Политика интеграции иммигрантов в России и Европейского Союза: сравнительный анализ
|
Введение 3
Глава 1. Интеграция иммигрантов в России и ЕС: терминологические подходы 9
1.1. Интеграция в ЕС: понятие, модели 9
1.2. Современное понимание процесса интеграции в России 17
1.3. Исторический аспект интеграции в России и ЕС: факторы, оказавшие влияние на формирование современного процесса 21
Глава 2. Реализация политики интеграции иммигрантов 32
2.1. Институты и правовое регулирование процесса интеграции в ЕС 32
2.2. Правовые инструменты интеграции в России 44
Глава 3. Миграционные вызовы в интегрирующихся пространствах 56
3.1. Межкультурные взаимодействия принимающего и интегрирующегося сообществ в Европейских странах 56
3.2 Характеристика интегрируемых в коренное сообщество на территории России 64
3.3 Эффективность процесса интеграции в России и Европейских странах 71
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Глава 1. Интеграция иммигрантов в России и ЕС: терминологические подходы 9
1.1. Интеграция в ЕС: понятие, модели 9
1.2. Современное понимание процесса интеграции в России 17
1.3. Исторический аспект интеграции в России и ЕС: факторы, оказавшие влияние на формирование современного процесса 21
Глава 2. Реализация политики интеграции иммигрантов 32
2.1. Институты и правовое регулирование процесса интеграции в ЕС 32
2.2. Правовые инструменты интеграции в России 44
Глава 3. Миграционные вызовы в интегрирующихся пространствах 56
3.1. Межкультурные взаимодействия принимающего и интегрирующегося сообществ в Европейских странах 56
3.2 Характеристика интегрируемых в коренное сообщество на территории России 64
3.3 Эффективность процесса интеграции в России и Европейских странах 71
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Продолжающееся развитие и интеграция в европейской миграционной политике остается ключевым приоритетом для решения проблем и использования возможностей, которые миграция представляет в глобальном масштабе. В последние годы интеграция граждан третьих стран, проживающих в государствах-членах ЕС, на законных основаниях приобрела важное значение в европейской повестке дня. В свою очередь перед Россией вопрос о том, что же такое интеграция мигранта и какого именно мигранта интегрировать, только назревает, а так как миграционный поток не прекращается и в последнее время видоизменяется – процессы и способы интеграции прибывших привлекают к себе внимание власти и научных кругов, делая его еще более актуальным.
Объектом исследования в данной работе является функционирование политики интеграции мигрантов в Европейском Союзе и Российской Федерации.
Предметом исследования определены основные аспекты и проблемы функционирования интеграционных процессов в ЕС и Российской Федерации.
Цель работы – сравнить интеграционные механизмы России и ЕС и определить слабые и сильные стороны политики интеграции в области миграции.
Для достижения определенной нами цели, выделим следующие этапы работы, применимые как для Российской Федерации, так и для Европейского Союза:
Рассмотрение терминологических основ и исторической ретроспективы;
Определение современной институциональной базы и правового регулирования в области интеграционных процессов;
Выделение актуальных интеграционных проблем и проблем взаимодействия между иммигрантами и принимающем обществом;
Детализация и сравнение эффективности применимой политики интеграции мигрантов.
Хронологические рамки охватывают период от 90-х годов XX века до настоящего времени, что позволяет сконцентрировать наше внимание на развитие ключевых факторов, проблем применения и изучения процессов интеграции, как на территории России, так и на территории ЕС.
Методы исследования: анализ теоретических источников и литературы по проблеме; сравнение; обобщение, а также структурно-функциональный метод. С помощью последнего приведенного метода удалось изучить строение миграционных систем регионов и их интеграционных процессов, определить элементы последнего и проследить изменения как частей, так и системы полностью с течением времени.
