Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философия политики и права Фихте

Работа №138631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение
Глава 1. От человека к человеческому обществу 6
§ 1. Человек 6
§ 2. Общество 11
§ 3. Государство
Глава 2. Учение Фихте о естественном праве 28
§ 1. Понятие и закон права 28
§ 2. Изначальные права 33
§ 3. Положительные права 39
§ 4. Государственное право 43
Глава 3. Фихтевская философия разумной политики и современность 69
§ 1. Торговля 69
§ 2. Образование как путь к истинной нравственности и науке 79
Заключение
Список литературы


Иоганн Готлиб Фихте занимает важную ступень в историческом развитии не только философии в целом, но и философии политики и права. Может быть, взгляды Фихтена политику и право являются не столь известными, как взгляды Платона, Аристотеля, Гоббса, Канта, Гегеля и Маркса, но нельзя отрицать их серьезного влияния на современных ему и выступивших после него мыслителей. У того же Гегеля, хотя он во многом критикует Фихте, можно заметить в «Философии права» много моментов, связанных с фихтевской философией политики и права. Более того, часто некоторых современных философов, пишущих о политике, праве, государстве и обществе, просто не понять без принципа «Я» Фихте. Его особое понимание истории, образования, религии, права, государства, нации, внесло не всегда явный, но неотменимый вклад в развитие политико-правовой мысли.
Философия политики и права Фихте во многом опирается на его концепцию истории, о которой я подробно писать не буду. Согласно Фихте, устройство общества, государства, развитие личности человека зависит от разума, от мирового плана, осуществление которого сказывается в мировой истории человечества. Глядя на состояние нынешнего времени и сопоставляя его с иными эпохами, можно уловить суть процессов, ныне разворачивающихся в различных обществах и государствах, и понять, куда всё с необходимостью идёт. Хотя здесь для меня важно преимущественно то, что именно мы можем сделать для развития нашего государства и для всего человеческого рода.
Предлагаемая работа посвящена тому, чтобы теоретически актуализировать философию политики и права Фихте. Мы живем в мире, в котором вопросы природы и сущности права, проблемы его совершенствования никогда не уходят в тень. Трудно и, наверное, даже невозможно найти философа, который ни разу не высказался бы на эту тему, так как право напрямую касается каждого человека, оно проницает всю нашу жизнь, пусть даже мы и не отдаем себе в этом отчета. Более того, в настоящей работе пришлось уделить внимание именно естественному праву, ибо в наши дни оно, наконец, начинает вновь признаваться достойным предметом исследования. Вопросы политики сейчас становятся всё более актуальными, прежде всего, из-за того, что многие считают, что политика будто бы вообще перестала существовать. Область политики слишком расплывчата, многозначна и потому требует к себе всё большего внимания. Обращение к философским изысканиям Фихте позволяют показать глубокую связь права и политики с человеком как таковым, с его повседневной деятельностью.
Практическая актуальность работы связана с тем, что в ходе нее, опираясь на взгляды Фихте и современное положение дел, выявлены некоторые перспективные направления развития экономики и образования.
Состояние проблемы. Несмотря на то, что из философии Фихте обычно знают и изучают только область, касающуюся исключительно его наукоучения, а в учебниках и курсах лекций по философии права Фихте если и упоминается, то лишь вскользь, на деле многие исследователи уделяют внимание рассмотрению именно не столь известных областей его философии. К.Фишер, отдав должное биографии Фихте истокам его учения, подробно изложил весь спектр его философских взглядов. А.А.Иваненко, помимо исследования наукоучения, уделил внимание философии истории Фихте и его концепции нового воспитания. В.А.Волков изучил то, как Фихте трактовал сферу политики. В.В.Макаров с методологических позиций рассмотрел некоторые вопросы политики и права у Фихте. А.Н.Муравьёв, Н.В.Громыко, М.Ю.Веркутис, С.В.Волжинс разных сторон охарактеризовали выдвинутую им концепцию образования. А.А.Чанышев исследовал вопросы, касающиеся политики и торговли, сравнив их фихтевский анализ с современным положением дел. А.Г.Ломоносов углубился в философию религии Фихте. А.В. Асессорова, А.В.Лукьянов, И.Д.Тайгунова, А.А.Исаев, А.В.Бывальцева занялись правовой реальностью у Фихте. Т.Б.Длугач уделила внимание человеку в системе философии Фихте и значению права и государства для человека. Э.А.Гареева, О.М.Баранова тоже исследовали вопросы фихтевской антропологии.
