Оглавление 2
Введение 2
Глава 1. Развитие Соглашений ВТО по правительственным закупкам 4
§1 Характеристика Соглашения по правительственным закупкам 1979 г. 5
§2 Сравнение Соглашения 1979 г. и Соглашения 1987 г. 14
§3 Соглашение 1994 г. Дальнейшая либерализация доступа к государственным закупкам 25
§4 Особенности Соглашения 2012 г. 32
Глава 2. Имплементация Соглашения по правительственным закупкам в законодательство Италии 35
Заключение 56
Список использованной литературы:
Сфера государственных закупок имеет большое значение для национальных экономик, а также имеет значительный потенциал для применения разного рода протекционистских мер по поддержке национальных производителей.
Поэтому Соглашение по правительственным закупкам не входит в пакет обязательных к подписанию для вступления в ВТО документов.
Признавая важность сферы государственных закупок, с каждой новой редакцией Соглашения по правительственным закупкам отводится все больше внимания институтам, позволяющим открыть доступ на рынок правительственных закупок как можно большего количества стран. Так, благодаря первой редакции Соглашения по правительственным услугам 1979 г. (далее – Соглашение 1979 г.), был закреплен недискриминационный режим, раскрывавшийся в режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме. Тогда как, ранее положение ГАТТ о режиме наибольшего благоприятствования не распространялось на сектор правительственных услуг. Благодаря распространению режима наибольшего благоприятствования на сферу государственных закупок, был сделан очень важный шаг по открытию национальных рынков.
Был установлен ряд преференций для развивающихся стран, в частности, устранение абсолютности действия национального режима заключалось в предоставлении возможности развивающимся странам вести переговоры с другими Сторонами Соглашения 1979 г. о взаимоприемлемых исключениях из правил национального режима в отношении определенных субъектов или продуктов, которые содержались в приложениях, с учетом конкретных обстоятельств каждого случая.
Далее в ходе представленной работы речь пойдет как раз об отдельных мерах, направленных на обеспечение доступа на национальные рынки в сфере государственных закупок, в частности, посредством снижения стоимости контрактов, регулирование которых осуществляется соглашением по правительственным закупкам, а также установления в ч. 2 ст. 4 Соглашения 1979 г. требования об описании предмета закупки с точки зрения результативности, а не конкретной конструкции.
С развитием информационных технологий выросли возможности обеспечения транспарентности закупок, что нашло отражение в Соглашении по правительственным закупкам 2012 г.
После того, как в данной работе исследуется вопрос реформирования соглашения по правительственным закупкам, приводятся результаты анализа имплементации в национальное законодательство соглашения (на примере Италии). Несомненно, при имплементации соглашения ВТО необходимо учитывать влияние наднационального объединения, в котором находится то или иное государство. Так, на примере Италии, видно, как имплементация происходит через призму права Европейского Союза.
В представленной работе был приведен анализ редакций Соглашения ВТО по правительственным закупкам. Глобальные изменения отвечали главной цели соглашения – обеспечение участия как можно большего круга лиц в процессе государственных закупок. Выводы, касающиеся реформирования соглашения по правительственным закупкам:
во-первых, методы оценки стоимости контрактов, закрепленные в редакциях соглашения по правительственным закупкам не проявляют конкретную точку отсчета, с которой можно учитывать контракты, а критерии выбора того или иного способа оценка четко не определены. Моя позиция заключается в том, что в момент проведения расследования первоначально следует оценить все контракты, заключенные между данными сторонами для того, чтобы понять, какой из методов будет более точно отражать сложившуюся ситуацию. Такой порядок должен быть нормативно закреплен;
во-вторых, выявлена необходимость либо закрепления понятия опциона, так как в соглашение идет речь об опционе, но в правовых системах различных стран существуют отличные правовые аспекты опциона. Но так как рассмотрена опасность некоторых опционов – возможность отказаться от продажи/покупки по опциону, в работе предлагается отказаться от модели опциона и заменить ее, например, на фьючерс;
в-третьих, нормы о сроках между уведомлением о потенциальных открытых торгах и проведением правительственных закупок также претерпели изменения. Предусмотрены исключения из правил о сроках: в частности, по причине невозможности решения срочной проблемы, при должном обосновании необходимости обоснования изменения сроков приема заявок. Но в отношении исключения устанавливается срок в десять дней. Срочность решения внезапно возникшей проблемы на то и носит экстраординарный характер, чтобы иметь соответствующие такому характеру пути решения задачи. Для решения многих острых задач десятидневный срок для проведения одной из процедур будет крайне велик. Поэтому, по мнению автора работы, указание на минимальный срок приема заявок в чрезвычайной ситуации не допустим;
в-четвертых, для дальнейшего развития Соглашения по государственным закупкам 2012 года, важно в первую очередь сохранить возможность распространения национального режима и режима наибольшего благоприятствования только в рамках участия в данном соглашении. Тогда государства, не являющиеся участниками соглашения по государственным закупкам, будут вынуждены с целью получения выгод от действия выше указанных принципов соблюдать другие нормы соглашения по государственным закупкам, присоединившись к данному соглашению. Так, появится реальная возможность, в рамках ВТО, регулирования сектора государственных закупок эффективным образом для большего количества участников, учитывая важнейшие аспекты данной сферы;
в-пятых, не полностью раскрыт аспект, касающийся необходимости установления одинаковых процедур проведения правительственных закупок организациями. Поэтому, в рамках данной работы предлагается введение понятия тематической однородности процедур проведения правительственных закупок организациями.
