Содержание…………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Конфигурирование проблемы управления рисками промышленных предприятий ……………………………………..……..25
1.1. Особенности формирования рисков промышленных предприятий России в условиях смены технико-экономических укладов………. ……...25
1.2. Анализ международных кейсов и практики регулирования производственных рисков…………………………………………………….51
1.3. Классификация и ранжирование рисков управления промышленными предприятиями в условиях смены технико-экономических укладов………………………………………….……………………………65
Выводы по главе 1…………………………………………………………….79
Глава 2. Методологические основы управления рисками в промышленности…………………………………………………………..82
2.1 Построение теоретико-методологической концепции системы управления рисками промышленных предприятий……………..………82
2.2 Экономический механизм управления рисками промышленных предприятий в условиях смены технико-экономических укладов………………………………………..…………………………………109
Выводы по главе 2…………………………………………………………...126
Глава 3. Методический инструментарий управления операционными рисками промышленных предприятий………………………………..129
3.1 Методические основы управления систематическими рисками промышленных предприятий в условиях смены технико-экономических укладов…………………………………………………………..……………….129
Развитие экономики России в условиях смены технико-экономических укладов мировой экономики (переход от пятого к шестому укладу) сопровождается повышения рисков для промышленного сектора. Это обуславливается, с одной стороны, достаточно устаревшей структурой основных фондов промышленности, которые имеют износ до 50%, большинство предприятий построены 50 лет назад, то есть базируются на технологиях третьего и четвертого технологических укладов. А, с другой – ограничением финансовых возможностей внедрения более современных безрисковых технологий производства и управления, ввиду условий санкций, в которых находится в настоящее время Россия. А также - ограничением собственно доступа к подобным технологиям в начальный период импортозамещения, реализуемого в национальной экономике, когда доступ к зарубежным технологиям во многом уже невозможен (в силу тех или иных причин), а отечественные аналоги находятся только в фазе разработки. Подобная ситуация резко повышает важность и значимость организационных механизмов и мероприятий управления рисками промышленных предприятий, а также интенсификации инновационных процессов разработки импортозамещающих технологий, направленных на оптимальное управление рисками промышленного сектора и их снижение.
Последние годы развития экономики России характеризуются переходом к долгосрочному стратегическому планированию, ориентированному на достижение перспективного инновационного развития сферы промышленного производства. По поручению Президента и Правительства идет разработка Стратегии-2030, в рамках которой также разрабатываются различные отраслевые стратегии развития. Например, в качестве актуализации Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, утвержденной Минпромторгом в 2009 году, разработан проект Стратегии развития легкой промышленности до 2025 года (2015). Как предполагает данный проект - стратегия и развитие на долгосрочную перспективу должны отражать «возможности и риски». Необходимо отметить, что в качестве легкой промышленности рассматривается «вся технологическая цепочка от производства сырья до оптовой торговли», включающая крупный комплекс предприятий, обладающих повышенным уровнем рисков. К таким предприятиям можно отнести те, на которых осуществляется химический синтез, производство химических волокон, искусственных кож и пленочных материалов, текстильное производство (включая химико-технологическое по содержанию отделочное производство), производство нетканых материалов, кожевенное производство и другие. При этом, проектом в Стратегии уделяется большое внимание вопросам производственной безопасности (6 упоминаний в тексте), экологизации производства (4 упоминания, что можно рассматривать в качестве систематической составляющей рисков промышленных предприятий), то есть стратегическое развитие отраслей предполагает развитие системы управления, в том числе, промышленными рисками.
