РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ РЕГИОНОВ КНР В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
|
Введение 3
Глава 1. Реализация стратегии широкомасштабного освоения западных регионов КНР: цели, задачи, результаты. 9
1.1. Западный Китай: состав и экономическое развитие в конце 20 в. 9
1.2. Начальный этап реализации стратегии широкомасштабного освоения Западного Китая. 14
1.3. Развитие Западного Китая в период 12-й пятилетки (2011 – 2015 гг.) 24
1.4. Задачи по развитию Западного Китая на 13-ю пятилетку (2016 – 2020 гг.) 28
Глава 2. Основное содержание концепции «Один пояс – один путь». 32
2.1. Выдвижение стратегической инициативы. 33
2.2. Интересы КНР в продвигаемой инициативе. 37
2.3. Ключевые направления сотрудничества. 42
Глава 3. Развитие Западного Китая в контексте строительства шести экономических коридоров «Одного пояса – одного пути». 49
3.1. Коридор «Китай – Монголия – Россия». 50
3.2. Коридор «Новый евразийский сухопутный мост». 55
3.3. Коридор «Китай – Центральная Азия – Западная Азия». 62
3.4. Коридор «Китай – Пакистан». 65
3.5. Коридор «Китай– Индокитай». 72
3.6. Коридор «Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма». 76
Заключение 79
Приложение 83
Список использованных источников и литературы 88
Глава 1. Реализация стратегии широкомасштабного освоения западных регионов КНР: цели, задачи, результаты. 9
1.1. Западный Китай: состав и экономическое развитие в конце 20 в. 9
1.2. Начальный этап реализации стратегии широкомасштабного освоения Западного Китая. 14
1.3. Развитие Западного Китая в период 12-й пятилетки (2011 – 2015 гг.) 24
1.4. Задачи по развитию Западного Китая на 13-ю пятилетку (2016 – 2020 гг.) 28
Глава 2. Основное содержание концепции «Один пояс – один путь». 32
2.1. Выдвижение стратегической инициативы. 33
2.2. Интересы КНР в продвигаемой инициативе. 37
2.3. Ключевые направления сотрудничества. 42
Глава 3. Развитие Западного Китая в контексте строительства шести экономических коридоров «Одного пояса – одного пути». 49
3.1. Коридор «Китай – Монголия – Россия». 50
3.2. Коридор «Новый евразийский сухопутный мост». 55
3.3. Коридор «Китай – Центральная Азия – Западная Азия». 62
3.4. Коридор «Китай – Пакистан». 65
3.5. Коридор «Китай– Индокитай». 72
3.6. Коридор «Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма». 76
Заключение 79
Приложение 83
Список использованных источников и литературы 88
Политика реформ и открытости, начало которой было положено Дэн Сяопином и его единомышленниками почти 40 лет назад, безусловно стала ключевым фактором в стремительном социально-экономическом развитии КНР. Успешная реализация экономических преобразований позволила во многом отсталому Китаю выйти в число лидеров экономического роста, существенно сократив разрыв в уровне развития с более передовыми странами Запада.
Тем не менее, наряду с несомненными успехами в социально-экономическом развитии КНР, ставшими результатом продуманной политики китайского руководства, в экономике проявились определенные проблемы и диспропорции. Среди них можно выделить следующие:
• Разрыв в уровне развития между приморскими провинциями и внутренними регионами страны;
• Разрыв в уровне развития между городом и деревней;
• Рост социальной и имущественной дифференциации населения;
• Экологические проблемы, вызванные возросшей нагрузкой производства на окружающую среду;
• Проблема непрерывного старения китайского населения и др.
Одной из проблем современного Китая является дисбаланс в его региональном развитии и, в частности, отставание западных регионов КНР от развитых в экономическом плане восточных. Стоит сразу заметить, что такой разрыв в определенной степени сложился неслучайно, а в результате сознательного государственного планирования. В 1988 г. Дэн Сяопин выдвинул так называемую стратегическую концепцию «двух положений». Первое «положение» подразумевает первоочередное развитие приморских провинций, их приоритетное открытие внешнему миру. Центральные и западные районы при этом должны исходить из интересов страны, жертвуя своими экономическими показателями ради общего блага. Второе «положение» заключается в том, что как только приморские провинции достигнут определенного социально-экономического уровня, начнется процесс подтягивания Центрального и Западного Китая, в который включатся и развитые восточные регионы, используя свой передовой опыт и экономическую мощь .
