Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)

Работа №138969

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБДОУ «Сказка»
Выборка: 12 человек, их них 7 мальчиков и 5 девочек. Средний возраст детей 6,5-7 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие социальный интеллект и его структура.
1.2. Значение и проявление социального интеллекта у старших дошкольников.
1.3. Особенности формирования социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Исследование уровня развития социального интеллекта дошкольников на примере старшей группы № 3 МБДОУ «Сказка».
2.2. Методика формирования социального интеллекта у детей в старшей группе МБДОУ «Сказка».
2.3. Результаты формирования социального интеллекта у детей в старшей группе МБДОУ «Сказка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопрос формирования социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте очень актуален, так как именно процесс формирования социального интеллекта во многом обуславливает дальнейшее развитие личности дошкольника, его отношения к окружающим людям, к самому себе и к миру в целом.
В том случае, когда у дошкольника не сформированы навыки социального интеллекта, у него возможно возникновение межличностных и внутриличностных конфликтов, которые во взрослом возрасте разрешить очень трудно, а зачастую и невозможно.
Формирование социального интеллекта является важным и необходимым этапом социализации ребенка непосредственно в общем процессе приобретения им опыта социальной жизни и социальных отношений.
И.Я. Михайлова в 2021 году обследовав детей 6-7 лет нашла, что у девочек лучше развит социальный интеллект: 45% девочек имеют высокий уровень его развития, в то время как 31 % мальчиков имеют высокий уровень. С низким уровнем развития социального интеллекта мальчиков больше, чем девочек (соответственно 69 и 55%) .
Дети дошкольного возраста воспринимают и понимают окружающий их социальный мир иначе, чем взрослые. Это связано с меньшим жизненным опытом, особенно с восприятием, мышлением, воображением и высоким уровнем эмоционального развития.
Социальный интеллект очень важен для детей дошкольного возраста. Успешное формирование социально значимых личностных качеств зависит от того, что ребенок знает о себе, своей семье, о том, где он живет и что чувствует в данный момент. Это, в свою очередь, влияет на его успешную адаптацию к новым системам социальных отношений и позитивное развитие его когнитивных навыков.
Играя, обучаясь и взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, он учится жить с другими людьми, учитывать их различные интересы, правила и нормы поведения в обществе и становится социально компетентным. Социальный интеллект является очень важным компонентом общего интеллекта.


Социальный интеллект — это способность понимать и сознательно влиять на коммуникативные намерения других людей, чтобы предвидеть их поведение и достигать своих и общих целей в ситуациях неопределенности и конфликта интересов .
Исследованием формирования социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, Е.В. Субботский, О. Б. Чеснокова, и т.д., но такой аспект как формирование социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста малоизучен. В основном в работах ученых формирование социального интеллекта рассматривается на примере школьников, студентов, взрослых людей.
Социальный интеллект приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Освоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. При этом формирование социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста происходит параллельно с развитием интеллекта как такового (внимания, памяти, логического и творческого мышления). Поэтому уровень развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста зависит также и от их любопытства, умения мыслить логически, критичности и широты мышления, глубины и гибкости ума.
На сегодняшний день среди исследователей существуют противоречивые взгляды на социальный интеллект: часть исследователей связывает социальный интеллект с когнитивными способностями, другие – с личностными особенностями, третьи признают его двойственную природу. Как отмечает Л.С. Выготский, «существует так же много определений и толкований понятия социальный интеллект, как и исследователей, занимающихся этой проблемой» .

Предмет исследования - формирование социального интеллекта у детей в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс развития личности детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности формирования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию социального интеллекта у детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Выявить и рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: социальный интеллект, структура социального интеллекта.
3. Изучить уровень развития социального интеллекта дошкольников на примере старшей группы МБДОУ «Сказка».
4. Подобрать методики для изучения формирования социального интеллекта у детей в старшей группе МБДОУ «Сказка».
Для решения задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
- эмпирические методы: формирующее исследование цель которого создать условия для эффективного развития социального интеллекта, беседа с детьми, использование тематических сюжетно-ролевых игр, применение социально-ориентированных задач.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- адаптированы методики диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, позволяющие получить данные об особенностях развития его отдельных компонентов, а также обосновать модель развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
- реализована совокупность психолого-педагогических условий, позволяющих отслеживать динамику развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Методология:
- концепции, исследующие социальный интеллект (М.И. Бобнева, Дж. Гилфорд, Е.С. Михайлова, А.И. Савенков, Э. Торндайк, Д.В. Ушаков и др.);
- о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.А. Бодалев, Н.А. Лужбина, С.Л. Рубинштейн и др.);