Из авторов исследований современного положения дел в области экономики нельзя не назвать Н.В.Власову, Е.В.Шейко, Е.И.Артемову, Л.В.Лазько, А.В.Алешкова и С.В.Тихонова, а среди авторов педагогических работ–Ю.А.Маркова, Т.А.Гусеву, Л. Н.Казакову и А.Б.Григорьева.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть взгляды Фихте на право, политику и государство, и, сопоставив их с современным положением дел в этих областях, выяснить, что в учении этого великого немецкого философа остается для нас актуальным и полезным.
Задачи исследования, необходимые для достижения этой цели, решались в его отдельных главах. Первая глава служит некоторым предисловием и фундаментом для разворачивания главных вопросов, касающихся права и политики. Вторая глава посвящена анализу трактовки Фихте этих вопросов. В третьей главе исследуется связь философии политики и права Фихте с современностью.
Метод исследования. Если вспомнить статью А.Ф.Кудряшова, в начале которой он рассматривает три основных подхода к изучению любого мыслителя прошлого, то можно сказать, что в том или ином объеме в данной работе использовались все они. «В первом из них целью является максимально адекватное авторской трактовке воспроизведение оригинала (авторизация, т.е. аутентичное прочтение текста)» . «Во втором, прямо противоположном, – современное прочтение авторского текста, так, чтобы его соответствующая интерпретация, отождествляемая с мыслями непосредственно самого автора, стала созвучна современности (модернизация текста)» . Последний подход заключается в развитии «авторской концепции за счет объективного извлечения из нее логических следствий и лишь затем – определение, созвучны они или нет современной эпохе» . Таким образом, основным для работы стал герменевтический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем итог работы, следуя порядку рассмотрения вопросов в главах.
В первой главе было выяснено, что человек, по Фихте, только тогда есть действительный человек, когда он находится в полном согласии с самим собой. Истинная его жизнь проявляется через волю и как следствие –через свободные целенаправленные действия. Он сам себя образует через свою деятельность, преобразуя мир вокруг через себя. Он нравственно облагораживает все вокруг, тем самым развивая культуру. Человек предназначен для жизни в обществе, которое является условием его самосознания. Общество представляет собой отношение людей, которые взаимно признают область свободы друг друга и ограничивают ее для себя. Каждый человек является необходимым звеном человеческого рода, выполняя мировой план, цель которого –свободное развитие разумности человечества. Жизнь рода посвящена идеям, которые воплощаются человеческой деятельностью через социальные идеи (героизм и нравственный правопорядок), искусство, науку и религию. Главным здесь для человека, общества и человеческого рода оказывается то, что их совершенствование, развитие отражается во всех видах проявления идеи. Общество делится на сословия. Люди вступают в них самостоятельно, опираясь на свои способности, чтобы каждый из них принес ту или иную максимальную для него пользу своему роду.
Кроме того, стало ясным, что государство у Фихте является средством для основания возможно более совершенного общества. Оно необходимо, пока без него нельзя обойтись. Государство имеет характер принудительной власти, в отличие от нравственности, по достижению которой необходимость во внешнем государственном принуждении сама собой отпадет. Поэтому следует совершенствовать его форму, соотносясь с его истинным содержанием, которое тождественно цели человеческого рода. В результате своего правильного развития государство должно прийти к естественному исчерпанию своей необходимости. Религия должна быть отделена от государства, но государство не должно противоречить религии, ибо она является высшей формой проявления идеи и, следовательно, представляет собой основу государства.
