Введение……………………………………………………………………………3
Глава I Начало литературного творчества. Отражение Первой Мировой
войны и предреволюционной ситуации в произведениях писателя
до 1917 года.
§ 1. А. М. Ремизов и революционные круги. Начало творческого пути
§ 2. Символическое осмысление судьбы России и Первой Мировой
войны в произведениях писателя
Глава II А. М. Ремизов и две революции.
§ 1. Газетные публикации. Сотрудничество с печатными органами
левых эсеров…
§ 2. Отражение революционных событий в «Дневнике 1917–1921
годов» и в романе «Взвихренная Русь»…………………………………...........29
Глава III Русская эмиграция как историко-культурный феномен в судьбе и
творчестве А. М. Ремизова.
§ 1. Отъезд из России. Творческие связи А. М. Ремизова с культурной
средой Русского Берлина…
§ 2. А. М. Ремизов и «Золотой век» Русского Парижа…………………47
§ 3. А. М. Ремизов и его окружение в военные и послевоенные годы.
Отражение событий Второй Мировой войны в «Дневнике мыслей
1943-1957»
Заключение
Список источников и литературы
В историю русской культуры Алексей Михайлович Ремизов
(1877–1957 гг.) вошел как самобытный писатель, оригинальный художникграфик, каллиграф и мыслитель. Ему принадлежит особое место в истории
русской культуры. Судьба подарила ему долгий творческий путь – более
пятидесяти лет. Эпоха, которая впоследствии была названа Серебряным
веком, стала той интеллектуальной средой, которая сформировала
А. М. Ремизова как писателя и художника. Ко времени второй русской
революции он был уже признанным писателем, и за ним закрепилась прочная
литературная репутация мастера прозы. Бурные события XX века отразились
в его разностороннем творчестве. А. М. Ремизов прошел через увлечение
марксизмом, ссылку за участие в подпольных кружках, тяжелые годы
революций и Гражданской войны, а затем через долгие годы эмиграции в Берлине и Париже.
Объектом данного исследования является отражение ключевых
социокультурных и исторических событий первой половины ХХ века в
работах А. М. Ремизова. Предмет исследования – художественные произведения, дневники и статьи писателя.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ
биографии, творческих связей и литературных произведений А. М. Ремизова
для характеристики отражения современных писателю исторических
событий в его творчестве. Для достижения поставленной цели необходимо
решить ряд исследовательских задач:
1) Изучить связи А. М. Ремизова с революционными кругами в Пензенской и
Вологодской ссылке и отношение писателя к предреволюционной ситуации и Первой Мировой войне.
2) Проанализировать сотрудничество А. М. Ремизова с печатными органами
левых эсеров в период двух революций.4
3) Уделить особое внимание судьбе и творчеству А. М. Ремизова в период
эмиграции, а также связям писателя с культурной средой Берлина и Парижа.
Хронологические рамки исследования охватывают период основной
творческой деятельности писателя от выхода в свет первого крупного
произведения – романа «Пруд» в 1905 году, до «Дневника
мыслей (1943-1957 гг.)», который Ремизов вел в эмиграции в Париже вплоть до смерти в 1957 году.
Исследование подготовлено на основе разнообразных опубликованных
источников. В первую очередь используется Собрание сочинений
А. М. Ремизова в 10 томах, подготовленное и изданное Пушкинским Домом.
Еще одним ценным документальным источником является Дневник 1917–
1921 гг.1, благодаря которому можно узнать откровенное мнение Ремизова о
происходящем, поскольку дневник не был предназначен для публикации.
Для понимания общественной и художественной позиции писателя в
«Дневник мыслей» (1943–1957 гг.)2, который, дает точную фиксацию и
осмысление современных Ремизову политических событий. Он размышляет
об окончании Второй мировой войны, репатриации русских эмигрантов,
реакции эмигрантских кругов на смерть И. В. Сталина. Помимо этого в
дневнике отражается процесс творческой работы писателя, содержатся
воспоминания о Серебряном веке, охватывающие многих действующих лиц
от исторических деятелей до литературных героев.
