Введение…
Актуальность…
Цель и задачи исследования…
Научная новизна работы
Практическая значимость работы…
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Исследования знаний врачей различных направлений……………...6
1.2. Исследования знаний студентов-стоматологов……………………...7
1.3. Исследования знаний студентов-медиков нестоматологического профиля в сравнении со студентами-стоматологами……………………….…10
1.4. Исследования стоматологического страха студентов……………...28
Глава 2. Материалы и методы исследования…………………………..……….31
Глава 3. Результаты исследований
3.1. Демографические данные студентов………………………………...35
3.2. Отношение и практические навыки в области гигиены рта..………35
3.3. Отношение к здоровому образу жизни……………………………...41
Глава 4. Заключение и выводы
4.1. Заключение…
4.2. Выводы
4.3. Практические рекомендации
Список литературы…
Приложения…
На сегодняшний день заболевания полости рта все также занимают ведущее место по распространенности среди болезней человека, а стоматологическая помощь является одним из массовых видов медицинского обслуживания [2, 6].
Хотя стоматологические заболевания часто не угрожают жизни, они наносят ущерб её качеству и могут влиять на самооценку, питание и здоровье человека. Болезни полости рта зачастую ассоциированы со значительной болью, тревогой и нарушением социального функционирования[5, 20, 23].
Было установлено, что у стоматологов и врачей других направлений, в целом, положительное отношение к здоровью полости рта[10]. Студенты медицинских направлений, будущие профессионалы, играют неотъемлемо важную роль в обучении и пропаганде общественного здоровья полости рта[18]. Стоматологи и студенты-медики других направлений должны обладать высоким уровнем гигиены полости рта, чтобы такое отношение можно было привить пациентам и обществу в целом.
При этом, их собственное поведение в отношении полости рта должно улучшаться, если они хотят служить положительным примером для своих пациентов, семей и друзей. Отношение к здоровью полости рта у стоматологов отражает их понимание важности профилактики заболеваний и приверженности улучшению состояния здоровья их пациентов; эти отношения должны развиваться и укрепляться во время обучения в специалитете [19].
Поскольку сегодняшние студенты будут предоставлять медицинскую помощь в будущем и будут влиять на здоровье полости рта в социуме, важно постоянно улучшать собственные знания, отношение и практические навыки в области гигиены полости рта[27].Важнейшей целью на сегодня является то, чтобы врачи всех медицинских направлений обладали достаточными знаниями о здоровье полости рта, поскольку именно к ним обращается большинство населения[28]. Оптимальным был бы вариант медицинской помощи, при котором наблюдалось бы совместное усилие медицинских и стоматологических профессий [8].
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня врачи всех направлений являются главным звеном санитарного просвещения населения[3].Все специалисты в области здравоохранения понимают, что здоровье полости рта не может быть отделено от общего состояния пациента [11]. Многие патологические состояния полости рта тесно связаны с системными заболеваниями. Именно поэтому необходимо развивать стоматологическое образование студентов-медиков как стоматологических, так и студентов лечебного дела, педиатрии, студентов-фармацевтов и других близких к медицине специальностей. В таком случае, при наличии высокого уровня стоматологической грамотности студенческой молодежи, в будущем можно рассчитывать на улучшение состояния гигиены полости рта у населения, просвещенности в данной области, тенденции к здоровому образу жизни, а также передачу этих знаний следующим поколениям.
Целью данной работы является сравнение и обработка результатов об уровне стоматологической грамотности студентов-медиков нестоматологического профиля, а также определение их отношения к здоровому образу жизни посредством анализа их санологической культуры.
Задачи:
- оценить знания и навыки в области профилактической стоматологии у студентов медицинских направлений не стоматологического профиля;
- провести сравнительный анализ уровня знаний и санологической стоматологической культуры в области гигиены рта студентов-медиков разных специальностей.
Научнаяновизна работы заключается в установлении качества знаний студентов-медиков не стоматологического профиля в области гигиены полости рта. После анализа и сравнения результатов анкет, можно утверждать об умеренном уровне санологической культуры участвовавших студентов.
Практическая значимость:
Данные, полученные в ходе анкетирования, помогут врачам в понимании не только уровня санологической культуры в области гигиены рта студентов-медиков не стоматологического профиля, но и в определении их отношения к здоровому образу жизни.
Также благодаря результатам анкетирования можно наблюдать чёткую корреляцию между знаниями в области санологии полости рта и отношением к здоровому образу жизни.
В ходе данного исследования было собрано и проанализировано 73 анкеты студентов-медиков нестоматологического профиля.
