Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическая социология питания: производство, торговля и потребление чайной продукции

Работа №138894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Экономика производства и торговля чайной продукцией...9—46
1.1. История чая
1.2. Производство чайной продукции
1.3. Рынок чая…
ГЛАВА 2. Социология потребления чая
2.1. Культура и социология чаепития…
2.2. Чай в ресторанной культуре ……………………………………….....57—62
2.3. Новые тенденции потребления чайной продукции
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Программа исследования
Приложение 2. Гайд интервью
Приложение 3. Цитаты из интервью
Приложение 4. Включенное наблюдение (опыт работы в организации чайных церемоний), описание

Что такое питание? В общем смысле питание означает процесс снабжения. На уровне естественно научного понимания, питание — это восполнение запасов белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов в организме человека, на уровне социологического мышления —процесс снабжения (восполнения), который выражается в удовлетворении потребности индивида в социализации и коммуникации, и в экономической плоскости питание — это самовоспроизводящаяся форма хозяйствования. Питание как процесс можно обозначить как безличное действие. С другой точки зрения термин «питание» понимается более конкретизировано, то есть как акт потребления. Что мы потребляем? Какие разнообразные символы несут в себе самые обычные действия — напри-мер, завтрак с кружкой чая или обед в кафе? Практика питания включает в себя ряд устоявшихся традиций, привычных действий и правил. С экономической точки зрения услуги питания могут быть личными, то есть полезными одному человеку, с другой — коллективными, удовлетворяющие потребности группы людей. Если посмотреть на коллектив с точки зрения социологии, то фокус будет направлен на коммуникативные связи, возникающие между людьми. Именно эти отношения являются предметом изучения в социологии питания. Питание, это общественная деятельность, как производство и потребление, поэтому важно понимать, какое влияние оказывает человек на питание (как социальный процесс), и как традиции питания формируют вкус человека.
Ежедневно мы потребляем пищу в форме различных блюд, и утоляем жажду напитками или водой. Эта категория напитков явно выделяется на фоне остальных продуктов питания. На основе воды делаются лимонады, соки, квас, однако полезные свойства воды нивелируются сообразно количеству консервантов и красителей. Вода используется как основа в рецепте, и, собственно, определяет форму. Другое дело при заваривании чая. Это процесс, превращение, как понятие неотъемлемо от субъекта, то есть от того, кто будет готовить. Процессом заваривания чая называют чайную церемонию. Это уже социальная ситуация, в которой предмет имеет свой знак и символ. В процессе питания напитки создают символический смысл, воспроизводя социальную ситуацию. Ритуал чаепития сопровождается не только аранжировкой цветов, посуды, про-дуктов, сопровождающих чаепитие, но и самим настроением, философией этого таинства.
Существует множество определений термина «чайная культура» («ча вэньхуа»). В данной работе этот термин понимается в широком смысле слова, т.е. как вся совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека, которая связана с чаем. Под «чайной церемонией» понимается то, как Д.Кондо, определяя японскую чайную церемонию, характеризовала ее: «Японская чайная церемония может пониматься как четко структурированная последовательность, в которой формальные детали состоят из значений» .
Оригинальный методологический подход к изучению культуры, суть которого заключалась в детальном анализе составных частей ритуала, их классификации, выявлении механизмов их взаимодействия, предложил один из крупнейших этнологов XX в. К. Леви—Стросс.
Стоит отметить и положения Дж. Битти, который утверждал, что в основе своей действенность ритуала заключается в его выразительности и символичности, что сближает его с искусством, в связи с чем ритуал поддается схожим способам понимания.
В рамках социологии питания сформировались определенное методологические направления исследования. Методологическая рамка данной работы представляет собой синтез подходов: функционализм — О. Ричардс; структурализм — К. Леви—Стросс, Р. Барт, М. Дуглас; материализм — Дж. Гуди; генетический структурализм — П. Бурдье. Нельзя не отметить и методологическое значение исследований историков питания — Ф. Бродель (структурный и системный анализ); М. Монтанари, А. Капатти и др. (Бродель 1986: 1; Монта-нари 2008; Капатти, Монтанари 2006).
С точки зрения функционального подхода, о продуктах питания можно говорить, опираясь на знания о характере их влияния на человеческий организм. А именно:
Общее действие: чай, кофе и алкогольные напитки, в основном, известны своими свойствами, связанными с воздействием на центральную нервную систему: будь то кофеин или тианин, возбуждающие нервную систему, или алкоголь, имеющий обратное действие. Функциональны эти напитки и с точки зрения их влияния на весь организм в целом. Можно говорить об их полезности или считать их вредными для здоровья, но так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что, например, чай эффективно тонизирует организм, известно его применение не только в качестве продукта питания, но и в качестве дополнительного средства по уходу за кожей, популярного в косметологии.
