Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах

Работа №138683

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1.Теоретико–методологические основания репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых СМИ
§ 1. Сфера взаимоотношений между мужчиной и женщиной: определения основных рабочих понятий
§ 2 Критический анализ теоретических подходов, применяющихся к изучению СМИ
Глава 2. Специфика и различия в конструировании и репрезентации гендерных стереотипов в глянцевых СМИ
§ 1 Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в СМИ: обзор научных исследований
§2 Специфика и особенности репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах(по материалам эмпирического исследования)
Заключение
Список литературы
Приложения

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их равенство и неравенство в современном мире является актуальной и обсуждаемой темой. При этом главным в проблеме изучения гендерных отношений является не просто различие или дополнение полов, а конструируемые обществом отношения неравенства: преимущества мужчины в публичной сфере и вытеснение женщины в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной. Процесс конструирования гендерного сознания в обществе происходит посредством распространения и сохранения социальных и культурных традиций, стереотипов, норм и предписаний.
Гендер подвергается постоянному влиянию как культурных норм, устанавливающих и диктующих, что должны и не должны делать мужчины и женщины, так и средствами массовой информации, транслирующей обществу, определенные характеристики и различия между мужским и женским полом. Фокус гендерных исследований сместился с изучения одного обособленного пола в сторону рассмотрения диалога полов.
Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной является актуальной в современном обществе так как в последние десятилетия отмечается упадок значимости института семьи, особенно в западных странах.
Объектом являются Интернет-СМИ как институт социальной коммуникации (периодические «женские» и «мужские» глянцевые журналы).
Предметом – специфика в представлении взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах.
Целью исследования выступает выявление специфики в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях.
Для реализации цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть актуальные направления и современные тенденции в изучении массовой коммуникации, применительно к гендерной сфере;
2. Проанализировать роль СМИ в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в контексте различных социо-коммуникативных подходов;
3. Провести контент – анализ с добавлением социально- семиотического анализа публикаций современных глянцевых журналов;
4. Выявить особенности и различия в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, их социальные роли и образы, которые конструируют СМИ.
Данная работа состоит из введения, основной части, в которую войдут две главы, заключения и приложений.
В первую главу вошли теоретико-методологические основания работы, концептуализация сферы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, описание основных теоретических подходов, применяющихся для изучения массовой коммуникации.
Во второй главе дан обзор актуальных научных исследований, посвященных тематике данной работы, а также результаты эмпирического исследования на основании проведенного контент-анализа публикаций глянцевых журналов в комплексе с социально-семиотическим анализом сопровождающих публикации изображений.
В заключении сделаны основные выводы, получившиеся по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование общественных представлений о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной: конструируют и представляют их актуальные социальные роли и образцы поведения, которые впоследствии воспроизводятся в реальной жизни.
Рассмотрение масс-медиа как института коммуникации, как активного актора формирования общественных представлений, в частности, гендерных моделей поведения, несомненно актуальная и широко исследуемая тема в научном сообществе в последние несколько лет. Особенно много внимания уделяется изучению Интернет-СМИ в связи с появлением виртуального или цифрового общества, обусловленного технологическим скачком в конце прошлого столетия.
В первой главе работы были описаны основные теоретические подходы, применяющиеся для изучения массовой коммуникации. Подробное рассмотрение получили два подхода: конструктивизм и семиотический подход. Каждый из них имеет свои преимущества, однако наиболее интересным и подходящим для изучения специфики репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной, на мой взгляд, является семиотический подход, который и был выбран в качестве теоретической рамки исследования.
Во второй главе проведенный обзор актуальных исследований показал, что на сегодняшний день основной фокус внимания в научных публикациях в репрезентации взаимоотношений между мужчиной и женщиной в масс-медиа сосредоточен на изучении процесса конструирования медиатекста, в частности, современных образов мужчин и женщин, на способах их создания и транслирования в аудиторию. Достаточно важная роль отводится изучению гендерных стереотипов, их динамике и функциям. Помимо этого, затрагиваются негативные последствия стереотипов, которые отражаются в как на женщинах, так и на мужчинах.
В эмпирической части работы проводился анализ современных социальных ролей мужчин и женщин, которые формируются и транслируются масс-медиа, выявлялась специфика репрезентации гендерных взаимоотношений, особенности представления образов мужчин и женщин.
