ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК АРТ-ИЗДАНИЯ В СВЕТЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ 7
1.1. Стилистические особенности арт-журналистики 7
1.2. Понятие речевого облика периодического издания 20
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК ЖУРНАЛА «СЕАНС» 25
2.1. Экстралингвистические основы формирования речевого облика издания 25
2.2. Жанровые особенности современного журнала о кино 30
2.3. Стилистические особенности текстов в журнале «СЕАНС» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность работы. В современной России тема кино является одной из наиболее популярных и обсуждаемых в СМИ. Об этом свидетельствует ряд факторов. Во-первых, объявление 2016 года годом российского кинематографа способствовало популяризации отечественной кинопродукции. Основным же популяризатором, выполняющим функции распространения информации в государстве, выступают СМИ. Рост интереса к теме кино в СМИ способствует и увеличению аудитории, включенной в данный дискурс и проявляющей интерес к качественной киножурналистике. Соответственно, особую популярность приобретают специализированные издания о кино, которые удовлетворяют запросы аудитории на профессиональные статьи, рецензии, эссе и т. д.
Во-вторых, увеличение киноконтента расширяет тематику критических статей, рецензий, интервью, комментариев об отдельных продуктах кинопроизводства. Развитие кинопроизводства стимулирует развитие киножурналистики, поскольку журналистика представляет собой реакцию, ответ на событие. Количество событий в кинематографе прямо пропорционально количеству материалов о кино. Количественное увеличение материалов о кино влечет за собой и качественные улучшение, обусловленные, в первую очередь, повышением конкуренции за читателя.
С повышением интереса к специализированным журналам, повышается и роль киножурналистики. Опираясь на функции журналистики в целом, выделенные Е. П. Прохоровым , отметим значимость киножурналистики в жизни общества. Киножурналистика налаживает коммуникацию института кино с массовой аудиторией, устанавливает контакты между профессионалами и любителями кинематографа; ориентирует зрителя в возрастающем потоке фильмов, предлагая ему наиболее достойные, интересные и значимые, формирует общую картину отечественного кинематографа, акцентируя внимание на определенных фильмах и режиссерах, прививает стереотипы, определяет стиль поведения; журналисты оценивают произведения, тем самым влияя на отношение к тем или иным фильмам, манипулируют общественным мнением; культурно-просветительская функция представлена в виде повышения способности к восприятию тех или иных картин, расширению теоретической базы аудитории, предоставлении необходимой информации для раскрытия новых смыслов.
Приобретая все больший интерес у аудитории и являясь неотъемлемой частью медиасферы, киножурналистика неуклонно эволюционирует. В качестве подтверждения – наличие интерактивных площадок в интернете (форумы, сайты, блоги) у большинства изданий. Такие площадки предоставляют аудитории возможность вступать в споры с критиками, высказывать свою точку зрения, делиться с пользователями своими мыслями о творчестве сценаристов, работе режиссеров, актеров, оценивать новинки кино, высказывать согласие или несогласие с авторами критических статей, публиковать собственные работы. Это способствует налаживанию диалога кинолюбителей, создает определенный образ российского зрителя, устанавливает контакт аудитории с автором.
Таким образом, актуальность исследования речевого облика арт-издания обуславливается тем, что киножурналистика сегодня является важной и постоянно развивающейся часть медиасферы и приобретает все больший интерес у аудитории.
Объектом исследования является речевой облик арт-издания, в частности журнала о кино.
Предметом исследования стали тематические и жанрово-стилистические особенности, формирующие речевой облик журнала о кино.
Цель исследования – выявление и описание специфики речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
Цель определила наличие следующих задач:
выявление основных особенностей арт-журналистики как части медиадискурса;
определение понятия речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики;
осмысление экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на формирование речевого облика журнала о кино;
выделение основных лингвостилистических особенностей текстов специализированного журнала о кино;
описание речевого облика современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Реализации вышеперечисленных задач подчинен выбор методов исследования, включающий в себя лингвостилистический анализ текста, метод наблюдения, анализ документов, сравнение, классификацию и типологизацию.
Материалом для исследования послужили печатные выпуски журнала «СЕАНС», в период с декабря 2015 по май 2017 гг., а также публикации онлайн-версии журнала за обозначенный период.