Во второй главе выясняется, что право возникает в обществе из необходимости признания людьми свободы друг друга и взаимного ограничения ее. По Фихте, право не конструируется из нравственного закона, так как оно проявляется через внешние действия человека, а не через его внутреннее духовное измерение. Право имеет отношение к принуждению, в отличие от морали. Понятие права выводится из разума человека и потому оно как единое есть в каждом разумном существе. Тот же, кто не следует понятию и закону права, отрицает свою разумность. Он становится лишь чувственным существом и потому с ним можно поступать как с животным.
Несмотря на то, что изначальных прав как абстракций не существует, они необходимы для дальнейшего прояснения явления права и неправа. Изначальные права оказываются тем, что присуще каждому человеку, чтобы быть свободным, быть лицом. Их содержание заключается в понятии лица и является через понятие личности. Согласно Фихте, без изначальных прав человек не может стать личностью, они есть основа обеспечения всей совокупности прав.
Вопросы, касающиеся отчуждаемых и неотчуждаемых прав, требуют более глубокого исследования. На данном этапе исследования удалось выявить лишь несколько примеров отчуждаемых прав (право суда). Неотчуждаемые права тесно переплетаются с моралью и сложно сказать, что именно входит в область нравственности, а что – в область права.
В обществе естественным образом возникает необходимость в договорах и соглашениях. Там, где без договора невозможно правовое отношение, договор обретает абсолютную силу. Общие нормы, которые являются основой разрешения конфликтов, оказываются в результате положительным законом. Позитивное право появляется из необходимости определить границы прав и свобод человека при определенных обстоятельствах. Положительные законы подчинены закону права, они не должны содержать в себе произвола. Закон должен нести безопасность, а его опасность должна проявляться только к нарушителю. Необходимо, чтобы позитивное право устраивалось так, чтобы малейшая несправедливость к одному человеку касалась всего общества. Позитивное право исходит из естественного права и потому, если последнее отрицается, то первое оказывается безосновным. Более того, в этом случае позитивное право исходит из индивидуальной субъективности, а не из трансцендентального субъекта.
Государственное право состоит из трех разделов: государственно-гражданский договор, законодательство и конституция.
Начало государственно-гражданского договора заключается в договоре о собственности. Право на собственность основывается на ограничении действий людей, касающихся той или иной вещи, хозяин которой этого ограничения не имеет. Строго говоря, собственностью является не сама вещь, а возможность оказывать на нее воздействие. Вторая часть государственно-гражданского договора заключается в договоре о защите, благодаря которому собственность каждого гражданина должна защищаться всеми. Здесь с необходимостью возникает договор о соединении, что создает единство общества благодаря общему делу – защите. Так возникает гражданский договор.
Уголовный закон имеет своим началом право принуждать. Он возникает из неприменимости закона права и дает гарантию безопасности. Из требований к этому закону Фихте выделяет ясность закона каждому человеку, его доступность для ознакомления, обнародование результата тяжб, дабы было видно соотношение писанного закона и его исполнения.
Наиболее суровым наказанием, по Фихте, является депортация. В связи с нею возникает много трудностей, ибо депортация может в результате повлечь за собой много негативных следствий и в современном обществе она неприменима. Смертная казнь же является бедствием для государства, а пожизненное заключение –слишком обременительным. Однако если исходить из того, что тот, кто преступает закон, перестает быть разумным человеком и становится подобным животному, то в качестве охранительного действия его, согласно Фихте, можно лишить жизни. Принимая во внимание всё это, я все же считаю наиболее целесообразным пожизненное тюремное заключение. Тем более, что Фихте признает возможным договор об искуплении, по которому некоторые нарушители могут в специальных учреждениях измениться и вновь вернуться в общество.