Рассматривая вопрос имплементации Соглашения ВТО по правительственным закупкам всегда следует сперва обратить внимание на призму государственного объединения, участником которого является конкретная страна. Так, регулирование области государственных закупок в Европейском Союзе происходит путем принятия директив, которые включают в себя меры, направленные на достижение целей, определенных в директиве. Во исполнение закрепленных обязательств, государства-участники Европейского Союза должны обеспечить реализацию указанных мер в национальном законодательстве в определенный срок.
Так как право ВТО не имеет прямого действия в государствах-участниках, а верховенство права Европейского Союза закреплено, можно прийти к выводу о том, что право ЕС имеет более решающее воздействие на национальные правовые системы, чем право ВТО. Поэтому, когда на уровне Европейского Союза была впервые закреплена возможность существования процесса государственных закупок без проведения тендера, хотя, как в Соглашении ВТО по правительственным закупкам, так и в национальном законодательстве Италии не была предусмотрена такая возможность, национальная правовая система была в корне преобразована. L’affidamento in house – ярчайший пример тоталитарного воздействия Европейского Союза на право Италии. И хотя сама суть нового института ставит под сомнение эффективное действие Соглашения ВТО по правительственным закупкам, одной из важнейших целей которого является – обеспечение как можно более широкого доступа к участию в процессе государственных закупок, национальным правовым системам ЕС ничего не остается, как подстраивать свое законодательство под противоречащее принципам ВТО правовое регулирование ЕС.
В целях создания единого рынка государственных закупок страны ЕС должны предоставлять равный доступ к участию в государственных закупках потенциальным поставщикам из других государств-участников ЕС, то есть страны ЕС недолжны устанавливать преференциальные условия иностранным участникам или, наоборот, ограничивать их в участии. И созданный единый рынок государственных закупок ЕС позволил бы поставщикам из 28 государств-членов ЕС беспрепятственно участвовать в государственных тендерах, но происходит обратная тенденция тотального проведения тендеров. Что в большей степени не отвечает целям обеспечения конкурентной среды.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить широкий доступ к процессу государственных закупок, не должно быть места для ситуаций, допускающих заключение контрактов о государственных закупках без проведения тендера, кроме строго ограниченных форс-мажорных ситуаций.
1. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. [Электронный ресурс] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1986 . - № 37. - Ст. 772. - СПС «КонсультантПлюс».
2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) от 15 апр. 1994 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - 10 сент. - № 37 (приложение, ч. VI). - С. 2785 - 2817. - СПС «КонсультантПлюс».
3. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] : заключено в г. Марракеше 15 апр. 1994 г. // Офиц. интернет-портал прав. инф-ии http://www.pravo.gov.ru. - 2012 г. - 23 июл. - СПС «Консультант Плюс».
