Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБДОУ «Детский сад № 61 комбинированного вида» (поселек Новый Свет, Гатчинский район, Ленинградская область).
Выборка: 15 детей с общим недоразвитием речи (стертая дизартрия). Возраст детей - 6,0- 6,5 лет.
Есть приложение.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения словоизменения имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Современные научные представления о словоизменении имен существительных в лингвистической литературе 5
1.2. Формирование словоизменения имен существительных в онтогенезе 10
1.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 15
1.4. Особенности словоизменения имен существительных у детей с общим недоразвитием речи 21
Глава II. Исследование словоизменения имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.1. Цель, задачи исследования 28
2.2 Характеристика обследуемых детей 29
2.3 Анализ результатов исследования состояния словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дошкольников с нормальным речевым развитием 32
Глава III. Пути логопедической работы по формированию процесса словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 50
3.1 Цель, задачи, принципы и методы логопедической работы по формированию процесса словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 50
3.2 Содержание логопедической работы по формированию процесса словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 56
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 1. Содержание методики исследования словоизменения имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 71
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема подготовки детей к обучению грамоте, а именно проблема профилактики нарушений письма и чтения ещё в дошкольном возрасте. Успешное овладение грамотой зависит от многих факторов, среди которых немаловажное значение имеет достаточный уровень развития процесса словоизменения.
Актуальность данного исследования определяется тем, что овладение закономерностями словоизменения существительных представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счёт производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма и т.д.
В работах Н.С. Жуковой [11], Р.И Лалаевой [16], Р.Е. Левиной [17], Е.Ф. Соботович [19], Т.Б. Филичевой [23, 24], Т.Б. Чевелевой [23], Г.В Чиркиной [23], Д.Ж. Шепелева [41] и др., посвященных изучению общего недоразвития речи (далее – ОНР), содержатся данные о неполноценности протекания грамматических операций, а в частности процесса словоизменения, у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном изменении слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками словоизменения, что существенно снижает возможности детей в использовании языковых средств.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена такими факторами, как: значимость словоизменения существительных в речевом развитии детей; наличие у дошкольников с ОНР нарушений словоизменения существительных, которые отягощают речевой дефект; необходимость совершенствования методов логопедической работы, направленных на полноценное развитие у дошкольников с ОНР всех сторон речевой сферы.
Объектом исследования является состояние словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Целью данной работы является изучение особенностей словоизменения существительных у детей старшего дошкольного с общим речевым недоразвитием.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методику по изучению особенностей словоизменения существительных у детей изучаемой категории.
3. Выявить нарушения словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Сравнить показатели сформированности словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием.
5. Предложить методические рекомендации по формированию словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования - учитывая тесную связь в развитии всех речевых процессов, а также сложную структуру дефекта при ОНР, можно предположить, что у детей с ОНР будет иметь место замедленный темп и качественное своеобразие формирования процесса словоизменения существительных.
Структура и объём. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Сформированность словоизменения у детей старшего дошкольного возраста является необходимой предпосылкой для успешного овладения обучающимися письмом, чтением и служат непременным условием обучения грамоте.
Данным вопросом занимались В.А. Ковшиков, Р.И Лалаева, Т.В. Туманова и др. авторы. Согласно их исследованию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, формирование грамматического строя речи и процесса словоизменения происходит с большими трудностями, что обусловлено нарушением морфологических обобщений, несформированностью операций языкового оформления, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор необходимых языковых единиц и элементов, которые сохранены в сознании ребенка и их объединение в определенные синтагматические структуры. Иными словами, в процессе словоизменения у дошкольников с ОНР отмечаются нарушения функционирования процесса «генерализации», то есть навыков выявления правил и закономерностей морфологической системы языка и процесса их обобщения.
Дети дошкольного возраста с ОНР довольно длительный период не замечают грамматической изменяемости слов русского языка, вовлекая все новые и новые слова в различные сочетания между собой.
Целью данной работы является изучение особенностей словоизменения существительных у детей старшего дошкольного с общим речевым недоразвитием.
Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи (стертая дизартрия). Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием. Возраст детей - 6, 0 – 6, 5 лет.
При составлении методики констатирующего эксперимента использовались разработки Р.И. Лалаевой. Структура методики исследования включает следующие направления:
I. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе
II. Употребление беспредложных конструкций существительных
III. Употребление предложно – падежных конструкций существительных.
Качественный анализ результатов исследования позволил распределить испытуемых на группы в зависимости от уровня сформированности словоизменения существительных.
В состав первой подгруппы вошли 15 детей с нормальным речевым развитием, которые продемонстрировали высокий уровень развития процесса словоизменения. Навыки словоизменения существительных дошкольников этой группы характеризуется активностью, регулярностью, продуктивностью, дети умеют адекватно вычленять морфемы, правильно использовать в речи разные речевые конструкции. В ряде случаев проявлялись единичные ошибки, которые самостоятельно исправлялись.
В состав второй подгруппы вошли 12 дошкольников с ОНР, которые продемонстрировали средний уровень развития процесса словоизменения существительных.
Наибольшие трудности у детей данной подгруппы проявлялись при употреблении существительных творительного падежа множественного числа и предложно-падежных конструкций. Ошибки проявлялись в виде неправильного использования окончаний падежных существительных множественного числа, нарушении акцентуации, заменах окончаний множественного числа на единственное число.
В состав третьей подгруппы вошло 3 дошкольников с ОНР, которые продемонстрировали низкий уровень развития процесса словоизменения существительных.