Третий раздел государственно-гражданского договора, конституция, есть закон о том, как должен осуществляться закон, включая механизмы избирания публичной и исполнительной властей. Главный закон разумного и правомерного устройства государства состоит в том, что эфорат (публичная власть) должен остаться в общине, а судебную и исполнительную власти, разделение которых не имеет ни смысла, ни реальной возможности, необходимо доверить отдельным лицам. Власть общины всегда должна иметь преимущество перед исполнительной властью. Конституция должна обеспечивать это и контролировать механизм созыва общины в государстве. Так же она должна установить полицейскую власть, и, как следствие, полицейские законы.
Государственно-правовая концепция Фихте является глубокоантропологичной и одновременно не уходящей в сторону индивидуализма. Она позволяет вывести трансцендентальные положения права, в которых человек будет выступать творцом не только правовой реальности, но и культуры вообще.
В третьей главе показывается, что разумная политика оказывается мостом, протянутым между тем или иным конкретным государством и государством разума. В ее исследовании я разделяю сферы философии политики и реальной политики: философия политики задает правильное направление развития в различных сферах государства, а реальная политика занимается поиском способов реализации заданного направления развития, опираясь на современное положение дел. Так что настоящая разумная политика в торговле и образовании не может сформироваться без философского элемента.
Область международной торговли оказывает сильное влияние на цены внутри государства и качество продукции, тем самым подрывая работу того или иного государства над его внутренним улучшением как в области благосостояния населения, так и здоровья граждан. Замыкание торговли внутри государства необходимо для того, чтобы в нем появились стабильность и равновесие, чтобы оно из себя самого могло обеспечить каждого гражданина всем необходимым. Замкнутое торговое государство может контролировать цены на все товары, их качество, а так же гарантировать производителям то, что их товар будет продан, а покупателям– что они купят то, что им действительно необходимо. Вдобавок, настоящее равноправие граждан, которое, по Фихте, необходимо устроить в государстве, может возникнуть только после того, как произойдет замыкание торгового государства.
В области образовании появляется замкнутый круг: чтобы ребенка правильно воспитать, сами воспитатели должны быть правильно воспитаны. Это касается как родителей, так и учителей детских садов, школ, и университетов. Образование должно, главным образом, направляться на моральность, а не на заучивание информации. Потому главным, согласно Фихте, является достижение того, чтобы всю систему образования пронизывала философия, или наукоучение. Учителя должны быть лучшими представителями нации, так как образование должно быть национальным, опирающимся на культурно-исторические особенности народа. Потому не ученики должны ездить за знаниями, а преподаватели должны их распространять и обмениваться ими с иностранными коллегами. Тем самым будет сохраняться самобытность образования нации и облагораживание знаниями всего человеческого рода в целом.
В современных условиях обмен научными знаниями в первую очередь должен происходить в сфере гуманитарных дисциплин, прежде всего,–в философии. Открытия в точных науках, в особенности имеющих отношение к военным технологиям, до поры должны быть секретны. Но когда все государства станут замкнутыми, тогда единственным, что должно оставаться открытым – это наука.
По представлению некоторых исследователей, ранний Фихте разделял демократические взгляды, но мне думается, что так можно сказать лишь с множеством оговорок. Если и называть его конструкцию правильного распределения власти демократией, то это –особая демократия, исключительно фихтевская, а не демократия вообще, как ее понимали на протяжении всей истории. Многие упрекают Фихте в том, что он не избежал влияния договорной теории государства, что, в свою очередь, также приписывают фихтевской тяге к демократии. Однако сам Фихтев «Основе естественного права согласно принципам наукоучения» называет демократию наиболее ненадежным устройством.
Согласно Фихте, сферы права, политики, торговли и образования развиваются параллельно, что не исключает необходимости замыкания торгового государства. Однако торговые отношения в наше время не могут не опираться на установления позитивного права и что-то новое в торговле со временем непременно находит свое отражение в юридической области. Политическая деятельность особым образом касается правовой, развивает ее, а правовая деятельность ставит ограничения политической. Таким образом, обе эти сферы взаимно влияют друг на друга.
