Введение 3
I. Международные транспортные коридоры 6
§1. Понятие и признаки международного транспортного коридора 6
§ 2. Виды международных транспортных коридоров 12
Глава II Великий шёлковый путь и концепции Нового шёлкового пути 14
§ 1. Великий шёлковый путь как предпосылка Нового шёлкового пути 14
§ 2. История и развитие концепций Нового шёлкового пути 15
§1. Общее правовое регулирование МТК и правовые регулирования европейских МТК 32
§ 2. Правовое регулирование евразийских МТК 37
Заключение 50
Совершенное развитие национальной и региональной экономик невозможно представить без развитой системы транспорта. Эффективная транспортная инфраструктура позволяет сократить сроки доставки товаров и пассажиров в пункты назначения, а также сократить связанные с этим расходы. При этом для руководства государств, активно участвующих в международном товарообороте, становится совершенно ясно, что эффективная транспортировка товаров и услуг, в настоящее время во многом зависит не только и не столько от эффективной национальной транспортной инфраструктуры, сколько от конвергенции существующих национальных и международных маршрутов.
Учитывая значимость для национальных экономик эффективной международной транспортной инфраструктуры, государства выступают с инициативами по сотрудничеству в данной сфере на международном уровне. Одна из последний и наиболее ярких таких инициатив — предложенные Китаем концепции Нового шелкового пути. В рамках концепций нового Шелкового пути предусматривается строительство и функционирование масштабной системы транспортных магистралей, которые соединили бы Китай с пунктами назначениями в Европе.
В основе данного проекта безусловно будут лежать международные транспортные коридоры, как уже существующие, так и вновь создаваемы. Данная тема не является достаточно разработанной в доктрине. Наиболее комплексные исследования предпринимались Д.В. Семёновым. Отдельные вопросы, в частности касательно понятия международного транспортного коридора, были предметом исследований таких ученных как А. Дергачев Ф.М. Кацман и Е.А. Королёва. Более того, комплексные исследования МТК через призму концепций нового Шелкового пути отсутствуют. В настоящее время концепции нового Шелкового пути всё еще являются предметом разработки, а обязательные нормативно-правовые не принимались. Функционирование нового Шелкового пути сейчас осуществляется на основе существующих МТК.
Вышеперечисленные факторы являются актуальными и для России. Так, еще в середине 2000-х в Приказе Министерства транспорта от 12 мая 2005 года №45, которым была утверждена Транспортная стратегия России до 2020 года подчеркивается, что развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства России и её национальной безопасности. В этом же приказе было подчеркнуто значение транспортных коридоров, а также тот факт, что они являются основой пространственной модели транспортной сети . Спустя несколько лет в новой стратегии Транспортной стратегии России до 2030 года, отмечается, что международные транспортные коридоры России не выдерживают конкуренции на международной рынке в силу технической и технологической оснащенности. В этом же документе, в качестве запланированных мероприятий перечисляются как строительство новых коридоров на территории России, так и участие в международных проектах (например, строительство участка международного маршрута «Европа-Западный Китай», строительство скоростного международного транспортного коридора «Север-Юг» ).
В связи с вышесказанным, представляется целесообразным провести исследование международных транспортных коридоров в связи с предложенными Китаем концепциями нового Шелкового пути.
В рамках данного исследования поставлены следующие цели:
В силу того, что Россия граничит с Китаем и уже выразила одобрение концепции, представляется актуальным провести её анализ. В рамках исследования были поставлены следующие цели:
1. Определить понятие международного транспортного коридора, международных транспортных коридоров.
2. Изучить историю, формирование содержания появления концепции нового Шелкового пути, а также историю пути, которые лег в основу концепций — Великого шелкового пути.
3. Определить систему правового регулирования международных транспортных коридоров, дать оценку перспектив существования концепций нового Шелкового пути на основе существующих международных транспортных коридоров, а также выявить проблемы в правовом регулировании международных транспортных коридоров.
Для достижения поставленных целей необходимо провести анализ существующих по теме работ как российских, так и иностранных ученых, посвященных концепциям нового Шелкового пути, а также международным транспортным коридорам. Кроме того, учитывая по большому счету отсутствие правовых актов, регулирующих концепцию, представляется необходимым обратиться к заявлениям политиков и политическим документам, оформляющим содержание концепции в настоящее время. Относительно правового регулирования международных транспортных коридоров, изучить имеющиеся международные договоры и иные международные акты. Кроме того, необходимо провести критических анализ вышеперечисленных источников и сформулировать выводы.