Особым источником являются письма Иванова-Разумника к Ремизову
(1908-1944 гг.).3 Следует отметить, что Р. В. Иванов-Разумник был не только
литературным критиком, но и организатором издательства «Скифы» (1917-
1922). Благодаря его деятельности многие литераторы, включая
А. М. Ремизова, были привлечены к сотрудничеству в эсеровских газетных и
журнальных изданиях.4 Одним из участников «скифского» объединения был
А. А. Блок. Его дружественные отношения с Ремизовым отражает их
переписка.5 Для Ремизова встреча с Блоком осталась одним из самых
знаменательных событий жизни. Именно Блоку будет посвящена книга
воспоминаний «Ахру» (1921), написанная в эмиграции, в которой Ремизов
подчеркивал их особую человеческую и творческую близость. После ухода
Ремизова из «Скифов» он стал печататься в литературном приложении к
газете «Воля народа», редактором которой был М. М. Пришвин. С ним
Ремизова связывали долгие дружеские отношения. Известно, что М. М.
Пришвин всю жизнь писал дневники, которые хранят множество
свидетельств и воспоминаний о творчестве и судьбе Ремизова в этот трудный
для всех период6, а также вел активную публицистическую деятельность, в
том числе полемизируя со «Скифами».
Важными источниками для изучения жизненного и творческого пути
Ремизова являются мемуарные свидетельства его современников. Одним из
самых масштабных воспоминаний о русской эмиграции является трилогия
Р. Гуля «Я унес Россию»8. При всей кажущейся объективности
повествования, в этих мемуарах все же многие оценки событий и людей даны
Гулем с позиции времени и с учетом изменения собственного мировоззрения.
Встречи Гуля с Ремизовым происходили именно там, где шел интересный
культурный диалог между литераторами Советской России и эмиграции.
Неоднозначное отношение к личности и творчеству Ремизова
представлено в мемуарах писателей эмиграции молодого поколения:
Н. Н. Берберовой «Курсив мой»9, А. Седых «Далекие и близкие»10,
В. С. Яновского «Поля Елисейские»11. В конце 20-х – в начале 30-х годов
Ремизов был кумиром молодежи в Париже, а через несколько лет о нем уже
все отзывались с какой-то усмешкой и редко к нему наведывались.12 Все эти
писатели встретили революцию совсем юными людьми, они не пережили как
участники эпоху Серебряного века, не до конца понимали и принимали
культуру жизнетворчества модернистов, поэтому иногда отзывались о
поведении Ремизова как о чудачестве, фальши и притворстве, отмечая при этом его как крупного писателя.
Однако и в период эмиграции у Ремизова оставались преданные
ценители. Таким был в частности известный литературный критик и
мемуарист русского зарубежья А. В. Бахрах13, который оставил
воспоминания «По памяти, по записям», свидетельствующие об их близких
отношениях с писателем. Особого внимания заслуживают содержательные
мемуары приемной дочери лидера эсеровской партии В. М. Чернова,
переводчицы, литератора Н. В. Резниковой «Огненная память»14. Она была
многолетним другом и литературной помощницей писателя. Именно в семью
Резниковых перешел архив Ремизова после его смерти в Париже в 1957 году.
