Российско-китайское культурное сотрудничество в рамках «Нового Шелкового Пути»
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Концептуальные основы российско-китайского сотрудничества 2
1.1. Проблемы межцивилизационного взаимодействия 2
1.2. История и международно-правовые основы российско-китайского сотрудничества 2
Глава II. Роль международного культурного сотрудничества во внешней политике Китая на современном этапе 2
2.1. Внешнеполитические концепции КНР и роль международного культурного сотрудничества в их реализации 2
2.2. ЭПНШП во внешнеполитической концепции Китая. 2
2.3. Духовные основы международного культурного сотрудничества Китая 2
2.4. Актуальные проблемы российско-китайского сотрудничества в рамках инициативы «Экономического пространства Нового Шелкового Пути» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
Библиографический список использованной литературы 2
Глава I. Концептуальные основы российско-китайского сотрудничества 2
1.1. Проблемы межцивилизационного взаимодействия 2
1.2. История и международно-правовые основы российско-китайского сотрудничества 2
Глава II. Роль международного культурного сотрудничества во внешней политике Китая на современном этапе 2
2.1. Внешнеполитические концепции КНР и роль международного культурного сотрудничества в их реализации 2
2.2. ЭПНШП во внешнеполитической концепции Китая. 2
2.3. Духовные основы международного культурного сотрудничества Китая 2
2.4. Актуальные проблемы российско-китайского сотрудничества в рамках инициативы «Экономического пространства Нового Шелкового Пути» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
Библиографический список использованной литературы 2
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что сама китайская инициатива «Экономического пояса Шелкового Пути» представляет собой глобальный стратегический проект, который в силу собственной новизны изучен на сегодняшний день недостаточно. Сейчас Китайская Народная Республика (КНР), занимает одну из ключевых позиций в мировой экономической системе, она представляет собой также важную политическую силу, активно и всесторонне участвующую в мировых процессах.. Но актуальность настоящего исследования подкрепляется и тем, что в современных общемировых реалиях, формирующихся под влиянием процессов глобализации, становления нового миропорядка, активизируются и процессы культурно-цивилизационной самоидентификации народов как естественной реакции на попытки политической, экономической и культурной универсализации. Наличие целого комплекса разнородных проблем (глобальный терроризм, наркотрафик, экономическая стагнация в общемировом масштабе, экологическая безопасность и др.), которые ни один из ключевых акторов международных отношений не способен в обозримом будущем разрешить самостоятельно, актуализирует вопрос сотрудничества и кооперации, появляется необходимость выстраивания конструктивного диалога самых разных государств мира, которые зачастую коренным образом отличаются по культуре и менталитету. В этом ключе обретает особое значение двустороннее и многостороннее культурное сотрудничество как совокупность мер, направленных на достижение межцивилизационного взаимопонимания.
Для России и Китая необходимость поддержания успешного плодотворного сотрудничества, добрососедских отношений, обусловлена и естественными причинами: данные страны являются ближайшими соседями, а потому в их случае диалогу нет альтернативы. Однако появляется, таким образом, и вопрос о том, на какие принципы Российская Федерация и Китай должны опираться, чтобы сотрудничество было действительно равноправным и успешным; какова роль культурной составляющей в тех проблемах двусторонних отношений, с которыми им пришлось столкнуться в исторической ретроспективе, и как можно было бы избежать негативных сценариев в будущем.
Объектом исследования являетсякитайская инициатива «Экономического пояса Шелкового Пути».
Предметом исследования является российско-китайское культурное сотрудничество, направленное на построение межцивилизационного взаимопонимания.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности современного со-стояния российско-китайского культурного сотрудничества в рамках инициированной КНР концепции.
Постановка данной цели позволяет выделить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности межцивилизационного взаимодействия
2. Проследить эволюцию российско-китайских отношений в исторической ретроспективе в контексте нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества,
3. Выявить роль культурной составляющей в формировании современных внешнеполитических концепций КНР,
4. Рассмотреть актуальное состояние концепции «Нового Шелкового Пути»,
5. Охарактеризовать современное внутриполитическое положение КНР с учетом актуальных политических, экономических и культурных изменений,
6. Обозначить ключевые проблемы в российско-китайском межкультурном сотрудничестве в контексте первого этапа реализации стратегии «Шелкового Пути».