Результаты контент-анализа и социально-семиотического анализа публикаций из мужского и женского журналов показали, что социальные роли мужчин и женщин изменились за последние годы: традиционные гендерные образы замещаются современными и актуальными на сегодня представлениями о мужчинах и женщинах. СМИ же активно конструируют и репрезентуют их общественности, не забывая ориентироваться на ту или иную целевую аудиторию.
Таким образом, гипотезы, которые были поставлены в начале эмпирического исследования, подтвердились.
В современных глянцевых журналах взаимоотношения между мужчиной и женщиной рассматриваются как партнерские, традиционная патриархальная модель семьи уходит на второй план: женщины из домохозяек превратились в самодостаточных, работающих женщин, равных с мужчинами. Однако остается актуальным такой набор феминных качеств, как доброта, чувственность, нежность.
Образы мужчин и женщин представляются глянцевыми журналами через набор социальных ролей: жена, женщина-карьеристка, свободная женщина или женщина вне отношений, мужчина- альфа-самец, муж, отец, холостяк.
Тема сексуальной жизни мужчины и женщины популярна какв мужском, так и в женском журнале. По результатам контент-анализа и социально-семиотического анализа было выявлено, что сфера интимной жизни в отношениях между мужчиной и женщиной представляется в глянцевых журналах схожим образом. Репрезентация визуального материала в сексуальной сфере в мужском журнала «MAXIM» схожа с репрезентацией в женском журнале «ELLE». Изображены, в основном, мужчина и женщина в интимной обстановке. Средняя или близкая степень дистанцированности, что способствует зрителям воспринимать изображенные пары, как субъектов взаимодействия и коммуникации, однако, присутствует отстранение на фотографиях: зритель не видит выражения лица ни мужчины, ни женщины, не устанавливается зрительный контакт. Предполагается, что глянцевые журналы хотят создать коммуникацию между зрителем и изображенными парами, но, учитывая специфику данной интимной сферы, избегают четкого изображения лиц людей на фотографиях.
Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в глянцевых журналах осуществляется через транслирование различных сфер жизни, такие как личная и интимная сферы, рабочая, семейная и социальные сети и т.д.Тематика взаимоотношений между мужчиной и женщиной в исследуемых публикациях достаточно различная: от личных отношений до карьеры партнеров. Однако, в женском журнала «ELLE» больше всего внимания уделяется непосредственно разбору межличностных отношений между мужчиной и женщиной, описанной с определенной романтизацией этой и других сфер, в то время как в мужском журнале «MAXIM» более широкий диапазон тем: карьера, социальные сети, отцовство, стиль жизни;
Таким образом, по итогам проведенного исследования, была выявлена специфика в представлении гендерных взаимоотношений в современных глянцевых изданиях. Репрезентация осуществляется с помощью различных способов, а именно: ярких зазывающих заголовков, актуальных на сегодня образов мужчин и женщин, которые находят отклик у своей читающей аудитории, интересного и подкрепляющего основную мысль публикаций графического материала. Помимо этого, СМИудается не только конструировать необходимый им образ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и успешно преподносить его своей аудитории, которая впоследствии воспроизводит данные образы и модели поведения в реальной жизни.



1. Акопян Н. А. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде: автореф. дисс. … к. соц. н. Майкоп. 2010. 25 с.
2. Барашян В. К., Хачмафова З. Р. Объективация гендерных концептов в дискурсивных практиках (на примере современного песенного дискурса) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №10. С. 122-126
3. Барт Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм: «за» и «против». – М. : Прогресс, 1975.
4. Барт, Р. S/Z / Р. Барт. – М. : РИК «Культура» ; AdMarginem, 1994. C. 303
5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: «Медиум», 1995.
6. Воробьева С. Ю. Гендер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. № 1. 2013. С. 48-51.
7. Гиниятова Е.В.Реклама в коммуникативном процессе // Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2009. C. 77
8. Гудова М. Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. С. 238.
9. Добросклонская Т. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики //Медиалингвистика. 2015. № 1.
10. Дудина, В. И., Смирнова, Е. Э., Василькова, В. В., Дамберг, С. В., Дубровская, С. Е., Иванов, А. А., Капустина, Е. Г., Овсянников, В. Г., Орех, Е. А., Русакова, М. М., Сибирев, В. А., Соколов, Н. В., Царева, А. В., & Яшина, М. Н. (2014). Методология и методы социологического исследования. Учебник. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2014.
11. Дунас Д.В. К вопросу о классификации теорий СМИ // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2011. № 4.