4. Соглашение по правительственным закупкам [Электронный ресурс] : ин-т. торг. полит. : научн. подразд. : нац. исследоват. ун-т «Высшая школа экономики» // НИУ ВШЭ : [сайт]. – Режим доступа : https://tradepol.hse.ru/programme4.6.18
5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 [Электронный ресурс]: соглашение Уругвайского раунда // Официальный сайт Всемирной Торговой организации : [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/06-gatt_e.htm
6. Соглашение о государственных закупках [Электронный ресурс]: Пересмотренный текст 1988 // Официальный сайт Всемирной Торговой организации : [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/gpa_rev_text_1988_e.pdf
7. Соглашение о государственных закупках [Электронный ресурс]: Уругвайский раунд соглашений // Официальный сайт Всемирной Торговой организации : [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gpr-94_01_e.htm
8. Пересмотренное соглашение о государственных закупках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной Торговой организации : [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/rev-gpr-94_01_e.htm
9. Министерская декларация, принятая 14 ноября 2001 года [Электронный ресурс] : DOHA WTO MINISTERIAL 2001: MINISTERIAL DECLARATION WT/MIN(01)/DEC/1// Официальный сайт Всемирной Торговой Организации: [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_e.htm#services
10. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [Электронный ресурс]: Марракеш, 15 апреля 1994 г. // WTO LegalTexts. - 1994. – Режим доступа: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm.pdf.
11. Министерская декларация, принятая 18 декабря 2005 года [Электронный ресурс] : WT/MIN(05)/DEC 22 DECEMBER 2005 DOHA WORK PROGRAMME// Официальный сайт Всемирной Торговой Организации: [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min05_e/final_text_e.htm#services
12. Договор, учреждающий Европейское Сообщество [Электронный ресурс] : Рим, 25 марта 1957 г. : консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений : с изменениями от 16 апреля 2003 г. // Право Европейского Союза :коллектив авторов : [сайт]. - Режим доступа : http://eulaw.ru/content/2001
13. Договор о функционировании Европейского Союза [Электронный ресурс] //Право Европейского Союза. Коллектив авторов : [сайт]. - Режим доступа :http://eulaw.ru/treaties/tfeu
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
14. REGIO DECRETO 18 NOVEMBRE 1923 N. 2440 NUOVE DISPOSIZIONI SULL'AMMINISTRAZIONE DEL PATRIMONIO E SULLA CONTABILITÀ DELLO STATO [Электронныйресурс] // codiceappalti.it : [сайт]. - Режимдоступа : https://www.codiceappalti.it/Home/Legge/?legge=RD_2440/1923
15. CouncilDirective 71/305/EEC of 26 July 1971 [Электронный ресурс] //OfficialJournal L 185 , 16/08/1971 P. 0005 - 0014: [сайт]. - Режим доступа : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:31971L0305&from=FR
16. CouncilDirective 77/62/EEC of 21 December 1976 coordinatingproceduresfortheawardofpublicsupplycontracts [Электронный ресурс] //OfficialJournal L 185: [сайт]. - Режим доступа : https://publications.europa.eu/it/publication-detail/-/publication/d56d7442-c46b-4126-84dc-170b896a9d4a/language-en
17. Directive 80/767/CEE duConseildu 22 juillet 1980 adaptant, encequiconcernecertainspouvoirsadjudicateurs, ladirective 77/0062/CEE duConseildu 21 décembre 1976 portantcoordinationdesprocéduresdepassationdesmarchéspublicsdefournitures. [Электронный ресурс] // OfficialJournal L 185 : [сайт]. - Режим доступа : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:31971L0305&from=FR
18. DIRECTIVE 2004/17/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 31 March 2004 [Электронный ресурс] // OfficialJournal L 134/1 : [сайт]. - Режим доступа :http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2004:134:0001:0113:en:PDF
19. DIRECTIVE 2004/18/CE DU PARLEMENT EUROPÉEN ET DU CONSEIL du 31 mars 2004
[Электронный ресурс] // OfficialJournal L 134/114 : [сайт]. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2004:134:0114:0240:fr:PDF
