Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная кинодокументалистика: темы, проблемы, образы

Работа №138677

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. История развития отечественного документального кинематографа
1.1. Становление документального кино в России.
1.2. Особенность функционирования студий документальных фильмов в СССР
1.3. Российский документальный кинематограф периода «перестройки»......18
Глава II. Региональные студии российской федерации: географическая специфика, творческий потенциал, место в новой структуре документального кинематографа…
2.1. Ростовская студия кинохроники: история, ведущие режиссёры,
проблематика фильмов
2.2. Свердловская студия кинохроники: история, ведущие режиссёры, проблематика фильмов
2.3. Дальневосточная студия кинохроники: история, ведущие режиссёры,
проблематика фильмов
2.4. Санкт-Петербургская студия документальных фильмов – крупнейшая студия Российской Федерации: традиции и творческий потенциал
Глава III. Описание и анализ практической работы…
Заключение…
Список литературы
Фильмография
Приложения:
Приложение 1. Интервью с Н.В.Волковым
Приложение 2. Расшифровка авторского фильма «Элегия Крюкова канала. Золотая четверть века…»…


Россия разделена на одиннадцать часовых поясов, в каждом из которых существует свой режим восхода и захода солнца, на пять климатических зон, где господствует своя летняя и зимняя температура. Наша страна включает в себя девять природных зон, представленных таежными лесами, арктическими пустынями, степями. В неё входит 23 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения. И в каждом регионе, в зависимости от указанных особенностей, веками формировалась своя культура.
Документальный кинематограф, появившийся в России в начале двадцатого века, стал зеркалом этой культуры. На первых этапах своего становления кино позволило жителям Москвы или Санкт-Петербурга увидеть самые отдаленные уголки России. На последующих этапах своего развития кинематограф, обретя голос и цвет, сильнее, чем радио или газета воздействовал на восприятие зрителя. Документальное кино было призвано отразить и зафиксировать подлинные события и лица эпохи, рассказать нам о мире, в котором мы живём.
Разберёмся в том, что представляет собой понятие «документальный фильм». В документальных лентах операторы и режиссёры фиксируют реальных людей, находящихся в реальных жизненных ситуациях. Первыми в истории кино были ленты братьев Огюста и Луи Люмьер, снятые в 1895 году во Франции: «Выход рабочих с фабрики «Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Завтрак ребенка» и другие. «Сегодня эти короткие киносюжеты мы называем словом «фильм», хотя у них не было авторов в нашем понимании — сценариста, режиссера, актеров. Были только кинооператоры, зафиксировавшие на пленке эти «движущиеся картины». Не случайно фильмы того времени называли «ожившей фотографией», «туманными картинами»» .
За чуть более чем вековую историю эти «туманные картины» и «движущиеся фотографии» прошли путь от необычного, экзотического феномена до полноценного вида искусства. То, к чему раньше зритель относился с опаской и недоверием, сегодня является неотъёмной частью нашей жизни.
Подтверждением тому служат многочисленные фестивали документального кино, которые с каждым годом собирают всё больше и больше зрителей, такие как: Национальный конкурс в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» (город Москва), Открытый фестиваль неигрового кино «Россия» (город Екатеринбург), Фестиваль авторского документального кино «АРТДОКФЕСТ» (город Москва), Международный фестиваль неигрового кино «Флаэртиана» (город Пермь), Международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» (город Санкт-Петербург), Фестиваль Российского кино «Окно в Европу» (город Выборг Ленинградской области). Есть среди российских фестивалей и те, документальные фильмы которых имеют довольно узкую тематическую направленность, а именно: Международный фестиваль правозащитного кино «СТАЛКЕР», Международный байкальский фестиваль «Человек и природа», Межрегиональный фестиваль военно-патриотического кино «Форпост», Международный фестиваль спортивных фильмов и многие другие.
Одна из наиболее важных сторон этих фестивалей – знакомство зрителя с творчеством неизвестных, самобытных режиссёров и операторов со всей России, которые формируют представление зрителя о своем регионе: его культурных, природных, бытовых особенностях.