Методологическая основа исследования. При проведении настоящего исследования автор руководствовался цивилизационным подходом с целью наиболее верной интерпретации внутри- и внешнеполитической деятельности Китая, как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе. Цивилизационный подход делает культурную составляющую особенно значимой в рамках исторического исследования, придает большое значение преемственности цивилизаций и не позволяет игнорировать существенные внешние факторы в эволюции духовных основ современного Китая. Целесообразно также опираться на принцип историзма, обязывающий нас уделять особое внимание историческому контексту и рассматривать все явления и процессы в рамках их взаимосвязи. Также планируется использовать системный подход и семантический анализ текстов.
Источниковая база исследования была сформирована из различных по характеру материалов и документов. Актовыми источниками исследования стали двусторонние и многосторонние соглашения, совместные декларации и коммюнике, нормативно-правовые акты национального законодательства КНР, включая решения Пленумов ЦК КПК и акты, определяющие государственную политику в области международных отношений. Ключевые нарративные источники – это материалы съездов КПК, доклады и вы-ступления высших лиц КНР и РФ, материалы пресс-конференций МИД РФ, Белые Книги Пресс-Канцелярии Госсовета КНР , материалы официальных информационных ресурсов государственных ведомств КНР, международных организаций (включая ООН, ШОС, Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций - АБИИ и др.), основных официальных СМИ КНР (газеты Жэньминь Жибао, Агентства Синьхуа, газеты Global Times и др.); данные Национального Бюро Статистики КНР основным социально-экономическим пара-метрам, аналитические доклады комитетов ООН и др.
Степень изученности темы
Отдельные аспекты настоящего исследования были весьма детально изучены широким спектром как отечественных, так и зарубежных специалистов. В рамках изучения актуальных проблем и истории межцивилизационного сотрудничества значительный интерес представляют работы Ф. Броделя, К. Ясперса, С. Хантингтона, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби и др. Из отечественных исследователей этой проблематики особо следует выделить Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева, П.Сорокина, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, А.В. Виноградова, Э.П. Пивоварову и др.
При рассмотрении особенностей внутриполитического развития Китая, актуальных проблем культурного и экономического характера фундаментальное значение имеют работы целого ряда отечественных китаистов, в частности: Ю.М. Галеновича, А.Д. Воскресенского, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, В.С. Мясникова, Д.В. Мосякова. В трудах В.В. Малявина, Л.С. Васильева, А.Г. Ларина, А.В. Ломанова, Е.Н. Грачикова и др. были достаточно подробно раскрыты особенности культурно-исторического развития китайской цивилизации. В рамках современной китайской школы международных отношений, значительное внимание специалистов которой сосредоточено на вопросах влияния традиционной культуры на внешнеполитическую деятельность КНР, отдельные составляющие ее «мягкой силы», особого внимания заслуживают работы следующих авторов: Лян Шо-удэ, Янь Сюэтун, Чжао Тинъян, Чжао Цичжэн, Цинь Яцин, Ху Аньган, Ван Цзисы, Чжу Вайле, Ван Хунин, Су Чанхе, Ху Цзянь, Цай Чжи и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые была предпринята попытка проанализировать эффективность двустороннего культурного сотрудничества РФ и КНР, выявить положительные и отрицательные аспекты в российско-китайском культурном взаимодействии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем подтверждается целесообразность использования цивилизационного подхода и предложенных в его рамках теорий культурно-исторического развития для анализа эффективности культурного сотрудничества России и Китая. Отдельные аспекты данной работы могут быть использованы при написании иных научно-исследовательских работ, методических указаний и рекомендаций, учебных пособий по направлениям гуманитарно-исторического цикла.
Научная апробация
Отдельные аспекты настоящего исследования были изложены в докладах на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургском Государственном Университете (12-13 мая 2016 г.) «Межкультурный диалог в современном мире»; X Международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки» (12-13 декабря 2016 г., NorthCharleston, USA), семинаре с международным участием «Диалог культур в современном мире» 13 мая 2017 года, опубликованы в рамках коллективной монографии «Информационный фактор в глобальной политике».
Для России и Китая необходимость поддержания успешного плодотворного сотрудничества, добрососедских отношений, обусловлена и естественными причинами: данные страны являются ближайшими соседями, а потому в их случае диалогу нет альтернативы. Однако появляется, таким образом, и вопрос о том, на какие принципы Российская Федерация и Китай должны опираться, чтобы сотрудничество было действительно равноправным и успешным; какова роль культурной составляющей в тех проблемах двусторонних отношений, с которыми им пришлось столкнуться в исторической ретроспективе, и как можно было бы избежать негативных сценариев в будущем.