И такой процесс подтягивания начался. В 2000 г. была разработана программа широкомасштабного освоения Западного Китая, реализация которой продолжается и по сей день. За счет крупных государственных капиталовложений и введения льготного налогового режима за 15-летний период удалось добиться весьма ощутимых результатов в социально-экономическом развитии западных регионов страны: об этом свидетельствует как расширившаяся сеть транспортной и энергетической инфраструктуры, так и возросший в почти в 9 раз уровень ВРП на душу населения. Вместе с тем, очевидным является тот факт, что у китайского руководства пока не получилось вывести экономику Западного Китая на самоподдерживающийся рост, хотя такая задача ставилась в Плане социально-экономического развития КНР на 11-ю пятилетку (2006 – 2010 гг.).
В 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута стратегическая инициатива «Один пояс – один путь». Многие эксперты, как китайские, так и зарубежные, связывают ее появление в том числе с необходимостью активизировать освоение западных регионов, которым в рамках концепции отводится важная роль «логистических звеньев» на пути в страны Центральной, Южной, Западной Азии и Европы.
Автор диссертации ставит своей целью изучить ту роль, которую играет или в перспективе может сыграть реализация концепции «Один пояс – один путь» в развитии западных регионов КНР.
Актуальность работы не вызывает сомнений: несмотря на большое количество исследований, посвященных концепции «Один пояс – один путь» в целом, вопрос развития Западного Китая в контексте стратегической инициативы не получил должного освещения ни в русскоязычной, ни в англоязычной литературе.
В соответствии с поставленной целью автором были сформулированы следующие задачи, которые легли в основу структурирования данной работы:
1) Определить, какие административно-территориальные единицы относятся к «западным регионам» КНР;
2) Подробным образом проанализировать цели, задачи, основные вехи реализации и результаты программы широкомасштабного освоения Западного Китая с 2000 по 2015 гг.;
3) Рассмотреть основное содержание концепции «Один пояс – один путь», а также преследуемые Китаем интересы в рамках данной стратегической инициативы;
4) Представить обзор основных инвестиционных проектов, реализуемых в Западном Китае и сопредельных государствах в ходе строительства шести международных экономических коридоров;
5) В заключении подвести итоги проделанной работы, охарактеризовать роль концепции «Один пояс – один путь» в развитии западных регионов КНР.
Объектом данного исследования выступает развитие западных регионов КНР, а предметом исследования –роль концепции «Один пояс – один путь» и реализуемых в ее рамках проектов в развитии Западного Китая.
В основу магистерской диссертации легли источники и литература на китайском, английском и русском языках. Так, для написания первой главы, в которой подробно рассматривается программа широкомасштабного освоения западных регионов КНР, активно использовались планы социально-экономического развития КНР на 10-ю (2001 – 2005 гг.), 11-ю (2006 – 2010 гг.), 12-ю (2011 – 2015 гг.), 13-ю (2016 – 2020 гг.) пятилетки и специальные правительственные планы по освоению Западного Китая, написанные на китайском языке, а также сведения Главного статистического управления КНР.
Информацию о механизмах реализации данной программы, в том числе о государственных трансфертах, льготном налоговом режиме и кредитовании предприятий, автор подчерпнул из совместной аналитической работы профессора Сычуаньского университета ДэнСяна и его коллеги из Университета Сабанджи Лу Чжэна «China’sWesternDevelopmentStrategy: Policies, Effects, Prospects».
Содержание концепции «Один пояс – один путь», чему посвящена вторая глава диссертации, изучалось на основе принятого Государственным комитетом по развитию и реформам, Министерством иностранных дел и Министерством коммерции КНР в марте 2015 г. системного документа «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Из него, в частности, была заимствована информация о пяти направлениях сотрудничества в рамках концепции «Один пояс – один путь».
