность», что нашло отражение в следующих статьях: «The Development Prospects of Tourist Infrastructure in the Cities of Extreme North» и «Problems of Monocities of the Extreme North and their Place in the Economic Development of the Arctic Zone».
В результате реализации поставленных исследовательских задач были сделаны следующие выводы:
Во-первых, проанализированы три основные градостроительные концепции, в соответствии с принципами которых производится выстраивание и функционирование городских систем населенных пунктов Крайнего Севера. Содержание концепций в кратком изложении можно свести к следующему: модернизм ориентирован на максимизацию прибыли в ущерб социальной и экологической политике, постмодернизм (новый урбанизм) на выстраивание компактного города и устойчивой среды, хипстерский урбанизм на формирование имиджа населенного пункта привлекательного для населения и инвесторов. Кроме того, можно заключить, что изначально планирование большинства городов изучаемого региона произведено в русле индустриальной (модернистской) логики, предполагающей приоритет экономических задач над комфортом городской среды и экологичностью производства, так как основание населенных пунктов приарктической зоны, как правило, связано с разработкой месторождений минеральных ресурсов, вместе с тем, на современном этапе подходы варьируются в зависимости от государства: для Крайнего Севера России наиболее распространенной формой является модернистский город, для Швеции и Дании постмодернистский, для Норвегии хипстерский. Также можно заключить, что на практике наибольшую эффективность доказали постмодернистский и хипстерский урбанизм, которые обеспечивают стабильный прирост населения и, как следствие, стимулируют развитие городского пространства.
Во-вторых, определены основные проблемы актуальные для городов Крайнего Севера России, среди которых стоит отметить следующее: недостаточность диверсификации экономики и, как следствие, зависимость от градообразующих предприятий; ориентация на моментальную, но краткосрочную выгоду эксплуатации ресурсов Арктики; нестабильная экологическая ситуация, создающая угрозу окружающей среде, здоровью и жизни человека; слабая инфраструктурная и информационная связь с другими субъектами; узкий спектр возможностей для разнопланового развития личности, академического и карьерного роста. Возникновение вышеобозначенных проблем явилось закономерным результатом модернистского подхода к организации городов Крайнего Севера, что коррелирует как с моментом появления подхода, так и периодом ориентации СССР на индустриализацию. Преодоление данных проблем требует, в первую очередь, формирования новой идентичности городов, не связанной с их индустриальной направленностью.
В-третьих, выявлены тенденции, превалирующие в городском строительстве населенных пунктов приарктической зоны стран Скандинавии. В первую очередь отметим, что большая часть рассматриваемых городов была основана с целью промышленной эксплуатации минеральных ресурсов и на современном этапе компании ресурсодобывающей отрасли во многом сохранили за собой ведущую роль, однако их влияние трансформировалось и теперь направлено на содействие муниципальным программам диверсификации экономики и устойчивого развития. Таким образом, большинство городов севера Скандинавии следует классифицировать как постмодернистские. Вместе с тем, отметим, что в современных реалиях данный подход представляется несовершенным, он не в полной мере способен удовлетворить запросы общества и потому не может решить проблему оттоков населения, которая остро стоит для севера большинства государств. По этой причине можно проследить постепенную инкорпорацию принципов хипстерского урбанизма в градостроительные проекты Крайнего Севера Скандинавии.
В соответствии с целью исследования были выработаны соответствующие рекомендации, различные комбинации которых могут быть использованы в качестве основы для выстраивания стратегий развития городов Крайнего Севера:
1. Первое предложение касается транспарентности, опыт Скандинавии показывает: открытая публикация сведений о выбросах позволяет верно расставить приоритеты при разработке экологических программ, а также объективно измерить эффективность отдельных методов, что не только повышает результативность проводимых мер, но и финансово целесообразно.
2. Так как большая часть городов Крайнего Севера была или остается монопрофильной, необходимо диверсифицировать экономику за счет не сырьевого направления, например, туризма. Пример Гренландии доказывает, что Крайний Север изначально обладает туристическим потенциалом и на начальном этапе может быть использован без создания специальной инфраструктуры.