Источниковая база представляет собой подборку из федеральных законов и постановлений, подкрепляющих аргументацию текущего правового регулирования основных миграционных проблем как относительно Российской Федерации, где во главе стоит Конституция Российской Федерации, позволяющая определить значение социального разнообразия и его правовую защиту, далее: Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом , которая является одним из главных векторов миграционной политики, отраженной также в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 ; ключевым источником относительно развития интеграционной политики России в сфере миграции стал Проект Федерального Закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации от 2017 года. В дополнение использовались положения о работе институтов, обеспечивающих работу миграционной структуры: Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации , Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации ; так и для стран Европейского Союза: Directive 2013/33/EUoftheEuropeanParliamentandoftheCouncilof 26 June 2013 layingdownstandardsforthereceptionofapplicantsforinternationalprotection ( данная Директив позволяет установить определенный набор положений относительно международной защиты заявителей, в том числе беженцев, которые должны иметь доступ к жилью, продовольствию, системе здравоохранения и рынку труда, а также к медицинской и психологической помощи), группа нормативно правовых актов, которая создана для защиты прав отдельных лиц и обеспечения равенства возможностей для всех, способствующая развитию справедливого и более равного общества (DiscriminationinEurope 2003, EqualityAct 2006, EqualityAct 2010, GeneralEqualTreatmentAct, TheEmploymentEquality (ReligionorBelief) Regulations 2003 );а также наиболее важным источником, который описывает непосредственно интеграционные планы ЕС стал - TheNationalIntegrationPlan: DriverofIntegrationPolicy .
Источниковедческая база описывает работу всех составляющих миграционного процесса как в России, так и на территории стран-участниц ЕС, затрагивая непосредственно политику и процессы интеграции мигрантов, в связи с чем делаем вывод о том, что диапазон использованных источников достаточно широкий и используется в полной мере.
Степень изученности темы. Так как изучаемая структура нова и подвижна, то количество литературы не стесняет маневров в исследовании и имеет обширный спектр, тем не менее правовой вопрос изучался на основании источниковой базы.
Модели и понимание интеграции в миграционной области в Европейском Союзе были разобраны на примерах работ: PhillimoreJ., Mulvey, G., Saggar, S., Somerville, W., Ford, R. andSobolewska, M., Rutter, J. ,MiltonM. Gordon , VladescuE., SussmuthR.; Современная трактовка понятия интеграция в России представлена с помощью: Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Мукомель В.И., Малахов В.С., Л. Л. Рыбаковский.
Исторические контексты миграционной ситуации России и Европейского Союза были определены на основе работ: Вольтер О.В., Ионцев В., Ивахнюк И., Мкртчян Н., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., JeannePark, ClaireL. Adida, DavidD. Laitin, Marie-AnneValfort.
Представление о таком важном аспекте, как взаимодействие принимаемой и принимающей культуры в рассматриваемых регионах соответственно дали: Льянов М.М., Строковский Л.Е., Еремина Н. В., Каранов Д.П., Мкртчян Н.В., Карачурина Л., JoanaKosho, RobertBoschStiftung, ThomasFPettigrewandLindaRTropp.
Соотнести статистические данные и определить эффективность процесса интеграции на территории России и Европейского Союза помогли: Левада-центр, Арутюнова Е. М., Черняк А.В., Иноземцев В., MigrantIntegrationPolicyIndex , PewResearchCenter.
Наиболее тщательно был изучен вопрос правовой и терминологической составляющей миграционной системы и интеграционной политики рассматриваемых регионов в связи с чем были выделены определенные области миграционных процессов в отношении Российской Федерации, где недостаточно институтов исполнительной власти и теоретической, терминологической систематизации применимой непосредственной к текущей ситуации региона, что позволило в свою очередь указать на пробелы отечественных исследований. Наименее исследованным оказался вопрос современного межкультурного взаимодействия на территории регионов в связи с масштабами государства (в случае с Россией) и количеством национальных особенностей (в случае с ЕС, где каждое государство имеет свои особенности интеграции и адаптации новоприбывших). Тем не менее удалось дополнить выводы и видение тенденций интеграционных процессов настоящего времени, сравнив актуальные показатели и настроение общества рассматриваемых регионов.