Каждый уголок нашей необъятной Родины богат подобными фильмами, но, к сожалению, массовый зритель не имеет возможности с ними познакомиться, ведь они остаются на уровне региональных фестивалей и редко проходят в эфир федеральных телеканалов. Как отмечает режиссер и сценарист, теоретик и популяризатор документального кино Дмитрий Луньков: «Демонстрируется профессионально безупречная лента, проходят титры, зажигается свет, звучат аплодисменты, а хочется сказать: «Да, хорошая картина, но что с того?». Нет уверенности, что она заинтересует кого-либо за пределами фестивального зала».
Между тем, фильмы эти важны для нашей страны, ибо с их исчезновением мы лишимся представления о жизни в регионах, которое так важно для гражданина многонациональной, многокультурной России. Изучение документальных фильмов, создаваемых на региональных киностудиях, важно и в профессионально-образовательных целях.
Всё вышесказанное говорит об актуальности исследования.
Теоретические размышления и научная часть диссертации будут подкреплены практической частью – вниманию зрителя будет представлен фильм, посвященный истории Ленинградской студии документальных фильмов в период с 1971 по 1996 годы.
Цель магистерской диссертации – определить специфику функционирования периферийных студий документальных фильмов, тематический спектр создаваемых на них кинолент и их идейно-художественную направленность.
При этом под темой мы будем понимать предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения, содержание произведения в наиболее общем виде, под проблемой – практический или теоретический вопрос, возникающий в процессе работы, и требующий разрешения; ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели, а под образом – обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- исследовать историю создания, развития и современного состояния региональных студий документальных фильмов на примере киностудий Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Перми, Вятки, Санкт-Петербурга;
- проанализировать документальные фильмы, созданные на перечисленных студиях, определив их темы, проблемы и образы;
- обратиться к собственному опыту производства фильма, посвященного региональному документальному кино, а именно истории Ленинградской (Санкт-Петербургской) студии документальных фильмов.
Объект исследования – региональные студии документальных фильмов и созданные на них экранные произведения.
Предмет – история развития региональных киностудий документальных фильмов, тематическая направленность создаваемых на них фильмов и их творческое решение.
Методология исследования предполагает комплексный подход, который объединяет теоретические и эмпирические методы:
- историко-хронологический метод;
- анализ контента
- экспертное интервью.
Эмпирическую базу исследования составили документальные фильмы, созданные на Ростовской студии кинохроники, Свердловской студии кинохроники, Дальневосточной студии кинохроники, Ленинградской (Санкт-Петербургской) студии документальных фильмов во второй половине ХХ - первой половине XXI века.
Научно-теоретическую базу магистерской диссертации составили концептуальные труды Д. Вертова, Л.Н. Джулай, С.В. Дробашенко, С.А. Муратова, А.Г. Никифорова, Г.С. Прожико. Автором данной работы была проанализирована иностранная литература, касающаяся темы исследования, например книга Патриции Ауфдерхайд «Документальный фильм, Очень краткое введение».
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что главным фактором, влияющим на формирование тематики, выявление круга проблем в региональных фильмах являются культурные и природные особенности рассматриваемого региона, что приводит к разнообразию и богатству тематических и жанровых направлений в документальном кино.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые системно рассматривается история региональных студий документальных фильмов, многие из которых уже прекратили свое существование, анализируются созданные на них фильмы с точки зрения их тематической направленности и художественных достоинств.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, обозначены методы исследования, представлены актуальность и новизна работы, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе исследуется история развития отечественного документального кинематографа, его становление, особенности функционирования в середине XX века и во времена «перестройки».
Вторая глава посвящена региональным студиям документального кино, специфике выпускаемой ими кинопродукции, творческому потенциалу, месту в структуре документального кинематографа России.
В третьей главе автор работы обращается к собственному опыту создания документального фильма по теме исследования.