У детей данной группы отмечались трудности, как на уровне понимания, так и на уровне употребления навыков словоизменения.
В ответах детей данной подгруппы содержались замены формы множественного числа с окончаниями а/я на и/ы, образование уменьшительно-ласкательных слов, использование в качестве ответа повторение слова стимула. В некоторых случаях испытуемые по аналогии с образцом образовывали все слова, не обращая внимание, что в некоторых случаях меняется корень слова.
В ходе исследования навыка изменения существительных по падежам у дошкольников отмечались трудности, которые проявлялись в образовании множественного числа предложенного существительного, замены одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа.
Наименее усвоенными являются формы дательного, родительного, творительного падежа множественного числа. Трудности употребления существительных множественного числа в родительном падеже наблюдались в том, что при изменении множественного числа, дети часто использовали форму единственного числа, наиболее распространенными являлись ошибки, указывающие на затруднения в звуковых противопоставлениях, присущих различным формам мн.ч., испытуемые довольно часто не дифференцировали какое окончание надо использовать, а лишь различали способы действия, позволяющие выразить категорию числа.
Нарушения построения предложно-падежных конструк¬ций проявлялись в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Проведённое исследование показало, что у детей экспериментальной группы имеется недоразвитие функции словоизменения существительных от незначительной задержки формирования до отдельных аграмматизмов, что учитывалось при планировании логопедической работы.
Представленная система логопедической работы по формированию процесса словоизменения имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, учитывает постепенное усложнение форм заданий и речевого материала, а также поэтапность выполнения умственного действия. Представленная методика способствуют одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач.
Таким образом, в результате изучения особенностей словоизменения существительных у детей старшего дошкольного с общим речевым недоразвитием доказано предположение о том, что учитывая тесную связь в развитии всех речевых процессов, а также сложную структуру дефекта при ОНР, у детей с ОНР имеет место замедленный темп и качественное своеобразие формирования процесса словоизменения существительных.
1. Артемкова К.В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи//Специальное образование, 2013. - № 1 (29). - С. 5-14.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 324 с.
3. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М., 1986. – 160 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Хранитель, 2008. – 668с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Академия, 2007. – 453 с.
6. Глухов В. П. Психолингвистика.- СПб: В. Секачев, 2013. - 344 с.
7. Гуженкова Н. В., Павлова И. А. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 111-113.
8. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.- 205 с.
9. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой. — М.,1997. –С. 52-53.
10. Жинкин Н. И. Психолингвистика. – СПб: Лабиринт, 2009.- 288 с.
11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006. - 670 с.
12. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употреб¬ления падежных окончаний существительных. — СПб.: КАРО, 2006.
13. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности – М.: Книжный дом «Либроком», 2015. – 160 с.
14. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека/ Е. С. Кубрякова ;Е. С. Кубрякова. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2003 . N 4. - С. 3 - 12.
15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 270 с.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
17. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей// Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. - 230 с.
18. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. – М.: Просвещение, 1981. – 254 с.
19. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2013. - 190 с.
20. Сохин Ф. А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи / Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / Под ред. О. С Ушаковой. – М.: Изд-во РАО, 1994. – С.12-17.
21. Тюнеева А. А. Преодоление грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 146-148.
22. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 322 с.
23. Ушакова Т. Н. Психология речи и языка. Психолингвистика / Т. Н. Ушакова // Психология XXI века. - М., 2003. - 430 с.
24. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008. - 322 с.
25. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.
26. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 2006. - 322 с.
27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М: Академия, 2013. – 314 с.
28. Фотеева Д.Ж. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 219 с.
29. Хрущёва Л. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию грамматического строя речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 61-63.
30. Хуснутдинова Г.С. Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 583-584.
31. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М.: Знак, 2009. - 592с.
32. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Либроком, 2009. - 192с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М.: ВЛАДОС, 2014. - 240 с.
34. Циркунова Н.И. Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР // Логопед. - 2013. - № 3. - С. 44-47.
35. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1976. - С.92-104с.
36. Черепкова Н. В., Короткая Л. В. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 41–45.
37. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 2007. - 233 с.
38. Шапкова Л.Р. Лексика и грамматика дошкольника. – М: АСТ, 2016. – 98 с.
39. Шахматова Л.Т., Иванова Г. Т. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148.
40. Шахнарович A. M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дис....докт. филол. наук. — М., 1985. — 40 с.
41. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. – М.: Наука, 1991. - 185-220с.
42. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики.- М., 1999. - С. 185—220
43. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. – М., 1990. - …с.
44. Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза// Расстройство речи детей и подростков. – М., 1969. - С. 46 - 54
45. Шепелев Д.Ж. Формирование грамматического строя у детей с нарушением речи. – М: Владос, 2017. – 140 с.
46. Шестакова Н. В. Состояние словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70.
47. Шпакович Е. Л. Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 66-70.
48. Щерба Л. B. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2004. — 432 с.
49. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 2007. – 288 с.
50. Яковлев Л.Д. Лексико-грамматический строй речи ребенка-дошкольника. – М: Академия, 2015. – 10 с.
51. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М.: Индрик, 2001. - 503с.
52. Ярмошкина Д.Г. Словообразование и словоизменение в речи ребенка. – М: Синтез, 2015. – 120 с.
53. Яровая Г.К. Специфика грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста// Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 233-238.
54. Ярцева В.Н. Констрастивная грамматика.- М.: Наука, 1981.- 110 с
55. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет грамматических умений и культуры устной речи. - М., 2016. - 233 с.