Местное действие: пряности и приправы, использующиеся для приготовления чайных и кофейных, напитков влияют непосредственно на вкусовое восприятие, те. оказывают воздействие на обоняние и вкусовые рецепторы человека.
В России немного фирм и организаций, заинтересованных в проведении исследований в этой сфере, а также в обеспечении соответствующего подобной работе бюджета. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, так как при правильном анализе данных, можно не только спрогнозировать вектор развития чайных компаний и тенденции потребления, но и понять особенности чая как всемирно известного продукта потребления. По мнению экспертов именно полная, достоверная информация — залог успеха в торговле чаем. Существует выражение, что рецепт правильной деятельности это: 90% информации и 10% вдохновения. Важно понять от чего отталкиваются производители чая, закупая тот или иной сорт, предлагая новые купажи и вкусы. Маркетинг — это основная точка, способ соприкосновения фирмы с ее потребителем, экономических агентов друг с другом и обществом, грань производственной стороны торгового предложения и желания, как спроса в социуме. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает товары и услуги к нуждам и желаниям общества. Зачастую сложно поспорить с тем, что именно фирма (рынок в целом) определяет наше желание купить, предлагают определенную модель в сознание с характерными символами и образами.
Целью данного исследования является выявление истоков и основных этапов эволюции чайного дела и культуры потребления чая. С точки зрения экономической социология для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить исторические особенности распространение чая в мировом масштабе;
2. Определить основных торговых производителей и потребителей чая;
3. Проанализировать издержки и ценообразование чайной продукции (себестоимость, институциональные условия производства, монополия, сети);
4. Выделить типологию чайного ритуала и его социальную структуру;
5. На основе эмпирических данных, определить социо—культурные фак-торы, влияющие на предпочтения потребителей чайной продукции;
6. В рамках исследования ответить на вопрос: чайный напиток — что это? Средство тонизирования, средство общения, социальное обозначение (типы потребления);
7. На материалах существующих исследований обозначить новые тенденции потребления чая и его формы;
8. Проанализировать отдельные характеристики рынка чая г.Санкт—Петербурга и сделать выводы по результатам исследования;
Объектом исследования являются потребители чайной продукции в Санкт—Петербурге.
Предмет исследования — чайная культура в структуре экономических и общественных отношений.
Научная новизна исследования заключается, в первую очередь, в попытке изучения чайной культуры в контексте этно-исторических и социокультурных процессов. Проведенное исследование выявило модификационную модель раз-вития чайной культуры. На примере социального ритуала чаепития была пред-принята попытка выявления механизмов внедрения инноваций в культуру чае-пития в России.
Основная гипотеза: анализируя причины приверженности покупателей к тому или иному сорту (виду) чая, можно выявить общие социо культурные условия (не только экономические), детерминирующие вкусовые предпочтения.
Среди общенаучных методов, использованных в работе, предпочтение отдано аналитическому методу, который подразумевает работу с письменными источниками. Основными теоретическими социологическими методами в на-стоящем исследовании выступают структурный, функциональный, интерпретативный подходы. Структурный метод дает возможность взглянуть на чайную культуру как на систему идей и ценностей, а также выявить структуру ритуала чаепития и рассмотреть его составные части по отдельности. Функциональный подход позволяет выяснить роль чайной культуры в современном обществе. Интерпретативный подход позволяет взглянуть на чайную культуру в целом и ритуал чаепития в частности, как на семиотический комплекс, составные части которого имеют значение и свой язык.
Методологическая основа и эмпирические методы исследования. В основе данной работы лежит принцип историзма, который позволяет рассмотреть динамику развития чайной культуры в контексте исторического процесса. Основным прикладным методом, используемым в практическом исследовании, является полуструктурированное интервью. Специфика данного метода обусловлена тем, что для нас важно получить свободный нарратив от информанта по поводу его потребительских практик, оценки чаепития как социальной ситуации, а также выявить основные тенденции в сфере преобразования форм чайного напитка при условии улучшения качества продукции.
Структура работы:
Данная работа состоит из двух основных глав и приложений. Первая глава разделяется на три параграфа. В первом параграфе речь идет о истории чая в странах —производителях сырья — Китае, Индии; и в Англии— стране, которую невозможно представить без чайной традиции. Отношения, которые объединяют экспортеров и импортеров продукта, зародились много лет назад; формальная их форма сохранилась и по сей день. История русского обычая чайной церемонии началась с акта дарения и предполагала возможность поделиться столь ценным и редким продуктом. Возможно, такое различие и определило смысл потребления чая в России, сформировав совершенно иную культуру чайной традиции.