Практика управления рисками промышленных предприятий сталкивается с проблемными моментами в следующих областях:
(1) противоречие возможностей и задач системы риск-менеджмента предприятий специфическим задачам текущего управления рисками производственной деятельности. Система корпоративного риск-менеджмента, формирование которой в современных условиях Российской Федерации не имеет обязующих регламентирующих нормативов (система ГОСТов в области менеджмента рисков, разработанная в порядке имплементации в РФ стандартов ИСО 31000-ого поколения носит добровольный, рекомендательный характер), выполняет, как правило, контрольную и индикативную в части ключевых показателей риска функцию, например: ГОСТ Р/ИСО 31000 «Менеджмент риска: Принципы и руководство». В то время, как обязанность непосредственного учета фактора риска в разработке управленческих решений, а также вся полнота ответственности, включая гражданско-правовую и уголовную, возложена на промышленно-производственный менеджмент предприятий (выполнение функции владельца риска),
(2) противоречие экономических условий функционирования корпоративных образований промышленности и устаревшей модели технического регулирования, построенной на базе концепции «проектных аварий» (соответствующей третьему-четвертому технологическому укладу) условиям промышленного развития пятого-шестого технологического уклада, это, существенным образом, ухудшает инвестиционно-экономические показатели многих производств. Решением проблемы может стать переход к новым технологиям проектирования и управления существующими предприятиями на основе риск-ориентированного подхода, что выдвигает принципиально иные требования к управлению рисками,
(3) сложности промышленно-производственного развития экономики России с учетом общеэкономических факторов: ограничение доступности капитала на внешних и внутренних рынках проектного финансирования
Совокупность, разработанных в диссертации методологических подходов и методик в рамках сформулированной автором концепции, представляет собой решение практической проблемы развития риск-ориентированного управления операционными проектами и процессами промышленных пред-приятий в условиях смены технико-экономических укладов, а также внешних политических и экономических ограничений, характерных для экономики России. В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы и результаты:
1. Российские промышленные предприятия осознают важность управления рисками своей деятельности, например сокращения систематических рисков, на что направлена работа по сокращению выбросов (с 19,1 млрд. т до 17,3 млрд. т в 2010-2015 г.г.) и сбросов жидких стоков промышленными предприятиями (с 49,2 млрд. м3 в 2010 до 42,9 млрд. м3 в 2015). Однако, в условиях начала периода импортозамещения в результате ухудшения возможностей привлечения финансирования на финансовом рынке с 2014-2015 г.г. инвестиционные возможности внедрения технологических решений управления рисками промышленных предприятий снижаются. Учитывая, что в условиях износа основных фондов промышленных предприятий порядка 50%, а также того, что в основе большинства российских предприятий заложены технологии все еще 3-4 технологических укладов, управление рисками промышленных предприятий остается критически важной областью, а с учетом сокращения инвестиционных возможностей возрастает важность организационных механизмов в данной деятельности.
2. Анализ международных кейсов в части интерпретации зарубежными регуляторами операционных рисков промышленных предприятий в условиях смены технико-экономических укладов («дизельгейт», запрет асбеста и хризотила и т.п.) показывает связь операционных рисков отечественных промышленных предприятий с возможность наступления правовых, деловых и рыночных рисков в отношении поставок продукции на экспортные риски. Так как, в условиях санкционного давления, несоответствие самих предприятий и их продукции требованиям по допустимым уровням риска, или несоответствие методик оценки, применяемых за рубежом и в российской юрисдикции, вполне, могут использоваться зарубежными
1. Инвестиции в России. 2013: Статистический сборник / Росстат. – М., 2013. – 290 с. – ISBN 978-5-89476-360-6.
2. Научно–прикладной справочник по климату СССР: Серия 3. Многолетние данные. Ч.1–6: Выпуск 8. Москва и Московская область. Статистический сборник / Гидрометеоиздат. – Спб., 1990. – 256 c.
3. Охрана окружающей среды в России. 2014: Статистический сборник / Росстат. – M., 2014. − 78 с.
4. Промышленность России. 2016: Статистический сборник/ Росстат – М., 2016. – 347 c. – ISBN 978-5-89476-432-0.
5. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник / Росстат / Ред. коллегия: А.Е. Суринов – пред. и др. – Офиц. изд. –М., 2016. – 725 с.: табл. – ISBN 978-5-89476-426-9.
6. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Государственный комитет Российской Федерации по статистике, (Госкомстат России) / Ред. коллегия: В.Л. Соколин – пред. и др. – Офиц. изд. – М., 2001. – 679 с.: табл. – ISBN 5-89476-097-6.
II. Законы, нормативные правовые акты Российской Федерации:
7. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. Утверждена Председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды 09.03.1999 г., Москва, 1999.
8. ГОСТ Р 51898–2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.
9. ГОСТ Р 51901.11–2005 (МЭК 61882:2001). Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство.
10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.
11. ГОСТ Р 51897–2011 (ИСО/МЭК 73–2009). Менеджмент риска. Термины и определения.
12. ГОСТ Р 51901.21–2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения.
13. ГОСТ Р 51901.23–2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска.
14. ГОСТ Р 51901.12–2007 (МЭК 60812:2006). Национальный Стандарт РФ. Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов.
15. ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества, утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09. 2015 № 1390 – ст.
16. ГОСТ Р 1.0–2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
17. ГОСТ Р 51901–2002. Управление надежностью. Анализ риска технологических систем.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ. Действующая редакция от 29.07.2017.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ. Редакция от 28.03.2017.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146–ФЗ. Редакция от 28.03.2017.