Работа состоит из трех глав, а также введения и заключения. Структура имеет в своем начале современное понимание процесса интеграции в России и ЕС, а далее мы можем проследить постепенное углубление в современные обстоятельства и положение дел в рамках миграционных потоков и обусловленных ими задач. Так, первая глава представляет собой описание терминологической и исторической основы рассматриваемой темы на территории ЕС и Российской Федерации. Вторая глава посвящена правовой и институциональной составляющей рассматриваемой темы. Третья глава описывает взаимоотношения принимаемого и принимающего обществ, а также раскрывает все инструменты политики интеграции мигрантов, положительные и отрицательные стороны, а также эффективность их использования как в России, так и в государствах-участниках ЕС.
Объектом исследования в данной работе является функционирование политики интеграции мигрантов в Европейском Союзе и Российской Федерации.
Предметом исследования определены основные аспекты и проблемы функционирования интеграционных процессов в ЕС и Российской Федерации.
Цель работы – сравнить интеграционные механизмы России и ЕС и определить слабые и сильные стороны политики интеграции в области миграции.
Для достижения определенной нами цели, выделим следующие этапы работы, применимые как для Российской Федерации, так и для Европейского Союза:
Рассмотрение терминологических основ и исторической ретроспективы;
Определение современной институциональной базы и правового регулирования в области интеграционных процессов;
Выделение актуальных интеграционных проблем и проблем взаимодействия между иммигрантами и принимающем обществом;
Детализация и сравнение эффективности применимой политики интеграции мигрантов.
Хронологические рамки охватывают период от 90-х годов XX века до настоящего времени, что позволяет сконцентрировать наше внимание на развитие ключевых факторов, проблем применения и изучения процессов интеграции, как на территории России, так и на территории ЕС.
Методы исследования: анализ теоретических источников и литературы по проблеме; сравнение; обобщение, а также структурно-функциональный метод. С помощью последнего приведенного метода удалось изучить строение миграционных систем регионов и их интеграционных процессов, определить элементы последнего и проследить изменения как частей, так и системы полностью с течением времени.
Источниковая база представляет собой подборку из федеральных законов и постановлений, подкрепляющих аргументацию текущего правового регулирования основных миграционных проблем как относительно Российской Федерации, где во главе стоит Конституция Российской Федерации, позволяющая определить значение социального разнообразия и его правовую защиту, далее: Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом , которая является одним из главных векторов миграционной политики, отраженной также в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 ; ключевым источником относительно развития интеграционной политики России в сфере миграции стал Проект Федерального Закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации от 2017 года. В дополнение использовались положения о работе институтов, обеспечивающих работу миграционной структуры: Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации , Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации ; так и для стран Европейского Союза: Directive 2013/33/EUoftheEuropeanParliamentandoftheCouncilof 26 June 2013 layingdownstandardsforthereceptionofapplicantsforinternationalprotection ( данная Директив позволяет установить определенный набор положений относительно международной защиты заявителей, в том числе беженцев, которые должны иметь доступ к жилью, продовольствию, системе здравоохранения и рынку труда, а также к медицинской и психологической помощи), группа нормативно правовых актов, которая создана для защиты прав отдельных лиц и обеспечения равенства возможностей для всех, способствующая развитию справедливого и более равного общества (DiscriminationinEurope 2003, EqualityAct 2006, EqualityAct 2010, GeneralEqualTreatmentAct, TheEmploymentEquality (ReligionorBelief) Regulations 2003 );а также наиболее важным источником, который описывает непосредственно интеграционные планы ЕС стал - TheNationalIntegrationPlan: DriverofIntegrationPolicy .
Источниковедческая база описывает работу всех составляющих миграционного процесса как в России, так и на территории стран-участниц ЕС, затрагивая непосредственно политику и процессы интеграции мигрантов, в связи с чем делаем вывод о том, что диапазон использованных источников достаточно широкий и используется в полной мере.
Степень изученности темы. Так как изучаемая структура нова и подвижна, то количество литературы не стесняет маневров в исследовании и имеет обширный спектр, тем не менее правовой вопрос изучался на основании источниковой базы.