Теоретическую базу составили научно-исследовательские труды по лингвистике Н. Д. Арутюновой, М. М. Бахтина, Е. М. Вольф, В. В. Виноградова, научные работы по теории журналистики Л. Е. Кройчика, E. П. Прохорова, А. А Тертычного, работы в области медиалингвистики Л. Р. Дускаевой, Г. Я. Солганика, В. И. Конькова, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой, И. В. Фроловой, а также работы по изучению особенностей кинокритики Л. Н. Житковой, Л. П. Саенковой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении методики системного анализа речевого облика издания, опирающейся на идеи интенциональной стилистики.
Практическая значимость проявляется в возможности использования материалов исследования и полученных выводов о специфике речевого облика специализированного издания о кино на занятиях по стилистике, а также в рамках спецкурсов и спецсеминаров по арт-журналистике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается понятие арт-журналистики, частью которой является журналистика о кино, описываются ее основные стилистические особенности, цели, задачи и функции, дается определение речевому облику издания, выявляется связь между речевым обликом издания и интенциональностью, а также раскрывается методика анализа выбранного материала. Вторая глава посвящена описанию речевого облика журнала «СЕАНС» и включает определение экстралингвистических основ формирования речевого облика журнала, выявление жанровой специфики издания, а также интенционально-стилистический анализ медиатекстов, направленный на выявление лингвостилистических особенностей журнала как типа специализированных изданий о кино. В заключении приводятся выводы проведенного исследования.
Предпринятое исследование позволило сделать ряд выводов, относительно специфики речевого облика в современном арт-издании «СЕАНС». В ходе решения поставленных во введении задач были получены следующие результаты, приведенные ниже.
Выявлены основные особенности арт-журналистики как части медиадискурса. Мы определили, что арт-журналистика как часть досуговой медиасферы, направлена на освещение досугового информационного поля общества. В связи с этим в арт-журналистике формируются собственные цели и задачи: стимуляция аудитории на социально-культурную активность, всестороннее развитие человека в условиях свободного времени, расслабление и релаксация, восстановление сил, а также участие в пропаганде в обществе высоких культурных ценностей и воспитание людей на образцах общемировой культуры. Решение данных задач порождает особенности арт-журналистики как части медиадискурса: преобладание оценочного информирования, над фактологическим, ярко выраженная оценочность текста, диалогичность и специфика волеизъявления.
Определено понятие речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики. Мы установили, что интенции, участвующие в формировании речевого облика издания, рождаются под влиянием общих принципов и задач журналистики, поэтому главной профессиональной интенцией журналиста является воздействие на аудиторию, с целью стимулирования активности, трансляции культурных ценностей, норм и морали.
Осмыслены экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на формирование речевого облика журнала о кино. Нами были выделены такие экстралингвистические факторы как: культурно-исторические фоновые знания журналиста, которые он передает с целью воздействия на аудиторию, пропаганды киноискусства и просветительства; предназначенность для массовой аудитории; периодичность; коллективное авторство; искусство как сфера общения; материалы информирующего характера и кинокритика как тип содержания; среди функций языка нами было выделены, информирующая, коммуникативная и эстетическая функции.
Выделены основные лингвостилистических особенностей текстов современного журнала о кино и выявлена жанровая специфика. Основными жанрами, используемыми в арт-изданиях мы определили рецензии, интервью, проблемные статьи, обзоры и списки, но анализ материала показывает, что так или иначе эти жанры преобразуются и видоизменяются в тексте. Каждый жанр имеет отличия, характерные для речевого поведения данного типа издания: ярко выраженная оценочность, авторское начало, аналитичность, диалогичность, использование языковых средств выразительности, среди которых наиболее распространены такие приемы как использование книжной и разговорной лексики, терминологии, профессионализмов, заимствований, частотное употребление прецедентных феноменов.
Описан речевой облик современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Можно констатировать, что в ходе исследования нами были решены все поставленные задачи. Нам удалось выявить и описать специфику речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
1. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М., 1984.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
4. Белевитина Т.М., Дмитровский А.Л. Факт в журналистике: к дефиниции понятия // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fakt-v-zhurnalistike-k-definitsii-ponyatiya. Дата обращения: 02.05.2017.