В советский период творчество писателя практически не исследовалось
и воспоминания о Ремизове издавались мало. Среди публикаций
«Ежегодника Рукописного отдела Пушкинского Дома» следует отметить
статью С. С. Гречишкина «Архив А. М. Ремизова»15, в которой автор дает
описание архивных документов, писем, рисунков, рукописей. Вышедший
в 1994 г. сборник «Алексей Ремизов: Исследования и материалы»16
демонстрирует разнообразие тем при изучении наследия писателя. Одной из
наиболее актуальных проблем современного изучения творчества писателя
посвящена монография А. М. Грачевой «Алексей Ремизов и древнерусская
культура»17. В этом исследовании рассматривается связь творчества
Ремизова с образами, идеями, произведениями, историческими лицами и
событиями Древней Руси. В монографии зарубежного исследователя Греты
Н. Слобин «Проза Ремизова: 1900-1921»18 творчество писателя соотносится
с литературой европейского модернизма. Автор рассматривает литературную
биографию писателя с точки зрения его собственной концепции
жизнетворчества, сформированной под влиянием эстетики русского
символизма. Е. Р. Обатниной принадлежит монография о созданной
Ремизовым многолетней литературной игре под названием Обезьянья
Великая и Вольная Палата. Еще один важным трудом является монография
историка Я. В. Леонтьева о литературных попутчиках партии левых эсеров19.
При написании работы активно использовались монографии,
посвященные истории русского зарубежья: Т. Урбан «Русские писатели в
Берлине 20-е годы ХХ века»20, В. В. Сорокина «Русский Берлин»21,
Е. Менегальдо «Русские в Париже 1919-1939»22, З. С. Бочарова «Феномен
зарубежной России 1920-х годов»23 и «Русский мир 1930-х годов: от расцвета к увяданию зарубежной России».
Обращение к творчеству А. М. Ремизова дает большой материал для
дальнейшего изучения и кажется перспективным и актуальным, так как
сейчас настало время возвращения наследия писателя в Россию: уникальное
собрание, включающее более 900 предметов, приобретено Министерством
культуры Российской Федерации специально для Литературного музея у
наследников Н. В. Резниковой. Его наследие изучается в зарубежных
архивах. А. М. Ремизов был близок к символизму, но никогда не ограничивал
себя рамками какого-либо конкретного литературного направления. Он
всегда шел своим путем в искусстве, выбирал свою дорогу, вырабатывал свои индивидуальные принципы.
В работе был дан общий обзор жизненного и творческого пути
А. М. Ремизова, а также проанализированы творческие контакты писателя и
его литературные произведения. Все самые драматические события первой
половины XX века отразились на судьбе писателя и в его разностороннем творчестве.
Изучив отношения А. М. Ремизова с революционными кругами в
Пензенской и Вологодской ссылке в лице П. Е. Щеголева, Н. А. Бердяева,
Б. В. Савинкова и А. В. Луначарского, мы пришли к выводу, что писатель
отходит от марксистских убеждений и от идеи насильственного
революционного переустройства мира. Первая Мировая война
воспринимается А. М. Ремизовым как катастрофа, вопреки восторженно-патриотическим настроениям общественности. Для него война стала
способом подавления свободы отдельной личности и уничтожения культуры.
А. М. Ремизов принимал непосредственно участие в издательских
проектах, газетной и журнальной полемике революционного периода.
Активная публицистическая деятельность А. М. Ремизова во многом была
связана с издательско-редакторской и организационной деятельностью
Р. В. Иванова-Разумника. Их связывало сотрудничество в журнале «Заветы»
(1912-1914), издательстве «Сирин» (1912-1915) и альманахе «Скифы» (1917).
Литераторы, принимавшие участие в литературном объединении «Скифы»,
оказались литературными попутчиками партии эсеров. После прихода к
власти большевиков в 1917 году Ремизов расходится с Ивановым Разумником в оценке происходящего, не принимает политику и методы
нового правительства и уходит из «Скифов». Конец 1917 – начало 1918 гг. –
время активной публицистической деятельности Ремизова в эсеровских
изданиях, таких, как «Простая газета», «Новая простая газета», «Дело
народа», «Вечерний звон», «Воля страны», «Воля народа». Одним из видов
публицистики были художественные произведения малых жанров: «притчи,62
политические сказочки, скоморошины». С первых послереволюционных
дней писатель ощущал случившееся как результат манипулирования
народной темнотой, осуществлявшегося небольшой кучкой людей ради своих узкопартийных целей.
