Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ ОБСЕ

Работа №138725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Концепция безопасности человека как современный подход к проблемам безопасности. 14
1.1Подходы к концепции безопасности человека в теории международных отношений
1.2 Критика концепции безопасности человека. 20
1.3 Компоненты концепции безопасности человека. 25
Глава 2. Проблема формирования политики ОБСЕ в рамках третьей корзины 32
2.1 ОБСЕ как региональная организация безопасности. 32
2.2 Трактовка концепции безопасности человека в рамках ОБСЕ. 39
2.3 Институты и инструменты ОБСЕ в сфере безопасности человека. 45
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека в Косово и в Украине. 50
3.1 Деятельность международных организаций в сфере безопасности человека в Косово 1999-2008 гг. 50
3.2 Деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека в Украине. 61
3.3 Сравнительный анализ деятельности миссий ОБСЕ в Косово и в Украине………..68
Заключение. 74
Список использованных источников и литературы 7


Концепция безопасности человека (human security) представляет собой один из современных мультидисциплинарных подходов к безопасности. В конце XX в. существовавшая на протяжении почти пятидесяти лет система начала меняться: распад Советского Союза, окончание Холодной войны, появление новых государств на карте мира, увеличение количества конфликтов низкой интенсивности, где главными жертвами становились мирные жители, рост числа невоенных угроз и пр. Новый мир требовал от старых теорий объяснений, которые они дать не могли. Одной из попыток исследователей осмыслить новые тенденции международных отношений стала как раз концепция безопасности человека. Она была сформулирована в докладе ПРООН от 1994 года и предлагала новый взгляд на проблему безопасности, который рассматривал её с другой, отличной от классических теорий, стороны. В общепринятом на тот момент понимании безопасность государства связывалась в первую очередь с безопасностью его территории. Данная же концепция смещает фокус с государства в качестве основного референта безопасности и предлагает поставить на его место индивида. Важно отметить, что «безопасность человека» именно дополняет, а не полностью заменяет традиционную интерпретацию безопасности государства. Согласно концепции, безопасность индивида и безопасность государства пропорционально зависимы друг от друга. Идея безопасности человека, будучи комплексным подходом, предполагает защиту индивида в семи измерениях: экономическом, продовольственном, экологическом, политическом, здравоохранении, безопасности личности и сообществ. На сегодняшний день концепция безопасности человека уже стала элементом внутренней и внешней политики некоторых государств , а также международных правительственных и неправительственных организаций. Среди них важное место занимает Организация Объединённых Наций (ООН), в рамках которой и развивалась идея безопасности человека, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), деятельность которой полностью соответствует данной концепции.
ОБСЕ является крупнейшей региональной организацией безопасности. В официальных документах и на сайте организации регион её деятельности именуется «Евро-Атлантическим» и включает в себя страны из Европы, Северной Америки, а также Средней и Центральной Азии. Последние стали частью данного региона, так как являются бывшими республиками СССР, входившими в его состав на момент подписания Хельсинского Заключительного Акта. Созданная в 1975 г. как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ действует на основе концепции всеобъемлющей безопасности, которая, как будет показано во второй главе работы, во многом схожа с идеей безопасности человека. Наиболее активный период деятельности организации приходится на 1990-е гг., когда она оказывала помощь постсоветским странам в процессе демократизации. В начале XXI в. её активность постепенно пошла на убыль, а военные действия 2008 г. в Южной Осетии продемонстрировали, что ОБСЕ окончательно превратилась в «спящую», невостребованную организацию. Однако политический кризис и начавшийся в 2014 г. вооруженный конфликт в Украине способствовали возрождению и новому подъёму ОБСЕ. В условиях существующего напряжения в отношениях между Евросоюзом и Российской Федерацией организация выступает в качестве региональной площадки для диалога, как это было в первые годы её существования. Особенностью ОБСЕ также является то, что она использует комплексный, мультидисциплинарный подход к проблеме безопасности. В данной работе проводится сравнительный анализ деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека в Косово и в Украине. Косовская война, начавшаяся со столкновений между албанским населением провинции и Союзной Республикой Югославией в 1998 г., стала одним из нескольких вооруженных конфликтов, потрясших Европу в конце XX века. Во всех языках данный конфликт определяется именно как война, что отражает его опасность и значимость, а также тот факт, что он привёл к многочисленным жертвам. Война закончилась после проведенных НАТО бомбардировок в 1999 году. Контроль за территорией Косово перешел к международным силам под руководством НАТО и специально созданной миссии ООН, в состав которой входило и подразделение ОБСЕ. Анализ косовской миссии, её успехов и неудач, а также оценка её соответствия концепции безопасности человека позволит сформировать рекомендации для потенциальной миссии ОБСЕ на Юго-Востоке Украины с целью миростроительства, которая, по мнению автора, будет необходима после окончательного прекращения огня и полного урегулирования вооруженного конфликта. Таким образом, актуальность представленной работы определяется увеличением значимости роли ОБСЕ в поддержании региональной безопасности в условиях кризиса в Украине, а также будущей ролью, которую организация может сыграть в оказании помощи Украине в восстановлении после завершения вооруженного конфликта, и в формировании системы безопасности в регионе, построенной на концепции безопасности человека.
Цель представленной работы – выявить роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Дать характеристику концепции безопасности человека и выделить критерии соответствия деятельности акторов безопасности её принципам;
2. Проанализировать влияние концепции безопасности человека на политику ОБСЕ и её реализацию в деятельности организации;
3. Сравнить эффективность деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека на примере миссий в Косово (1999-2008 гг.) и в Украине (2014 г. – наст. время) и сформулировать ряд рекомендаций для ОБСЕ по миростроительству в Украине на основе принципов концепции безопасности человека.