Но представление о стратегической инициативе было бы неполным, если бы не принимались во внимание труды отечественных и зарубежных специалистов. В первую очередь стоит упомянуть сборник статей Института Дальнего Востока РАН «Новый Шелковый путь и его значение для России», в котором стратегическая концепция тщательно проанализирована в ее различных аспектах: начиная от идейного содержания и перспектив реализации, заканчивая интересами центральноазиатских государств и России. Особую практическую ценность для написания диссертации имеют статьи ведущего научного сотрудника ИДВ РАНА.Г. Ларина «Экономический пояс Шелкового пути: экономическое содержание, структура, идеология», заместителя директора ИДВ РАН, руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений С.В. Уянаева «Инициатива КНР «Один пояс, один путь»: эволюция, документы, взгляд из России», старшего научного сотрудника Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН, специализирующегося на транспортных проблемах КНР,С.Л. Сазонова «Евразийские транзитные транспортные коридоры КНР» и ведущего научного сотрудник Центра политических исследований и прогнозов Е.С. Баженовой «Социально-экономическое развитие Синьцзяна – ключевого пункта на Великом Шелковом пути».
Кроме того, для полного понимания исследуемого вопроса привлекались интернет-публикации старшего научного сотрудника РИСИ И.Ю. Фроловой «Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы», декана экономического факультете Белорусского университета М.М. Ковалева «Инвестиционная стратегия Китая «Один пояс – один путь», директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России, руководителя Департамента международных отношений Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А.В. Лукина «Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция» и других авторов.
Из англоязычной литературы заслуживают внимания труды гонконгских экономистов из Исследовательского центра HongKongTradeDevelopmentCouncil, на сайте которого стратегической инициативе «Один пояс – один путь» посвящена целая рубрика. Из них можно указать, например, аналитические статьи ЦюЛипин (PansyYau) «TheBeltandRoadInitiative», Хуан Синбяо (BillyWong) «Xinjiang: ACoreComponentofBeltandRoad»иСюЮнцзюнь(WinnieTsui) «TheASEANLinkinChina’sBeltandRoadInitiative».
Из работ китайских экспертов нельзя не сказать про статью директора Центра китайских исследований Университета Цинхуа Ху Аньгана «Экономический пояс Шелкового пути»: стратегический смысл, определение и пути реализации» (кит. “丝绸之路经济带”: 战略内涵、定位和实现路径), в которой приводится условное разделение государств вдоль Экономического Шелкового пути по степени важности и их роли в данной инициативе.
Наконец, для подготовки третьей главы, в которой описываются международные экономические коридоры Нового Шелкового пути, а также реализуемые в их рамках основные инвестиционные проекты в Западном Китае и сопредельных государствах, было изучено большое количество интернет-статей и новостных публикаций на китайском языке. Их источниками являются различные китайские новостные агентства и порталы (xinhuanet.com, china.com, chinanews.com, sohu.com, beike.baidu.comи др.), сайты Министерства иностранных дел КНР, Министерства коммерции КНР, Центрального и местных правительств, а также узкопрофильные сайты по конкретной тематике (например, сайты о китайских автомагистралях и железных дорогах chinahighway.com, chinarailway.comи т.п.).
Тем не менее, наряду с несомненными успехами в социально-экономическом развитии КНР, ставшими результатом продуманной политики китайского руководства, в экономике проявились определенные проблемы и диспропорции. Среди них можно выделить следующие:
• Разрыв в уровне развития между приморскими провинциями и внутренними регионами страны;
• Разрыв в уровне развития между городом и деревней;
• Рост социальной и имущественной дифференциации населения;
• Экологические проблемы, вызванные возросшей нагрузкой производства на окружающую среду;
• Проблема непрерывного старения китайского населения и др.