Созданный автором фильм носит название «Элегия Крюкова канала. Золотая четверть века…», и повествует о 25 годах из жизни студии – с 1971 по 1996 годы. В основу фильма легли интервью, записанные автором фильма с директором Ленинградской студии документальных фильмов Владленом Ивановичем Кузиным, режиссёром Михаилом Сергеевичем Литвяковым, операторами Николаем Васильевичем Волковым и Сергеем Михайловичем Ландо. Также в фильме присутствует хроника указанного периода (фрагменты из фильмов, киножурналов, «нерабочие» съемки), предоставленная Сергеем Рудольфовичем Гельвером.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Что такое документальная кинохроника? Это «оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах современной жизни. При помощи изобразительных средств (ракурсы, планы, композиция кадра и так далее) и тщательного отбора деталей оператор и режиссёр нередко выражают свое отношение художника и публициста к тому или иному событию» . В советское время кинохроника служила главным источником исторической кинолетописи, которая по сей день активно используется и на телевидении и в работах современных режиссёров.
Студии кинохроники создавались по всей стране для ведения этой кинолетописи, фиксации наиболее значимых событий в жизни регионов, небольших городов и деревень. Это было уникальное явление, которое мы не встретим ни в одной стране. Работа велась на высоком профессиональном уровне, ведь на студии трудились режиссёры, операторы и звукооператоры, закончившие ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии) и ЛИКИ (Ленинградский институт киноинженеров) и обладавшие необходимым уровнем мастерства и пониманием того, что такое изобразительная и звуковая культура.
Продукция, производимая этими студиями и их корпунктами – это огромный исторический и культурный пласт, поскольку в ней на кинопленке зафиксированы реалии жизни страны за более чем полувековой период ее существования.
В созданных на региональных студиях фильмах и киножурналах отражены процессы, происходившие в жизни страны: коллективизация и индустриализация, героизм народа в выполнении пятилетних планов, героизм воинов и самоотверженность тружеников тыла во время Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление страны. Кинокорреспонденты следили за крупными стройками в Магнитогорске и Челябинске, Днепрострое и Донбассе. Режиссёры и операторы находили новые способы показа на экране образа современника. Для воспитания массового советского патриотизма имели значение хроникальные картины, сюжеты журналов, о полётах советских лётчиков, освоении Арктики. Кинохроника, киножурналы, документальные фильмы, рассказывающие о жизни в регионах нашей страны, были живой летописью истории огромной многонациональной страны.
Сегодня от 10 сильнейших студий кинохроники России (Северо-Кавказской, Свердловской, Казанской, Ленинградской, Нижневолжской, Западно- и Восточно-Сибирской, Ростовской, Дальневосточной и Центральной) осталась всего половина, но и та находится в упадке. Здания продаются или вовсе разрушаются, как это случилось с Ростовской студией кинохроники в 2015 году. «Казанская киностудия умерла: ее сдул ветер времени» . То же произошло и с Дальневосточной, и с Западно-Сибирской, и с Восточно-Сибирской. Сейчас мы не встретим таких шедевров, какими были богаты студии второй половины XX века.
«Сеть киностудий в 1990-е годы была практически ликвидирована: преобразованы студия Восточно-Сибирской кинохроники и Центральная студия документальных фильмов, исчезли и другие: красноярская, самарская, саратовская, не работают ростовская, владикавказская. В подвешенном состоянии студии в Санкт-Петербурге – документальных и научно-популярных фильмов» .
Поэтому сейчас, пока ещё живы те, кто застал расцвет документального кино, кто был в самом эпицентре этого расцвета, создавая бессмертные шедевры, очень важно сохранить историю этих культурных цитаделей, рассмотреть тематический спектр фильмов, создаваемых на студиях кинохроники, героев документальных лент, творческий путь и биографию авторов кинокартин. Тем более, что создаваемые в ряде регионов (таких как Карелия, Новгородская область и другие) документальные фильмы и киножурналы востребованы сегодня – их показывают на местных телеканалах, формируя у зрителя ощущение истории, используют в качестве основы для передач о ветеранах области или края (ведь хроника, снимаемая на телевидении в 1950-1970-е годы сначала на 16-мм, а потом на магнитную плёнку, которая не храниться долго, не уцелела).