Объектом исследования являетсякитайская инициатива «Экономического пояса Шелкового Пути».
Предметом исследования является российско-китайское культурное сотрудничество, направленное на построение межцивилизационного взаимопонимания.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности современного со-стояния российско-китайского культурного сотрудничества в рамках инициированной КНР концепции.
Постановка данной цели позволяет выделить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности межцивилизационного взаимодействия
2. Проследить эволюцию российско-китайских отношений в исторической ретроспективе в контексте нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества,
3. Выявить роль культурной составляющей в формировании современных внешнеполитических концепций КНР,
4. Рассмотреть актуальное состояние концепции «Нового Шелкового Пути»,
5. Охарактеризовать современное внутриполитическое положение КНР с учетом актуальных политических, экономических и культурных изменений,
6. Обозначить ключевые проблемы в российско-китайском межкультурном сотрудничестве в контексте первого этапа реализации стратегии «Шелкового Пути».
Методологическая основа исследования. При проведении настоящего исследования автор руководствовался цивилизационным подходом с целью наиболее верной интерпретации внутри- и внешнеполитической деятельности Китая, как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе. Цивилизационный подход делает культурную составляющую особенно значимой в рамках исторического исследования, придает большое значение преемственности цивилизаций и не позволяет игнорировать существенные внешние факторы в эволюции духовных основ современного Китая. Целесообразно также опираться на принцип историзма, обязывающий нас уделять особое внимание историческому контексту и рассматривать все явления и процессы в рамках их взаимосвязи. Также планируется использовать системный подход и семантический анализ текстов.
Источниковая база исследования была сформирована из различных по характеру материалов и документов. Актовыми источниками исследования стали двусторонние и многосторонние соглашения, совместные декларации и коммюнике, нормативно-правовые акты национального законодательства КНР, включая решения Пленумов ЦК КПК и акты, определяющие государственную политику в области международных отношений. Ключевые нарративные источники – это материалы съездов КПК, доклады и вы-ступления высших лиц КНР и РФ, материалы пресс-конференций МИД РФ, Белые Книги Пресс-Канцелярии Госсовета КНР , материалы официальных информационных ресурсов государственных ведомств КНР, международных организаций (включая ООН, ШОС, Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций - АБИИ и др.), основных официальных СМИ КНР (газеты Жэньминь Жибао, Агентства Синьхуа, газеты Global Times и др.); данные Национального Бюро Статистики КНР основным социально-экономическим пара-метрам, аналитические доклады комитетов ООН и др.
Степень изученности темы
Отдельные аспекты настоящего исследования были весьма детально изучены широким спектром как отечественных, так и зарубежных специалистов. В рамках изучения актуальных проблем и истории межцивилизационного сотрудничества значительный интерес представляют работы Ф. Броделя, К. Ясперса, С. Хантингтона, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби и др. Из отечественных исследователей этой проблематики особо следует выделить Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева, П.Сорокина, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, А.В. Виноградова, Э.П. Пивоварову и др.
При рассмотрении особенностей внутриполитического развития Китая, актуальных проблем культурного и экономического характера фундаментальное значение имеют работы целого ряда отечественных китаистов, в частности: Ю.М. Галеновича, А.Д. Воскресенского, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, В.С. Мясникова, Д.В. Мосякова. В трудах В.В. Малявина, Л.С. Васильева, А.Г. Ларина, А.В. Ломанова, Е.Н. Грачикова и др. были достаточно подробно раскрыты особенности культурно-исторического развития китайской цивилизации. В рамках современной китайской школы международных отношений, значительное внимание специалистов которой сосредоточено на вопросах влияния традиционной культуры на внешнеполитическую деятельность КНР, отдельные составляющие ее «мягкой силы», особого внимания заслуживают работы следующих авторов: Лян Шо-удэ, Янь Сюэтун, Чжао Тинъян, Чжао Цичжэн, Цинь Яцин, Ху Аньган, Ван Цзисы, Чжу Вайле, Ван Хунин, Су Чанхе, Ху Цзянь, Цай Чжи и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые была предпринята попытка проанализировать эффективность двустороннего культурного сотрудничества РФ и КНР, выявить положительные и отрицательные аспекты в российско-китайском культурном взаимодействии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем подтверждается целесообразность использования цивилизационного подхода и предложенных в его рамках теорий культурно-исторического развития для анализа эффективности культурного сотрудничества России и Китая. Отдельные аспекты данной работы могут быть использованы при написании иных научно-исследовательских работ, методических указаний и рекомендаций, учебных пособий по направлениям гуманитарно-исторического цикла.
