Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах
|
Введение
Глава 1.Теоретико–методологические основания репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых СМИ
§ 1. Сфера взаимоотношений между мужчиной и женщиной: определения основных рабочих понятий
§ 2 Критический анализ теоретических подходов, применяющихся к изучению СМИ
Глава 2. Специфика и различия в конструировании и репрезентации гендерных стереотипов в глянцевых СМИ
§ 1 Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в СМИ: обзор научных исследований
§2 Специфика и особенности репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах(по материалам эмпирического исследования)
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1.Теоретико–методологические основания репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых СМИ
§ 1. Сфера взаимоотношений между мужчиной и женщиной: определения основных рабочих понятий
§ 2 Критический анализ теоретических подходов, применяющихся к изучению СМИ
Глава 2. Специфика и различия в конструировании и репрезентации гендерных стереотипов в глянцевых СМИ
§ 1 Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в СМИ: обзор научных исследований
§2 Специфика и особенности репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах(по материалам эмпирического исследования)
Заключение
Список литературы
Приложения
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их равенство и неравенство в современном мире является актуальной и обсуждаемой темой. При этом главным в проблеме изучения гендерных отношений является не просто различие или дополнение полов, а конструируемые обществом отношения неравенства: преимущества мужчины в публичной сфере и вытеснение женщины в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной. Процесс конструирования гендерного сознания в обществе происходит посредством распространения и сохранения социальных и культурных традиций, стереотипов, норм и предписаний.
Гендер подвергается постоянному влиянию как культурных норм, устанавливающих и диктующих, что должны и не должны делать мужчины и женщины, так и средствами массовой информации, транслирующей обществу, определенные характеристики и различия между мужским и женским полом. Фокус гендерных исследований сместился с изучения одного обособленного пола в сторону рассмотрения диалога полов.
Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной является актуальной в современном обществе так как в последние десятилетия отмечается упадок значимости института семьи, особенно в западных странах.
Объектом являются Интернет-СМИ как институт социальной коммуникации (периодические «женские» и «мужские» глянцевые журналы).
Предметом – специфика в представлении взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах.
Целью исследования выступает выявление специфики в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях.
Для реализации цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть актуальные направления и современные тенденции в изучении массовой коммуникации, применительно к гендерной сфере;
2. Проанализировать роль СМИ в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в контексте различных социо-коммуникативных подходов;
3. Провести контент – анализ с добавлением социально- семиотического анализа публикаций современных глянцевых журналов;
4. Выявить особенности и различия в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, их социальные роли и образы, которые конструируют СМИ.
Данная работа состоит из введения, основной части, в которую войдут две главы, заключения и приложений.
В первую главу вошли теоретико-методологические основания работы, концептуализация сферы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, описание основных теоретических подходов, применяющихся для изучения массовой коммуникации.
Во второй главе дан обзор актуальных научных исследований, посвященных тематике данной работы, а также результаты эмпирического исследования на основании проведенного контент-анализа публикаций глянцевых журналов в комплексе с социально-семиотическим анализом сопровождающих публикации изображений.
В заключении сделаны основные выводы, получившиеся по результатам исследования.
Гендер подвергается постоянному влиянию как культурных норм, устанавливающих и диктующих, что должны и не должны делать мужчины и женщины, так и средствами массовой информации, транслирующей обществу, определенные характеристики и различия между мужским и женским полом. Фокус гендерных исследований сместился с изучения одного обособленного пола в сторону рассмотрения диалога полов.
Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной является актуальной в современном обществе так как в последние десятилетия отмечается упадок значимости института семьи, особенно в западных странах.
Объектом являются Интернет-СМИ как институт социальной коммуникации (периодические «женские» и «мужские» глянцевые журналы).
Предметом – специфика в представлении взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах.
Целью исследования выступает выявление специфики в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях.
Для реализации цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть актуальные направления и современные тенденции в изучении массовой коммуникации, применительно к гендерной сфере;
2. Проанализировать роль СМИ в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в контексте различных социо-коммуникативных подходов;
3. Провести контент – анализ с добавлением социально- семиотического анализа публикаций современных глянцевых журналов;
4. Выявить особенности и различия в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, их социальные роли и образы, которые конструируют СМИ.
Данная работа состоит из введения, основной части, в которую войдут две главы, заключения и приложений.
В первую главу вошли теоретико-методологические основания работы, концептуализация сферы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, описание основных теоретических подходов, применяющихся для изучения массовой коммуникации.
Во второй главе дан обзор актуальных научных исследований, посвященных тематике данной работы, а также результаты эмпирического исследования на основании проведенного контент-анализа публикаций глянцевых журналов в комплексе с социально-семиотическим анализом сопровождающих публикации изображений.
В заключении сделаны основные выводы, получившиеся по результатам исследования.