3. Северные города могут стать исследовательскими центрами по изучению Арктики, экологии и геологии при открытии соответствующих образовательных учреждений. Кроме того, на территории Крайнего Севера располагаются ведущие промышленные комплексы, при содействии которых может быть организована учебная практика для иногородних студентов. Таким образом, программа станет не только полезна и престижна для студентов, но и позволит компаниям и муниципалитету создать кадровый резерв из потенциально заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве молодых специалистов.
4. В силу географической удаленности, эффективное развитие городов Крайнего Севера требует активного транспортного сообщения с региональным центром, однако в таком случае при строительстве соответствующей инфраструктуры необходимо использовать материалы, которые не только способны выдержать низкие температуры, но и пригодны для разных типов климата, так как, как правило, административный центр находится значительно южнее. По этой причине более выгодным решением представляется транспортное объединение арктических городов, что не только даст импульс к развитию бизнеса и образования, но и позволит реализовывать совместные муниципальные программы.
5. В случае отсутствия требующейся транспортной сети, необходимо компенсировать изолированность Крайнего Севера информационно-коммуникационной связью и дистанционной вовлеченностью в жизнь страны.
6. Для того, чтобы ликвидировать дефицит продуктов питания растительного происхождения, а также сделать их стоимость более доступной для населения, стоит развивать местное сельское хозяйство, успешное ведение которого возможно в тепличных условиях, что доказывает опыт шведской фирмы Hietala (г. Эвертурнео), ежегодно поставляющей около 100 тонн овощей и фруктов за сезон.
7. Поскольку экономика Крайнего Севера во многом завязана на неэкологичном процессе добычи ресурсов, стоит обратиться к мерам снижения уровня выбросов газов, образующихся в ходе промышленного производства, их примером может служить введение налога на выбросы CO2. Среди других решений можно выделить торговлю эмиссионными квотами, под которой подразумевается установление государством общего предела уровня загрязнения и дальнейшее распределение соответствующих квот между предприятиями, данный инструмент выступает мерой контроля и регулирования объема выбросов, а также возлагает на организации дополнительную ответственность за антропогенное воздействие на среду, устанавливая штрафы за несанкционированные выбросы. Также на уровне политики предприятия может быть реализован проект по установке специальных очистительных систем фильтрации.
8. Снижение концентрации опасных веществ в атмосфере может происходить в контексте разрешения других социально-экономических проблем муниципалитета. Например, при установке цеха, извлекающего CO2 из атмосферы, полученный углерод может в дальнейшем быть использован для работы теплиц, что повышает урожайность на 20%. Кроме того, ссылаясь на опыт северной шведской коммуны Лулео, отметим возможность использования газов, выделяющихся при сталелитейном процессе, в создании биомассы, применяющейся городской системой теплоснабжения.
9. В качестве меры облагораживания городского пространства, а также решения экологических проблем, стоит совместными усилиями волонтеров, независимых организаций и муниципалитета очистить территорию от производственного и бытового мусора, а также внедрить систему сортировки отходов, которая обеспечит сырьем ряд предприятий: органические отходы могут служить в качестве удобрения растений в теплицах и оранжереях, пластмасса и стекло перерабатываться местными продовольственными фабриками для упаковки продукции, остальное сжигаться для отопления.
10. В целях максимизации использования природного потенциала Арктики, а также экономии федеральных средств на подключение изолированных территорий к единой энергетической системе страны, предлагается выстраивание автономных систем возобновляемой энергии. В данном случае целесообразно использование не только ГЭС и ВЭС, но и СЭС, так как уровень инсоляции Крайнего Севера в период полярного дня достаточно высок.
11. В обеспечении прироста населения и инвестиционной привлекательности Крайнего Севера, необходимо выстраивание и продвижение уникального имиджа населенных пунктов. В данной связи наиболее целесообразным и выгодным средством представляется партиципация самого населения через Интернет-платформы. На основе соответствующих опросов и предложений муниципальные власти смогут выделить наиболее перспективные направления развития городского пространства, которое не будет противоречить уже сложившейся идентичности местного общества.
Для обеспечения прикладной ценности работы, вышеизложенные рекомендации, выработанные в ходе реализации цели исследования, были систематизированы в виде таблицы. (см. Приложение №1) Критериями классификации выступили уровень реализации проектов (наиболее эффективное решение проблемы развития городов Крайнего Севера возможно только при содействии всех уровней участия и принятия решений) и рекомендуемая территория применения (в зависимости от текущего уровня развития и потребностей муниципалитетов рассматриваемых стран).