Объект исследования – концепция безопасности человека.
Предмет исследования – деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека.
В данной работе применяются такие методы исследования, как исторический, системный, аналитический, а также сравнительный анализ. Исторический метод используется в первой и второй частях работы с целью исследования истории и выявления особенностей формирования концепции безопасности человека. Системный подход применяется к анализу ОБСЕ как самостоятельной системы с её институтами и структурами, а также как части системы региональной безопасности. Элементами этой системы являются все государства, входящие в ОБСЕ, а также другие организации безопасности, действующие на этой территории (НАТО и ОДКБ). Границами служат все пограничные государства, в том числе и те, которые считается партнерами по сотрудничеству. В последней главе используется метод сравнительного анализа. Для миссий ОБСЕ в Косово и Украине определяются общие и различные элементы, сравниваются действовавшие инструменты и эффективность деятельности организации в сфере безопасности человека в каждом из представленных случаев. На основе данного сравнения далее предлагаются рекомендации по введению миссии миростроительства ОБСЕ в Украине.
При написании данной работы автор обращался к различным источникам. В первую очередь, к документам и сборникам документов, которые издаются ООН, ОБСЕ и их институтами. Наиболее важными для представленного исследования являются: Устав ООН, доклад ПРООН о человеческом развитии 1994 г., доклад «The Responsibility To Protect» (R2P) 2001 г., доклад специальной комиссии по безопасности человека «Human security now:Protecting and Empowering People» 2003 г., резолюция ГА ООН A/RES/66/290 2012 г., заявление о киберпространстве и безопасности человека первого комитета ГА ООН по разоружению и международной безопасности 2016 г., справочник Целевого фонда по безопасности человека ООН 2016 года. Данные документы позволяют сформировать представление о концепции безопасности человека, как она понимается в ООН. В процессе исследования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе автор обращался к следующим документам: Хельсинский Заключительный Акт 1975 г., Парижская Хартия для Новой Европы 1990 г., решение Стокгольмской встречи Совета министров 1992 г., Хельсинский документ1992 г., Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Решение №193 Мандат представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ 1997 г., Стамбульский документ 1999 г., сборник документов «Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения» 2011 года, а также доклад БДИПЧ по демократии и правам человека 2019 года. При анализе Косовского конфликта были использованы такие документы, как: конституция Югославии 1974 г., резолюция СБ ООН S/RES/1199 от 1998 г., резолюция СБ ООН S/RES/1244 от 1999 г., доклад Генерального секретаря ООН о временной администрации в Косово S/1999/779 от 1999 г., соглашение о введении Верификационной миссии ОБСЕ в Косово 1998 г. и решение Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/305 от 1999 года. Для исследования действий ОБСЕ в Украине наибольшее значение имели следующие документы: решение №295 Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/295 от 1999 г., решение №1117 Постоянного совета ОБСЕPC.DEC/1117 от 2014 г., соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине 2014 г., Женевской заявление по Украине 2014 г., Минское соглашение 2014 г. и Второе минское соглашение 2015 года.
Автор также использовал различные электронные ресурсы. Наиболее часто автор обращался к официальному сайту ОБСЕ, ООН, а также других организаций, работающих по принципам концепции безопасности человека. Институты ОБСЕ и ООН предоставляют достаточно большое количество информации в свободном доступе, включая задачи и направления деятельности организаций.
Научную литературу, к которой обращался автор в процессе написания данной работы, можно разделить на четыре группы, представляющие разные темы. Это научные труды отечественных и зарубежных исследователей по теории безопасности; отдельно по концепции безопасности человека; в области ОБСЕ и региональной безопасности; и, наконец, работы по конфликту в Косово и в Украине.
При исследовании современных теорий безопасности автор опирался на работы Б. Бузана, О. Вейвераи Дж. Де Уайлда, которые в своё время предложили новый подход к пониманию безопасности и сформулировали теорию секьюритизации. Особенно следует выделить следующие их совместные монографии: «Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe» , «Security: A New Framework for Analysis» ; а также отдельные работы Б. Бузана: «People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era» и «The Evolution of International Security Studies» (в соавторстве с Л. Хансен – представителем Копенгагенской школы). Значительную роль для понимания автором современных теорий безопасности сыграло также исследование К. Бута .Среди отечественных исследователей следует выделить работы преподавателей Санкт-Петербургского Государственного Университета В. Н. Конышева и А. А. Сергунина, а также И. В. Радикова .
С тем, чтобы лучше разобраться в теме«безопасности человека», автором были прочитаны работы как основателей и сторонников, так и критиков данной концепции. Это позволило сформировать более полное представление о сильных и слабых сторонах идеи безопасности человека. Литература, посвященная анализу концепции human security, поднимает разные вопросы. Чаще всего объектом исследования становятся компоненты «безопасности человека» и собственно определение концепции, которое несмотря на её 25-летнее существование, всё ещё достаточно размыто. Открытыми для дискуссии также остаются вопросы об её реализации на практике и критериях оценки «безопасности человека» в отдельном государстве. Критики отмечают слабую теоретическую базу концепции, её обширность и включение множества элементов, а также возможность использования идеи государствами-лидерами в своих интересах (например, для легитимизации гуманитарной интервенции). Как сторонники, так и критики концепции в ходе дискурса внесли немалый вклад в её развитие. Автор хотел бы выделить следующих исследователей: Махбубуль-Хак (автор доклада ПРООН 1994 г.), А. Сен и С. Огата (одни из первых стали развивать идею human securityв рамках ООН); также Н. Оман, К. Томас, М. Калдор, Д. Гаспер и О. А. Гомез, Дж. Макартур, Р. Флойд, Х. Х. Хама, Р. Парис, Э. Ньюмен, Т. Оуэн, П. Керр, Г. Кинг и К. Мюррей, И. Мкбеоджи, Т. Маккормак, А. Ачария и С. Пэу. К сожалению, среди отечественных исследователей тема концепции безопасности человека не так популярна. Наиболее детальный анализ представлен Д. Г. Балуевым , М. Казаковым и другими , и преподавателями Санкт-Петербургского Государственного Университета В.Н. Конышевым и И. В. Зеленевой .