Одной из проблем современного Китая является дисбаланс в его региональном развитии и, в частности, отставание западных регионов КНР от развитых в экономическом плане восточных. Стоит сразу заметить, что такой разрыв в определенной степени сложился неслучайно, а в результате сознательного государственного планирования. В 1988 г. Дэн Сяопин выдвинул так называемую стратегическую концепцию «двух положений». Первое «положение» подразумевает первоочередное развитие приморских провинций, их приоритетное открытие внешнему миру. Центральные и западные районы при этом должны исходить из интересов страны, жертвуя своими экономическими показателями ради общего блага. Второе «положение» заключается в том, что как только приморские провинции достигнут определенного социально-экономического уровня, начнется процесс подтягивания Центрального и Западного Китая, в который включатся и развитые восточные регионы, используя свой передовой опыт и экономическую мощь .
И такой процесс подтягивания начался. В 2000 г. была разработана программа широкомасштабного освоения Западного Китая, реализация которой продолжается и по сей день. За счет крупных государственных капиталовложений и введения льготного налогового режима за 15-летний период удалось добиться весьма ощутимых результатов в социально-экономическом развитии западных регионов страны: об этом свидетельствует как расширившаяся сеть транспортной и энергетической инфраструктуры, так и возросший в почти в 9 раз уровень ВРП на душу населения. Вместе с тем, очевидным является тот факт, что у китайского руководства пока не получилось вывести экономику Западного Китая на самоподдерживающийся рост, хотя такая задача ставилась в Плане социально-экономического развития КНР на 11-ю пятилетку (2006 – 2010 гг.).
В 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута стратегическая инициатива «Один пояс – один путь». Многие эксперты, как китайские, так и зарубежные, связывают ее появление в том числе с необходимостью активизировать освоение западных регионов, которым в рамках концепции отводится важная роль «логистических звеньев» на пути в страны Центральной, Южной, Западной Азии и Европы.
Автор диссертации ставит своей целью изучить ту роль, которую играет или в перспективе может сыграть реализация концепции «Один пояс – один путь» в развитии западных регионов КНР.
Актуальность работы не вызывает сомнений: несмотря на большое количество исследований, посвященных концепции «Один пояс – один путь» в целом, вопрос развития Западного Китая в контексте стратегической инициативы не получил должного освещения ни в русскоязычной, ни в англоязычной литературе.
В соответствии с поставленной целью автором были сформулированы следующие задачи, которые легли в основу структурирования данной работы:
1) Определить, какие административно-территориальные единицы относятся к «западным регионам» КНР;
2) Подробным образом проанализировать цели, задачи, основные вехи реализации и результаты программы широкомасштабного освоения Западного Китая с 2000 по 2015 гг.;
3) Рассмотреть основное содержание концепции «Один пояс – один путь», а также преследуемые Китаем интересы в рамках данной стратегической инициативы;
4) Представить обзор основных инвестиционных проектов, реализуемых в Западном Китае и сопредельных государствах в ходе строительства шести международных экономических коридоров;
5) В заключении подвести итоги проделанной работы, охарактеризовать роль концепции «Один пояс – один путь» в развитии западных регионов КНР.
Объектом данного исследования выступает развитие западных регионов КНР, а предметом исследования –роль концепции «Один пояс – один путь» и реализуемых в ее рамках проектов в развитии Западного Китая.
В основу магистерской диссертации легли источники и литература на китайском, английском и русском языках. Так, для написания первой главы, в которой подробно рассматривается программа широкомасштабного освоения западных регионов КНР, активно использовались планы социально-экономического развития КНР на 10-ю (2001 – 2005 гг.), 11-ю (2006 – 2010 гг.), 12-ю (2011 – 2015 гг.), 13-ю (2016 – 2020 гг.) пятилетки и специальные правительственные планы по освоению Западного Китая, написанные на китайском языке, а также сведения Главного статистического управления КНР.
Информацию о механизмах реализации данной программы, в том числе о государственных трансфертах, льготном налоговом режиме и кредитовании предприятий, автор подчерпнул из совместной аналитической работы профессора Сычуаньского университета ДэнСяна и его коллеги из Университета Сабанджи Лу Чжэна «China’sWesternDevelopmentStrategy: Policies, Effects, Prospects».