Поворотным событием в жизни А. М. Ремизова стал отъезд из России в
1921 году. Берлин сыграл в его непростой творческой судьбе ту же роль, что
и в судьбах многих русских писателей: объединяющего начала, благодаря
которому сохранились и дошли до потомков образы уникальной русской
культуры той сложной противоречивой эпохи. Стоит упомянуть, что в
эмиграции Ремизов сохранял нейтральную политическую позицию,
сотрудничал с изданиями, объединяющими людей разных художественных и
политических направлений, выступал за единство русской культуры, его
волновала судьба русского читателя, где бы он ни жил. Его Обезьянья
Великая и Вольная палата также имела цель установить мирное
сосуществования в среде русских эмигрантов, расколотой на два
враждующих лагеря. Писатель активно участвует в культурной жизни
столицы, становится живым свидетелем уникального культурного диалога эмиграции и Советской России.
Со второй половины 20-х годов ведущим культурным центром
российской эмиграции становится Париж. В эти годы вновь возрождается
идея сохранения национального и этнического самосознания, самобытной
культуры. Здесь писатель вновь сотрудничает с крупными периодическими
издательствами: «Последние новости», «Возрождение», «Версты», «Числа».
Ремизов интересовался и советской литературой, появлявшейся на страницах
журнала «Версты». Несмотря на все политические и идейные разногласия в
среде эмигрантов, сохранение родного языка и культуры помогало
вырабатывать общие взгляды и сохранять свою национальную идентичность.
Начавшаяся в 1939 году Вторая Мировая война прерывает культурное
развитие Русского Парижа. Ремизов, которого еще до войны ужасал63
нарождающийся тоталитаризм СССР и нацистской Германии, вместе с рядом
деятелей культуры подписывает протест против вторжения СССР в
Финляндию. В то время, когда в эмиграции возрастал литературный
консерватизм, а также недоверие к достижениям дореволюционного русского
символизма и модернизма, Ремизов, как и некоторые другие представители
русской эмиграции, нес ответственность за сохранность этого достояния,
которое, как он прекрасно понимал, в Советской России находилось в
опасности. Деятелей Серебряного века обвиняли в чрезмерном либерализме,
отрицании традиционных эстетических норм и проверенных временем общественных ценностей.
А. М. Ремизов был одним из самых ярких представителей
эмигрантской культуры, хранителем традиций Серебряного века и
полноправным участником культурной жизни Берлина и Парижа.
Биография, разносторонние творческие связи и литературная деятельность
Ремизова отражают все культурные и политические процессы первой
половины ХХ века, а также неразрывно связаны с историей культуры
Петербурга Серебряного века и историей феномена русского зарубежья как
единого информационно-культурного пространства
1. Ремизов А. М. Дневник мыслей 1943-1957 гг. / Федеральное архивное
агенство. РГАЛИ. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). РАН. – СПб.:
«Пушкинский Дом», 2013. Т. 1: май 1943 - январь 1946 / отв. ред., автор
вступ. ст. А. М. Грачева; подгот. текста А. М. Грачевой, Н. В. Конычевой, Л.
В. Хачатурян; коммент. А. М. Грачевой, Л. В. Хачатурян. – 373 с.
2. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2000. Т. 1: Пруд / подгот. текста,
послесл., коммент. А. А. Данилевского; вступ. статья, прил. А. М. Грачевой;
отв. ред. 1 тома А. М. Грачева. – 576 с.
3. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2000. Т. 2: Докука и Балагурье /
подгот. текста, послесл., коммент., прил. И. Ф. Даниловой; отв. ред. 2 тома
А. М. Грачева. – 720 с.
4. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский
Дом); Гл. ред. А. М. Грачева. - М.: Русская книга, 2001. Т. 4: Плачужная
канава / подгот. текста «Часов», «Крестовых сестер», коммент. И. Ф.
Даниловой; подгот. текста «Пятой язвы», «Плачужной канавы», статья,
коммент. А. М. Грачевой; отв. ред. 4 тома А. М. Грачева. – 560 с.
5. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2000. Т. 5.: Взвихренная Русь /
подгот. текста «Взвихренной Руси», статья, коммент. А. В. Лаврова; подгот.
текста «Дневника» Е. Д. Резникова; отв. ред. 5 тома А. М. Грачева. – 688 с.65
6. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2002. Т. 7: Ахру / подгот. текста,
статья, коммент. Е. Р. Обатниной; отв. ред. 7 тома А. М. Грачева. – 640 с.
7. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. - М.: Русская книга, 2000. Т. 8: Иверень / подгот.
текста «Подстриженными глазами», послесл., коммент., прил. А. М.
Грачевой; подгот. текста «Иверня» О. П. Раевской-Хьюз, А. М. Грачевой;
отв. ред. 8 тома А. М. Грачева. – 704 с.
8. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2000. Т. 9: Учитель музыки /
подгот. текста «Учителя музыки», статья, коммент., словарь
русифицированных фр. слов А. д’Амелии, подгот. текста «Воровского
самоучителя» А. М. Грачевой; отв. ред. 9 тома А. М. Грачева – 512 с.
9. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
Гл. ред. А. М. Грачева. – М.: Русская книга, 2003. Т. 10: Петербургский
буерак / подгот. текста, прим., статья и коммент. А. М. Грачевой; отв. ред. 10
тома О. П. Раевская-Хьюз. – 585 с.
10. Ремизов А. М. Россия в письменах. – New York: Russica Publishers INC,
1972. – 220 с.
II. Мемуары, дневники, письма.
1. Андреев В. История одного путешествия. – М.: Советский писатель, 1974.
– 376 с.
2. Андрей Белый и Иванов-Разумник: Переписка / Публ., вступ. ст. А. В.
Лаврова и Дж. Мальмстада. – СПб.: Atheneum; Феникс, 1998. – 736 с.
3. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. – Л.:
Искусство, 1991. Т. 1. – 343 с.
4. Бахрах А. В. Бунин в халате. По памяти, по записям. – М.: Вагриус, 2006. –
589 с.66
5. Белый А. Между двух революций. – М.: Художественная литература, 1990.
– 670 с. (Серия литературных мемуаров).
6. Берберова Н. Курсив мой: автобиография / предисл. А. Кузнецовой. – М.:
Аст Астрель, 2010. – 765 с.
7. Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2001. Т.
1: Россия в Германии / предисл. О. Коростелова. – 554 с.
8. Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2001. Т.
2: Россия во Франции / предисл. О. Коростелова. – 518 с.
9. Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2001. Т.
3.: Россия в Америке / предисл. О. Коростелова. – 494 с.
10. Письма А. М. Ремизова и В. Я. Брюсова к О. Маделунгу / сост. подгот.
текста и коммент. П. Альберга Енсена и П. У. Меллера. Copenhagen:
Rosenkilde and Bagger, 1976. – 80 с.
11. Письма Р. В. Иванова-Разумника к А. М. Ремизову (1908-1944 гг.) / Публ.
Е. Обатниной, В. Г. Белоуса и Ж. Шерона // Иванов-Разумник: Личность.
Творчество. Роль в культуре: Публикации и исследования. Вып. 2. СПб.,
1998. С.19-123.
12. Пришвин М. М. Дневники: 1918-1919 / Подгот. текста JI. А. Рязановой, Я.
З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина. – СПб.: Росток,
2008. – 558 с.
13. Пришвин М. М. Дневники: 1926-1927 / Подгот. текста JI. А. Рязановой, Я.
З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина. – М.: Русская
книга, 2005. – 590 с.
14. Резникова Н. Огненная память: Воспоминания об Алексее Ремизове /
подгот. текста, сопроводит. Статья А. М. Грачевой. – СПб.: «Пушкинский
Дом», 2013 – 272 с.
15. Седых А. Далекие и близкие. – New York: Новое Русское Слово, 1979. –
286 с.