20. Directive 2014/24/EU oftheEuropeanParliamentandoftheCouncilof 26 February 2014 onpublicprocurementandrepealingDirective 2004/18/EC Textwith EEA relevance [Электронный ресурс] //OfficialJournal L 94/65: [сайт]. - Режим доступа : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014.094.01.0065.01.ENG
21. Legge 6 dicembre 1971, n. 1034[Электронный ресурс] // : in G.U. 13 dicembre 1971, n. 314 : Istituzionedeitribunaliamministrativiregionali / Caduti per la patria: [сайт]. - Режим доступа : http://www.sergenti.it/sgt/leggi-e-sentenze/leggi/321-legge-103471-istituzione-dei-tar.html
22. LEGGE 23 dicembre 1999, n. 488 [Электронный ресурс] : Disposizioniperlaformazionedelbilancioannuale e pluriennaledelloStato (leggefinanziaria 2000). (GU n.302 del 27-12-1999 - Suppl. Ordinario n. 227 )note: Entratainvigoredellalegge: 1-1-2000 // normattiva.it : [сайт]. - Режим доступа :http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:1999-12-23;488!vig=
23. LEGGE 27 dicembre 2017, n. 205 [Электронный ресурс] : BilanciodiprevisionedelloStatoperl'annofinanziario 2018 e bilanciopluriennaleperiltriennio 2018-2020. (17G00222) (GU SerieGenerale n.302 del 29-12-2017 - Suppl. Ordinario n. 62) //gazzettaufficiale.it : [сайт].- Режим доступа : http://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2017/12/29/17G00222/sg
2. Материалы судебной практики
24. Belgian Family Allowances [Электронный ресурс]: AppellateBodyReport, G/32 - 1S/59, 7 ноября 1952. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/52famalw.pdf
25. EuropeanCommunities — MeasuresAffectingTradeinCommercialVessels [Электронный ресурс]: PanelReport, DS301, 22 апреля 2005. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds307_e.htm
3. Специальная литература
3.1.Статьи
26. Jose M.Fernandez Martin The EC public procurement rules: A critical analysis // CLAREDON PRESS-OXFORD. - 1996. – С. 5
27. Flamme, M-A Traitéthéoriqueetpratiquedesmarchéspublics, t. 1, Théoriegénéraledescontratsdel'administration. Conclusiondesmarchéspublics, t. 2, L'exécutiondumarchépublic[Электронный ресурс]: / M-A Flamme// Revueinternationalededroitcomparé– 1969. – 21-4. – Режим доступа : https://www.persee.fr/doc/ridc_0035-3337_1969_num_21_4_17569
28. Jan A. Winter Public procurement in the EEC // Common market law review : Volume 28. - 1991. – С. 741
29.Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с
https://lawbook.online/page/kozlovp/ist/ist-1--idz-ax267--nf-49.html
30. Van den Bossche, P. The Law and Policy of the World Trade Organization / P. Van den Bossche, W. Zdouc // Cambridge: Cambridge University Press. - 2013. - P.55.
31. Никитина, М. Г. Развитие внешнеторговой политики государства в рамках реализации принципа транспарентности [Электронный ресурс] / М. Г. Никитина, М. М. Кузнец // ВісникМаріупольськогодержавногоуніверситетуСер.: Економіка. – 2014. – ВИП. 8. – С. 108 – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vneshnetorgovoy-politiki-gosudarstva-v-ramkah-realizatsii-printsipa-transparentnosti
32. Михневич, С. И. 115 вопросов о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО [Электронный ресурс] / С.И. Михневич // Проект «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала». – Минск : Белсэнс. - 2009. – С. 61 - Режим доступа : http://mfa.gov.by/upload/Mikhnevich_paper_wto.pdf
33. D. Anderson, R. The relationship between services and government procurement commitments: insights from relevant wto agreements and recent rtas[Электронный ресурс] /R. D. Anderson, C. Locatelli, A. CarolineMüller, P. Pelletier//Official website of World Trade Organization. - 2014. - Режим доступа : https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201421_e.pdf
34. Arrowsmith S., Faustino P.B., Heuninckx B., Treumer S., Fejo J. EU Public Procurement Law: an Introduction/ Ed. by Arrowsmith S. - The EU Asia Inter University Network for Teaching and Research in Public Procurement Regulation, 2010. P. 132-136.
