ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретическое обоснование религиозности молодежи в социологии
1.1 Зарубежные подходы социологов к религиозности молодежи
1.2 Отечественные подходы социологов к религиозности молодежи
2 Современные исследования состояния религиозности молодежи
2.1 Тенденции в религиозной практике современных молодых людей
2.2 Факторы, влияющие на религиозность современной молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Происходящие в последнее время радикальные изменения в обществе оказывают значительное влияние как на социально-экономическое развитие страны, так и на духовную жизнь населения, его отношение к религии и церкви. Религиозное сознание всё чаще рассматриваться обществом как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Религиозные практики и догматы становятся неотъемлемой частью мировоззрения многих слоёв населения, в том числе и молодёжи.
Особенности социального положения, социально-психологические свойства и социальная незащищённость молодых людей стимулируют динамику их религиозных поисков. Поэтому религиозность молодёжи во многом отличается хаотичностью, неопределенностью и требует детального социологического изучения. Особую актуальность приобретает вопрос о том, что именно влияет на религиозный выбор современной молодёжи как наиболее открытой новым трендам социально-демографической группы.
Объект исследования: религиозность как социальный феномен.
Предмет исследования: теории, концепции религиозности молодежи.
Цель исследования – изучение теоретических аспектов религиозности молодежи.
Задачи исследования:
1) раскрыть зарубежные подходы социологов к религиозности молодежи;
2) рассмотреть отечественные подходы социологов к религиозности молодежи;
3) рассмотреть современные подходы к исследованию религиозности молодежи;
4) рассмотреть факторы, влияющие на религиозность современной молодежи.
Методы исследования: анализ, синтез.
Изучением религиозности как социального феномена занимались А. Инкельс, Ф. Шлейермахер, В. Трилльхааза, Д. Бэтсон, Л. Вентис, М. Дентон, Л. Пирс, К. Смит, Б. Поуп, Дж. Прайс, Д.Р. Лиллард, Л. Липпман и Г. Макинтош, С. Коллинз-Майо, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский, А.А. Королев, Б.А. Ручкин, П.А. Меркулов, В.А. Матвиенко, М.Ю. Смирнов, и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
К настоящему времени в религиоведении так и не решена проблема выработки единого определения религиозности. В настоящее время каждый исследователь самостоятельно решает, какая теоретическая концепция ему ближе и, исходя из этого, рассматривает не только вопросы определения термина «религиозность», но и вопросы, связанные с ее измерением и исследованием. Все это приводит к тому, что при исследовании одной и той же общности могут быть получены совершенно противоположные результаты.
По нашему мнению, отдельные теории не в состоянии достоверно объяснить религиозность (уровень, социокультурную динамику, появление и развитие новых религиозных движений). Вместе с тем, объединение данных теорий в единую модель может представлять большую теоретическую и практическую значимость. Единая теоретическая модель религиозности может включать в себя совокупность основных теорий, объясняющих религиозность (депривация, социальный контроль, социализация, уровень культуры, этническая (расовая принадлежность), как составных частей причинного механизма рационального выбора религиозности на индивидуальном и коллективном уровнях.
В отечественной науке выделяется два аспекта. Первый аспект выражается в утрате советского типа институтов научно-атеистической социологии религии и становлении новой модели социологических исследований религии. Существует объективная потребность в социологическом изучении религии в современной России, так и субъективном осознании необходимости таких исследований. Сохраняющейся во многом по инерции с советских времен традиции эмпирических исследований соответствует недостаточное развитие научного теоретизирования. При этом существующая профессиональная среда специалистов не обладает достаточной институциализацией и не пользуется должной поддержкой государства и общества. В ней идет активный поиск путей самореализации как на исследовательском, так и на институциональном уровне.
Второй аспект – это нынешнее состояние российской социологии религии, которое представлено пятью основными сегментами: службы изучения общественного мнения, исследовательские центры в академических и вузовских учреждениях, преподавание социологии религии, профессиональные ассоциации социологов религии, сетевые сообщества энтузиастов социологии религии. При этом положение социологии религии в России в целом еще не достигло четкой структуризации.
В целом исследователи отмечают снижение религиозности среди молодежи как в западных странах, так и в России, что связано с усилением разрыва поколений, появлением в жизни молодых людей новых ценностей и авторитетов, стремительным развитием качества жизни и новых технологий.
