Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические основы управления мотивацией персонала 9
1.1 Сущность, роль, значение мотивации персонала 9
1.2 Методы мотивации персонала 12
2 Анализ системы мотивации персонала в ООО «Ресторан честных цен» .... 16
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Ресторан честных цен» . 16
2.2 Анализ системы мотивации персонала 20
Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ
текучести кадров, заработной платы и корпоративной культуры 20
3 Рекомендации, направленные на повышение уровня мотивации труда
персонала ООО «Ресторан честных цен» 38
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации
персонала 38
3.2 Экономическое обоснование мероприятий 51
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Бланк анкеты для выявления причин увольнения персонала 65
Приложение Б Бланк анкеты для исследования эффективности системы
оплаты труда 66
Приложение В Бланк анкеты для оценки организационной культуры
работниками ООО «Ресторан честных цен» 67
Приложение Г Бланк анкеты для выявления ценностных ориентаций и
мотивов труда работников 68
Приложение Д Карта наблюдения и оценки профессиональных качеств
официанта 69
Приложение Е Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда 71
Приложение Ж Основные составляющие системы наставничества 72
Приложение И Форма оценочной карты эффективности системы наставничества 73
Приложение К Карта систематизации факторов эффективности и неэффективности в работе наставника 74
Приложение Л Данные о стаже работников, уволившихся по причине текучести 75
Приложение М Последовательность суждений экспертов 76
Приложение Н Последовательности суждений с присвоенными им рангами,построенные на основании представлений экспертов и построенные на
основании мнения рядовых работников 77
Приложение П План по труду и его оплате 78
Приложение Р Движение кадров на предприятии за 2019-2021 гг 79
Приложение С Анализ заработной платы 80
Актуальность исследования вопросов мотивации сотрудников определена формированием новых элементов хозяйствования, которые направлены на экономику рынка. Перед компаниями возникает потребность осуществлять свою деятельность по-новому, основываясь на рыночные требования, изучив новое экономическое поведение, проведя адаптацию всех сторон деятельности организаций к изменениям.
Повышение качества управления деятельностью отечественных компаний нельзя осуществить без активного привлечения резерва человеческого фактора. Сотрудники, их активная деятельность и достижение поставленных задач, их навыки дают возможность гарантировать успешную деятельность любой компании.
Дорога к результативному регулированию производства пролегает через осознание трудовой мотивации сотрудника. Только понимая, что лежит в основе действий человека, что именно побуждает его к труду, можно сформировать результативную систему управления трудовым процессом. Для этого важно понимать, за счёт чего осуществляется мотивация.
Мотивация играет важную роль в исполнении сотрудниками компании своих обязанностей. Она оказывает воздействие на старания, усилия и настойчивость человека. Высокая заинтересованность сотрудников компании в труде является одним из главных критериев результативности её деятельности, поскольку мотивация формирует настрой на работу с большой отдачей.
Главный вопрос, который интересует менеджеров компании, заключается в том, как мотивировать сотрудников и использовать их потенциал по максимуму. Но зачастую руководители российских компаний используют устаревшие способы управления персоналом, и это негативно сказывается на результатах деятельности компании.
Чаще всего мотивирующими критериями являются:
- сохранение рабочего места;
- увеличение размера премий и поощрений.
Система материального стимулирования, которая применяется во многих компаниях, не соответствует представлениям о рыночной экономике. Она носит упрощенный характер управления и не способствует повышению результативности деятельности компании. Следовательно, система мотивации заслуживает особого внимания, в чем и заключается актуальность данной бакалаврской работы.
Целью бакалаврской работы является изучение теоретических основ управления мотивацией персонала.
Задачи бакалаврской работы обусловлены ее целью:
- исследовать сущность, роль, значение мотивации персонала;
- рассмотреть методы и методики мотивации персонала;
- провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Ресторан честных цен»;
- оценить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами; провести анализ текучести кадров и определить мотивы увольнения персонала;
- провести анализ заработной платы и стимулирования труда;
- провести анализ корпоративной культуры исследуемой организации и дать оценку мотивов труда и удовлетворенности трудовой деятельностью персонала предприятия;
- разработать рекомендации, направленные на повышение уровня мотивации труда персонала ООО «Ресторан честных цен».