Модели и понимание интеграции в миграционной области в Европейском Союзе были разобраны на примерах работ: PhillimoreJ., Mulvey, G., Saggar, S., Somerville, W., Ford, R. andSobolewska, M., Rutter, J. ,MiltonM. Gordon , VladescuE., SussmuthR.; Современная трактовка понятия интеграция в России представлена с помощью: Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Мукомель В.И., Малахов В.С., Л. Л. Рыбаковский.
Исторические контексты миграционной ситуации России и Европейского Союза были определены на основе работ: Вольтер О.В., Ионцев В., Ивахнюк И., Мкртчян Н., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., JeannePark, ClaireL. Adida, DavidD. Laitin, Marie-AnneValfort.
Представление о таком важном аспекте, как взаимодействие принимаемой и принимающей культуры в рассматриваемых регионах соответственно дали: Льянов М.М., Строковский Л.Е., Еремина Н. В., Каранов Д.П., Мкртчян Н.В., Карачурина Л., JoanaKosho, RobertBoschStiftung, ThomasFPettigrewandLindaRTropp.
Соотнести статистические данные и определить эффективность процесса интеграции на территории России и Европейского Союза помогли: Левада-центр, Арутюнова Е. М., Черняк А.В., Иноземцев В., MigrantIntegrationPolicyIndex , PewResearchCenter.
Наиболее тщательно был изучен вопрос правовой и терминологической составляющей миграционной системы и интеграционной политики рассматриваемых регионов в связи с чем были выделены определенные области миграционных процессов в отношении Российской Федерации, где недостаточно институтов исполнительной власти и теоретической, терминологической систематизации применимой непосредственной к текущей ситуации региона, что позволило в свою очередь указать на пробелы отечественных исследований. Наименее исследованным оказался вопрос современного межкультурного взаимодействия на территории регионов в связи с масштабами государства (в случае с Россией) и количеством национальных особенностей (в случае с ЕС, где каждое государство имеет свои особенности интеграции и адаптации новоприбывших). Тем не менее удалось дополнить выводы и видение тенденций интеграционных процессов настоящего времени, сравнив актуальные показатели и настроение общества рассматриваемых регионов.
Работа состоит из трех глав, а также введения и заключения. Структура имеет в своем начале современное понимание процесса интеграции в России и ЕС, а далее мы можем проследить постепенное углубление в современные обстоятельства и положение дел в рамках миграционных потоков и обусловленных ими задач. Так, первая глава представляет собой описание терминологической и исторической основы рассматриваемой темы на территории ЕС и Российской Федерации. Вторая глава посвящена правовой и институциональной составляющей рассматриваемой темы. Третья глава описывает взаимоотношения принимаемого и принимающего обществ, а также раскрывает все инструменты политики интеграции мигрантов, положительные и отрицательные стороны, а также эффективность их использования как в России, так и в государствах-участниках ЕС.
Растущие масштабы человеческой мобильности во всем мире сделали иммиграцию важной темой. Лучшая интеграция может принести значительные выгоды мигрантам, принимающим обществам и правительствам (и даже отправляющим регионам). Включение в общество мигранта способствует самообеспеченности и развитию человека, что, в свою очередь, снижает расходы на социальное обеспечение, повышает налоговые доходы и улучшает социальную сплоченность.
Основой любого процесса является терминология, понимание структуры процесса и его механизма в теории. То, что касается изученности темы в ЕС – она достаточно раскрыта, существует множество мнений, которые охватывают различные уровни культурного и социального поведения как принимаемого, так и принимающего общества. В некотором смысле подвижность и развитие терминологических основ обусловлено аналогичным движением огромного миграционного потока на территорию стран-участниц Европейского Союза, это вызвано необходимостью и множеством конкретных задач, которые необходимо было решить в срочном порядке. В свою очередь исследования интеграции мигрантов российских ученых основываются на западных источниках, а собственные мысли еще не приобрели тот масштаб, который можно было бы применить в рамках современного социального и политического контекста, однако несмотря на всю неспешность процесса на данный момент Россия уже имеет проект , касающийся непосредственно интеграции мигрантов в общество.