При этом отмечается, что роль религии в жизни молодежи не должна быть пренебрежительно отвергнута или недооценена. Религиозные убеждения и практики могут играть важную роль в формировании личности и ценностного компаса молодого человека. Они могут также способствовать развитию самоидентификации, этическому мышлению и социальному вовлечению.
В свете этих наблюдений необходимо создавать условия и предоставлять возможности для диалога между молодежью и религиозными общинами. Важно, чтобы церкви были открыты к вопросам молодых людей, позволяли им выражать свое мнение и предлагали разнообразные формы духовного развития.
Молодежь и религия – это сложное и динамичное взаимодействие, которое требует внимания со стороны исследователей, общественных деятелей и религиозных лидеров. Всеобщие знания о том, как молодые люди осваивают религию и как эта религия влияет на их жизнь, помогут сформировать политику, ориентированную на развитие молодежи и поддержание духовной гармонии в обществе.
Изучая религиозность молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества, в качестве наиболее значимых факторов, влияющих на формирование религиозности с молодежи, исследователи выделяют: политико-правовые факторы, социально-экономические факторы, социально-психологические факторы.
Религиозность молодежи во многом отличается хаотичностью, неопределенностью и требует дальнейшего социологического изучения.
Современный молодой человек живет среди других людей разных мировоззренческих ориентаций, разного вероисповедания, разных национальностей, а также пола, возраста, социального положения и пр.
При этом необходимо отметить, что в последнее время наблюдается ряд положительных изменений в отношении молодежи к религии, государству, гражданскому обществу. В перспективе у российской молодежи должны быть более масштабные инициативы, опирающиеся на имеющийся опыт, традиции и историческое наследие нашей страны.
По нашему мнению, можно выделить несколько направлений для проведения молодежной политики с целью повышения религиозной и религиоведческой культуры молодежи.
Во-первых, необходима большая интеграция церкви и религиозных организаций в повседневную жизнь молодежи. Религиозным организациям необходимо больше внимания уделять миссионерской, социальной работе с молодежью. В этой связи станут возможными рост авторитета религиозных организаций и повышение доверия к их представителям со стороны молодежи.
Во-вторых, средства массовой информации представляются важным инструментом формирования мнения молодежи относительно религиозных вопросов. С применением современных информационных технологий возможно распространение культурных ценностей конкретной религии среди молодежи. Интеграция представителей религиозных организаций с лидерами мнений у молодежи, культурно-образовательные передачи об истории церкви и религиозном искусстве, контент о религиозной архитектуре, паломничестве – все это будет способствовать большей информированности молодежи о вероучении.
В-третьих, рост интереса молодежи к религиозным сетевым сообществам может быть обусловлен повсеместным использованием Интернета молодыми людьми. В условиях глобальной реорганизации общественной жизни социальные сети становятся новыми площадками, на которых фундаментальные институты реального мира воспроизводятся в электронном виде. С помощью сетевых сообществ поддерживается коммуникация между членами религиозных сообществ, распространяется религиозное знание, что, в конечном счете, влияет на уровень религиозного сознания молодого человека.
1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: правовой сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
2. Бар С. Религиозные источники исламского терроризма. — Обзор политики. Июнь Июль. – 2004. - С. 27-37.
3. Бески-Шафик Ч., Бирмант Ж., Бенмерзуг Х., Тайби А., Гуаньяр А. Молодежь и исламистская радикализация: источники, факты и действия, влияющие на Лилль, Франция, 2008-2009 гг. / П.: Кафедра политологии. Орхусский университет - 2010. - 111 с.
4. Бузар Д. Профессионалы молодежи сталкиваются с радикальными мусульманами. — Новое ревю об адаптации к учености. – 2007. - С. 125-139.
5. Бэтсон Ч.Д., Вентис В.Л. Религиозный опыт. Социально-психологическая перспектива. Издательство Оксфордского университета - 1982. - 356 с.
6. Вурмо Х., Ламаллари Б., Папа А., Дембо Э. Религиозный радикализм и насильственный экстремизм в Албании. - 2015. - 246 с.
7. Габдуллина, Э. Пост приняли [Электронный ресурс] / Э. Габдуллина // Коммерсантъ. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
8. Дентон М.Л., Пирс Л.Д., Смит К. Религия и духовность на пути через подростковый возраст. Отчет об исследовании № 8. Чапел-Хилл: Национальное исследование молодежи и религии, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. – 2008. - 37 С.