1. Постановление Правительства №709 от 29.07.2014 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения», 2014. 5 С.
2. Проект Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в 2017 году // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2018. URL: http://mnr.gov.ru/docs/proekty_pravovykh_aktov/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_v_2017_godu/ (дата обращения: 13.03.2020) 897 С.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1398-р (перечень моногородов) от 29.07.2014, 2014. 24 С.
4. Рекомендации Комитета Совета Федерации и федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 210) «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года» // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2019.
5. Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 2015. 137 С.
6. Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» с изм. вступ. в силу с 01.01.2017, 2017. 69 С.
7. Investigation into Terrestrial Radioactive Contamination at Thule and Assessment of Radiation Doses // Sundhedsstyrelsen Statens Institut for Strålebeskyttelse - National Board of Health and Risø DTU, 2011. 16 P.
8. Recommendation to the Ministry of Finance of 16 February 2009 // Council on Ethics. The Government Pension Fund – Global. 22 P.
9. Temaplan for kulturminner 2017-2028 // Narvik bystyre, 2017. 42 S.
Официальные правительственные сайты
10. Администрация Северодвинска // Пресс-служба Администрации Северодвинска. URL: http://www.severodvinsk.info/ (дата обращения: 27.04.2020)
11. Пресс-центр Правительства Архангельской области // Сетевое издание DVINANEWS. URL: http://dvinanews.ru/ (дата обращения: 27.04.2020)
12. Справка о состоянии окружающей среды на территории Северодвинска // Пресс-служба Администрации Северодвинска, 2020. URL: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=27&item=435 (дата обращения: 13.03.2020)
13. Устойчивые городские транспортные системы // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.ru/activities/214/199 (дата обращения: 22.03.2020)
14. Экология в Мирном стала лучше // Пресс-центр Правительства Архангельской области, 2016. URL: http://dvinanews.ru/-t8zrky3c (дата обращения: 13.03.2020)
15. Befolkning // Kalix kommun, 2018. URL: https://www.kalix.se/kommun/Kommunfakta/Befolkning/ (Accessed 20 April 2020)
16. Economy and Industry in Greenland // Naalakkersuisut. Government of Greenland. URL: https://naalakkersuisut.gl/en (Accessed 22 April 2020)
17. The Government // Naalakkersuisut Government of Greenland. URL: https://naalakkersuisut.gl/en/Naalakkersuisut (Accessed 27 April 2020)
18. This is Kiruna: How to Move a City // Sweden`s official YouTube-channel, 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=87&v=WKvqJ05AsPY (Accessed 16 April 2020)
Отчеты организаций
19. Обзор Российских моногородов // Аналитический доклад Института комплексных стратегических исследований, 2017. 9 C. URL: https://icss.ru/images/pdf/research_pdf/MONOTOWNS.pdf (дата обащения: 10.03.2020)
20. Отчет о результатах деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» за 2017 год // Моногорода РФ. 39 C. URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/upload/manual-upload/report_2017/mobile/index.html#p=2 (дата обращения: 10.03.2020)
21. Отчет о результатах деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», включая формирование портфеля инвестиционных проектов в моногородах, а также перечня объектов инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации, обеспечение подготовки и сопровождения проектов за 2018 год, 2018. 83 C. URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/upload/manual-upload/годовой_отчет_2018_фрм.pdf (дата обращения: 10.03.2020)
22. Aktuell Hålbarhet // Bonnier Business Media AB Sweden. URL: https://www.aktuellhallbarhet.se/ (Accessed 27 April 2020)
23. Årets Håll Sverige Rent-kommun// Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/arets-hall-sverige-rent-kommun/overkalix/compare/ (Accessed 16 April 2020)
24. Avfallssortering kommunorganisationen // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/avfallssortering-kommunorganisationen/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
25. Business opportunities in Greenland. Project overview 2018 // Arctic Cluster of Raw Materials (ACRM), Confederation of Danish Industry (DI) / ed.: Frederiksen M. Q., 2018. 64 P.