Перспективы исследования. Исходя из достигнутых в данной работе результатов, в дальнейшем можно было бы специально рассмотреть посвященные Фихте работы современных исследователей, а так же расширить свои знания в области современных политики и права, экономики и образования, чтобы мои будущие разработки в итоге оказались в том или ином объеме практически применимыми.
Кроме того, необходимо обратить внимание на работы Фихте, не вошедшие в настоящее исследование. В частности, более подробно изучить само наукоучение, нравственность, искусство и религию у Фихте. Хотелось бы также через Фихте выйти к рассмотрению философии права и государства у Гегеля и Маркса.



1. Алешков А. В. Генетически модифицированные пищевые продукты: опыт России // Актуальные вопросы технических наук: теоретический и практический аспекты. Коллективная монография (под ред. И. В. Мирошниченко). – Уфа: Аэтерна, 2017.
2. Артемова Е. И. Стратегические приоритеты развития аграрного сектора экономики России в условиях глобальных вызовов / Артемова Е. И., Лазько Л. В. // В сборнике: Развитие аграрного рынка в условиях глобальных вызовов. Сборник научных трудов, сост. Л. В. Лазько. – Краснодар, 2016.
3. Асессорова А. В. «Онтологизм и иррационализм» философии права И. Г. Фихте в интерпретации Б. П. Вышеславцева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №1 (23).
4. Баранова О. М. Андрогинность как подлинное состояние природы человека // Известия ОГАУ. 2006. №10-1.
5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М.: «Стелс», 1995.
6. Бывальцева А. В. Право как условие самосознания: интерсубъективная парадигма правопонимания И. Г. Фихте // Вестник пермского университета. Юридические науки. 2011. №4.
7. Быкова М. Ф. Концепция субъекта в философии Фихте // Историко-философский ежегодник. 2006. №2006.
8. Веркутис М. Ю. Проблемы современного образования в свете философии образования И. Г. Фихте // Философия образования. 2013. №2 (47).
9. Власова Н. В. Агропродовольственный рынок России: проблемы и перспективы / Власова Н. В., Шейко Е. В. // Наука сегодня: реальность и перспективы [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 февраля 2016 г. – Вологда: ООО «Маркер», 2016.
10. Власова Н. В. Проблемы формирования агропродовольственного рынка России / Власова Н. В., Шейко Е. В. // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам 71-й науч.-практ. конф. преподавателей по итогам НИР за 2015 год / отв. за вып. А. Г. Кощаев. – Краснодар: КубГАУ, 2016.
11. Волжин С. В. Методологические принципы университетского образования в философии И. Канта и И. Г. Фихте // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2012. №1.
12. Волков В. А. Идея политики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте). – СПб.: Издательство СЗАГС, 2001.
13. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): монография / Г. А. Гаджиев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
14. Гареева Э. А. Отношения между обществом и личностью в философии права И. Г. Фихте // Социальная политика и социология. 2010. №8 (62).
15. Гегель Г. В. Ф. Философия права, том 7. – Соцэгиз, 1934.
16. Громыко Н. В. Глобальный знаниевый проект в философии Лейбница и Фихте // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алёшинские чтения – 2016: Материалы междунар. конф. Москва, 7–9 декабря 2016 г. / Отв. ред. Т. А. Шиян / 2-е изд., испр. М.: РГГУ, 2017.
17. Громыко Н. В. Немецкая система университетского образования: вклад И. Г. Фихте // Высшее образование в России. 2009. № 2.
18. Грякалов А. А.Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топосHomoaestheticus // Вопросы философии. 2013. №1.
19. Гусева Т. А. ТРИЗ-технологии для развития творческих возможностей обучающихся / Гусева Т. А., Казакова Л. Н., Полякова А. В. // Среднее профессиональное образование. 2017. №4.
20. Длугач Т. Б. Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте) // Философский журнал. 2016. №1.
21. Длугач Т. Б. Иоганн Готлиб Фихте // Ценности и смыслы. 2012. №4 (20).