По исходу анализа полученных результатов можно сделать вывод об умеренном уровне санологической культуры вышеназванных студентов. Следует отметить вопросы, в которых есть позитивный результат: вопросы 1, 4, 5, 6, 10, 13, 17 – благодаря ним можно понять, что большинство студентов регулярно чистит зубы 2 раза в день, использует дополнительные средства гигиены полости рта. Абсолютное большинство посещает врача-стоматолога в профилактических целях минимум раз в год, благодаря чему с учащимися проводят профилактические беседы, а также обучают правильному методу чистки зубов. Это и есть формирование стойкой и правильной санологической культуры в данной области.
К сожалению, на такие простые вопросы для студентов-стоматологов, как «Как долго необходимо чистить зубы?» 60% опрошенных дали неверный ответ. Было также отмечено, что у 46,6% студентов в рационе питания постоянно присутствуют шоколад, фаст-фуд, пряности и газированные напитки, что не может не сказываться на состоянии гигиены рта. У такого же количества людей наблюдается отсутствие регулярного питания, что не может не сказаться негативно как на гигиену полости рта, так и на здоровье организма в целом. Треть студентов имеют страх перед посещением стоматолога, а также откладывают посещение стоматолога до тех пор, пока не появятся болевые ощущения. Наконец, у 46,6% молодых ребят наблюдается несанированная полости рта.
Немаловажным является и следующее наблюдение: женская аудитория более трепетно относится к гигиене полости рта, этот вывод можно сделать не только на основании изученной литературы, но и на основании ответов в ходе анкетирования. Тенденция женщин к соблюдению здорового образа жизни, отсутствию вредных привычек (курение, фаст-фуд), соблюдение 3-разового питания и использования дополнительных средств гигиены полости рта наблюдается не только в Санкт-Петербурге, но и по всему миру – в пользу этого свидетельствует многочисленные исследования в данной области. Всё это приводит к тому, что у женщин наблюдается меньший процент кариеса зубов, а также кровоточивости десен.
1. Ваневская Е. А., Жегалина Н. М. Изучение медико-социального статуса студентов 1 курса стоматологического факультета УГМА //Проблемы стоматологии. – 2012. – №. 5.
2. Воробьева Л. и др. (ред.). Гигиена, санология, экология. – Litres, 2017.
3. Гусева С. Л. Профилактика как основа развития первичной медико-санитарной помощи //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №. 1-7.
4. Леус, П. А. Стоматологическое здоровье населения: учеб. пособие / П.А Леус
5. Лунева Н. А., Маслак Е. Е. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2007. – Т. 6. – №. 4. – С. 59-62.
6. Маслак Е. Е., Наумова В. Н., Филимонов А. В. Социальный портрет врача-стоматолога //Фундаментальные исследования. – 2014. – Т. 2. – №. 4.
7. Смолина А. А. и др. Оценка организационных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости детей кариесом //Вестник новых медицинских технологий. – 2017. – Т. 24. – №. 2.; Белорус. гос. мед. ун-т, 1-я каф. терапевт. стоматологии. - Минск: БГМУ, 2009. - 256 с.
8. Терехова Т. Н., Лагутина Т. В. Уровень знаний студентов-медиков по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. – 2004.
9. Abdollahi M., Radfar M. A review of drug-induced oral reactions //J Contemp Dent Pract. – 2003. – Т. 4. – №. 1. – С. 10-31.
10. Al Kawas S., Fakhruddin K. S., Rehman B. U. A comparative study of oral health attitudes and behavior between dental and medical students; the impact of dental education in United Arab Emirates //Journal Of International Dental And Medical Research. – 2010. – Т. 3. – №. 1. – С. 6-10.
11. Al-Omari W. M., Al-Omiri M. K. Dental anxiety among university students and its correlation with their field of study //Journal of Applied Oral Science. – 2009. – Т. 17. – №. 3. – С. 199-203.
12. American Academy of Pediatric Dentistry et al. AAPD reference manual, 2003-04 //Pediatr Dent. – 2003. – Т. 25. – №. 7. – С. 61.
13. Azevedo T. D. P. L., Bezerra A. C. B., de Toledo O. A. Feeding habits and severe early childhood caries in Brazilian preschool children //Pediatric dentistry. – 2005. – Т. 27. – №. 1. – С. 28-33.
14. Baseer M. A. et al. Oral health knowledge, attitude and practices among health professionals in King Fahad Medical City, Riyadh //Dental research journal. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 386.
15. Chung M. H. et al. Dental and medical students’ knowledge and opinions of infant oral health //Journal of dental education. – 2006. – Т. 70. – №. 5. – С. 511-517.
16. Cortes F. J. et al. The evolution of dental health in dental students at the University of Barcelona //Journal of dental education. – 2002. – Т. 66. – №. 10. – С. 1203-1208.