9. Елишев, С.О. Государственная молодежная политика в формировании ценностных ориентаций молодежи [Электронный ресурс] / С.О. Елишев // Избранные матеиалы XI – XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. – Режим доступа: http://www.pafnuty-abbey.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
10. Жусипбек Г. Религиозный радикализм в Центральной Азии. Вашингтон, округ Колумбия: Институт переосмысления. – 2013. - 20 с.
11. Инкелес А., Бауэр Р. А. Советский гражданин. Повседневная жизнь в тоталитарном обществе. Нью-Йорк: Атенеум. – 1968. - 533 с.
12. Кафедральный собор святых Петра и Павла в Москве перешел на онлайн-службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
13. Коллинз-Майо. Молодежь и религия: Международная перспектива. (2012), 80-94.
14. Легейдо, В. Новая искренность: как зумеры относятся к религии и ищут свои варианты веры [Электронный ресурс] / В. Легейдо // Forbes. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
15. Ледянкина, И.Ю. Молодежь и религиозное просвещение: вызовы и перспективы / И.Ю. Ледянкина // Вестник науки. – 2024. – Т. 4. – № 1(70). – С. 369 – 371.
16. Лимайе С.П., Малик М., Вирсинг Р.Г. Религиозный радикализм и безопасность в Южной Азии / Гонолулу: Азиатско-Тихоокеанский центр исследований безопасности. – 2004. - 518 с.
17. Липпман Л.Х., Макинтош Х. 2010. Демография духовности и религиозности среди молодежи: международные и американские модели. — Детские тенденции. Краткое исследование. Сентябрь. URL.: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/01/Spirituality-and-Religiosity-Among-Youth.pdf.
18. Лобазова, О.Ф. Система факторов динамики религиозности / О.Ф. Лобазова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 2-1(11). – С. 108 – 110.
19. Матвиенко, В.А. Молодежь и религия в социально-политическом пространстве современной России / В.А. Матвиенко // Вестник экспериментального образования. – 2020. – № 2(23). – С. 53 – 64.
20. Миклашевская, А. Не до верия [Электронный ресурс] / А. Миклашеская // Коммерсантъ. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 09.04.2024).
21. Неробеева, Т.С., Зимова, Н.С. Факторы, влияющие на религиозность современной российской молодежи (на примере студентов г. Москвы) / Т.С. Неробеева, Н.С. Зимова // Социология религии в обществе позднего модерна. – 2023. – Т. 1. – № 12. – С. 82 – 93.
22. Павлюткин, И. В. Динамика религиозности молодых людей в России / И.В. Павлюткин // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – Т. 6. – № 3. – С. 153-183.
23. Поуп Б., Прайс Дж., Лиллард Д. Исследование результатов религии в сфере молодежи. Журнал деловых запросов. 2014. http://www.uvu.edu/woodbury/docs/jbi-11-13-192articleinpress.pd.
24. Савченко, И.А Трансформации молодежного религиозного сознания: тенденции и противоречия [Текст] / И.А. Савченко, Л.А. Снигирева, С.В.Устинкин // Власть. – 2017. - № 5. – С. 29-34.
25. Смирнов, М.Ю. Социология религии в Российской Федерации: два наблюдения / М.Ю. Смирнов // Вестник ПСТГУ. – 2014. – Вып. 3(53). – С. 71 – 80.
26. Триллхааз В. Основные принципы психологии религии. / Мюнхен, 1946.
27. Фонд им. Фридриха Эберта в Аммане. Рост религиозного радикализма в арабском мире: значение, последствия и контрстратегии. - 2015. - 120 с.
28. Цветков, П.Ю. «Религиозные» компоненты молодежных субкультур / П.Ю. Цветков // Социология религии в обществе позднего модерна: сборник статей по материалам научной конференции. – 2022. – № 11. – С. 220 – 228.
29. Хорват Дж., Лис Дж., Сайдботэм П., Хиггинс Дж., Имтиаз А. Религия, верования и практики воспитания. Описательное исследование. Шеффилд: Шеффилдский университет, 2008.
30. Шлейермахер Ф. Речи о религии [Текст] / Шлейермахер. – Москва: Норма, 1994. – 380 с
31. Эмерсон М. Этнорелигиозный конфликт в Европе: типологии радикализации в мусульманских общинах Европы. / Брюссель: Центр исследований европейской политики. - 2009. - 200 с.