В следующем параграфе чайная продукция рассматривается с точки зрения производства и традиций производства. В рамках системного подхода обозначены мировые производители и потребители чая, институциональные условия производства, монополии, издержки и ценообразование, сети. Переход к рас-смотрению отношений, возникающих между субъектами производства, обусловлен темой третьего параграфа — «Рынки чая». В нем я даю характеристику рынка чая в России, с точки зрения основных агентов, в условиях монополизации отрасли.
Вторая глава так же разделяется на три параграфа. В первом параграфе рассматриваются культурные особенности, релевантные, в контексте данной работы, подходы к конструированию методов в социологии питания, а именно потребления чая. Выделены особенности потребления чая с точки зрения функционального подхода, материалистической теории и структурализма, где чае-питие выступает как способ коммуникации, чайная церемония может быть выражением ритуализированного социального действия или национальной традиции, как это можно увидеть в китайской культуре, или, в случае рассмотрения чаепития как рядового события, являющегося лишь частью ланча или кофе—брейка, определять форму коммуникации. Чай здесь можно рассматривать как знаковую единицу. Формирование вкусовых предпочтений и традиций потребления обозревается в рамках историко—сетевых теорий.
В приложениях представлены: план исследования, операционализация понятий, гайд, транскрипты, цитаты из интервью. В работе были использованы материалы по результатам наблюдения за ведущими компаниями г.Санкт—Петербурга, работающими в сфере реализации чайной продукции. Также были использованы данные официальной статистики, а именно: Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба РФ, ФНС РФ.
Данная работа, как нам представляется, является первой попыткой рассмотреть чайную культуру в контексте экономической социологии, она является существенно новой и опирается на традиции социологии питания, представленные в работах преподавателей кафедры экономической социологии и факультета социологии СПбГУ (Ю.В. Веселов, О.А. Таранова, Т.В. Емельянова, В.Н. Минина и др).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования мы ставили перед собой цель выяснить, что такое чай и какая роль отведена этому напитку в организации социальной жизни. Были рассмотрены теоретические традиции к изучению данного продукта, проанализированы факторы, влияющие на формирование вкусовых привычек в отношении чайной продукции. Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
1. Был изучен материал, релевантный тематике работы, рассматривающий взаимосвязь потребительских практик и конструирования образов. Бы-ли использованы труды: Ф. Броделя, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, П. Бурдьё, М. Ми-да, Ю. Веселова, К. Леви—Стросса и др.
2. В данной работе были рассмотрены и проанализированы потребительские предпочтения на рынке чая и кофе г. Санкт—Петербурга.
3. В первой главе приведены теоретические аспекты изучения потребительских предпочтений, основанных на исторических особенностях распространения и укоренения в культуре чая и чайной продукции. Здесь напиток рассматривался как этнокультурная традиция, социокультурный феномен, важнейший элемент материальной культуры не одного народа. Также были определены особенности производства, распределения и продажи чайной продукции в условиях глобализации. Выделены мировые производители и потребители чай-ной продукции, институциональные условия производства, сети и монополии в данной отрасли. Чай рассматривается как единица в экономическом обращении, предмет торгов на аукционах и и целый сектор общественного питания.
Во второй главе данной работы мы обозначили чай как социальную привычку и маркер социального статуса индивида. Методологическим основанием к изучению чая был показан структуралистический подход. Методологические принципы легли в основу социологической интерпретации эмпирического изучения пищевого поведения и практик питания. Как социальный феномен было рассмотрено противопоставления чая и кофе, а также предпринята попытка ответить на вопрос о меньшей популярности чайных домов по сравнению с кофейнями.
В ходе исследования был проведен анализ потребительских предпочтений в отношении чайной продукции. Они различны в зависимости от дохода, наличия высшего образования и пола. Теоретическая традиция, связывающая стиль жизни и потребление с социальной структурой нашла отражение в эмпирическом исследовании. Были предоставлены выводы и прогнозы по результатам исследования.
В результате написания работы мной был сделан вывод, что вкусовые привычки формируются из сложного комплекса социально—экономических факторов. На выбор напитка влияет сложная система переменных. Однако, все опрошенные респонденты обозначили чай — как элемент питания, вкусовую привычку. Чай – это не только напиток, это коммуникация, знак и социальная ситуация.
В данной работе были выявлены отдельные аспекты развития рынка чая г. Санкт—Петербурга, характеристики и предпочтения потребителей, определена схема от сбора чая до продажи в супермаркете.
Чайно кофейный рынок Санкт—Петербурга в целом близок к насыщению, но все еще имеет большой потенциал роста, т.к. не все потребности покупателей удовлетворяются в полном объеме. На основании теоретического материала, чайный напиток рассматривался в рамках современного общества рассматривается как инструмент конструирования своего образа. Являясь носителями смыслов и знаков, потребляемые объекты говорят некую информацию об их потребителе. Придавая определенный смысл вещам, человек, использует их в процессе формирования своего образа. И также, общество складывает свое мнение об индивиде, анализируя его потребление.