5. Белинский В.Г. Речь о критике, произнесенная в торжественном собрании Императорского Санкт-Петербургского университета, марта 25-го дня 1842 года, экстраординарным профессором, доктором философии А.В. Никитенко. URL: http://bookz.ru/authors/vissarion-belinskii/. Дата обращения: 02.05.2017.
6. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. РнД., 2003.
7. Блюмер Г. Коллективное поведение. //Психология масс. Хрестоматия. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.
8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 2001.
9. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.
10. Гроссман Л. П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. М., 1927.
11. Гроссман Л.П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. М., 1927.
12. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций // О.Д. Дашковская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. URL: http://www.twirpx.com/file/649011/. Дата обращения: 07.04.2017
13. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. Кожиной М.Н., СПб.: изд. 2-е, доп., испр. – СПбГУ: Филол. факультет, 2012.
14. Досуговая журналистика в России / под ред. Дускаевой Л. Р., Шароградского В. И.. СПб., 2009.
15. Дускаева Л. Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста: онтология и структура // Вестник СПбГУ. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intentsionalnost-rechevoy-deyatelnosti-zhurnalista-ontologiya-i-struktura. Дата обращения: 08.04.2017.
16. Дускаева Л. Р., Цветова Н С. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) // Политическая лингвистика. №3. 2014.
17. Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Досуговое направление в российской журналистике: проблемы подготовки специалистов // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosugovoe-napravlenie-v-rossiyskoy-zhurnalistike-problemy-podgotovki-spetsialistov. Дата обращения: 07.04.2017.
18. Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Интенциональная стилистика: объект, предмет и базовые понятия // Жызнью i словам прысягаючи… Материалы международной научной конференции. Минск, 2012. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19491/1/Duskajeva-Cvetova.PDF. Дата обращения: 07.04.2017.
19. Житкова Л. Н. История и теория русской литературной критики XIX века : учеб. Пособие. Екатеринбург, 2004. С. 121.
20. Клушина Н. И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текста // Медиаскоп. №1. 2008. URL: http://www.mediascope.ru/node/67
21. Кожина М.Н. К основаниям функц. стилистики. П., 1968.
22. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004.
23. Крикунов Ю. Рецензия в газете. М., 1975.
24. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000.
25. Неупокоева О.В. Речевой облик периодического издания. Диссертация. СПб., 2010.
26. Очерки истории советского кино, т. 1-3, М., 1956-1961.
27. Прохоров E. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. М., 2011.
28. Саенкова Л.П. Кинокритика и киножурналистика: типология творческой деятельности. Минск, 2013.
29. Саенкова Л.П. Литературная критика. Ее предмет и задачи: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.
30. Сидякина А.А. Художественно-просветительские периодические издания (арт-журналистика) // Журналистика сферы досуга: уч.пособие / под общей редакцией Дускаевой Л.Р., Цветовой Н.С., СПб., 2012.
31. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2009.
32. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.
33. Стилистика и литературное редактирование. Том 1 / под ред. Дускаевой Л. Р., М., 2016.
34. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. Кожиной М.Н. М., 2003.
35. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
36. Ушаков. Д. Н. Толковый словарь Ушакова. М., 1940.
37. Тяжлов Я. И. Актуальные формы медиатекстов, посвященных кино: жанровые и языковые тенденции. // Медиалингвистика XXI выпуск 12 // URL: http://medialing.spbu.ru/ Дата обращения: 05. 11.2016.
38. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.
39. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.
40. Федюк. А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е - 1930-е гг. Диссертация. Новосибирск: Институт истории СО РАН. 2002.
41. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга / под ред. Дускаевой Л. Р. СПб., 2009.
42. Цветова Н. С. Дискурс искусства в современной Российской журналистике // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-iskusstva-v-sovremennoy-rossiyskoy-zhurnalistike. Дата обращения: 02.05.2017.
43. Цветова Н. С., Горячев А. А. Моноэтническое издание в современном российском культурно-просветительском дискурсе. / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015.
44. Шарифуллин Б. Я. Русский антропонимикон в экспрессивном пространстве // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-antroponimikon-v-ekspressivnom-prostranstve. Дата обращения: 20.05.2017.