Научная апробация
Отдельные аспекты настоящего исследования были изложены в докладах на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургском Государственном Университете (12-13 мая 2016 г.) «Межкультурный диалог в современном мире»; X Международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки» (12-13 декабря 2016 г., NorthCharleston, USA), семинаре с международным участием «Диалог культур в современном мире» 13 мая 2017 года, опубликованы в рамках коллективной монографии «Информационный фактор в глобальной политике».
На современном этапе Китайская Народная Республика, добившись впечатляющих экономических успехов, активно включается и в международные процессы, все больше «открываясь» миру. Китай активно развивает собственную национальную школу международных отношений. Значительное влияние на ее формирование оказали традиционные идейно-философские учения – конфуцианство и даосизм, из которых и произошли основные внешнеполитические стратагемы, на которые Китай опирается при выстраивании взаимоотношений с миром. И хотя пока что транслируемые на внешний мир идеи «гармонии», миролюбия и готовности строить плодотворное сотрудничество на принципах взаимного уважения к человеческому достоинству и культуре, уважать цивилизационную специфику, вызывают на Западе скорее настороженность. В то же время нет никаких разумных оснований полагать, что Китай бросает вызов действующему миропорядку. Скорее, он намерен в обозримом будущем, «плыть по течению», привлекая к сотрудничеству как можно больше стран, и обращенный на внешний мир образ миролюбивого государства, опирающегося на конфуцианские постулаты, вполне может ему в этом поспособствовать. В китайской обществоведческой науке, тем временем, прослеживается тенденция к осознанию того, что ни экономической мощи, ни, тем более, военной силы не хватит для того, чтобы, как писал Ху Аньган, совершить «великое возрождение нации» - достичь сопоставимого с США уровня экономического и культурного благосостояния, политического влияния и военной мощи. Но можно также заметить, что аналогичное понимание ситуации присутствует и в высшем руководстве КНР: в течение последнего десятилетия (начиная с 2007 года), Китай проводит активную внешнюю культурную политику, главным актором которой является Институт Конфуция. Институт Конфуция, благодаря существенной финансовой поддержке государства, стал сейчас одной из самых динамично развивающихся организаций, чья деятельность направлена на формирование положительного образа страны за рубежом в основном за счет работы с университетской молодежью самых разных стран.
Современное внутреннее состояние китайского общества также можно оценить в положительном ключе. Действительно, многие задачи относительно улучшения качественных социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, показатели ИЧР-ИРЧП, соотношение доходов города и деревни, были выполнены. В свете этих тенденций есть все основания предположить, что во внутренней политике Китая происходит постепенный «социальный поворот». Тем не менее, сохраняется и ряд непростых ситуаций, прежде всего касающихся проблем молодежи, - высокие показатели безработицы, частичная эрозия традиционных ценностей. Впрочем, есть разумные основания полагать, что в обозримом будущем начнется работа и на этом направлении. Внутриполитический курс на консолидацию Компартии Китая, очевидно, призван сохранить высокую управляемость в условиях, когда приближаются памятные для китайской истории даты (в частности столетний юбилей КПК), показать обществу, что правящая партия – это не статичная сила, а сила, способная реагировать на общественные запросы. Успешное выполнение социальных обязательств к памятным датам - это важный фактор легитимности, и, по всей видимости, в высшем руководстве КНР этот факт также понимают.
В том, что касается российско-китайского культурного сотрудничества, то можно охарактеризовать его с нескольких позиций. Прежде всего, несмотря на не самую удачную историческую ретроспективу, в последние десятилетия, как РФ, так и КНР, проявив немалую политическую волю, смогли нивелировать вековые разногласия и, отказавшись от идеологического подхода, посмотреть друг на друга по-новому. Теперь двустороннюю риторику можно назвать безусловно положительной, что подтверждается неоднократными заявлениями на высшем уровне.