Правовая и институциональная база на уровне ЕС проработана весьма подробно, заострим внимание на целую систему интеграции иммигрантов, которая связывает все страны-участницы, имеет источник финансирования (Европейский фонд интеграции граждан третьих стран, Фонд «Убежища, миграции и интеграции» (AMIF) ) единые цели и мониторинг эффективности. Более того ЕС ввел директивы по упрощению получения правового статуса беженцами, и проблема трудоустройства теперь не должна более выглядеть слишком угрожающе. Были проработаны и облегчены условия въезда научным исследователям и студентам, то есть сезонным проектам также уделяется внимание. Более того разработан план для всех стран ЕС, включая и детализирование национальных политик, который затрагивает каждую проблему (дискриминация, расизм, дефицит ресурсов, жилья, пробелы в образовании и культурном восприятии) и представляет собой перспективу дальнейшего развития интеграционных процессов и поиск нового пути миграционной политики. Тем не менее все еще существуют проблемы национальных настроений каждого отдельного государства, которые ставят под угрозу работу, отнюдь не монолитной миграционной системы ЕС, а затем и самого образования – Европейского Союза. В свою очередь структура интеграции мигрантов России представлена общей миграционной системой под руководством Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ, где не существует отдельного подразделения, имеющего функции интеграции мигрантов, но в проекте одним из пунктов таковой исполнительный орган со всеми функциями отмечен. Также подчеркнем важность работ по организации мероприятий и инициатив на региональном уровне, которые позволяют точечно оздоравливать взаимоотношения общества с теми мигрантами, которые решили остаться на постоянное местожительство.
Одним из важнейших факторов успешной интеграции новоприбывших на постоянное местожительство является настроение и готовность принимающего общества к этому процессу, которая была бы прямо пропорциональна такой же готовности к внедрению и со стороны мигрантов. Сегодня, усилия, оказываемые в ЕС посредством вовлечения общества в жизнь государства, которое озабочено большим потоком совершенно иных по своему этническому коду людей, оправдываются высоким показателем MIPEX (MigrantIntegrationPolicyIndex) по всем направлениям. Однако это не отрицает наличия проблем, которые все еще имеют влияния на умы нации и заключены они в конкуренции на рынке труда, в настроениях близких к ксенофобии на почве стереотипной угрозы, которую несет образ мигранта-беженца из Северной Африки. В этом узле проблем постепенно оказалась и Россия. Наиболее доступные позиции на рынке труда такие как сотрудники сервиса обеспечения порядка и чистоты на различных участках, продавцы-кассиры и иной обслуживающий персонал занимают мигранты и таковые, исходя из своих должностных обязанностей, постоянно находятся в области умозрительного восприятия россиян, вызывая опасения о вытеснении этнически идентичного общества из экономики, к тому же террористические нападения также ассоциируются с представителями из Средней Азии - и все это в совокупности несет за собой дискриминацию, ксенофобию и разрушает попытки к адаптации и самоинтеграции мигрантов на корню. Потоки соотечественников, беженцев из Украины иссякают. На горизонте появляется новая задача, которая постепенно нарастает дочерними страхами и предрассудками титульной нации, которая не чувствует себя защищенной.