12. Дьякова, Е.Г., Трахтенберг, А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструированияреальности: анализ основных теоретических подходов // Екатеринбург: УрО РАН, 1999. C.130
13. Зайцева. А. А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Филология, востоковедение, журналистика. Сер. 9. - 2010. С. 210-216.
14. Здравомыслова Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова,А.А. Темкина // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 15-24.
15. Здравомыслова Е.А., Темкина А. А.Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. // Материалы первой летней школы по женским и гендерным исследованиям .М.: МЦГИ, 1997. С. 84
16. Зуева Н.А. Гендер в свете постмодернистского дискурса: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Наталья Александровна Зуева;Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т. Воронеж; М., 2004. С.168.
17. Зыкова И. В.Гендер — конструкт фразеосферы русской и английской культур // Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы третьей международной конференции. М.: МГЛУ, 2003. С. 50.
18. Ивлева А.Ю. Концепция символических смыслов Р. Барта // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика. Межвузовский. сб. научных. трудов. Вып. VI. Саранск: МГУ, 2006. С.65-74.
19. Кирилина А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. № 3, C. 18-19
20. Краснов Ю.К. Гендерное неравенство в современном мире. По материалам исследования международных организаций. // Право и управление. XXI век. 2019. C. 21-28.
21. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. // НазаровМ.М. Массоваякоммуникациявсовременноммире: методологияанализаипрактикаисследования. М., 2000. Хрестоматия.
22. Маевская А.Ю. Гендерная проблематика в контенте глянцевых журналов //Вестник Санкт-Петербургского университета //Филология. Востоковедение. Журналистика. Выпуск № 2. 2012.C. 261-267.
23. Моррис Ч. У. Основания теории знаков.Изд. 2-е испр. и доп. М.: Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2001
24. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа практики и исследований. М.: УРСС, 2002. 239 с.
25. Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.
26. Сезонов Т. В. Концептуализация медиаобразаit-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.10 // Москва/ 2016.C. 177.
27. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. –. М.: Институт социологии РАН, 2010.
28. Сидорская. И. В., Раду А. Гендер и СМИ: учеб. пособие / Минск: РИВШ. 2014. С. 87-93
29. Тедтоева З. Х., Цаликова М. А. Отражение гендерных проблем общества в российской публицистике на рубеже веков // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 7. №4. 2018. С. 672-690.
30. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МВШСЭН. 2001. С.416.
31. Теребилина М.В. Репрезентация взаимоотношений женщины и мужчины во французском журнале «Фам актюэль» // М.- Изд-во РУДН. 2014. С.108
32. Улановский, А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальныйконструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, №2, 2009. С. 35-45
33. Хрулева Т. Н. Репрезентация гендерных стереотипов в журнальной рекламе // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 48. Ставрополь. 2007. С. 17-124
34. Чернова Ж. В. Медиа репрезентация пола: российские варианты // INTER. №15. 2018. С. 6-23.
35. Чубукова Е.И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта // Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. , Выпуск 8 / Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. СПб : Санкт-Петербургское философское общество. 2001.
36. Яковлев И. П. Стратегическое управление медиасферой: Учебное пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014.
37. Яковлев, И.П Основы теории коммуникаций. Учебноепособие. СПб.: Институтуправленияиэкономики, 2001.
38. DorinPopaa , Delia GavriliubGender Representations and Digital Media.The 6th International Conference Edu World. 2014
39. European Commission 'Opinion on 'Breaking Gender Stereotypes in the Media'', Advisory Committee on Equal Opportunities for Women and Men, Social Europe, European Commission, Brussels. 2010
40. Kress, G., van Leeuwen, Th. Reading Images: The grammar of Visual Design, 2nd ed., London, New York, Routledge Publ., 2006, 312 p.
41. Ms. Manisha Dr.SunitaMangla Social Construction of Gender through Mediated Communication in India. Journal of Content, Community & Communication Amity School of Communication Vol. 9 Year 5, June. 2019
Электронные ресурсы
1. http://textb.net/51/16.html (дата обращения: 10.04.2021)
2. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь [Электронный ресурс]. (дата обращения: 24.02.2020)
3. Национальная психологическая энциклопедия[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vocabulary.ru/ (дата обращения: 24.02.2020)
4. Саморукова И. В. Глянец и гендер: мужчины и женщины в российской поп-культуре// Частный корреспондент. URL: http://www.chaskor.ru/article/glamur_i_gender_13713 (дата обращения: 12.04.2021).
5. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2372/ (дата обращения: 24.02.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