35. Качурина, Т. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ: НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА [Электронный ресурс] / Качурина Т.И. // Открытая наука : СМИЭл№ФС77-52970. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-sektora-gosudarstvennyh-zakupok-v-regionalnyh-torgovyh-obedineniyah-na-primere-evropeyskogo-soyuza
36. Haratsh, A.Europarecht. Tuebingen [Электронный ресурс] / A.Haratsh, Ch.Koenig, M.Pechstein.// – 2010. – S. 613. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vneshnetorgovoy-politiki-gosudarstva-v-ramkah-realizatsii-printsipa-transparentnosti
37. Giannini, D.L'AFFIDAMENTO IN HOUSE PER LA GESTIONE DEI SERVIZI PUBBLICI LOCALI[Электронный ресурс] //GiuffreEditore: [сайт]. – Режим доступа :https://www.iusexplorer.it/Publica/FascicoloDossier/L_AFFIDAMENTO_IN_HOUSE_PER_LA_GESTIONE_DEI_SERVIZI_PUBBLICI_LOCALI/?idDocMaster=3580019&idDataBanks=19&canale=13
38. DiRosamariaBoccuzzi. L’affidamentoinhousetraPubblicheAmministrazioni. [Электронный ресурс] // diritto.it / Режим доступа : https://www.diritto.it/archivio/1/20286.pdf
39. Шадрина, Е.ГОСУДАРСТВЕННЫЕЗАКУПКИДЛЯУСТОЙЧИВОГОРАЗВИТИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙОПЫТ [Электронный ресурс] / Шадрина Е.В., Ромодина И.В. // Вопросы государственного и муниципального управления – 2017. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-dlya-ustoychivogo-razvitiya-mezhdunarodnyy-opyt
3.2. Интернет-ресурсы
40. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] / Википедия : [сайт]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Генеральное_соглашение_по_тарифам_и_торговле#ГАТТ_1973—1979
41. Государственные закупки и ГАТС [Электронный ресурс] : правит. закупки : закупки услуг. // Официальный сайт Всемирной Торговой Организации: [сайт]. – Режим доступа : https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/gpserv_e.htm
42. Europewithoutfrontiers: Completingtheinternalmarket[Электронный ресурс] : ManuscriptcompletedinApril 1989 // office for official publications of the European Communities : [сайт]. - Режим доступа : http://aei.pitt.edu/1554/1/europe_frontiers_3rd_ed_Edoc_1_1989.pdf
43. Международный опыт регулирования государственных закупок
[Электронный ресурс] : Особенности регулирования государственных закупок в ЕС //studbooks.net : [сайт]. - Режим доступа :http://studbooks.net/1327588/ekonomika/mezhdunarodnyy_opyt_regulirovaniya_gosudarstvennyh_zakupok
44. https://www.eda.europa.eu/procurement-biz/information/codeda-regulationaba/defence-security-procurement-directive-2009-81-ec
45. Обзор реформы государственных закупок в Европейском союзе [Электронный ресурс] //Бюллетеня Оперативной Информации "Московские Торги".- №13. – 2014 : [сайт]. - Режим доступа : http://e-torgi.ru/index.php/stati-2/7947-obzor-reformy-gosudarstvennykh-zakupok-v-evropejskom-soyuze
46. Pactasuntservanda[Электронный ресурс] :internationallaw// Encyclopedia Britannica : [сайт]. - Режим доступа : https://www.britannica.com/topic/pacta-sunt-servanda
47. CommitteeonGovernmentProcurement - ReviewofNationalImplementingLegislation - EuropeanCommunity[Электронный ресурс] // Official website of World Trade Organization. : [сайт]. - Режим доступа : https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(%20@Symbol=%20(gpa%20not%20(w%20or%20spec))%20and%20(@Title=%20review%20of%20or%20notification%20of%20)%20and%20@Title=%20legislation%20and%20%20(european%20communit*%20or%20european%20union%20))&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#
48. Consip[Электронный ресурс] //Consip.it : [сайт]. - Режим доступа :
http://www.consip.it/azienda/governance
49. Consip. 38 miliardidispesapresidiata e 13,5 miliardidigarebandite, conunrisparmiocomplessivodi 7,5 miliardi [Электронный ресурс] : letto 848 volte • pubblicatoil 22/05/2015 - 12:36, inOsservatorioSpendingReview/ Innovatori PA: [сайт]. - Режим доступа : http://www.innovatoripa.it/pointers/2015/05/7268/consip-38-miliardi-di-spesa-presidiata-e-135-miliardi-di-gare-bandite-con-un
50. EuropeanUnion - CentralGovernmentEntities - Annex 1 [Электронный ресурс] : IntegratedGovernmentProcurementMarketAccessInformation (e-GPA) Portal // Официальный сайт Всемирной Торговой Организации: [сайт]. – Режим доступа : https://e-gpa.wto.org/en/Annex/Details?Agreement=GPA113&Party=EuropeanUnion&AnnexNo=1&ContentCulture=en&AdvancedSearch=False
51. EuropeanUnion - Services - Annex 5 [Электронный ресурс] : IntegratedGovernmentProcurementMarketAccessInformation (e-GPA) Portal // Официальный сайт Всемирной Торговой Организации: [сайт]. – Режим доступа : https://e-gpa.wto.org/en/Annex/Details?Agreement=GPA113&Party=EuropeanUnion&AnnexNo=5&ContentCulture=en