26. Cirkulär ekonomi // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/cirkular-ekonomi/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
27. Förnybara drivmedel vid avfallsinsamling // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/fornybara-drivmedel-vid-avfallsinsamling/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
28. Granholm N. Arktis under förändring – standardbilden utmanas // FOI Totalförsvarets forskningsinstitut, 2016. 40 S.
29. Hela listan - Alla 290 kommuner rankade // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: http://kommunrankning.miljobarometern.se/hela-listan/ (Accessed 16 April 2020)
30. Iversen E.K., Løge T., Helseth A. Rapport Reiseliv i Nord. Luftfartens betydning for turismen i Nord-Norge // Menon Economics – Menom Publikasjon Nr., vol. 51 2017. 61 S.
31. Koldioxidbudget // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/koldioxidbudget/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
32. Kommunal energiplan // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/kommunal-energiplan/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
33. Kommunala naturskyddsreservat // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/kommunala-naturskyddsreservat/pitea/compare/ (Accessed 16 April 2020)
34. Nordic integration and settlement policies for refugees // Nordic Council of Ministers, 2020. URL: https://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:1426080/FULLTEXT01.pdf (Accessed 13 May 2020)
35. Nordic integration and settlement policies for refugees // Nordic Council of Ministers, 2019. URL: http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:1306724/FULLTEXT01.pdf (Accessed 13 May 2020)
36. Näringslivets bidrag till Parisavtalet // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/naringslivets-bidrag-till-parisavtalet/harnosand/table (Accessed 16 April 2020)
37. Nöjd kundindex - Miljö- och hälsoskydd // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/nojd-kundindex-miljo-och-halsoskydd/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
38. Nöjd medborgarindex - Gång och cykelvägar // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/nojd-medborgarindex-gang-och-cykelvagar/pitea (Accessed 16 April 2020)
39. Nöjd medborgarindex – Miljöarbete // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: http://kommunrankning.miljobarometern.se/hela-listan/ (Accessed 16 April 2020)
40. Plan för dagvatten // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/plan-for-dagvatten/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
41. Plastanvändning inom näringslivet // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/plastanvandning-inom-naringslivet/helsingborg/compare/ (Accessed 16 April 2020)
42. Resultat – Piteå // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/pitea/ (Accessed 16 April 2020)
43. State and Trends of Carbon Pricing 2018 // International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2018. 62 P. (Accessed 22 March 2020)
44. Sustainable society development in Arctic cities report // Ramboll Group, 2013. 106 P.
45. The Economic and Business Report. Europe review // World of information, vol. 15, 2003. 400 P.
46. Tourism Statistics report Greenland // Visit Greenland, 2017. 36 P.
47. Växthusgasutsläpp, egen uppvärmning // Aktuell Hålbarhet, 2019. URL: https://kommunrankning.miljobarometern.se/resultat/se-kommunens-svar/vaxthusgasutslapp-egen-uppvarmning/overkalix (Accessed 16 April 2020)
48. World Bank Group. Rolling back Russia`s spatial disparities: Re-assembling the Soviet Jigsaw under a Market Economy, 2018. 60 P.
Статистика
49. ВИЭ в Российской Арктике // Яндекс карты. URL: https://yandex.ru/maps/?ll=115.143150%2C68.906404&mode=usermaps&source=constructorStatic&um=constructor%3A035d423f79b50b8ba4a1d49d01ee9ecb4f2aec09720342b3e4b3ec3b83011309&z=3.8 (дата обращения: 22.03.2020)
50. Доля городского населения в общей численности населения на 1 января // Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://fedstat.ru/indicator/36057 (дата обращения: 03.02.2020)
51. Карта воды России // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Федеральный Научный Центр Медико-Профилактических технологий управления рисками здоровью населения, Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ООО «Здоровье Инфо». URL: http://watermap.zdorovieinfo.ru/karta-zagraznenii-pdk (дата обращения: 13.03.2020)