Содержание концепции «Один пояс – один путь», чему посвящена вторая глава диссертации, изучалось на основе принятого Государственным комитетом по развитию и реформам, Министерством иностранных дел и Министерством коммерции КНР в марте 2015 г. системного документа «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Из него, в частности, была заимствована информация о пяти направлениях сотрудничества в рамках концепции «Один пояс – один путь».
Но представление о стратегической инициативе было бы неполным, если бы не принимались во внимание труды отечественных и зарубежных специалистов. В первую очередь стоит упомянуть сборник статей Института Дальнего Востока РАН «Новый Шелковый путь и его значение для России», в котором стратегическая концепция тщательно проанализирована в ее различных аспектах: начиная от идейного содержания и перспектив реализации, заканчивая интересами центральноазиатских государств и России. Особую практическую ценность для написания диссертации имеют статьи ведущего научного сотрудника ИДВ РАНА.Г. Ларина «Экономический пояс Шелкового пути: экономическое содержание, структура, идеология», заместителя директора ИДВ РАН, руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений С.В. Уянаева «Инициатива КНР «Один пояс, один путь»: эволюция, документы, взгляд из России», старшего научного сотрудника Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН, специализирующегося на транспортных проблемах КНР,С.Л. Сазонова «Евразийские транзитные транспортные коридоры КНР» и ведущего научного сотрудник Центра политических исследований и прогнозов Е.С. Баженовой «Социально-экономическое развитие Синьцзяна – ключевого пункта на Великом Шелковом пути».
Кроме того, для полного понимания исследуемого вопроса привлекались интернет-публикации старшего научного сотрудника РИСИ И.Ю. Фроловой «Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы», декана экономического факультете Белорусского университета М.М. Ковалева «Инвестиционная стратегия Китая «Один пояс – один путь», директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России, руководителя Департамента международных отношений Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А.В. Лукина «Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция» и других авторов.
Из англоязычной литературы заслуживают внимания труды гонконгских экономистов из Исследовательского центра HongKongTradeDevelopmentCouncil, на сайте которого стратегической инициативе «Один пояс – один путь» посвящена целая рубрика. Из них можно указать, например, аналитические статьи ЦюЛипин (PansyYau) «TheBeltandRoadInitiative», Хуан Синбяо (BillyWong) «Xinjiang: ACoreComponentofBeltandRoad»иСюЮнцзюнь(WinnieTsui) «TheASEANLinkinChina’sBeltandRoadInitiative».
Из работ китайских экспертов нельзя не сказать про статью директора Центра китайских исследований Университета Цинхуа Ху Аньгана «Экономический пояс Шелкового пути»: стратегический смысл, определение и пути реализации» (кит. “丝绸之路经济带”: 战略内涵、定位和实现路径), в которой приводится условное разделение государств вдоль Экономического Шелкового пути по степени важности и их роли в данной инициативе.
Наконец, для подготовки третьей главы, в которой описываются международные экономические коридоры Нового Шелкового пути, а также реализуемые в их рамках основные инвестиционные проекты в Западном Китае и сопредельных государствах, было изучено большое количество интернет-статей и новостных публикаций на китайском языке. Их источниками являются различные китайские новостные агентства и порталы (xinhuanet.com, china.com, chinanews.com, sohu.com, beike.baidu.comи др.), сайты Министерства иностранных дел КНР, Министерства коммерции КНР, Центрального и местных правительств, а также узкопрофильные сайты по конкретной тематике (например, сайты о китайских автомагистралях и железных дорогах chinahighway.com, chinarailway.comи т.п.).
К концу 1990-х гг. в КНР серьезным образом назрела проблема неравномерного регионального развития. Западный Китай, занимающий почти 70% территории страны, существенно отставал по уровню социально-экономического развития от передовых приморских провинций, которым в рамках политики реформ и открытости был отдан приоритет «локомотивов» экономического роста Китая.