Целью данной диссертации было, обратившись к истории студий документальным фильмов, показать их уникальность и самобытность, их неоценимую роль в создании кинолетописи страны и развитии документального кино. На этих студиях трудились люди, влюбленные в свою профессию, всей душой преданные ей.
Среди сотен созданных на этих студиях документальных кинокартин встречаются настоящие шедевры, не раз становящиеся обладателями высоких российских и зарубежных наград. И сегодня, когда мы становимся свидетелями падения уровня профессионализма в операторской и режиссёрской среде (во многом из-за перехода на новые технологии, в которых за человека «думает» автоматика) и уровня художественного осмысления действительности, сужения тематической палитры, обращение к опыту государственных киностудий документальных фильмов, на наш взгляд, более чем актуально.
Ведь именно произведения традиционного документального кино являются образцами подлинного мастерства, которому молодому поколению непременно стоит обучаться. Необходима постоянная тренировка для своего «киноглаза», чтобы суметь найти в теме глубину, художественный образ, выявить проблему и предложить её решение.
В данном исследовании нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза, что главным фактором, влияющим на формирование тематики, выявление круга проблем в региональных фильмах являлись культурные и природные особенности региона. Это приводило к разнообразию и богатству тематических и жанровых направлений в документальном кино. Благодаря этим фильмам, зрители узнавали о жизни на крайнем севере, о быте и культуре малых народов, об уникальных людях, живущих в отдаленных уголках нашей страны. Героями киножурналов и фильмов были люди труда – рабочие, крестьяне, летчики, рыбаки, ученые, учителя, люди творческих профессий.
Немалое значение имела кинопериодика, выпускаемая на всех региональных киностудиях. Причем нередко это была не просто фиксация каких-то событий, а авторский взгляд на явление, на жизнь людей.
Мысли о возрождении традиции создания киножурналов всё чаще звучат в режиссёрских кругах. Так, в Новосибирске вновь начнут снимать и демонстрировать перед каждым сеансом художественного фильма документальный киножурнал «Сибирь на экране». «Фильмы, снятые в советское время Западно-Сибирской студией кинохроники, были визитной карточкой Новосибирской документалистики. Старшее поколение сибиряков ещё помнит, как 10-минутные сюжеты кинохроники предшествовали показу художественного фильма в кинотеатрах. Они пропагандировали здоровый образ жизни, внушали гордость за успехи трудящихся новосибирцев» . Но смогут ли сегодня найти свою аудиторию подобные проекты? Станут ли они интересны современному зрителю? Сможем ли мы возродить кинолетопись, а главное – нужна ли она сейчас в мире, перенасыщенном информацией?
Уже сейчас, проводя анализ фильмов, снятых 50-40 лет назад, мы столкнулись с проблемой недоступности этих фильмов. Многие материалы продолжают лежать на полках фильмотеки без оцифровки. А ведь потомки спросят нас или, по крайней мере, зададутся вопросом: «А что было в таком-то веке, в таком-то году?». Но смогут ли они увидеть достоверную, пусть и субъективную, но, всё-таки, документально точную, характерную, передающую не только событие, но и его основной нерв, не только толпу людей, но и отдельное лицо, человека в кадре с характерным обликом того времени, о котором идёт речь. Будущие поколения должны увидеть не ту или иную политико-экономическую картину, так часто навязываемую СМИ, а живого человека с мыслями и чувствами, в реальной обстановке, рабочей или домашней. И это должен быть не только житель Москвы или Санкт-Петербурга, но и отдаленных от центра регионов. Ведь не имея представления о жизни во всех частях нашей страны, мы не имеем представления о своей стране, её богатой культуре, уникальном характере.



1. Абрамов Н.П., Дзига Вертов. М., 1962.