17. Drachev S. N., Brenn T., Trovik T. A. Prevalence of and factors associated with dental anxiety among medical and dental students of the Northern State Medical University, Arkhangelsk, North-West Russia //International journal of circumpolar health. – 2018. – Т. 77. – №. 1. – С. 1454786.
18. Gunjal S., Pateel D. G. S., Parkar S. Dental Anxiety among medical and paramedical undergraduate students of Malaysia //International journal of dentistry. – 2017. – Т. 2017.
19. Hakim H., Razak I. A. Dental fear among medical and dental undergraduates //The Scientific World Journal. – 2014. – Т. 2014.
20. Hobdell M. et al. Global goals for oral health 2020 //International dental journal. – 2003. – Т. 53. – №. 5. – С. 285-288.
21. Jasser R. A. L. et al. Dental anxiety among dental, medical, and nursing students of two major universities in the central region of the Kingdom of Saudi Arabia: a cross-sectional study //BMC oral health. – 2019. – Т. 19. – №. 1. – С. 56.
22. KA, AL-Jawfi & AM, Alhaj. (2018). Knowledge, Attitudes and Practices Related to Oral Health of Dental, Medical and Pharmacy Students at the University of Science and Technology in Yemen. International Journal of Dentistry and Oral Health. – 2018. – T. 4. - №. 1. – C. 10.
23. Kaur S., Kaur B., Ahluwalia S. S. Oral health knowledge, attitude and practices amongst health professionals in Ludhiana, India //Dentistry. – 2015. – Т. 5. – №. 7. – С. 1.
24. Khami M. R. et al. Prevention‐oriented practice of Iranian senior dental students //European Journal of Dental Education. – 2007. – Т. 11. – №. 1. – С. 48-53.
25. Kumar H. et al. Oral health knowledge, attitude, and practices among dental and medical students in Eastern India–A comparative study //Journal of International Society of Preventive & Community Dentistry. – 2017. – Т. 7. – №. 1. – С. 58.
26. Lee Y. Diagnosis and prevention strategies for dental caries //Journal of lifestyle medicine. – 2013. – Т. 3. – №. 2. – С. 107.
27. Moore R., Brødsgaard I., Rosenberg N. The contribution of embarrassment to phobic dental anxiety: a qualitative research study //BMC psychiatry. – 2004. – Т. 4. – №. 1. – С. 10.
28. Nascimento D. L. et al. Anxiety and fear of dental treatment among users of public health services //Oral health & preventive dentistry. – 2011. – Т. 9. – №. 4.
29. Nuttall N. M. et al. Adult dental health survey: The impact of oral health on people in the UK in 1998 //British Dental Journal. – 2001. – Т. 190. – №. 3. – С. 121.
30. Patil A. V. Awareness of oral health among medical practitioners in Sangamner City-A cross-sectional survey //International Journal of Clinical Dental Science. – 2010. – Т. 1. – №. 1.
31. Peker K., Uysal Ö., Bermek G. Dental training and changes in oral health attitudes and behaviors in Istanbul dental students //Journal of dental education. – 2010. – Т. 74. – №. 9. – С. 1017-1023.
32. Pitts N. B., Zero D. T. White paper on dental caries prevention and management //FDI World Dental Federation. – 2016.
33. Rabiei S. et al. Physicians’ knowledge of and adherence to improving oral health //BMC Public Health. – 2012. – Т. 12. – №. 1. – С. 855.
34. Ramirez J. H., Arce R., Contreras A. Why must physicians know about oral diseases? //Teaching and learning in medicine. – 2010. – Т. 22. – №. 2. – С. 148-155.
35. Sato M. et al. Effect of dental education on Peruvian dental students’ oral health-related attitudes and behavior //Journal of dental education. – 2013. – Т. 77. – №. 9. – С. 1179-1184.
36. Sujatha B. K. et al. Assessment of oral health awareness among undergraduate Medical Students in Davangere city: A cross-sectional survey //Journal of Indian Association of Public Health Dentistry. – 2014. – Т. 12. – №. 1. – С. 43.
37. Thomas M. et al. Dental anxiety among dental, medical, and nursing Students in India and its correlation with their field of study //Journal of International Oral Health. – 2016. – Т. 8. – №. 8. – С. 860.
38. Usman S., Bhat S. S., Sargod S. S. Oral health knowledge and behavior of clinical medical, dental and paramedical students in Mangalore //J Oral Health Comm Dent. – 2007. – Т. 1. – №. 3. – С. 46-48.
39. Yao K. et al. Assessment of the oral health behavior, knowledge and status among dental and medical undergraduate students: a cross-sectional study //BMC oral health. – 2019. – Т. 19. – №. 1. – С. 26.