В целях преодоления региональных диспропорций в 2000 г. была разработана программа широкомасштабного освоения западных регионов Китая, основными направлениями которой стали строительство объектов базовой инфраструктуры, усиление мер по защите окружающей среды и экологии, регулирование структуры производства в регионе за счет развития высокотехнологичных и других приоритетных отраслей, повышение уровня социального обслуживания и др. Все эти задачи нашли отражение в планах социально-экономического развития КНР на 10-ю, 11-ю, 12-ю и 13-ю пятилетки, а также в специальных правительственных документах, посвященных политике широкомасштабного освоения западных регионов КНР.
Благодаря крупным государственным капиталовложениям, применению льготной налоговой политики и расширению механизмов банковского кредитования в Западном Китае за 2000 – 2016 гг., по данным Государственного комитета КНР по развитию и реформам, было реализовано более 300 проектов ключевого значения в различных отраслях общей стоимостью 6,351 трлн. юаней.
Указанные меры действительно позволили подтянуть экономическую ситуацию в западных провинциях, где за 15-летний срок была существенно расширена сеть транспортной и энергетической инфраструктуры (в том числе высокоскоростных железный дорог и автомагистралей), почти в 9 раз увеличился показатель ВРП на душу населения до 40410 юаней, повышен уровень социального обслуживания в сфере образования и здравоохранения. В период 12-й пятилетки (2011 – 2015 гг.) Западный Китай занял лидирующее положение по темпам экономического роста среди всех прочих регионов страны.
Вместе с тем политику широкомасштабного освоения Западного Китая нельзя назвать на сто процентов успешной, поскольку доля региона в экономике страны за три пятилетки почти не изменилась, учитывая, что Западный Китай – самый крупный по количеству административных единиц регион страны. Кроме того, несмотря на значительный рост уровня ВРП на душу населения в западных провинциях, он намного уступает показателям Восточного и Северо-Восточного Китая. Наконец, автор диссертации приходит к выводу о том, что китайскому руководству не удалось вывести экономику региона на самоподдерживающийся рост, поскольку одной из задач в новом плане социально-экономического развития КНР на 2016 – 2020 гг. по-прежнему остается наращивание правительственных трансфертов для реализации инвестиционных проектов в Западном Китае.
На этом фоне осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута комплексная инициатива «Один пояс – один путь», которая ставит своей целью развитие многопланового сотрудничества Китая с заинтересованными государствами на пространствах огромного Евразийского континента путем укрепления политической координации, сопряжения инфраструктуры, развития торговых отношений, обеспечения свободного передвижения капитала и укрепления близости между народами стран-участниц проекта.
В строительстве Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века КНР, безусловно, преследует свои стратегические интересы, к которым относится:
1) Стимулирование двусторонних торгово-экономических отношений;
2) Наращивание прямых китайских инвестиций за рубеж путем экспорта избыточных производственных мощностей различных отраслей промышленности КНР;
3) Диверсификация каналов экспорта и импорта Китая, сокращение сроков перевозки грузов;
4) Содействие развитию западных регионов КНР и устранение исходящих из Центральноазиатского региона угроз нестабильности и терроризма для Китая;
5) Повышение международного авторитета КНР, развитие международных отношений под китайским брендом «Один пояс – один путь».
Все эти интересы взаимосвязаны. Так, к примеру, строительство дорожной инфраструктуры в Центральной Азии за счет китайских инвестиций, с одной стороны, способствует экономическому развитию данного региона, укреплению там социальной стабильности, расширению торговых отношений Китая со соответствующими странами и повышению их «лояльности» к Китаю, с другой – создается единая сеть транспортно-логистической инфраструктуры, соединяющей КНР через его западные провинции с Центральной, Западной Азией, Ближним Востоком и Европой.