Третья группа литературы посвящена теме ОБСЕ и её роли в качестве организации региональной безопасности. Большое количество исследований по данной тематике было опубликовано в 1990-е гг., что связано с повышенной активностью организации в эти годы. Со временем она потеряла свою актуальность, и поэтому более современных работ на тему ОБСЕ, к сожалению, не много. В основном исследователи интересуются проблемой правосубъектности ОБСЕ, её статусом как международной организации. Также поднимаются вопросы о реформировании или кардинальном изменении её структуры, возможном месте ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности. При написании данной работы были использованы исследования следующих авторов: Ю. фон Зааль, Э. Дж. Млин, М. Уолфелд, К. П. Тудика, У. Альбрехт, С. Брандер, Г. Оберлейтнер. Среди отечественных исследователей автор отмечает Е. Р. Воронина (по проблеме правосубъектности ОБСЕ) и Ю. Я. Белоброва.
Тема кризиса в Косово широко исследовалась в начале XXI в., когда представляла особую актуальность ввиду активной фазы конфликта. Постепенно интерес к тематике несколько угас, но она продолжает привлекать внимание исследователей до сих пор. Конкретно для данной работы автор обращал большее внимание на работы, которые сфокусированы на проблеме прав человека и деятельности ОБСЕ в Косово в процессе и после завершения конфликта. Стоит отметить вклад в исследование ситуации в Косово следующих авторов: Е. Ю. Гуськова, А. Хейнеманн-Грюдер , С. Яссен-Петерсен, О. Дурсун-Озканца и К. Кроссли-Флорик, Р. Парис, К. Килпатрик, Р. Макгинти и О. Ричмонд, Ф. Кехая, В. Уолкер, Т. Тамминен и Б. Кабаши-Рамай. При исследовании ситуации в Украине автор чаще всего обращался к работам, посвященным анализу предпосылок и причин вооруженного конфликта. Значимыми являются работы К. Атланд, Э. Джиулиано, Э. Уилсона, У. Кемпа и О. Титарчука.
Автор полагает, что концепция безопасности человека в отечественной науке изучена недостаточно. В целом все аспекты данной работы в большей или меньшей степени были исследованы как российскими, так и иностранными учеными. Тем не менее работ, которые бы объединяли все четыре или даже три аспекта вместе, т. е. исследовали бы идею безопасности человека в рамках институтов ОБСЕ, крайне мало. Исключение составляют упомянутые выше М. Калдор и Г. Оберлейтнер. Таким образом, научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые на основе авторских критериев проводится сравнение эффективности деятельности миссий ОБСЕ в Косово и в Украине. Сравниваются принципы концепции human securityи идеи всеобъемлющей безопасности организации; рассматривается соответствие направлений деятельности (корзин ОБСЕ) с измерениями «безопасности человека». В таком же ключе проводится анализ деятельности миссии МООНК и КВМ ОБСЕ в Косово. На основе проведенного анализа, с учётом ошибок и уроков миссий в Косово, автор предлагает план будущего процесса миростроительства в Украине (при условии урегулирования вооруженного конфликта), где главная роль отводится ОБСЕ, а в качестве руководящих принципов для организации действует концепция безопасности человека.
Апробация работы. Исследование концепции безопасности человека, представленное в данной магистерской диссертации нашло отражение в другой работе автора, посвященной проблеме формирования толерантной среды, как элемента «безопасности человека». Работа участвовала в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга и заняла призовое место. Результаты были опубликованы в виде статьи в «Сборнике студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге».
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав по три параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы и источников, содержит 87 страниц текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в данной работе исследование позволяет заключить, что концепция безопасности человека играет роль и оказывает прямое влияние на формирование политики ОБСЕ в разных направлениях её деятельности. Это подтверждается анализом деятельности организации в целом и на примере её отдельных миссий в Косово и Украине в частности. ОБСЕ проходит по всем выделенным в первой главе критериям соответствия концепции human security.