22. Длугач Т. Б. Человек в системе философии И. Г. Фихте // Философский журнал. 2015. №3.
23. Дугин А. Г. Четвертая политическая теория. – СПб., 2009.
24. Елизаров М. В. Учение Фихте о судьбе нации и предназначении государства // Правовое государство: теория и практика. 2015. №(4)42.
25. Иваненко А. А. Наукоучение как метод построения философии образования (И. Г. Фихте) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №3 (31).
26. Иваненко А. А. «Речи к немецкой нации» спустя 200 лет // Фихте И. Г. Речи к немецкой нации. СПб.: Наука, 2009.
27. Исаев А. А. Взгляды И. Г. Фихте на философию права: краткий обзор // Вестник ВЭГУ. 2010. №4.
28. Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире / Сост. И. С. Андреева и А. В. Гулыга. – Спб.: Алетейя, 2003.
29. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995.
30. Кузнецов В. В. Юридический словарь / В. В. Кузнецов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
31. Ломоносов А.Г.Идея спасения в философии Фихте (вступительная статья) // Фихте И.Г. Сочинения. — СПб.: Наука, 2008.
32. Макаров В. В. Развитие понятия свободы в философской традиции / В. В. Макаров; под ред. Ю. И. Ефимова. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2008.
33. Марков Б. В. Политическая антропология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017.
34. Маркова Ю. А. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации творческого мышления // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. №4 (16).
35. Мор Т. Утопия / Томас Мор, Город Солнца / Томмазо Кампанелла. – М.: Алгоритм, 2014.
36. Муравьёв А. Н. Философия и опыт: Очерки истории философии и культуры. – СПб.: Наука, 2015.
37. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. Учеб. Пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
38. Осипов И. Д. Традиции философского образования в Петербургском университете // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. №3.
39. Панибратов В. Н. Воспитательная среда и развитие личности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №2.
40. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
41. Платон / Полное собрание сочинений в одном томе. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013.
42. Право на жизнь и обязанность жить // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. №3 (7).
43. Романов О. А. Евразийская регионализация в контексте глобальных трансформаций миропорядка: историческое значение и сущность // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. №50.
44. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О. А. Алякринского. – М.: Логос, 2003.
45. Савинов Р. В. Наука против университета: модели высшего образования у Канта и Фихте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 1.
46. Соболев И. А. Становление философии как науки: от первой философии Аристотеля к наукоучению И. Г. Фихте // Вестник РХГА. 2016. №4.
47. Сосенко Ф. С. Идеи государственного единства и профилактики сепаратизма в немецкой политико-правовой мысли (воззрения Фридриха Великого, И. Г. Фихте и Отто фон Бисмарка) // LEXRUSSICA. 2015. №11.
48. Тихонова С. В. Российская правовая политика в области генной инженерии // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и европейского союза: состояние и эффективность: материалы III Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Сборник научных статей. – Саратов: Саратовский источник, 2017.
49. Федорин С. Э. Проблема власти в истории философии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №87.
50. Фельдман Д. М. Государство в сети международно-политического взаимодействия // Сравнительная политика. 2011. №4 (6).
51. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991.
52. Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство. Сочинения в двух томах. Т. II. / Сост. и примечания Владимира Волжского. — СПб.: Мифрил, 1993.
53. Фихте И. Г. К вечному миру. Философский проект Иммануила Канта // Трактаты о вечном мире / Сост. И. С. Андреева и А. В. Гулыга. – Спб.: Алетейя, 2003.
54. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008.
55. Фихте И. Г. О достоинстве человека // Фихте И. Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008.
56. Фихте И. Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения: Перевод с нем. А. К. Судаков. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014.
57. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008.
58. Фихте И. Г. О сущности ученого и ее явлениях в области свободы // Фихте И. Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008.
59. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации / И. Г. Фихте; пер. А. А. Иваненко. – СПб.: Наука, 2009.
60. Фишер К. История новой философии. Шестой том: Фихте. Жизнь, сочинения и учение. - СПб.: РХГИ, 2004.