Западным регионам, в первую очередь приграничным провинциям и автономным районам, отводится в рамках стратегической инициативы «Один пояс – один путь» ключевая роль. В этом мы смогли убедиться, рассмотрев шесть международных экономических коридоров, которые, словно лучи, идущие от Срединного государства, пронизывают весь Евразийский континент. Проекты реализуются по нескольким основным направлениям:
1) Строительство трансграничной транспортной инфраструктуры(строительство железной дороги Аршан–Чойбалсан между Китаем и Монголией, железной и автомобильной дорога Кашгар–Исламабад–Карачи–Гвадар, скоростной автомагистрали Куньмин–Бангкок, железнодорожной магистрали Китай–Лаос–Таиланд и др.);
2) Строительство трансграничной энергетической инфраструктуры (прокладка четвертой ветки газопровода из Центральной Азии в Китай, нефтепровода из Пакистана в Китай, нефте- и газопровода из Мьянмы в Китай);
3) Запуск многочисленных транзитных маршрутов из Китая в Центральную, Западную Азию и Европу;
4) Создание зон трансграничного экономического сотрудничества(ЗТЭС Эрэн-Хото – Замын-Уудэ и комплексной бондовой зоны Маньчжоули на китайско-монгольской границе, международного центра экономического сотрудничества в Хоргосе на китайско-казахстанской границе, ЗТЭС Мохань – Ботен на китайско-лаосской границе).
Конечно, о результатах претворения в жизнь концепции «Один пояс – один путь», несомненно отражающей геополитические амбиции Китая, говорить пока преждевременно, поскольку большинство проектов было запущено в работу совсем недавно, а некоторые из них и вовсе находятся на стадии разработки. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что стратегическая инициатива даст дополнительный импульс развитию западных регионов КНР, которым в силу их географического положения суждено стать либо отправными точками, либо транзитными узлами создающихся международных экономических коридоров. В Западном Китае, вероятнее всего, будет и дальше расширяться сеть базовой инфраструктуры, развиваться местное производство (в том числе за счет перенесения производственных мощностей с востока страны), совершенствоваться система социального обеспечения и параллельно укрепляться торгово-экономическое сотрудничество с сопредельными странами.
В целях преодоления региональных диспропорций в 2000 г. была разработана программа широкомасштабного освоения западных регионов Китая, основными направлениями которой стали строительство объектов базовой инфраструктуры, усиление мер по защите окружающей среды и экологии, регулирование структуры производства в регионе за счет развития высокотехнологичных и других приоритетных отраслей, повышение уровня социального обслуживания и др. Все эти задачи нашли отражение в планах социально-экономического развития КНР на 10-ю, 11-ю, 12-ю и 13-ю пятилетки, а также в специальных правительственных документах, посвященных политике широкомасштабного освоения западных регионов КНР.
Благодаря крупным государственным капиталовложениям, применению льготной налоговой политики и расширению механизмов банковского кредитования в Западном Китае за 2000 – 2016 гг., по данным Государственного комитета КНР по развитию и реформам, было реализовано более 300 проектов ключевого значения в различных отраслях общей стоимостью 6,351 трлн. юаней.
Указанные меры действительно позволили подтянуть экономическую ситуацию в западных провинциях, где за 15-летний срок была существенно расширена сеть транспортной и энергетической инфраструктуры (в том числе высокоскоростных железный дорог и автомагистралей), почти в 9 раз увеличился показатель ВРП на душу населения до 40410 юаней, повышен уровень социального обслуживания в сфере образования и здравоохранения. В период 12-й пятилетки (2011 – 2015 гг.) Западный Китай занял лидирующее положение по темпам экономического роста среди всех прочих регионов страны.
Вместе с тем политику широкомасштабного освоения Западного Китая нельзя назвать на сто процентов успешной, поскольку доля региона в экономике страны за три пятилетки почти не изменилась, учитывая, что Западный Китай – самый крупный по количеству административных единиц регион страны. Кроме того, несмотря на значительный рост уровня ВРП на душу населения в западных провинциях, он намного уступает показателям Восточного и Северо-Восточного Китая. Наконец, автор диссертации приходит к выводу о том, что китайскому руководству не удалось вывести экономику региона на самоподдерживающийся рост, поскольку одной из задач в новом плане социально-экономического развития КНР на 2016 – 2020 гг. по-прежнему остается наращивание правительственных трансфертов для реализации инвестиционных проектов в Западном Китае.