В то же время можно отметить и то, что эффективность двустороннего сотрудничества пока оставляет желать лучшего. Во многом это связано сохраняющимся недоверием в российском обществе. Встречаются как нейтрально-настороженные комментариинаучной публицистики, где отмечается, что в российско-китайских отношениях присутствует «синдром отложенного партнерства», так и прямо негативные, поскольку заблуждения о «китайской угрозе», «желтой угрозе», появившись в начале 90х годов XX века, не изжили себя и по сей день. Это значит, что уровень культурного сотрудничества пока не достигло того уровня, который необходим нашим странам, исходя из декларируемых ими целей.
Однако важно понимать, что Россия и Китай – это ближайшие соседи, и в их случае межкультурному, межцивилизационному диалогу, нет конструктивной альтернативы. РФ и КНР сближает не только географическая близость, но и общее видение многих острых внешнеполитических проблем, общее понимание того, что только в рамках усиления межцивилизационного сотрудничества возможно разрешение глобальных проблем, обе страны продвигают идею строительства нового, многополярного мира. В документах и заявлениях первых лиц обеих стран последовательно отмечается растущая обеспокоенность неуважением суверенитета, территориальной целостности, культурной и цивилизационной специфики самых разных государств мира. Обе стороны сейчас демонстрируют стремление опираться на собственные традиционные ценности, и нацелены на защиту своей идентичности. Схожесть взглядов сближает Россию с Китаем, но сохраняются и довольно неоднозначные моменты.
Во-первых, показатели экономического сотрудничества в последние годы значительно ухудшились, и сопряжение Евразийского Экономического Союза и «Нового Шелкового Пути» происходит медленнее, чем ожидалось. Во-вторых, двустороннее региональное сотрудничество пока не приобрело по-настоящему комплексного характера, и во многом это связано с системным кризисом в самой Российской Федерации, вследствие чего КНР, развивая кооперацию с США, Японией, странами АСЕАН и Центральной Азии, занимает выжидательную позицию в отношении России. Достойным ответом со стороны нашей страны могли бы стать успешные реформы в экономике и государственном управлении, и здесь разумно упомянуть мнение Е.М. Примакова, который достаточно конструктивно изложил свое видение необходимых преобразований: переход к принципу бюджетного федерализма и политическая децентрализация, которая предоставила бы больше самостоятельности региональной бюрократии. На такие преобразования, однако, нужна значительная политическая воля, и найдется ли она – станет известно со временем.
Инициатива «Нового Шелкового Пути» - это «общая выгода», которую Китай предлагает всему миру. Вопрос о том, возможно ли участие в нем России, уже не стоит на повестке дня. Открытым остается другой вопрос: будет ли это сотрудничество взаимовыгодным и равноправным. В рамках данного исследования ответить на данный вопрос не представляется возможным: это вопрос, обращенный в будущее. Однако можно сказать достаточно точно, что стратегический и глобальный характер китайской инициативы означает, что ее реализация коренным образом зависит не только от внутренней стабильности самого Китая, успешного развития России как его ближайшего соседа, но и от того, будут ли способны все государства-участники прийти к взаимопониманию. Достижение же взаимопонимания на международном уровне возможно тогда, когда происходит непрерывный диалог цивилизаций, способствующий взаимообогащению культур, активизации разумной интеллектуальной конкуренции и преодолению негативных явлений, связанных со стереотипным мышлением и национальным эгоизмом.
Современное внутреннее состояние китайского общества также можно оценить в положительном ключе. Действительно, многие задачи относительно улучшения качественных социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, показатели ИЧР-ИРЧП, соотношение доходов города и деревни, были выполнены. В свете этих тенденций есть все основания предположить, что во внутренней политике Китая происходит постепенный «социальный поворот». Тем не менее, сохраняется и ряд непростых ситуаций, прежде всего касающихся проблем молодежи, - высокие показатели безработицы, частичная эрозия традиционных ценностей. Впрочем, есть разумные основания полагать, что в обозримом будущем начнется работа и на этом направлении. Внутриполитический курс на консолидацию Компартии Китая, очевидно, призван сохранить высокую управляемость в условиях, когда приближаются памятные для китайской истории даты (в частности столетний юбилей КПК), показать обществу, что правящая партия – это не статичная сила, а сила, способная реагировать на общественные запросы. Успешное выполнение социальных обязательств к памятным датам - это важный фактор легитимности, и, по всей видимости, в высшем руководстве КНР этот факт также понимают.