Во-первых, в качестве основного референта безопасности в её деятельности выступает индивид или сообщество. Несмотря на то, что значимость «человеческого измерения» для обеспечения региональной безопасности в Хельсинском заключительном акте была заявлена изначально, всё же оно было не столь важно, как военно-политическое, и из текста соглашения следует, что под основным референтом безопасности в нём явно понимается государство. Тем не менее благодаря своей гибкости и умению адаптироваться, со временем организация развила идею «третьей корзины» и перешла к принятию в качестве главного объекта безопасности индивида. Во-вторых, ОБСЕ придерживается комплексного подхода к безопасности, работая в трёх измерениях: военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. Все они, как было показано во второй главе работы, соответствуют измерениям в концепции безопасности человека (за исключением охраны здоровья). Помимо этого организация также выделяет кибербезопасность как отдельное направление. В-третьих, на примере миссий ОБСЕ было продемонстрировано, с каким вниманием организация подходит к работе с различными акторами обеспечения безопасности: государственными структурами, институтами ОБСЕ, другими международными организациями, НПО, местным населением, а также с непризнанными местными властями (например, в случае ДНР и ЛНР). Возможность ОБСЕ сотрудничать со всеми акторами вне зависимости от их статуса позволяет миссиям организации выполнять свою работу наиболее эффективно. Важность взаимодействиями с другими структурами прописана не только в общих документах ОБСЕ, но также специально отмечается для каждой отдельной миссии, равно как и значимость установления доверительных отношений с местным населением. В этом деятельность ОБСЕ соответствует четвёртому критерию. Организация обращает особое внимание на то, чтобы составить миссию необходимую для каждого конкретного случая. У неё нет универсального плана. Каждая миссия ОБСЕ уникальна: состав, численность, руководители, сроки пребывания, мандат, цели и задачи. Это может быть мониторинговая миссия, как КВМ или СММ (даже между ними существуют различия в прописанных обязанностях в отношении прав человека), миссия по содействию государству в проведении реформ, как КПУ, или же миссия по восстановлению и оказанию помощи в целом спектре направлений, как та, что действует в Косово и предлагается автором к введению в Украине после завершения конфликта. Наконец, принцип превентивности один из основополагающих в деятельности организации. Оценка эффективности действий ОБСЕ в данном аспекте – это уже другой вопрос. На примере Украины автор отмечает нехватку внимания со стороны организации к проведению мер для предотвращения конфликта. Однако в целом и в данном критерии ОБСЕ соответствует концепции безопасности человека.
Исследование подходов к концепции безопасности человека в теории международных отношений продемонстрировало, что хоть сама идея и не является новой и существует с 1994 г., всё же до сих пор остаётся не полностью проработанной. Во многом это связано с теми слабыми сторонами концепции, которые отмечаются критиками: отсутствием полноценной теоретической базы, размытостью понятий и широтой формулировок. Автор с этим согласен. Действительно, концепция human securityотличается своей комплексностью, включая большое количество взаимосвязанных элементов и измерений безопасности, но в этом и заключается её особенность. Самое главное, что следует выделить из идеи безопасности человека – это принятие индивида и сообщества как центральных референтов безопасности: не государств, не правительственных структур, а людей. Людей, которым угрожает опасность не только в случае вооруженного конфликта, но и в их повседневной жизни. В этом по сути и состоит основная цель концепции – создать среду, в которой каждый будет чувствовать себя уверенно и защищенно в обычной жизни. Естественно, нельзя искоренить все угрозы, но можно понизить риски. Для этого концепция предлагает ответственным институтам следовать перечисленным выше принципам.
В представленной работе было показано, что несмотря на то, что ОБСЕ официально не использует в своей деятельности концепцию безопасности человека, организация фактически работает в соответствии с её принципами. Это демонстрирует как анализ идеи всеобъемлющей безопасности ОБСЕ, так и исследование её отдельных миссий на местах. Сравнение мониторинговых миссий в Косово (КВМ) и в Украине (СММ) свидетельствует о том, что организация учитывает ошибки своего предыдущего неудачного опыта. Работа КВМ была недостаточно эффективной. Отчасти её провал объясняется плохо прописанным мандатом, отсутствием профессионального состава и опытного руководства. Помимо этого он также связан с независящими от миссии факторами: отказом местных властей от сотрудничества, непрекращающегося ведения огня и невозможностью попасть на определенные территории. На самом деле последние три положения справедливы и для действующей СММ, но в отличие от своего предшественника в Косово, миссия всё же принимается государством более дружественно. Кроме того, в этот раз ОБСЕ предоставила миссии более детальный мандат, с чёткими обязательствами, целями и задачами, подошла иначе к выбору персонала и руководителей, сделав акцент на гражданских специалистах по правам человека и урегулированию конфликтов. Несмотря на активно ведущиеся споры об эффективности СММ, автор придерживается мнения, что её присутствие на территории Украины абсолютно оправдано и всё ещё необходимо. Кроме того, автор предлагает рассмотреть сценарий восстановления и миростроительства в пострадавших регионах и во всей Украине после окончательного урегулирования вооруженного конфликта при поддержке новой миссии ОБСЕ.
В третьей главе работы разработано несколько рекомендаций на основе принципов концепции безопасности человека по введению подобной миссии. Главным условием для создания миссии будет окончательное прекращение огня и точное определение статуса ДНР и ЛНР. Это однако зависит не от ОБСЕ, которая выступает лишь в качестве посредника, а от сторон конфликта и того, как он будет урегулирован на высшем уровне. Исходя из оптимистичного сценария, в котором стороны всё же приходят к согласию и действуют в соответствии с Минскими соглашениями, приверженность которым подтверждалась ими не раз, ОБСЕ формирует миссию с целью оказания помощи Украине в восстановлении. Предполагается, что штаб миссии будет располагаться в Донецке, но также активно сотрудничать с находящимся в Киеве офисом КПУ. В её состав следует включить гражданских специалистов по постконфликтному миростроительству и людей со знанием о регионе, а также часть членов СММ, так как они уже имеют представление о специфике конфликта и опыт работы на месте. Важнейшим первым шагом будет выстраивание отношений с населением – теми людьми, ради которых и работает миссия. Выборы и создание местных властных структур в ОРДЛО – одно из положений Минских соглашений, но форсировать его исполнение не рекомендуется. Предполагается, что миссия совместно с БДИПЧ поможет в подготовке к проведению выборов и в формировании политических институтов. Также миссии советуется активно сотрудничать с официальным правительством страны, местными властями, другими международными организациями, НПО и СМИ. Последнее необходимо для поддержания имиджа миссии, и своевременного информирования граждан об инициативах и деятельности ОБСЕ.
