Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования культуры поведения детей 4-5 лет в игровой деятельности 8
1.1 Особенности формирования культуры поведения детей 4-5 лет
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Возможности игровой деятельности в формировании
культуры поведения детей 4-5 лет 13
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования культуры поведения детей 4-5 лет в игровой деятельности 19
2.1 Выявление уровня сформированности культуры поведения
детей 4-5 лет 19
2.2 Содержание работы по формированию культуры поведения
детей 4-5 лет в игровой деятельности 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности культуры
поведения детей 4-5 лет 44
Заключение 54
Список используемой литературы 58
Приложение А Характеристика выборки исследования 61
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 62
Приложение В Комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр 64
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 66
Актуальность проблемы исследования связана с непрерывно повышающейся ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе. К важнейшим задачам дошкольного образования, как первой ступени общего образования, относится воспитание личности, способной к эффективному общению. Главным компонентом успешного общения на личностном уровне является сформированность культуры поведения, длительный путь к овладению которыми начинается в раннем детстве.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста как компонента нравственного воспитания личности - одна из стратегических задач на данной ступени образования, поскольку постоянно изменяющиеся настроения общества ведут к переоценке нравственных и моральных качеств, вызывая тем самым дуализм сознания и обуславливая тем самым несовместимость множества противоречий. В традиционной психолого-педагогической науке формирование культуры поведения молодого поколения исследовалось в различных аспектах.
Исследования организации целенаправленного формирования культуры поведения представлены в трудах многих ученых. Проблему культуры поведения детей 4-5 лет рассматривали Н.С. Александрова, И.Н. Вавилова, Н.К. Ледовских и С.И. Семенака, отмечая, что научно-технический прогресс также способствует постепенному вытеснению необходимых атрибутов нравственного воспитания, таких, например, как художественные произведения, предлагая более интерактивные варианты - компьютеры, телефоны, планшеты и другие гаджеты - все это существенно ослабляет интерес обучающихся к чтению книг.
Исторический подход к пониманию культуры поведения наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, С.В. Петериной, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. Особенности формирования у дошкольников культуры поведения изучали такие ученые как: Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и другие...
В ходе изучения теоретических аспектов проблемы формирования культуры поведения детей 4-5 лет в игровой деятельности нами было установлено, что культура поведения - это вся совокупность умений, способностей и привычек личности, которые регулируют вежливое и принятое в данном обществе общение с другими индивидами. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Формирование культуры поведения детей 4-5 лет предполагает приобщение ребенка к семейным нормам и традициям, а также к общественным (социокультурным) нормам и правилам поведения. При этом, согласно документу, в рамках данной деятельности должны учитываться следующие аспекты: специфика социокультурных, национальных и иных условий, в которых реализуется образовательный процесс; приоритетность форм работы, характеризующихся наибольшим соответствием имеющимся у детей потребностям, интересам, и возможностям, которые имеются у воспитателей; сложившиеся в дошкольной организации правила и традиции.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая имеет свое социально-историческое происхождение. Поэтому для формирования культуры поведения детей 4-5 лет используют прежде всего игровые методы. Игра - это конфигурация, на которой основывается вся структура жизни детей дошкольников, и подтверждает такие ключевые присущие игре черты: дошкольники объединяются для игры сами, на добровольном начале; игровой замысел, а также его проработка также происходят только по детской инициативе и посредством самих дошкольников; в ходе организации игрового замысла детский коллектив сам выбирает того, кто будет руководить игрой, и как правило слушают его; у каждого дошкольника образуется свое, уникальное место в ходе групповой игры; в игре выстраивается как иерархия, так и управление ее ходом. Формируя творческое мышление, способности, игра одновременно способствует развитию речи и коммуникабельности, воздействует на формирование мировоззрения ребенка...
1. Агапова И. С. Нравственное воспитание. М. : Айрис-пресс, 2015. 224 с.
2. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М. : Издательство Перспектива, 2019. 248 с.
3. Архарова Л. И. Праздники на тему нравственности. М. : Просвещение, 2017. 65 с.
4. Баранец Н. А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде / // Начальная школа: плюс до и после. 2018. № 7. С.75-78.
5. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам нравственного воспитания. М. : Республика, 2018. 103 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : ЧеРо, 2019. 244 с.
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2018. 317 с.
8. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации нравственного воспитания в системе образования детей // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 405-412.
9. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 7-9 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2017. 80 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2019. 365 с.
11. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М. : Просвещение, 2018. 117 с.
12. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб. : Издательство «Речь», 2019. 176 с.
13. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. М. : Творческий центр «Сфера»; СПб. : Речь, 2011. 144 с.
14. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 251 с.
15. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание дошкольника. М. : Педагогика, 2015. 192 с...25