- психолого-педагогические подходы по совершенствованию коммуникативных умений (Л.С. Выготский, А.Л. Южанинова и др.);
- теория социального развития (В.Н. Куницина, О.Б. Честнокова, И.Ю. Исаева, и др.)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников, глоссария и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи курсовой работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения социального интеллекта, подходы к изучению их структуры и функции. Во второй главе определяется уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и предлагаются методики формирования социального интеллекта. В заключении сформулированы основные выводы курсовой работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось: изучить особенности формирования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части мы изучили психолого-педагогическую литературу по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что проблемами социального интеллекта занимались ученые (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, О.Б. Чеснокова и др.). На основании анализа научной литературы выявлено определение понятия «социальный интеллект», которое включает в себя понимание его как целостной системы по накоплению, систематизации, анализу собственного социального опыта, опыта других людей, способность к взаимодействию, служащему качественной основой развития успешной личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Формирование социального интеллекта ребенка является очень важным и необходимым этапом в развитии личности ребенка, так как во многом напрямую определяет эффективность социально-психологической адаптации ребенка к изменениям в жизненной среде.
В ходе решения поставленных перед исследованием задач были выявлены особенности формирования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования социального интеллекта детей старшего дошкольного необходимы условия, характеризующиеся специфическими особенностями:
- организация диалогической формы общения повысит уровень социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста при помощи создания коммуникативных ситуаций, научит правилам вежливого общения в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками;
- использование тематических сюжетно-ролевых игр обеспечит активность личности ребенка, ее целенаправленность и успешность социальной адаптации в окружающем пространстве;
- применение совокупности социально ориентированных задач позволит развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность и ответственность при выборе форм социально-речевого поведения.
В практической части исследования подобраны диагностические методики для определения уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного
возраста. Данные первичной диагностики легли в основу проектирования программы развития уровня социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе мы провели итоговую диагностику достигнутых уровней развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; сделали обобщение результатов работы.
Дети научились соотносить собственное поведение с отношением к ним других людей, правильно распознавать различные эмоциональные состояния других людей и проявлять соответствующие эмоциональные реакции в общении со сверстниками и подростками. Кроме того, у детей сформировалось понимание логики ситуаций взаимоотношений и последствий собственного поведения в этих ситуациях, а также способность прогнозировать последствия своего поведения на основе имеющейся информации.
Проведённое изучение возможностей МБДОУ «Сказка» для развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, показало, что сочетание констатирующего и формирующего этапов работы со старшими дошкольниками, целенаправленный подбор развивающих игр и упражнений, сочетание индивидуальной и групповой развивающей работы, объединение усилий педагога – психолога, воспитателей способствуют положительной динамике развития социального интеллекта.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объёме. Следовательно, составленная программа способствует формированию социального интеллекта y детей старшего дошкольного возраста.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Текст]: офиц. текст.
2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). [Текст]: офиц. текст.
3. Письмо № ГД-39/04 от 19.03.2020 г. «О направлении методических рекомендаций» и размещены на сайте Министерства просвещения РФ. Режим доступа [https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/]
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. регистрационный № 1155. [Текст]: офиц. текст.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. регистрационный № 1155. (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г., регистрационный № 34898). [Текст]: офиц. текст.
7. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. регистрационный № 544 н. [Текст]: офиц. текст.
Учебная литература:
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд/ Г. Ю. Айзенк //Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 112-130. — ISBN 978-5-534-13640-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519629 (дата обращения: 04.05.2023).

2. Баряева, Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Союз, 2020.- 200с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14808-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519150 (дата обращения: 04.05.2023).
3. Бобнева, М. И. Нормы общения и внутренний мир личности / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 2018. - 311с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03322-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511166 (дата обращения: 04.05.2023).
4. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности –Б.: Изд-во БГПУ, 2019. – С. 47 – 49. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08188-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510913 (дата обращения: 04.05.2023).
5. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. / Буре Р.С. – М.: Мозаика- Синтез, 2011.- 251с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09761-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516654 (дата обращения: 04.05.2023).
6. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. А. Позднякова. — 3 — е изд. — М.: Издательство Айрис — пресс, 2021. — 128с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13985-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510894 (дата обращения: 04.05.2023).
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С. - М: Педагогика- Пресс, 2016. – 340с.) — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513888 (дата обращения: 04.05.2023).
8. Емельянов, Ю. Н. (2021) Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Психология социальных ситуаций / СПб.: Питер. С. 138–150. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01310-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510728 (дата обращения: 04.05.2023).
9. Исаева, И.Ю. И85 Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2020. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08594-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515066 (дата обращения: 04.05.2023).

10. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша / - СПБ.; Учебник для вузов. 2018, 544 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08188-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510913 (дата обращения: 04.05.2023).
11. Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н. А. Лужбина. - М.: Сфера, 2018. - 224 с — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14384-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517734 (дата обращения: 04.05.2023).
12. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. – М.: СПб., 1991. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06449-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516283 (дата обращения: 04.05.2023).
13. Методика исследования социального интеллекта / Дж. Гилфорд – Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2001. – Методическое руководство — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516754 (дата обращения: 04.05.2023).
14. Михайлова, Я. И. Взаимосвязь социального интеллекта с интеллектуально личностными характеристиками у детей 6-7 лет/ Я. И. Михайлова. - СПб.: Питер, 2021. - 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16491-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531167 (дата обращения: 04.05.2023).
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. ГРИФ МО РФ / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Изд-во Питер, 2017. – 713 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02456-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511266 (дата обращения: 04.05.2023).
16. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А.И. Савенков // -М.; НКЦ, 2015, 128с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13640-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519629 (дата обращения: 04.05.2023).
17. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 270 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-14262-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520019 (дата обращения: 04.05.2023).

18. Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Д.В. Ушаков // Д.В. Ушакова. -М.; Иститут психологии РАН. 2019. 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02637-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511387 (дата обращения: 04.05.2023).
19. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии, 2015, № 6, -С.35- 45. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11341-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510723 (дата обращения: 04.05.2023).
20. Журавлев, А. Л. (2015) Предмет и структура социальной психологии // Психология XXI века: учебник для вузов / М.: ПЕР СЭ. С. 613–616. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16738-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531615 (дата обращения: 04.05.2023).
21. Южанинова, A. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 2014. - С. 84-87. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12558-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518664 (дата обращения: 04.05.2023).
Интернет-ресурсы (сайты)
1. Министерство просвещение РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2023).
2. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.edu.ru (дата обращения: 01.04.2023).
3. ФГБОУ Дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://firpo.ru (дата обращения: 05.04.2023).
4. Федерация Интернет Образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.fio.ru (дата обращения: 02.04.2023).
5. Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/ (дата обращения 02.04.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