Таким образом, в результате проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день ОБСЕ – это крупнейшая региональная организация, деятельность которой соответствует широкой концепции безопасности человека. Целью организации является поддержание стабильности и безопасности в регионе, и предотвращение возможных конфликтов. Анализ миссий ОБСЕ демонстрирует, что её деятельность не всегда бывает эффективной, однако она до сих пор остаётся единственной организацией, в которой «безопасность человека» выступает одновременно и как одно из средств достижения национальной безопасности, и как самоцель.




1. Второе совещание совета. Резюме выводов. Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. Декларация Совета СБСЕ о нераспространении и торговле оружием [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом СБСЕ от 31 января 1992 г. – URL: https://www.osce.org/ru/mc/40274?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
2. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия [Электронный ресурс]: вступила в силу 21 февраля 1974 г. – «Российский правовой портал: Библиотека Пашкова». URL:https://worldconstitutions.ru/?p=781 (дата обращения: 18.05.2020)
3. Минские соглашения [Электронный ресурс] // РИА Новости, 12 февраля 2015. – URL: https://ria.ru/world/20150212/1047311428.html (дата обращения: 18.05.2020)
4. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Том I. Сборник документов в тематическом порядке – Варшава: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, 2011. – 366 с.
5. Парижская хартия для Новой Европы [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников СБСЕ от 21 ноября 1990 г. – URL: https://www.osce.org/ru/mc/39520?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
6. Последующая деятельность по резолюции 66/290 Генеральной Ассамблеи о безопасности человека [Электронный ресурс]: доклад Генерального секретаря от 23 декабря 2013 г. A/68/685 – URL:https://digitallibrary.un.org/record/763700 (дата обращения: 18.05.2020)
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/290 [Электронный ресурс]: принята от 10 сентября 2012 г. A/RES/66/290. – URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/290 (дата обращения: 18.05.2020)
8. Резолюция Совета Безопасности ООН 1199 [Электронный ресурс]: принята от 23 сентября 1998 г. S/RES/1199. – URL:https://undocs.org/ru/S/RES/1199(1998) (дата обращения: 18.05.2020)
9. Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 [Электронный ресурс]: принята от 10 июня 1999 г. S/RES/1244. – URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1244(1999) (дата обращения: 18.05.2020)
10. Решение No.1117 о Размещении специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято от 21 марта 2014 г. PC.DEC/1117 – URL:https://www.osce.org/ru/pc/117108?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
11. Решение No. 295 [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 231-м пленарном заседании от 1 июня 1999 г. PC.DEC/295 – URL:https://www.osce.org/ru/pc/29035?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
12. Решение No. 193 Мандат Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации[Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 137-м пленарном заседании от 5 ноября 1997 г. PC.DEC/193 – URL: https://www.osce.org/ru/node/292611?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
13. СБСЕ Хельсинский документ 1992 года. Вызов времени перемен [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников от 10 июля 1992 г. – URL: https://www.osce.org/ru/mc/39534?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
14. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 3 сентября 1945 года и 31 декабря 1946 года / Министерство иностранных дел СССР. – М.: Госполитиздат, 1956. – 200 с.
15. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. ЗаключительныйАкт 1975 г. [Электронныйресурс]: документ, принятый от 1 августа 1975 г. – URL: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (датаобращения: 18.05.2020)
16. Соглашение об урегулировании кризиса в Украине от 21 февраля 2014 года [Электронный ресурс]: РИА Новости [сайт]. – URL: https://ria.ru/20140221/996319889.html (дата обращения: 18.05.2020)
17. Стамбульский документ [Электронный ресурс]: принят на Стамбульской встрече на высшем уровне от 19 ноября 2019 г. – URL: https://www.osce.org/mc/39569?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
18. Третья встреча министров. Резюме выводов. Решение по мирному урегулированию споров [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом министров от 15 декабря 1992 г. – URL: https://www.osce.org/ru/mc/40346?download=true (дата обращения: 18.05.2020)
19. Democracy and Human Rights in the OSCE – Warsaw: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights, 2019. – 93 p.
20. Demographic changes of the Kosovo population 1948-2006 – Pristine: Statistical Office of Kosovo, 2008. – 23 p.
21. Human Security Handbook: An Integrated Approach for the Realization of the Sustainable Development Goals and the Priority Areas of the International Community and the United Nations System – NY: United Nations, Human Security Unit, 2016. – 47 p.
22. Human Security Now: Protecting and Empowering People – Tokyo: Commission on Human Security, 2003. – 159 p.
23. Geneva Statement on Ukraine released by the US, EU, Ukraine, and Russia [Electronic Resource]: Geneva Statement from April 17, 2014. – URL: https://geneva.usmission.gov/2014/04/18/text-of-the-geneva-statement-on-ukraine-released-by-the-us-eu-ukraine-and-russia/ (Accessed: 18.05.2020)
24. NATO Policy for the Protection of Civilians[Electronic Resource]: document from July 9, 2016. – URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133945.htm(Accessed: 18.05.2020)
25. Report: Assessment of the Environmental Impact of Military Activities During the Yugoslavia Conflict – The Regional Environmental Center for Central and Eastern Europe, 1999. – p. 41.
26. Report of the Secretary-General on the United Nations Interim Administration Mission in Kosovo [Electronic Resource]:report fromJuly 12, 1999, S/1999/779. – URL: https://unmik.unmissions.org/sites/default/files/s-1999-779_1.pdf (Accessed: 18.05.2020)
27. Statement on cyberspace and human security [Electronic Resource]: UN General Assembly First Committee on Disarmament and International Security fromOctober 12, 2016 – URL: https://www.un.org/disarmament/wp-content/uploads/2016/10/12-Oct-cyber.pdf (Accessed: 18.05.2020)
28. The Responsibility to Protect: Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty – Ottawa: International Development Research Centre, 2001. – 110 p.