В том, что касается российско-китайского культурного сотрудничества, то можно охарактеризовать его с нескольких позиций. Прежде всего, несмотря на не самую удачную историческую ретроспективу, в последние десятилетия, как РФ, так и КНР, проявив немалую политическую волю, смогли нивелировать вековые разногласия и, отказавшись от идеологического подхода, посмотреть друг на друга по-новому. Теперь двустороннюю риторику можно назвать безусловно положительной, что подтверждается неоднократными заявлениями на высшем уровне.
В то же время можно отметить и то, что эффективность двустороннего сотрудничества пока оставляет желать лучшего. Во многом это связано сохраняющимся недоверием в российском обществе. Встречаются как нейтрально-настороженные комментариинаучной публицистики, где отмечается, что в российско-китайских отношениях присутствует «синдром отложенного партнерства», так и прямо негативные, поскольку заблуждения о «китайской угрозе», «желтой угрозе», появившись в начале 90х годов XX века, не изжили себя и по сей день. Это значит, что уровень культурного сотрудничества пока не достигло того уровня, который необходим нашим странам, исходя из декларируемых ими целей.
Однако важно понимать, что Россия и Китай – это ближайшие соседи, и в их случае межкультурному, межцивилизационному диалогу, нет конструктивной альтернативы. РФ и КНР сближает не только географическая близость, но и общее видение многих острых внешнеполитических проблем, общее понимание того, что только в рамках усиления межцивилизационного сотрудничества возможно разрешение глобальных проблем, обе страны продвигают идею строительства нового, многополярного мира. В документах и заявлениях первых лиц обеих стран последовательно отмечается растущая обеспокоенность неуважением суверенитета, территориальной целостности, культурной и цивилизационной специфики самых разных государств мира. Обе стороны сейчас демонстрируют стремление опираться на собственные традиционные ценности, и нацелены на защиту своей идентичности. Схожесть взглядов сближает Россию с Китаем, но сохраняются и довольно неоднозначные моменты.
Во-первых, показатели экономического сотрудничества в последние годы значительно ухудшились, и сопряжение Евразийского Экономического Союза и «Нового Шелкового Пути» происходит медленнее, чем ожидалось. Во-вторых, двустороннее региональное сотрудничество пока не приобрело по-настоящему комплексного характера, и во многом это связано с системным кризисом в самой Российской Федерации, вследствие чего КНР, развивая кооперацию с США, Японией, странами АСЕАН и Центральной Азии, занимает выжидательную позицию в отношении России. Достойным ответом со стороны нашей страны могли бы стать успешные реформы в экономике и государственном управлении, и здесь разумно упомянуть мнение Е.М. Примакова, который достаточно конструктивно изложил свое видение необходимых преобразований: переход к принципу бюджетного федерализма и политическая децентрализация, которая предоставила бы больше самостоятельности региональной бюрократии. На такие преобразования, однако, нужна значительная политическая воля, и найдется ли она – станет известно со временем.
Инициатива «Нового Шелкового Пути» - это «общая выгода», которую Китай предлагает всему миру. Вопрос о том, возможно ли участие в нем России, уже не стоит на повестке дня. Открытым остается другой вопрос: будет ли это сотрудничество взаимовыгодным и равноправным. В рамках данного исследования ответить на данный вопрос не представляется возможным: это вопрос, обращенный в будущее. Однако можно сказать достаточно точно, что стратегический и глобальный характер китайской инициативы означает, что ее реализация коренным образом зависит не только от внутренней стабильности самого Китая, успешного развития России как его ближайшего соседа, но и от того, будут ли способны все государства-участники прийти к взаимопониманию. Достижение же взаимопонимания на международном уровне возможно тогда, когда происходит непрерывный диалог цивилизаций, способствующий взаимообогащению культур, активизации разумной интеллектуальной конкуренции и преодолению негативных явлений, связанных со стереотипным мышлением и национальным эгоизмом.
Подобные работы
- НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ», КАК СТРАТЕГИЯ КНР В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РФ И КНР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Реализация проекта «шелковый путь» на постсоветском пространстве (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Стратегические коммуникации в проекте «Один пояс -один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления экономического и политического взаимоотношения России и Китая в рамках БРИКС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