Современные средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование общественных представлений о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной: конструируют и представляют их актуальные социальные роли и образцы поведения, которые впоследствии воспроизводятся в реальной жизни.
Рассмотрение масс-медиа как института коммуникации, как активного актора формирования общественных представлений, в частности, гендерных моделей поведения, несомненно актуальная и широко исследуемая тема в научном сообществе в последние несколько лет. Особенно много внимания уделяется изучению Интернет-СМИ в связи с появлением виртуального или цифрового общества, обусловленного технологическим скачком в конце прошлого столетия.
В первой главе работы были описаны основные теоретические подходы, применяющиеся для изучения массовой коммуникации. Подробное рассмотрение получили два подхода: конструктивизм и семиотический подход. Каждый из них имеет свои преимущества, однако наиболее интересным и подходящим для изучения специфики репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, на мой взгляд, является семиотический подход, который и был выбран в качестве теоретической рамки исследования.
Во второй главе проведенный обзор актуальных исследований показал, что на сегодняшний день основной фокус внимания в научных публикациях в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в масс-медиа сосредоточен на изучении процесса конструирования медиатекста, в частности, современных образов мужчин и женщин, на способах их создания и транслирования в аудиторию. Достаточно важная роль отводится изучению гендерных стереотипов, их динамике и функциям. Помимо этого, затрагиваются негативные последствия стереотипов, которые отражаются в как на женщинах, так и на мужчинах.
В эмпирической части работы проводился анализ современных социальных ролей мужчин и женщин, которые формируются и транслируются масс-медиа, выявлялась специфика репрезентации гендерных взаимоотношений, особенности представления образов мужчин и женщин.
Результаты контент-анализа и социально-семиотического анализа публикаций из мужского и женского журналов показали, что социальные роли мужчин и женщин изменились за последние годы: традиционные гендерные образы замещаются современными и актуальными на сегодня представлениями о мужчинах и женщинах. СМИ же активно конструируют и репрезентуют их общественности, не забывая ориентироваться на ту или иную целевую аудиторию.
Таким образом, гипотезы, которые были поставлены в начале эмпирического исследования, подтвердились.
В современных глянцевых журналах взаимоотношения между мужчиной и женщиной рассматриваются как партнерские, традиционная патриархальная модель семьи уходит на второй план: женщины из домохозяек превратились в самодостаточных, работающих женщин, равных с мужчинами. Однако остается актуальным такой набор феминных качеств, как доброта, чувственность, нежность.
Образы мужчин и женщин представляются глянцевыми журналами через набор социальных ролей: жена, женщина-карьеристка, свободная женщина или женщина вне отношений, мужчина- альфа-самец, муж, отец, холостяк.
Тема сексуальной жизни мужчины и женщины популярна какв мужском, так и в женском журнале. По результатам контент-анализа и социально-семиотического анализа было выявлено, что сфера интимной жизни в отношениях между мужчиной и женщиной представляется в глянцевых журналах схожим образом. Репрезентация визуального материала в сексуальной сфере в мужском журнала «MAXIM» схожа с репрезентацией в женском журнале «ELLE». Изображены, в основном, мужчина и женщина в интимной обстановке. Средняя или близкая степень дистанцированности, что способствует зрителям воспринимать изображенные пары, как субъектов взаимодействия и коммуникации, однако, присутствует отстранение на фотографиях: зритель не видит выражения лица ни мужчины, ни женщины, не устанавливается зрительный контакт. Предполагается, что глянцевые журналы хотят создать коммуникацию между зрителем и изображенными парами, но, учитывая специфику данной интимной сферы, избегают четкого изображения лиц людей на фотографиях.
Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в глянцевых журналах осуществляется через транслирование различных сфер жизни, такие как личная и интимная сферы, рабочая, семейная и социальные сети и т.д.Тематика взаимоотношений между мужчиной и женщиной в исследуемых публикациях достаточно различная: от личных отношений до карьеры партнеров. Однако, в женском журнала «ELLE» больше всего внимания уделяется непосредственно разбору межличностных отношений между мужчиной и женщиной, описанной с определенной романтизацией этой и других сфер, в то время как в мужском журнале «MAXIM» более широкий диапазон тем: карьера, социальные сети, отцовство, стиль жизни;
Таким образом, по итогам проведенного исследования, была выявлена специфика в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях. Репрезентация осуществляется с помощью различных способов, а именно: ярких зазывающих заголовков, актуальных на сегодня образов мужчин и женщин, которые находят отклик у своей читающей аудитории, интересного и подкрепляющего основную мысль публикаций графического материала. Помимо этого, СМИудается не только конструировать необходимый им образ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и успешно преподносить его своей аудитории, которая впоследствии воспроизводит данные образы и модели поведения в реальной жизни.