29. United Nations Human Development Program. Human Development Report 1994: New Dimensions of Human Security – New York: United Nations Development Program, 1994. – 210 p.





Литература
1. Балуев Д. Г. Понятие humansecurity в современной политологии / Д.Г. Балуев // Международные процессы – 2003. Т. 1. № 1. – С. 95-105.
2. Брандер, С. Правосубъектность ОБСЕ: убедительные доводы “за” / С. Брандер // Журнал ОБСЕ – 2009. Март-апрель. – С. 18-23.
4. Белобров, Ю. Я. НАТО и ОБСЕ - партнеры или соперники? [Электронный ресурс]:Журнал Международная жизнь. 2018. №10. – URL:https://interaffairs.ru/jauthor/material/2087(дата обращения: 18.05.2020)
5. Ванеева, М. А. Толерантность как один из компонентов концепции человеческой безопасности / М. А. Ванеева // Сборник студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2018 г. – СПБ: Изд. дом Инкери - С. 54—58.
6. Воронин,Е.Р.Международная правосубъектность ОБСЕ [Электронный ресурс]:Портал МГИМО. – URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/217552/ (дата обращения: 18.05.2020)
7. Гуськова, Е. Ю. История Югославского кризиса (1990-2000) / Е. Ю. Гуськова. – М.: Русское право/Русский Национальный Фонд, 2001. – 720 с.
8. фон Зааль, Ю. Хельсинкский процесс и распад Советского Союза / Ю. фон Зааль // Исторический журнал: научные исследования – 2014. № 6. – С. 635-659.
9. Зеленева И. В. Современные подходы к преподаванию безопасности: концепция безопасности личности / Зеленева И. В. // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург 12 декабря 2019 г. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. – С. 207-212.
10. Конышев В. Н. Безопасность личности – поворот в понимании политики безопасности / В. Н. Конышев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность – 2014. Т. 10. № 40. – С. 43-56.
11. Конышев В. Н., Сергунин А. А., Субботин С. В. Социальный конструктивизм о проблемах безопасности / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин, С.В. Субботин // Теории и проблемы политических исследований – 2016. № 3. – С. 94-112.
12. Радиков И.В. Безопасность человека: реальность или фикция / И.В. Радиков // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2010. № 4. – С. 6-11.
13. Acharya, A. Human Security: East versus West / A. Acharya // International Journal – 2001. Vol. 56. №3. – P. 442-460.
14. Albrecht, U. et al. A human security doctrine for Europe: the Barcelona Report of the Study Group on Europe's Security Capabilities / U. Albrecht, C. Chinkin, K. Dervis, R. Dwan, A. Giddens, N. Gnesotto, M. Kaldor, S. Licht, J. Pronk, K. Reinhardt, G. Schmeder, P. Seifter, and N. Serra – Study Group on Europe’s Security Capabilities, Barcelona, Spain, 2004 – 36 p.
15. Atland, K. Destined for Deadlock? Russia, Ukraine, and the Unfulfilled Minsk Agreements / K. Atland // Post-Soviet Affairs – 2020. Vol. 36. №2. – P. 122-139.
16. Baluev, D.et al. Human Security Concept as an Analytical Framework for the Study of Asymmetric Conflict / D. Baluev, M. Kazakov, M. Rykhtik, LUlmayeva, S. Ustinkin // Revista Espacios – 2017. Vol. 38. №44. – P. 28-38.
17. Booth, K. Security and Emancipation / K. Booth // Review of International Studies – 1991. Vol. 17. №4. – P. 313-326.
18. Buzan, B. and Hansen, L. The Evolution of International Security Studies / B. Buzan and L. Hansen – NY: Cambridge University Press, 2009. – 402 p.
19. Buzan, B. A Reductionist, Idealistic Notion that Adds Little Analytical Value / B. Buzan // Security Dialogue – 2004. Vol. 35. №3. – P. 369-370.
20. Buzan, B., Waever, O. and Wilde, J. deSecurity: A New Framework for Analysis / B. Buzan, O. Waever, J. de Wilde – Boulder, CO: Lynne Rienner, 1998. – 239 p.
21. Buzan, B. People, States, and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era / B. Buzan – Boulder, CO: Lynne Rienner, 1991. – 393 p.
22. Crossley-Frolick, A. and Dursun-Ozkanca, O.Security Sector Reform and Transitional Justice in Kosovo: Comparing the Kosovo Security Force and Police Reform Processes / A. Crossley-Frolick andO. Dursun-Ozkanca //Journal of Intervention and Statebuilding – 2012. Vol. 6. №2. – P. 121-143.
23. Crossley-Florick, A. and Dursun-Ozkanca, O. Security Sector Reform in Kosovo: The Complex Division of Labour Between the EU and Other Multilateral Institutions in Building Kosovo’s Police Force / A. Crossley-Florick and O. Dursun-Ozkanca // European Security – 2012. Vol. 21. №2. – P. 236-256.
24. Currion, P. Report: Strength in Numbers: A Review of NGO Coordination in the Field Case Study: Kosovo 1999-2002 / P. Currion – International Council of Voluntary Agencies (ICVA), 2010. – 8 p.
25. Floyd, R. Human Security, and the Copenhagen School’s Securitization Approach: Conceptualizing Human Security as a Securitizing Move / R. Floyd // Human Security Journal – 2007. Vol. 5. – P. 38-49.
26. Gasper, D. and Gomez, O.A. Human Security Thinking in Practice – ‘Personal Security’, ‘Citizen Security’, Comprehensive Mappings / D. Gasper and O. A. Gomez // Contemporary Politics – 2015. Vol. 21. №1. – P. 100-116.