Предмет исследования бакалаврской работы - система мотивации персонала.
Объект исследования - система мотивации персонала в ООО «Ресторан честных цен».
При написании бакалаврской работы использованы следующие методы: метод сбора, обработки и интерпретации информации; методы экономического анализа - анализ абсолютных и относительных величин, метод цепных подстановок, коэффициентный метод; методы социологических исследований - анкетирование, опрос, интервью и др.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала актуальны и могут быть реализованы в ООО «Ресторан честных цен».
Бакалаврская работа состоит их введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первом разделе бакалаврской работы исследованы теоретические основы управления мотиваций персонала: определены сущность, роль, значение мотивации персонала; рассмотрены методы, методики и системы мотивации персонала.
Во втором разделе проведен анализ деятельности ООО «Ресторан честных цен» в 2019-2021 гг., а также анализ системы мотивации персонала. Дана оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; проведен анализ текучести кадров, анализ заработной платы и стимулирования труда, корпоративной культуры. Дана оценка мотивов труда и удовлетворенности трудовой деятельностью персонала предприятия.
В третьем разделе на основе выявленных проблем представлены рекомендации, направленные на повышение уровня мотивации труда персонала ООО «Ресторан честных цен». Разработаны рекомендации по совершенствованию системы оплат труда на предприятии, по формированию корпоративной культуры, по развитию способностей и получению профессиональных навыков работников на основе системы наставничества. Рациональность внедрения представленных мероприятий подтверждена экономическими расчетами.
«Мотивация в управлении персоналом - это процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации состоит из следующих этапов: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов» [38].
«Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к современной структуре потребностей» [39].
«Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально¬психологические» [40].
«В современных условиях можно отметить следующие тенденции развития систем мотивации персонала: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др. Наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска» [41].
В бакалаврской работе был проведён анализ мотивации персонала в ООО «Ресторан честных цен».
Сделаны выводы о том, что в ООО «Ресторан честных цен» сравнительно благоприятными критериями мотивации труда можно считать:
- характер труда;
- надёжность организации;
- существование свободного времени.
Материальная мотивация является первенствующей мотивацией для сотрудников организации (её величина более 60%). Трудовая мотивация кадрового состава организации признана «удовлетворительной», но мотивация руководящего звена является более результативней и признана «нормальной».
Благодаря проведенному анализу были выявлены проблемные места мотивации труда в ООО «Ресторан честных цен»:
- уровень заработной платы;
- создание корпоративной культуры;
- совершенствование способностей;
- приобретение профессионального опыта.
Для решения проблемных мест, указанных выше, в бакалаврской работе представлены рекомендации.
Неудовлетворенность работников ресторана размером оплаты труда, порядком организации труда, отсутствием зависимости между размером заработной платы и объемом товарооборота, и числом обслуженных клиентов, делают необходимым в ООО «Ресторан честных цен» поиск баланса между размером оплаты труда и результативностью. В связи с этим в бакалаврской работе представлен проект системы оплаты труда и премирования на предприятии.
...
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2019. - № 1. - С. 50-52.
2. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - №4. - С.16-19.
3. Басовский Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2021. - 377 с.
4. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. - 2021. - № 4. - С. 28-31.
5. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита.- 2019.- № 7. - С. 44-47
6. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2019.- № 1. - С. 88-101.
7. Блэк Л., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании // Проблемы теории и практики управления.— 2021.— № 1. — С.78 — 82.
8. Богданов Ю. Н., Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2021.- № 11. - С. 14¬19.
9. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для
руководителя. — М.:
Ассиана, 2021. — 204 с.
10. Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2021.- № 7. - С. 48-49.
11. Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 2019. - №1. - С. 25.
12. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2021. - №4. - С. 23-34.
13. Веснин В.Р. Практический менеджмент пероснала. - М.: Юристъ,
2019.
14. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2021.- № 10. - С. 29-31.
15. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2021.- № 5. - С. 33-36.
...
64 источника