61. Францишина С. С. К проблеме начала антрополого-образовательной осмысленности идеи Просвещения в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг) / Францишина С. С., Балахонский В. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №2 (58).
62. Фуллер Л. Л. Мораль права / Лон Л. Фуллер; пер. с англ. Т. Даниловой под ред. А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2007.
63. Цыренова Е. Д. Инновационное развитие экономики России и ее регионов в условиях продовольственного эмбарго / Цыренова Е. Д., Найданова Э. Б., Полянская Н. М. // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Научно-технический журнал, № 3 (60). - Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2016.
64. Чанышев А. А. Государство как политический инструмент социально-экономического освобождения человека (политическая теория Фихте). // Вестник МГИМО. 2010. №4.
65. Чанышев А. А. Проект «Замкнутого торгового государства» И. Г. Фихте и противоречия «современной эпохи» // Сравнительная политика. 2011. Том 2. №2 (4).
66. Шейко Е. В. Проблемы продовольственного рынка в условиях эмбарго / Шейко Е. В. / В сборнике: Развитие аграрного рынка в условиях глобальных вызовов. Сборник научных трудов, сост. Л. В. Лазько. – Краснодар, 2016.
67. Шергенг Н. А. Идея «философии права» И. Г. Фихте и проблема «толчка» / Шергенг Н. А., Лукьянов А. В. // Вестник Таджикского Национального Университета. 2015. №3-8 (182).
68. Штирнер М. Единственный и его собственность [Текст]: перевод / М. Штирнер. – Харьков: Основа, 1994.
69. Яворский Д. Р. От «Природы» к «Культуре»: судьба натурализма в немецкой классической философии // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. №7-13.
70. Григорьев А. Б. Структура креативного вводного философского семинара по системе НФТМвш – ТРИЗ для бакалавров [Электронный текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 16. URL: http://e-koncept.ru/2017/670002.htm (дата обращения: 28.03.2018).
71. Иваненко А. А. И. Г. Фихте об образовании и его роли в истории [Электронный текст] // Теоретический журнал Credonew. URL: http://credonew.ru/content/view/318/55/ (дата обращения: 27.03.2018).
72. Кудряшов А. Ф. Фихтеевский принцип единства [Электронный текст] // PhilosophiaperennisMMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. – СПБ.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. URL: almanah_PHILOSOPHIA_PERENNIS_2008 (дата обращения: 28.03.2018).
73. Ломоносов А.Г.Актуальность идеализма И.Г. Фихте [Электронный текст] // PhilosophiaperennisMMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. – СПБ.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. URL: almanah_PHILOSOPHIA_PERENNIS_2008 (дата обращения: 28.03.2018).
74. Лукьянов А. В. Идея социального конструирования правовой реальности в философии И. Г. Фихте / Лукьянов А. В., Тайгунова И. Д. // Вестник ОГУ. 2010. №7 (113). URL: http://vestnik.osu.ru/2010_7/2.pdf (дата обращения: 07.04.2018).
75. Матвеев А. Г. Личностное обоснование авторского права в контексте становления системы авторских прав в Германии [Электронный текст] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=19262 (дата обращения: 08.04.2018).
76. Мурский В. В. Проблема отношения веры и знания в философии Фихте [Электронный текст] // PhilosophiaperennisMMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. – СПБ.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. URL: almanah_PHILOSOPHIA_PERENNIS_2008 (дата обращения: 28.03.2018).
77. Новопашина Н. Продуктовая политика: какими результатами «отмечают» три года эмбарго [Электронный текст] / Новопашина Н., Казакулова Г. //РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/04/08/2017/598305b79a7947fdd8de81e3 (дата обращения: 17.03.2018).
78. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 26.03.2018).
79. Санкт-Петербургский государственный университет Болонский процесс и Россия [Электронный ресурс]. URL: http://bologna.spbu.ru/ (дата обращения: 26.03.2018).
80. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://stykrf.ru/(дата обращения: 17.03.2018).
81. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный текст]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