27. Geremek, B. and Zivadin, J. Agreement on the OSCE Kosovo Verification Mission / B. Geremek and J. Zivadin // Die Friedens-Warte – 1998. Vol. 73, №4. – P. 530-533.
28. Giuliano, E. Who Supported Separatism on Donbas? Ethnicity and Popular Opinion at the Start of the Ukraine Crisis / E. Giuliano // Post-Soviet Affairs – 2018. Vol. 34. – P. 158-178.
29. Hama, H.H. State Security, Societal Security, and Human Security / H.H. Hama // Jadavpur Journal of International Relations – 2017. Vol. 21. №1. – P. 1–19.
30. Heinemann-Gruder, A. and Grebenschikov, I.Security Governance by Internationals: The Case of Kosovo / A. Heinemann-Gruder and I. Grebenschikov // International Peacekeeping – 2006. Vol. 13. №1. – P. 43-59.
31. Jessen-Petersen, S. Challenges of Peacebuilding: The Example of Kosovo / S. Jessen-Petersen // Security and Peace – 2006. Vol. 24. №1. – P. 6-10.
32. Kabashi-Ramaj, B.Human Security Challenges in Kosovo: Political Instability in Kosovo and Implications for the Human Security of the People / B. Kabashi-Ramaj – Pristine: Centre for Research, Documentation and Publication (CRDP), 2017. –15 p.
33. Kaldor, M. Human Security / M. Kaldor // Society and Economy – 2011.Vol. 33. № 3. – P. 441-448.
34. Kemp, W. OSCE Peace Operations: Soft Security in Hard Environments / W. Kemp –NY: International Peace Institute, 2016. – 24 p.
35. Kerr, P. Human Security / P. Kerr // in A. Collins (ed.), Contemporary Security Studies – New York, NY: Oxford University Press, 2010. – P. 121-135.
36. King, G. and Murray, C. Rethinking Human Security / G. King and C. Murray // Political Science Quarterly – 2001. Vol. 116. №4. – P. 585-610.
37. MacArthur, J. A Responsibility to Rethink? Challenging Paradigms in Human Security / MacArthur // International Journal – 2008. Spring. – P. 422-443.
38. Mac Ginty, R. and Richmond, O.The Local Turn in Peace Building: a critical agenda for peace / R. Mac Ginty and O. Richmond // Third World Quarterly – 2013. Vol. 34. №5. – P. 763-783.
39. Maslow, A. H. A Theory of Human Motivation / A. H. Maslow // Psychological Review – 1943. №50. – P. 370-396.
40. McCormack, T.Power, and agency in the human security framework / T. McCormack // Cambridge Review of International Affairs – 2008. Vol. 21. No. 1. – P. 113-128.
41. Menocal, A., Kilpatrick, K., and Paris, R. Towards More Effective Peace Building: A Conversation with Roland Paris / A. Menocal, K. Kilpatrick, and R. Paris // Development in Practice – 2005. Vol. 15. №6. – P. 767-777.
42. Mgbeoji, I. The Civilised Self and the Barbaric Other: Imperial Delusions and the Challenges of Human Security / I. Mgbeoji // Third World Quarterly – 2006. Vol. 27. №5. – P. 855-869.
43. Mlyn, E. J.OSCE: Now more than ever / E. J. Mlyn // Cambridge Review of International Affairs – 1998. Vol. 11. №2 – P. 227-237.
44. Newman, E. Critical Human Security Studies / E. Newman // Review of International Studies – 2010. Vol. 36. №1. – P. 77-94.
45. Oberleitner, G. The OSCE and the Human Security / G. Oberleitner // Security and Human Rights – 2008. №1. – P. 64-72.
46. Oman, N. Hannah Arendt's “Right to Have Rights”: A Philosophical Context for Human Security / N. Oman // Journal of Human Rights – 2010. Vol. 9. № 3. – P. 279-302.
47. Owen, T. Human Security – Conflict, Critique and Consensus: Colloquium Remarks and a Proposal for a Threshold-Based Definition / T. Owen // Security Dialogue – 2004. Vol. 35. №3. – P. 373-387.
48. Paris, R. At War’s End: Building Peace after Civil Conflict / R. Paris – Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – 289 p.
49. Paris, R. Human Security:Paradigm Shift or Hot Air? / R. Paris // International Security – 2001, Vol. 26. №2. – P. 87–102.
50. Peou, S. Human Security after 25 Years: Some Introductory Remarks and Critical Reflections / S. Peou // Asian Journal of Peacebuilding – 2019. Vol. 7. №2. – P. 161-181.
51. Qehaja, F. and Prezelj, I. Issues of Local Ownership in Kosovo’s Security Sector / Qehaja, F. and Prezelj, I. // Southeast European and Black Sea Studies – 2017. Vol. 17. №3. – P. 403-419.
52. Spencer, O. Time for a new OSCE Strategy?[Electronic Resource]: Organisation for Security and Cooperation in Europe, July 6, 2015. – URL: https://www.osce.org/magazine/171786 (Accessed: 18.05.2020)
53. Tamminen, T. Human Security in Post-Status Kosovo: A Shared European Responsibility / T. Tamminen // CMC Finland Civilian Crisis Management Studies, Finland, 2008 – p. 23.
54. Thomas, C. Global Governance, Development and Human Security: Exploring the Links / C. Thomas // Third World Quarterly – 2001. Vol. 22. № 2. – P. 159-175.
55. Tudyka, K. P. Whither the Second Basket? Evolution of the Economic and Environmental Dimension of the OSCE / K. P. Tudyka // Security Community (OSCE) – 2015. Vol. 2. – P. 6-9.
56. Tytarchuk, O. Report: Human Security Concept and Civilian Security Sector Reform in Ukraine / O. Tytarchuk –Kiev: East European Security Research Initiative (EESRI) Foundation, 2016.