52. Качество связи // Минкомсвязь России, Госуслуги. URL: https://geo.minsvyaz.ru/#/-1/-1/2/55.751649999993724/37.65476000000002/4 (дата обращения: 13.03.2020)
53. Опрос жителей моногородов // Портал государственного и муниципального финансового аудита. URL: https://portal.audit.gov.ru/#/surveys/announcements/view/144358222 (дата обращения: 10.03.2020)
54. Природные ресурсы // the Arctic. URL: https://ru.arctic.ru/resources/ (дата обращения: 13.03.2020)
55. Развитие Интернета в регионах России // Яндекс, 2016. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016#stoimostiskorostdostupavinternet (дата обращения: 13.03.2020)
56. About our statbank // Statistics Greenland. URL: http://www.stat.gl/dialog/topmain.asp?lang=en&subject=About%20our%20Statbank&sc=SB (Accessed 27 April 2020)
57. Air pollution // Greenpeace. URL: https://maps.greenpeace.org/airpollution/#2.49/66.4/104.65/0/1 (Accessed 13 March 2020)
58. Befolkningsframskrivinger Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/befolkning/statistikker/folkfram (Accessed 20 April 2020)
59. Befolkningsutveckling 1968-ff // Kiruna kommun, 2019. URL: http://www.regionfakta.com/norrbottens-lan/norrbottens-lan/kiruna/befolkning-och-hushall/befolkning/befolkningsutveckling-1968-ff/ (Accessed 20 April 2020)
60. Demografiske trends // Grønlands Statistik, 2015. URL: https://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Files/Attached%20Files/Finans/DK/Oekonomisk%20raad/Seminar%202015/kommuneseminar_2_anders.pdf (Accessed 22 April 2020)
61. Folkmängd 31 december; ålder // Gällivare kommun, 2019. URL: http://www.regionfakta.com/norrbottens-lan/norrbottens-lan/gallivare/befolkning-och-hushall/befolkning/folkmangd-31-december-alder/ (Accessed 20 April 2020)
62. Forventet utvikling. Kommune Alta (Troms og Finnmark - Romsa ja Finnmárku) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/alta (Accessed 20 April 2020)
63. Forventet utvikling. Kommune Bodø (Norland) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/bodo (Accessed 20 April 2020)
64. Forventet utvikling. Kommune Narvik (Norland) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/narvik (Accessed 20 April 2020)
65. Forventet utvikling. Kommune Tromsø (Troms og Finnmark - Romsa ja Finnmárku) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/tromso (Accessed 20 April 2020)
66. Greenland in figures 2019 // Statistics Greenland, №1, 2019. 40 P.
67. Hva innbyggerne arbeider med. Kommune Alta (Troms og Finnmark - Romsa ja Finnmárku) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/alta (Accessed 20 April 2020)
68. Hva innbyggerne arbeider med. Kommune Bodø (Norland) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/bodo (Accessed 20 April 2020)
69. Hva innbyggerne arbeider med. Kommune Narvik (Norland) // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/kommunefakta/narvik (Accessed 20 April 2020)
70. Kulturtilbod // Statistisk sentralbyrå, 2019. URL: https://www.ssb.no/statbank/table/12060 (Accessed 20 April 2020)
71. Plecher H. Urbanization in Greenland 2008-2018 // Statista, 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/455831/urbanization-in-greenland/ (Accessed 22 April 2020)
72. Pollution // Global Alliance on Health and Pollution. URL: https://www.pollution.org/ (Accessed 13 March 2020)
73. Population // Statistics Greenland. URL: http://www.stat.gl/dialog/topmain.asp?lang=en&sc=BE (Accessed 22 April 2020)
74. Population Dynamics // United Nations Department of Economic and Social Affairs. URL: https://population.un.org/wup/Country-Profiles/ (Accessed 3 February 2020)
75. Recycle Map // Greenpeace. URL: https://recyclemap.ru/ (Accessed 13 March 2020)
76. Signal Tiles and Towers // OpenStreetMap, 2020. URL: https://www.cellmapper.net/map?MCC=240&MNC=1&type=LTE&latitude=39.17138859307471&longitude=0.9086684363299473&zoom=2.4157417682900904&showTowers=true&showTowerLabels=true&clusterEnabled=true&tilesEnabled=true&showOrphans=false&showNoFrequencyOnly=false&showFrequencyOnly=false&showBandwidthOnly=false&DateFilterType=None&showHex=false&showVerifiedOnly=false&showUnverifiedOnly=false&showLTECAOnly=false&showENDCOnly=false&showBand=0&showSectorColours=true (Accessed 20 April 2020)