На этом фоне осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута комплексная инициатива «Один пояс – один путь», которая ставит своей целью развитие многопланового сотрудничества Китая с заинтересованными государствами на пространствах огромного Евразийского континента путем укрепления политической координации, сопряжения инфраструктуры, развития торговых отношений, обеспечения свободного передвижения капитала и укрепления близости между народами стран-участниц проекта.
В строительстве Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века КНР, безусловно, преследует свои стратегические интересы, к которым относится:
1) Стимулирование двусторонних торгово-экономических отношений;
2) Наращивание прямых китайских инвестиций за рубеж путем экспорта избыточных производственных мощностей различных отраслей промышленности КНР;
3) Диверсификация каналов экспорта и импорта Китая, сокращение сроков перевозки грузов;
4) Содействие развитию западных регионов КНР и устранение исходящих из Центральноазиатского региона угроз нестабильности и терроризма для Китая;
5) Повышение международного авторитета КНР, развитие международных отношений под китайским брендом «Один пояс – один путь».
Все эти интересы взаимосвязаны. Так, к примеру, строительство дорожной инфраструктуры в Центральной Азии за счет китайских инвестиций, с одной стороны, способствует экономическому развитию данного региона, укреплению там социальной стабильности, расширению торговых отношений Китая со соответствующими странами и повышению их «лояльности» к Китаю, с другой – создается единая сеть транспортно-логистической инфраструктуры, соединяющей КНР через его западные провинции с Центральной, Западной Азией, Ближним Востоком и Европой.
Западным регионам, в первую очередь приграничным провинциям и автономным районам, отводится в рамках стратегической инициативы «Один пояс – один путь» ключевая роль. В этом мы смогли убедиться, рассмотрев шесть международных экономических коридоров, которые, словно лучи, идущие от Срединного государства, пронизывают весь Евразийский континент. Проекты реализуются по нескольким основным направлениям:
1) Строительство трансграничной транспортной инфраструктуры(строительство железной дороги Аршан–Чойбалсан между Китаем и Монголией, железной и автомобильной дорога Кашгар–Исламабад–Карачи–Гвадар, скоростной автомагистрали Куньмин–Бангкок, железнодорожной магистрали Китай–Лаос–Таиланд и др.);
2) Строительство трансграничной энергетической инфраструктуры (прокладка четвертой ветки газопровода из Центральной Азии в Китай, нефтепровода из Пакистана в Китай, нефте- и газопровода из Мьянмы в Китай);
3) Запуск многочисленных транзитных маршрутов из Китая в Центральную, Западную Азию и Европу;
4) Создание зон трансграничного экономического сотрудничества(ЗТЭС Эрэн-Хото – Замын-Уудэ и комплексной бондовой зоны Маньчжоули на китайско-монгольской границе, международного центра экономического сотрудничества в Хоргосе на китайско-казахстанской границе, ЗТЭС Мохань – Ботен на китайско-лаосской границе).
Конечно, о результатах претворения в жизнь концепции «Один пояс – один путь», несомненно отражающей геополитические амбиции Китая, говорить пока преждевременно, поскольку большинство проектов было запущено в работу совсем недавно, а некоторые из них и вовсе находятся на стадии разработки. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что стратегическая инициатива даст дополнительный импульс развитию западных регионов КНР, которым в силу их географического положения суждено стать либо отправными точками, либо транзитными узлами создающихся международных экономических коридоров. В Западном Китае, вероятнее всего, будет и дальше расширяться сеть базовой инфраструктуры, развиваться местное производство (в том числе за счет перенесения производственных мощностей с востока страны), совершенствоваться система социального обеспечения и параллельно укрепляться торгово-экономическое сотрудничество с сопредельными странами.
Подобные работы
- Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР
(на примере стран Центральной Азии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА КИТАЯ В РОССИИ В 1991 - 2021 ГГ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»
Диссертация , внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - КИТАЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - «Мягкая сила» как инструмент реализации внешней политики КНР в странах Латинской Америки
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР (2017-2024 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика КНР и Турецкой республики в Центральной Азии, 1991-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