Отметим сильные стороны интеграционной политики ЕС:
• Уникальная терминологическая база, которая востребована в практическом использовании и разработана непосредственно западными умами;
• Развитая наднациональная сеть миграционных институтов, включающих в себя работу над интеграционными механизмами;
• Наличие правового обеспечения, которое поддерживает интеграционные начинания в области миграции;
• Успехи в обеспечении легальности временного нахождения мигрантов, в том числе беженцев на территории ЕС;
• Использование различных инструментов для развития политики интеграции: СМИ, Интернет, различные программы интеграции на разных уровнях в том числе по воссоединению семей, региональные инициативы, языковые курсы в течение жизни мигранта (даже в качестве гражданина), помощь волонтеров для беженцев и организация межкультурной коммуникации;
Слабыми сторонами здесь представлены:
• Несмотря на наличие единого вектора и плана по углублению интеграции мигрантов в общество, в некоторых странах ЕС (Восточная часть) развиваются национальные настроения и выборочное использование пунктов плана по интеграции;
• Ухудшение экономического положения некоторых стран-участниц ЕС в связи с принятием большого количества мигрантов, непомерное их экономическим возможностям;
• Комплексная проблема блокирования общественной боязни и неприятия беженцев из стран Северной Африки, подкрепляемые глобальной террористической угрозой и её образом;
• Медленные темпы обеспечении мигрантов атрибутами, обуславливающими легальность постоянного проживания на территории ЕС;
Для России наиболее сильными сторонами интеграционной политики являются:
• Монолитность, крепкая основа миграционной структуры в институциональном понимании;
• Своевременный старт развития правового обеспечения интеграции мигрантов;
• Региональные инициативы в проведении интеграционных мероприятий в области миграции;
• Доступ к возможности получения гражданства по ускоренному пути детям бывших соотечественников и непосредственно соотечественникам.
• Облегчение путей легализации временного и постоянного пребывания на территории РФ беженцам из Украины;
• Память о едином образе гражданина СССР, которая иссякает, но все еще оказывает положительное влияние на более легкое восприятие мигрантов (большая часть потока с территорий постсоветских государств) обществом РФ.
Слабыми сторонами определены:
• Заимствование терминологической базы, которое несколько искажает действительность и понимание типа интеграции на территории РФ, отсюда классификация является неполной;
• Узкое использование медиа-инструментов для расширения и активации интеграционной политики;
• Отсутствие активных программ по борьбе с ксенофобией, которые носили бы непрерывный характер;
Необходимо понимать, что для России всё только начинается и проект по интеграции даёт надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество всей совокупности заинтересованных сторон в данном процессе: общество, государство, мигранты. Однако сегодня, основываясь на слабых сторонах интеграционной политики, России лишь предстоит активировать и направить следующие факторы в пользу продвижения интеграционной политики в миграционной области: СМИ, Интернет; федеральные инициативы; развитие собственной востребованной на практике теоретической основы и подготовка квалифицированных кадров для работы в отдельной структуре, занимающейся адаптацией и интеграцией иностранных граждан, в соответствии с законопроектом ; поиск решений для интеграции нового поколения мигрантов с постсоветского пространства без знания русского языка и традиций в общество и на рынок труда. Подход к интеграционной политике должен быть комплексным и развиваться одновременно во всех направлениях, чтобы достичь высоких показателей, который, в свою очередь также следует замерять на постоянной ежеквартальной основе, чтобы успеть проследить текущий вектор развития и верно распределить усилия.
Таким образом, подчеркнем, что уровень эффективности интеграционной политики рассматриваемых государственных образований можно сравнивать не относительно друг друга, а относительно типа миграционных потоков, поступающих на определенную территорию в рамках своего политического и исторического контекста. В данном случае получается, что каждое из государственных образований движется ровно с той скоростью и эффективностью с какой требует того все отрасли государства, включая титульную нацию.
В заключение, с учетом того, что мобильность людей может еще больше возрасти, необходимы новые научно-обоснованные действия для ликвидации окружающих предрассудков и тревог. Установление контактов между коренными жителями и иммигрантами имеет большое эмпирическое значение в улучшении отношений и создании более эффективной социальной политики. В конечном счете, успешный взаимный контакт может стать эффективным инструментом «win-win», приносящим пользу всем заинтересованным сторонам, обеспечивая более благодатную почву для интеграции.
Основой любого процесса является терминология, понимание структуры процесса и его механизма в теории. То, что касается изученности темы в ЕС – она достаточно раскрыта, существует множество мнений, которые охватывают различные уровни культурного и социального поведения как принимаемого, так и принимающего общества. В некотором смысле подвижность и развитие терминологических основ обусловлено аналогичным движением огромного миграционного потока на территорию стран-участниц Европейского Союза, это вызвано необходимостью и множеством конкретных задач, которые необходимо было решить в срочном порядке. В свою очередь исследования интеграции мигрантов российских ученых основываются на западных источниках, а собственные мысли еще не приобрели тот масштаб, который можно было бы применить в рамках современного социального и политического контекста, однако несмотря на всю неспешность процесса на данный момент Россия уже имеет проект , касающийся непосредственно интеграции мигрантов в общество.