77. SSBs virksomhet // Statistisk sentralbyrå. URL: https://www.ssb.no/omssb/om-oss (Accessed 27 April 2020)
78. The World Air Quality Index // The World Air Quality Project. URL: https://aqicn.org/map/russia/ (Accessed 13 March 2020)
Другие электронные ресурсы
79. Нарьян-Мар-Салехард // Aviasales. URL: https://www.aviasales.ru/search/NNM1009SLY26091 (дата обращения: 31.03.2020)
80. О Фонде // Моногорода РФ. URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/about/ (дата обращения: 10.03.2020)
81. Обеспечить беспрепятственный выезд жителям Норильска и Дудинки летом в 2017-18г. // Change.org, 2016. URL: https://www.change.org/p/путину-владимиру-владимировичу-обеспечить-беспрепятственный-выезд-жителям-норильска-и-дудинки-летом-в-2017-18г (дата обращения: 31.03.2020)
82. Приключенческий и экстремальный туризм // Российский союз туриндустрии. URL: http://www.rostourunion.ru/vstuplenie_v_rst/priklyuchencheskiyi_ekstremal_nyyi.html (дата обращения: 22.04.2020)
83. Управление умными городами // МГИМО. URL: https://mgimo.ru/study/master/scm/ (дата обращения: 235.01.2020)
84. Управленческие команды российских городов пройдут обучение в бизнес-школе СКОЛКОВО // СКОЛКОВО Московская школа управления, 2019. URL: http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/item/4778-2019-02-14-asi/ (дата обращения: 10.03.2020)
85. Ernest Watson Burgess // American Sociological Association, 2005. URL: https://web.archive.org/web/20060304113858/http://www2.asanet.org/governance/burgess.html (Accessed 3 February 2020)
86. Faculty // Harvard University. URL: https://www.harvard.edu/faculty (Accessed 25 January 2020)
87. Faculty History Project // University of Michigan. URL: http://faculty-history.dc.umich.edu/faculty/roderick-d-mckenzie/memorial (Accessed 4 February 2020)
88. Our mission // SciencePo Urban School. URL: https://www.sciencespo.fr/ecole-urbaine/en/about/our-mission.html (Accessed 25 January 2020)
89. Polaroil. Energy in movement // Kalaallit Niuerfiat. URL: https://www.kni.gl/en/vores-virksomheder/om-polaroil/ (Accessed 22 April 2020)
90. Robert E. Park. Sociology // The University of Chicago. Centennial catalogues. URL: https://www.lib.uchicago.edu/projects/centcat/fac/facch17_01.html (Accessed 4 February 2020)
91. Sisimiut // By appointment to the Royal Greenland. URL: https://www.royalgreenland.gl/da/Afdelinger/Landbaseret-Produktion/Fabrikker-og-indhandlingsanlaeg/Sisimiut (Accessed 22 April 2020)
92. The Burgess Urban Land Use Model // The Geography of Transport Systems. URL: https://transportgeography.org/?page_id=4908 (Accessed 3 February 2020)
93. The New Urban Agenda: The challenges of cities // Institut Barcelona d’Estudis Internacionals. URL: https://www.ibei.org/en/the-new-urban-agenda-the-challenges-of-cities_135913 (Accessed 25 January 2020)
94. Urban Planning at the United Nations // International Society of City and Regional Planners. URL: https://isocarp.org/news/urban-planning-united-nations/ (Accessed 25 January 2020)
95. Urban Planning programme // SciencePo Urban school. URL: https://www.sciencespo.fr/ecole-urbaine/en/urban-planning-programme/programme.html (Accessed 25 January 2020)
96. Velkommen til Royal Greenland // By appointment to the Royal Greenland. URL: https://www.royalgreenland.gl/da/Om-Royal-Greenland (Accessed 22 April 2020)
Литература
Монографии
97. Вильковский М. Социология архитектуры. – М.: Фонд «Русский авангард», 2010. -592 С.
98. Гройс Б. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу. – М.: Strelka Press, 2013. - 20 С.
99. Луис В. Избранные работы по социологии. Сборник
переводов / ред.: Гирко Л.В. - М.: ИНИОН, 2005. - 244 С.
100. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 С.
101. Doxiades C. Anthropopolis: City for Human Development - New York: W.W. Norton&Co, 1975. - 420 P.
102. Hall P. Cities of Tomorrow: An Intellectual History of Urban Planning and Design in the Twentieth Century - Oxford: Blackwell, 1996. - 640 P.
103. Nuttal M. Encyclopedia of the Arctic – London: Routledge, vol. 3, 2004. - 1031 P.
104. Park R.E., Burgess E.W. Introduction to the Science of Sociology – Chicago: The University of Chicago Press, 1921. - 1040 P.