2. Аристарко Г., История теорий кино. М., 1998.
3. Беляев. И.К., Введение в режиссуру. Курс для документалистов. Части I и II. М, 1998.
4. Беляев И.К., Спектакль документов. Откровения современника. М., 2005.
5. Вертов Д., Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
6. Вертов Д., Из наследия. Том 1. Драматургические опыты. М., 2004.
7. Гинзбург С.С., Очерки теории кино. М., 1974.
8. Гинзбург С.С., Кинематография дореволюционной России. М.: 2007.
9. Горбатский В.И., Документальное кино XX века: Кинооператоры от А до Я. М., 2005.
10. Дробашенко С.В., Правда кино и «киноправда». М., 1967.
11. Егоров. В.В., Большая культура и малый экран. М., 1998.
12. Карагнов А.В., Киноискусство в борьбе идей. М., 1974.
13. Кракауэр З., Природа фильма. Реабилитация физической реальности, М., 1974.
14. Лихачев В.С., «Кино в России (1896-1926): материалы к истории русского кино», Л., 1927.
15. Муратов С.А., Пристрастная камера, М., 2004.
16. Нечай О.Ф., Ратников Г.В., Основы киноискусства. М., 1985.
17. Петров Г.Н., Телевизионная драматургия. СПб., 1999.
18. Познин В.Ф., Изобразительное и звуковое решение экранного произведения / Учебное пособие, СПб., 2015.
19. Рабигер М., Режиссура документального кино и «Постпродакшн». М., 2012.
20. Рифеншталь Л., «Мемуары», М., 2006.
21. Росоловская В.С., «Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории», М., Л., 1937.
22. Розенталь А., Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М., 2009.
23. Садуль Ж., Всеобщая история кино. Том 1. М., 1958.
24. Саппак В.С., Телевидение и мы. М., 1963.
25. Селезнева Т.Ф., Киномысль 1920-х годов. Л., 1972.
26. Теплиц Е., История киноискусства1928-1933. М., 1971.
27. Флаэрти Р., Дневники. Свидетельства. Сценарии. М., 1980.
28. Ханжонков А.А., «Первые годы русской кинематографии», М. - Л., 1937.
29. Юренев Р.Н., «Краткая история Киноискусства». М., 1997.
30. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Иностранные источники
1. Patricia Aufderheide, «Documentary film, A very short introduction», Oxford University Press, 2007.

Статьи
1. Серафимович А.С., «Машинное надвигается». — «Сине-фоно», 1912, № 8.
2. Федор Павлов-Андреевич, Искусство и перестройка (круглый стол) // Искусство кино, 2008, № 9.
3. «Летопись Хабаровска значительно сократили», газета «Хабаровский экспресс» от 29.10.2013.
4. «Кинохроника Сибири: судьбы на полках и кино за счет аренды», РИА-Новости, 27.12.2013.
5. «Открытие мемориального камня с именами фронтовых кинооператоров», Новости СК-России, 25.05.2015.
6. Светлана Попова, «Кинокамера была его оружием», Мурманский вестник от 13.02.2010.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Глава 3, Статья 65.
8. Александр Савченко, Общественно-политическая газета «Тихоокеанская звезда» от 9.03.2016.
9. Виктория Белопольская, Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 18.11.2004.

Электронные источники
1. Дальневосточная студия кинохроники http://istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s00/e0000811/index.shtml
2. «Портал российского документального кино», http://www.vertov.ru/dziga_vertov
3. Ростовская киностудия http://rostov-filmstudio.ru/history.html
4. Ростовская-на-Дону студия кинохроники http://istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s02/e0002549/
5. Свердловская киностудия http://sverdlovskfilmstudios.com/history
6. Александр Сокуров, http://predanie.ru/sokurov-aleksandr-nikolaevich/leningradskaya-retrospektiva-1957-1990/#/description
7. Людмила Станукинас http://doskado.ru/blog/2014-04-13-13219


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