Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ №8 г. Хабаровск.
Выборка: 20 школьников 12-13 лет .
Есть приложение.
Введение ……………………………………………………….………………… 4
Глава 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей возраста 12-14 лет средствами физической культуры и спорта........................8
1.1 Сущность формирования здорового образа жизни школьников в психолого-педагогической литературе……8
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни школьников 12-14 лет…12
1.3 Возможности физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников 12-14 лет…16
Глава 2 Опытно-практическая работа по использованию физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников 12-14 лет…….. 22
2.1 Диагностика сформированности представлений школьников 12-14 лет о здоровом образе жизни………22
2.2 Моделирование работы по формированию здорового образа жизни школьников 12-14 лет средствами физической культуры и спорта…..……..29
Заключение …………31
Библиографический список….33
Приложение А………………………………………………….…………….…36
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества одной из актуальных и наиболее острых проблем является проблема, связанная со здоровьем школьников. Негативное воздействие на здоровье взрослых и детей оказывают ухудшающиеся социально-бытовые, экологические, гигиенические условия. Повышенная тревога связана с физическим и психическим здоровьем подрастающего поколения, отмечается существенное увеличение заболеваемости школьников, их увлечение компьютерными играми, общением в социальных сетях, что является причиной ухудшения зрения, уменьшения двигательной активности, нарушения режима дня и режима питания.
Государственная политика в России на современном этапе направлена на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни; данные аспекты представлены в федеральных и региональных законах, в частности, в федеральном законе «Об образовании», в Федеральных государственных образовательных стандартах на различных ступенях образования, других нормативно-правовых актах, в которых признается ведущая роль семьи и учреждений системы образования в формировании и развитии культуры здорового образа жизни детей.
Подростковый возраст является важным этапом в развитии представлений о здоровом образе жизни. На данном возрастном этапе представляется возможным обеспечение решения задач формирования знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни, привитие интереса обучающихся к физической культуре, спорту, формирование доступных двигательных умений и навыков, а также формирование привычки к здоровому образу жизни. Данные задачи являются приоритетными в деятельности педагогического коллектива в общеобразовательной школе.
Физическая культура и спорт являются важными факторами формирования здорового образа жизни подростков. Физическая культура и спорт удовлетворяют в полной мере жизненно-необходимую потребность человека в движении, происходит правильное развитие, укрепление и совершенствование систем организма, вырабатывается иммунитет к заболеваниям и сопротивляемость к вредным влияниям внешней среды. Физическая культура и спорт является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и становления. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры стало иметь большое значение.
В современной психолого-педагогической литературе проблемы развития представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей на разных возрастных этапах отражены в работах А.И. Воложина, С.В. Грудиной, А.В. Коробкова; особенностям формирования здорового образа жизни подростков посвящены труды В.И. Кириллиной, А.Г. Макеевой, Е.Л. Мицан и др. авторов.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов формирования у подростков здорового образа жизни требуют дополнительного изучения и уточнения методические аспекты работы по использованию физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников 12-14 лет.
Проблема исследования: каким образом можно использовать физическую культуру и спорт в формировании здорового образа жизни детей 12-14 лет?
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни подростков.
Предмет исследования: возможности физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей 12-14 лет.
Цель исследования: изучение теоретических и методических аспектов использования физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей 12-14 лет.
Задачи исследования:
- изучить сущность здорового образа жизни школьников в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать особенности формирования здорового образа жизни школьников 12-14 лет;
- представить возможности физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников 12-14 лет;
- провести диагностику сформированности представлений школьников 12-14 лет о здоровом образе жизни;
- смоделировать работу по формированию здорового образа жизни школьников 12-14 лет средствами физической культуры и спорта.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация);
2. Методы эмпирического исследования (анкетирование, оценивание, эксперимент);
3. Методы математической обработки данных и статистические методы.
База исследования: МОУ СОШ №8 г. Хабаровск.
Структура исследования: в структурном отношении исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Анализ и обобщение литературы позволили изучить теоретические и методические аспекты использования физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей 12-14 лет. Был сделан ряд важных выводов.
Здоровье – это наличие свойств, которые способствуют выполнению человеком своих биосоциальных функций в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Болезнь характеризуется нарушением нормальной жизнедеятельности организма, формированием комплекса взаимосвязанных патогенных и приспособительных (адаптивных) изменений в нем, а также более или менее выраженным ограничением биологических и социальных возможностей индивида. Под здоровым образом жизни понимается такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. нами была рассмотрена сущность развития представлений о здоровом образе жизни в психолого-педагогической литературе. Понятие здорового образа жизни включает деятельность, направленную на укрепление физического, психического, нравственного здоровья и реализуется в совокупности всех основных форм жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая). В рамках развития представлений о здоровом образе жизни школьников организуется комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование школьников к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение информирование учащихся о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни.
Подростки весьма восприимчивы к обучающим воздействиям. Поэтому у них нужно последовательно формировать здоровый образ жизни как можно раньше, добиваясь чтобы у них забота о здоровье стала основной ценностью в жизни. Для создания в сознании подростков базы здорового образа жизни применяется обучение рациональному режиму учебы и отдыха, вариантам регулярный физической активности, основам закаливания, здорового питания с подробным изложением вреда и пользы самолечение, опасности алкоголизма, курения, токсикомании, наркомании, формирования знаний о профилактике СПИДа и обучения приемам личной гигиены.
Формирование здорового образа жизни школьников обеспечивается за счет использования физической культуры и спорта и предполагает использование комплекса средств, направленных на усвоение, совершенствование и закрепление специфических знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
В рамках проведения опытно-практической работы была проведена диагностика сформированности здорового образа жизни подростков с последующим моделированием работы по формированию здорового образа жизни подростков с использованием физической культуры и спорта.
Цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
1. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. Донецк: Сталкер, 2005. 288 с.
3. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М., 1992. 176 с.
4. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. А.Н. Бакулева. – М.: Медицина, 2014. – 780 с.
5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Самооценка уровня здоровья учащихся -М.: Флинта, Наука, 2010.
6. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко. - Москва, 1966.
7. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность. – М.: Педагогика, 2010. – 190 с.
8. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. – М.: Асвета, 2012. – 125 с.
9. Гаркали Л. Х. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996. №2. С. 15-20.
10. Грудина С.В. Здоровый образ жизни и его влияние на организм подрастающего поколения // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-99.
11. Давидович В. В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997. №1. С. 25-37.
12. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология. М. : МарТ, 2005. 538 с.
13. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. М. : Медицина, 2004. 132 с. 8. Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996. №4. С. 72-82.
14. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
15. Кириллина, В.И. Критерии сформировнности личностных представлений школьников о здоровом образе жизни / В.И. Кириллина // Современные гуманитарные исследования .-2006.-№5.-С.237-245
16. Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л, Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. В.олгоград; Узд.-во ВолГУ, 2002. С. 7-9.
17. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 2013. – 156 с.
18. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М. : Медицина, 2000. 192 с.
19. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни / В.П. Лукьяненко // Физическая культура в школе.-2002.-№1.-С. 22-24
20. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1998. 688 с. 11. Маркович Д. Ж. Общая социология. М. : ВЛАДОС, 1998. 432 с. 12.
21. Макеева, А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков / А.Г.Макеева // Биология в школе.-2008.-№1.-С.3-7.
22. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320с.
23. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
24. Мицан Е.Л. Формирования здорового образа жизни школьника как показатель его здоровья. //Оздоровление средствами оКупить