Рассмотрение масс-медиа как института коммуникации, как активного актора формирования общественных представлений, в частности, гендерных моделей поведения, несомненно актуальная и широко исследуемая тема в научном сообществе в последние несколько лет. Особенно много внимания уделяется изучению Интернет-СМИ в связи с появлением виртуального или цифрового общества, обусловленного технологическим скачком в конце прошлого столетия.
В первой главе работы были описаны основные теоретические подходы, применяющиеся для изучения массовой коммуникации. Подробное рассмотрение получили два подхода: конструктивизм и семиотический подход. Каждый из них имеет свои преимущества, однако наиболее интересным и подходящим для изучения специфики репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, на мой взгляд, является семиотический подход, который и был выбран в качестве теоретической рамки исследования.
Во второй главе проведенный обзор актуальных исследований показал, что на сегодняшний день основной фокус внимания в научных публикациях в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в масс-медиа сосредоточен на изучении процесса конструирования медиатекста, в частности, современных образов мужчин и женщин, на способах их создания и транслирования в аудиторию. Достаточно важная роль отводится изучению гендерных стереотипов, их динамике и функциям. Помимо этого, затрагиваются негативные последствия стереотипов, которые отражаются в как на женщинах, так и на мужчинах.
В эмпирической части работы проводился анализ современных социальных ролей мужчин и женщин, которые формируются и транслируются масс-медиа, выявлялась специфика репрезентации гендерных взаимоотношений, особенности представления образов мужчин и женщин.
Результаты контент-анализа и социально-семиотического анализа публикаций из мужского и женского журналов показали, что социальные роли мужчин и женщин изменились за последние годы: традиционные гендерные образы замещаются современными и актуальными на сегодня представлениями о мужчинах и женщинах. СМИ же активно конструируют и репрезентуют их общественности, не забывая ориентироваться на ту или иную целевую аудиторию.
Таким образом, гипотезы, которые были поставлены в начале эмпирического исследования, подтвердились.
В современных глянцевых журналах взаимоотношения между мужчиной и женщиной рассматриваются как партнерские, традиционная патриархальная модель семьи уходит на второй план: женщины из домохозяек превратились в самодостаточных, работающих женщин, равных с мужчинами. Однако остается актуальным такой набор феминных качеств, как доброта, чувственность, нежность.
Образы мужчин и женщин представляются глянцевыми журналами через набор социальных ролей: жена, женщина-карьеристка, свободная женщина или женщина вне отношений, мужчина- альфа-самец, муж, отец, холостяк.
Тема сексуальной жизни мужчины и женщины популярна какв мужском, так и в женском журнале. По результатам контент-анализа и социально-семиотического анализа было выявлено, что сфера интимной жизни в отношениях между мужчиной и женщиной представляется в глянцевых журналах схожим образом. Репрезентация визуального материала в сексуальной сфере в мужском журнала «MAXIM» схожа с репрезентацией в женском журнале «ELLE». Изображены, в основном, мужчина и женщина в интимной обстановке. Средняя или близкая степень дистанцированности, что способствует зрителям воспринимать изображенные пары, как субъектов взаимодействия и коммуникации, однако, присутствует отстранение на фотографиях: зритель не видит выражения лица ни мужчины, ни женщины, не устанавливается зрительный контакт. Предполагается, что глянцевые журналы хотят создать коммуникацию между зрителем и изображенными парами, но, учитывая специфику данной интимной сферы, избегают четкого изображения лиц людей на фотографиях.
Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в глянцевых журналах осуществляется через транслирование различных сфер жизни, такие как личная и интимная сферы, рабочая, семейная и социальные сети и т.д.Тематика взаимоотношений между мужчиной и женщиной в исследуемых публикациях достаточно различная: от личных отношений до карьеры партнеров. Однако, в женском журнала «ELLE» больше всего внимания уделяется непосредственно разбору межличностных отношений между мужчиной и женщиной, описанной с определенной романтизацией этой и других сфер, в то время как в мужском журнале «MAXIM» более широкий диапазон тем: карьера, социальные сети, отцовство, стиль жизни;
Таким образом, по итогам проведенного исследования, была выявлена специфика в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях. Репрезентация осуществляется с помощью различных способов, а именно: ярких зазывающих заголовков, актуальных на сегодня образов мужчин и женщин, которые находят отклик у своей читающей аудитории, интересного и подкрепляющего основную мысль публикаций графического материала. Помимо этого, СМИудается не только конструировать необходимый им образ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и успешно преподносить его своей аудитории, которая впоследствии воспроизводит данные образы и модели поведения в реальной жизни.
Подобные работы
- Специфика визуальной репрезентации женского образа в глянцевых журналах для девушек
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ И РУССКОЙ РЕКЛАМЫ С УЧЕТОМ
ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