Правовая и институциональная база на уровне ЕС проработана весьма подробно, заострим внимание на целую систему интеграции иммигрантов, которая связывает все страны-участницы, имеет источник финансирования (Европейский фонд интеграции граждан третьих стран, Фонд «Убежища, миграции и интеграции» (AMIF) ) единые цели и мониторинг эффективности. Более того ЕС ввел директивы по упрощению получения правового статуса беженцами, и проблема трудоустройства теперь не должна более выглядеть слишком угрожающе. Были проработаны и облегчены условия въезда научным исследователям и студентам, то есть сезонным проектам также уделяется внимание. Более того разработан план для всех стран ЕС, включая и детализирование национальных политик, который затрагивает каждую проблему (дискриминация, расизм, дефицит ресурсов, жилья, пробелы в образовании и культурном восприятии) и представляет собой перспективу дальнейшего развития интеграционных процессов и поиск нового пути миграционной политики. Тем не менее все еще существуют проблемы национальных настроений каждого отдельного государства, которые ставят под угрозу работу, отнюдь не монолитной миграционной системы ЕС, а затем и самого образования – Европейского Союза. В свою очередь структура интеграции мигрантов России представлена общей миграционной системой под руководством Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ, где не существует отдельного подразделения, имеющего функции интеграции мигрантов, но в проекте одним из пунктов таковой исполнительный орган со всеми функциями отмечен. Также подчеркнем важность работ по организации мероприятий и инициатив на региональном уровне, которые позволяют точечно оздоравливать взаимоотношения общества с теми мигрантами, которые решили остаться на постоянное местожительство.
Одним из важнейших факторов успешной интеграции новоприбывших на постоянное местожительство является настроение и готовность принимающего общества к этому процессу, которая была бы прямо пропорциональна такой же готовности к внедрению и со стороны мигрантов. Сегодня, усилия, оказываемые в ЕС посредством вовлечения общества в жизнь государства, которое озабочено большим потоком совершенно иных по своему этническому коду людей, оправдываются высоким показателем MIPEX (MigrantIntegrationPolicyIndex) по всем направлениям. Однако это не отрицает наличия проблем, которые все еще имеют влияния на умы нации и заключены они в конкуренции на рынке труда, в настроениях близких к ксенофобии на почве стереотипной угрозы, которую несет образ мигранта-беженца из Северной Африки. В этом узле проблем постепенно оказалась и Россия. Наиболее доступные позиции на рынке труда такие как сотрудники сервиса обеспечения порядка и чистоты на различных участках, продавцы-кассиры и иной обслуживающий персонал занимают мигранты и таковые, исходя из своих должностных обязанностей, постоянно находятся в области умозрительного восприятия россиян, вызывая опасения о вытеснении этнически идентичного общества из экономики, к тому же террористические нападения также ассоциируются с представителями из Средней Азии - и все это в совокупности несет за собой дискриминацию, ксенофобию и разрушает попытки к адаптации и самоинтеграции мигрантов на корню. Потоки соотечественников, беженцев из Украины иссякают. На горизонте появляется новая задача, которая постепенно нарастает дочерними страхами и предрассудками титульной нации, которая не чувствует себя защищенной.