В рамках пройденного исследования можно сделать следующие выводы: данной работы были
1. Таким образом, в настоящее время отсутствует согласованность в том, каким образом следует понимать термин «международный транспортный коридор». Некоторые попытки определения термина были сделаны в доктрине. Наиболее удачным следует признать определение, предложенное Д.В. Семёновым.
Определение понятия «международный транспортный коридор» не закреплено на конвенциональном уровне. В тех международно-правовых актах, которые посвящены международным транспортным коридорам, термин либо отсутствует, либо в нем определение упущены некоторые доктринально выработанные признаки международного транспортного коридора. Даны различные классификации видов международных транспортных коридоров.
2. Предложенные Китаем концепции Нового шелкового пути Ина уровне идеи берет за основу Великий шелковый путь, как маршрут, соединяющий Европу и Китай. Как и в случае со своим прообразом, концепции нового Шелкового пути основывается на интересах Китая по продвижению своих товаров в Европу для стимулирования национальной экономики Китая. Тем не менее, реализация современного проекта вне зависимости от того, какую форму может принять данный проект, потребует функционирования массивной сети международных транспортных коридоров. В настоящее время уже существует большое количество транспортных коридоров, в том числе на территории евразийского пространства. Часть из них может быть задействована для реализации проекта «Один пояс, один путь». Однако не исключено, что потребуется создание и новых международных транспортных коридоров.
3. Система правового регулирования международных транспортных коридоров представлена двумя блоками. Во-первых, в нее входят нормы национального законодательства, что наделяет многие международные транспортные коридоры национально-правовым режимом. Так, доступ к таким МТК регулируется национальным законодательством стран. Во-вторых, правовые регулирования международных транспортных коридоров может осуществляться на основе норм международного права, которые включают в себя нормы международных договоров и нормы обычного права. Кроме того, несмотря на необязательны характер, положения о некоторых международных транспортных коридорах содержатся в «мягком праве». Следует отметить, что большая часть регулирования международных транспортных коридоров носит национальны характер, что делает такие маршруты международными только постольку, поскольку они обеспечивают транспортное средние нескольких иностранных государств и международный товарооборот.
Представляется, что существование нового Шелкового пути возможно на основе существующей в настоящее время системе правового регулирования международных транспортных коридоров. Вместе с тем, в сипл фрагментации и отсутствия сопряжения существующих МТК, реализация концепций нового Шелкового пути, может быть не столь эффективно, как на это может рассчитывать Китай. В таком случае вместо существования единой системы с унифицированными правилами допуска к ней и прохождения по её маршруту, будет наличествовать транспортная система, представляющая собой совокупность национальных транспортных маршрутов с различными законодательными требованиями.
В настоящее время существует достаточно большое количество международных транспортных коридоров, связывающих различные регионы земного шара. Среди проблем правового регулирования можно назвать большое количество международных транспортных коридоров с национально-правовым режимом. Такое положение вещей ведет к фрагментации правового регулирования и необходимости соблюдать законодательные требования различных государств по пути прохождения маршрутов. Вместе с тем, регламентация правового статуса международных транспортных коридоров посредством международно-правовых актов, неизбежно сталкивается с проблемой необходимости защиты государственного суверенитета, как например в случае с МТК «СМП».
Более того, наблюдаются также проблемы в сближении уже существующих международных транспортных коридоров. В настоящее время насчитывается не так много попыток их сближения. Одна из таких попыток — инициативы по сопряжению ЕАЭС и нового Шелкового пути, которая однако не выразилась в достаточно прочном и обязательном для стран-участниц решении. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути нельзя считать таким решением. В идеале для успешного существования нового Шелкового пути, потребуется сопряжение регламентации технических, технологических требований международных транспортных коридоров, порядка допуска к ним и их использования (вопрос транзита и взывания налогов и сборов за него). Не следует забывать и о мерах безопасности и влияния международных транспортных коридоров на окружающую среду.
Немаловажным аспектом является вопрос разграничения прав и обязанностей государств, участвующих в проектах международных транспортных коридоров, начиная с момента из создания и на протяжении использования. Остро стоит вопрос финансирования проектов. Так, например, отмечается, что уже сейчас пропускные способности МТК «Транссиб», который является одним из ключевых маршрутов для реализации нового Шелкового пути и предоставляет большие возможности для транзита китайских транспортных средств в Европу через территорию России, близки к исчерпанию, что в скором времени приведет к необходимости его модернизации . Учитывая интерес иностранных партнеров России к МТК «Транссиб» и и другим подобным международным транспортным коридорам, было бы целесообразно привлечь международные инвестиция для финансирования такого рода проектов.