57. Walker, W.OSCE Verification Experiences in Kosovo: November 1998 – June 1999 / W. Walker // The International Journal of Human Rights – 2000. Vol. 4 – P. 127-142.
58. Wæver, O. et al.Identity, Migration, and the New Security Agenda in Europe / O. Waever, B. Buzan, M. Kelstrup, P. Lemaitre – London: Pinter Publishers Ltd, 1993. – 221 p.
59. Wilson, A. The Donbas in 2014: Explaining Civil Conflict Perhaps, but not Civil War / A. Wilson // Europe-Asia Studies – 2016. Vol. 68. №4. – P. 631-652.
60. Wohlfeld, M.Subregional cooperation and the OSCE / M. Wohlfeld // Southeast European and Black Sea Studies – 2001. Vol. 1. – P. 86-93.















Электронные ресурсы
1. Американский соцопрос: украинцы не хотят в НАТО и жалеют об СССР [Электронный ресурс]:VESTI UA, 16 марта 2018. – URL:https://vesti.ua/strana/281710-amerikanskij-sotsopros-ukraintsy-ne-khotjat-v-nato-i-zhalejut-ob-sssr (дата обращения: 18.05.2020)
2. Безопасность человека [Электронный ресурс]: Организация Объединенных Наций, Координация гуманитарной деятельности– URL:https://www.un.org/ru/humanitarian/assistance/humansecurity.shtml (дата обращения: 18.05.2020)
3. Военно-политическое измерение [Электронный ресурс]: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [сайт]. – URL:https://www.osce.org/ru/what-we-do (дата обращения: 18.05.2020)
4. Главы МИДов «нормандской четверки» завершили переговоры в Берлине [Электронный ресурс]: Журнал Коммерсантъ, 12 июня 2018. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3656635 (дата обращения: 18.05.2020)
5. Зеленский: выборы в Донбассе пройдут после возврата Киеву контроля над границей с Россией [Электронный ресурс]: ТАСС, 17 апреля 2020 URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8276253 (дата обращения: 18.05.2020)
6. Протесты против подписания «формулы Штайнмайера» в Киеве [Электронный ресурс]: РБК, 3 Октября 2019. – URL: https://www.rbc.ru/photoreport/03/10/2019/5d95827d9a79476aba629216 (дата обращения: 18.05.2020)
7. Специальная мониторинговая миссия в Украине. Кто мы [Электронный ресурс]: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – URL:https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/anjte-grawe (дата обращения: 18.05.2020)
8. Стороны в Минске впервые подписали общий итоговый протокол [Электронный ресурс]: РИА Новости, 12 марта 2020. – URL: https://ria.ru/20200312/1568462969.html (дата обращения: 18.05.2020)
9. Форум по сотрудничеству в области безопасности [Электронный ресурс]: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [сайт]. – UTL: https://www.osce.org/ru/forum-for-security-cooperation (дата обращения: 18.05.2020)
10. Черненко, Е. «Мы критикуем институты ОБСЕ, но конструктивно» [Электронный ресурс]: Журнал Коммерсантъ, 11 Декабря 2015. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2874216 (дата обращения: 18.05.2020)
11. Яникеева, И. Александр Лукашевич: «Братислава» стала одним из самых провальных министерских заседаний за всю историю ОБСЕ [Электронный ресурс]: Журнал Международная жизнь, 17 декабря 2019. – URL:https://interaffairs.ru/news/show/24850 (дата обращения: 18.05.2020)
12. Launching the Report: Citizen’s Perception Trends on Kosovo Police versus Reality (2015-2018) [Electronic Resource]: Kosovar Centre for Security Studies (KCSS) – URL: http://www.qkss.org/en/News/Launching-the-report:-Citizens%E2%80%99-perception-trends-on-Kosovo-Police-versus-reality-(2015-2018)-1111(Accessed: 18.05.2020)
13. Ley, I. Legal Personality for the OSCE? [Electronic Resource]: Volkerrechtsblog, International Law and International Legal Thought, August 8, 2016. – URL: https://voelkerrechtsblog.org/legal-personality-for-the-osce/ (Accessed: 18.05.2020)
14. Kosovo Conflict [Electronic Resource]: article in Britannica Encyclopaedia – URL: https://www.britannica.com/event/Kosovo-conflict (Accessed: 18.05.2020)
15. Kosovo Law Centre [Electronic Resource]: Mission in Kosovo, Organisation for Security and Cooperation in Europe, July 2002. – URL: https://www.osce.org/kosovo/37620 (Accessed: 18.05.2020)
16. OSCE Mission in Kosovo [Electronic Resource]: Organisation for Security and Cooperation in Europe – URL: https://www.osce.org/mission-in-kosovo (Accessed: 18.05.2020)
17. Project Co-ordinator in Ukraine [Electronic Resource]: Organisation for Security and Cooperation in Europe – URL: https://www.osce.org/project-coordinator-in-ukraine/mandate (Accessed: 18.05.2020)
18. The search for ways to restore Ukraine’s sovereignty over the occupied Donbas: public opinion on the eve of presidential elections [Electronic Resource]: Фонд Демократичнiiнiцiативи iменiIлька Кучерiва,February 25, 2019. – URL: https://dif.org.ua/en/article/the-search-for-ways-to-restore-ukraines-sovereignty-over-the-occupied-donbas-public-opinion-on-the-eve-of-presidential-elections (Accessed: 18.05.2020)
19. Who we are [Electronic Resource]: Organisation for Security and Cooperation in Europe – URL: https://www.osce.org/whatistheosce (Accessed: 18.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