Отметим сильные стороны интеграционной политики ЕС:
• Уникальная терминологическая база, которая востребована в практическом использовании и разработана непосредственно западными умами;
• Развитая наднациональная сеть миграционных институтов, включающих в себя работу над интеграционными механизмами;
• Наличие правового обеспечения, которое поддерживает интеграционные начинания в области миграции;
• Успехи в обеспечении легальности временного нахождения мигрантов, в том числе беженцев на территории ЕС;
• Использование различных инструментов для развития политики интеграции: СМИ, Интернет, различные программы интеграции на разных уровнях в том числе по воссоединению семей, региональные инициативы, языковые курсы в течение жизни мигранта (даже в качестве гражданина), помощь волонтеров для беженцев и организация межкультурной коммуникации;
Слабыми сторонами здесь представлены:
• Несмотря на наличие единого вектора и плана по углублению интеграции мигрантов в общество, в некоторых странах ЕС (Восточная часть) развиваются национальные настроения и выборочное использование пунктов плана по интеграции;
• Ухудшение экономического положения некоторых стран-участниц ЕС в связи с принятием большого количества мигрантов, непомерное их экономическим возможностям;
• Комплексная проблема блокирования общественной боязни и неприятия беженцев из стран Северной Африки, подкрепляемые глобальной террористической угрозой и её образом;
• Медленные темпы обеспечении мигрантов атрибутами, обуславливающими легальность постоянного проживания на территории ЕС;
Для России наиболее сильными сторонами интеграционной политики являются:
• Монолитность, крепкая основа миграционной структуры в институциональном понимании;
• Своевременный старт развития правового обеспечения интеграции мигрантов;
• Региональные инициативы в проведении интеграционных мероприятий в области миграции;
• Доступ к возможности получения гражданства по ускоренному пути детям бывших соотечественников и непосредственно соотечественникам.
• Облегчение путей легализации временного и постоянного пребывания на территории РФ беженцам из Украины;
• Память о едином образе гражданина СССР, которая иссякает, но все еще оказывает положительное влияние на более легкое восприятие мигрантов (большая часть потока с территорий постсоветских государств) обществом РФ.
Слабыми сторонами определены:
• Заимствование терминологической базы, которое несколько искажает действительность и понимание типа интеграции на территории РФ, отсюда классификация является неполной;
• Узкое использование медиа-инструментов для расширения и активации интеграционной политики;
• Отсутствие активных программ по борьбе с ксенофобией, которые носили бы непрерывный характер;
Необходимо понимать, что для России всё только начинается и проект по интеграции даёт надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество всей совокупности заинтересованных сторон в данном процессе: общество, государство, мигранты. Однако сегодня, основываясь на слабых сторонах интеграционной политики, России лишь предстоит активировать и направить следующие факторы в пользу продвижения интеграционной политики в миграционной области: СМИ, Интернет; федеральные инициативы; развитие собственной востребованной на практике теоретической основы и подготовка квалифицированных кадров для работы в отдельной структуре, занимающейся адаптацией и интеграцией иностранных граждан, в соответствии с законопроектом ; поиск решений для интеграции нового поколения мигрантов с постсоветского пространства без знания русского языка и традиций в общество и на рынок труда. Подход к интеграционной политике должен быть комплексным и развиваться одновременно во всех направлениях, чтобы достичь высоких показателей, который, в свою очередь также следует замерять на постоянной ежеквартальной основе, чтобы успеть проследить текущий вектор развития и верно распределить усилия.
Таким образом, подчеркнем, что уровень эффективности интеграционной политики рассматриваемых государственных образований можно сравнивать не относительно друг друга, а относительно типа миграционных потоков, поступающих на определенную территорию в рамках своего политического и исторического контекста. В данном случае получается, что каждое из государственных образований движется ровно с той скоростью и эффективностью с какой требует того все отрасли государства, включая титульную нацию.
В заключение, с учетом того, что мобильность людей может еще больше возрасти, необходимы новые научно-обоснованные действия для ликвидации окружающих предрассудков и тревог. Установление контактов между коренными жителями и иммигрантами имеет большое эмпирическое значение в улучшении отношений и создании более эффективной социальной политики. В конечном счете, успешный взаимный контакт может стать эффективным инструментом «win-win», приносящим пользу всем заинтересованным сторонам, обеспечивая более благодатную почву для интеграции.
Подобные работы
- МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ правового регулирования вынужденной миграции в России и Европейском Союзе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Иммиграционная политика России, Франции и Канады. Сравнительный анализ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ, ДАНИИ И НОРВЕГИИ В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Миграционная политика Италии в контексте обеспечения демографической безопасности в Европейском союзе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