Данная выпускная квалификационная работа дала мне возможность глубже разобраться в социальных механизмах и отношениях, пообщаться с интересными людьми в ходе сбора данных в виде интервью. В дальнейшем, планируется разрабатывать тему в рамках магистерского курса, поскольку мне хотелось бы глубже изучить вопросы, связанные с восприятием практик питания, что, разумеется, предполагает сужение области изучения. Данные, взятые из проведенного исследования, безусловно, пригодятся в будущем.



1. Аврамова Е. М. Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации // Общественные науки и современность, М., 2005.
2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. М., 1993.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
4. Барт Р. К психосоциологии современного питания // Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с франц. С.Н. Зенкина. — М. : Издво им. Сабашни ковых, 2003.
5. Байбурин А.К. Полярности в ритуале (твердое и мягкое) // Канун: Полярность в культуре / под общ. ред. М.С. Лихачева. – СПб., 1996.
6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
7. Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм, М., 2007.
8. Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. И др. Товароведение
пищвых продуктов. М.:1989.
9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
10. Бурдье П. Рынок символической продукции// Вопросы социологии № 1/2, М., 1993.
11. Вахштайн В. Социология вещей и поворот к материальному. [Электронный ресурс] URL: http://socofpower.rane.ru/1-2015-sociologiya-vecshej/
12. ван Геннеп, А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с франц. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
13. Веселов Ю.В. Социология питания: теоретические основания // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10, Межвузовский сборник. Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд. центр экономического факультета СПбГУ, 2014.
14. Виногродская В.Б. Изменчивость в культуре чая и память традиции // 182 Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2008. – М. : Изд–во ИДВ РАН, 2009.
15. Виногродский Б.Б. Путь чая / Б. Б. Виногродский. – М. : Гермитаж–Пресс, 2004.
16. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц; пер. с англ. – М. : Роспэн, 2004.
17. Герасимова В.А., Вытовтов А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. СПб: Питер Принт, 2003.
18. Дао–Дэ цзин, Ле–цзы, Гуань–цзы: Даосские каноны / перевод, вступит. ст., комм. В.В. Малявин. – М. : Изд–во Астрель: Изд–во АСТ, 2002.
19. Ду Юй. Ода чаю / пер. с кит. В. Б. Виногродская [Электронный ресурс] // Малая чайная антология. – URL: http://www.ifes–ras.ru/publications/online/840– malaya–chajnaya–antologiya (дата обращения: 05.01.2015).
20. Иофина И.О. Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления, М., 2005.
21. Электронный ресурс URL :http://www.agronews.ru/newsshow.php?NId=44901
22. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 2000.
23. Коробкина З.В. Товароведение вкусовых товаров. М.: Экономика, 1986.
24. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов / пер. с китайского. М.: Изд–во АСТ, 2004.
25. Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. М.: Молодая гвардия, 2007.
26. Леви–Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. В. В. Иванова. – М.: Наука, 1983.
27. Лу Юй. Канон чая / Лу Юй; пер. с кит., введение и комм. А.Т. Габуев, Ю. А. Дрейзис. М. : Гуманитарий, 2007. – 123 с.
28. Лу Юй. Канон чая. Варка. 5 / пер. и комм. В.Б. Виногродская // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2008. – М., 2009.
29. Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М. : Советская энциклопедия, 1980.
30. Микулович Л.С., Локтев А.В., Фурс И.Н., НадинБ.Е., Шарковский Е.К., Дубовик Е.В. Товароведение продовольственных товаров:Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004.
31. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии// Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996.
32. Похлебкин В.В. Чай. М.: Центрополиграф, 1997.
33. Савельевских А.В. Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая, М., 2005.
34. Стровский В.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, М., 1999.
35. Субботин А.П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. СПб. : Издание А.Г. Кузнецова, 1892.
36. Эйвери М. Чайный путь: Китай и Россия встречаются через степь / Эйвери М; пер. с англ. А. Гилевича. – Пекин : Межконтинентальное изд–во Китая, 2005.
37. Тан Янь. Рассуждение о чае / пер. и комм. В.Б. Виногродская // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2008. – М., 2009.
38. The Sacred Books of China. The Texts of Confucianism. / translated by J. Legge. – Oxford : The Clarendon Press, 1899.
39. The Sacred Books of China. The Texts of Confucianism. / translated by J. Legge. – Oxford : The Clarendon Press, 1899.
40. Kondo D. The way of tea: a symblic analysis // Man: New Series. – 1985.
41. Steeped in History: the Art of Tea / ed. by B. Hohenegger. – Los Angeles : Fowler Museum at UCLA, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