16. Яновский В. С. Поля Елисейские: книга памяти / предисл. С. Довлатова. –
СПб.: Пушкинский фонд, 1993. – 276 с.67
17. Лифарь С. Моя зарубежная Пушкиниана. – Париж: Дом книги, 1966. –
188 c.
III. Художественные произведения.
1. Блок А. А. Собр. соч.: В 20 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Гл.
ред. А. Л. Гришунин. – М.: Наука, 1999. Т. 5: Стихотворения и поэмы
(1917-1921) / отв. ред. 5 тома С. А. Небольсин. – 567 с.
2. Волошин М. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург //
Россия распятая. – М.: Агенство «Пан», 1992. С. 85-92.
3. Иванов-Разумник Р. В. Бурков двор // Иванов-Разумник Р. В. Творчество и
критика: статьи критические (1908-1922). München: ImWerden Verlag,
2007. С. 30-46.
4. Розанов В. В. Собр. соч. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина; Вступ. ст. и
сост. А. Н. Николюкина. – М.: Республика, 1994. Т.: Мимолетное. – 539 с.
5. Струве Г. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора
зарубежной литературы. – Париж; М.: Русский путь, 1996. – 448 с.
Список литературы:
1. Баранова Т. Стравинский – читатель и библиофил (о русской библиотеке
композитора) // Научный вестник Московской консерватории. М., 2012.
№1. С. 5-59.
2. Бочарова З. С. Русский мир в ХХ веке в 6-ти томах. – М.: АИРО-ХХI;
СПб.: Алетейя, 2014. Т. 2: Феномен Зарубежной России 1920-х годов / под
ред. Г. А. Бордюгова и А. Ч. Касаева; предисл. А. М. Рыбакова. – 408 с.
3. Бочарова З. С. Русский мир в ХХ веке в 6-ти томах. – М.: АИРО-ХХI;
СПб.: Алетейя, 2014. Т. 3: Русский мир 1930-х годов: от расцвета к
увяданию зарубежной России / под ред. Г. А. Бордюгова и А. Ч. Касаева;
предисл. А. М. Рыбакова. – 336 с.
4. Грачева А. М. «Дневник мыслей» Алексея Ремизова // Ремизов А.
Дневник мыслей 1943–1957 гг. / Федеральное архивное агенство. РГАЛИ.68
Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). РАН. – СПб.: «Пушкинский Дом»,
2013. Т. 1: май 1943 – январь 1946 / отв. ред., автор вступ. ст. А. М.
Грачева; подгот. текста А. М. Грачевой, Н. В. Конычевой, Л. В.
Хачатурян; коммент. А. М. Грачевой, Л. В. Хачатурян. С. 7-28.
5. Грачева А. М. «Круг счастья» – лицевой кодекс Алексея Ремизова //
Рисунки писателей: сборник научных статей / РАН. Пушкинская
комиссия. – СПб.: Академический проект, 2000. С. 200-227.
6. Грачева А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура / РАН Ин-т рус.
лит. (Пушкинский Дом). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000 – 334 с.
7. Грачева А. М. Алексей Ремизов и Леонид Андреев (Введение к теме) //
Алексей Ремизов: Исследования и материалы / РАН. Ин-т рус. лит.
(Пушкинский Дом); отв. ред. А. М. Грачева. СПб.: Дмитрий Буланин,
1994. С. 41-52.
8. Грачева А. М. Апокалипсисы Алексея Ремизова («Пятая язва» и
«Плачужная канава») // Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус.
лит. (Пушкинский Дом); Гл. ред. А. М. Грачева. - М.: Русская книга, 2001.
Т. 4: Плачужная канава / подгот. текста «Часов», «Крестовых сестер»,
коммент. И. Ф. Даниловой; подгот. текста «Пятой язвы», «Плачужной
канавы», статья, коммент. А. М. Грачевой; отв. ред. 4 тома А. М. Грачева.
С. 499-510.
9. Грачева А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910–1950-е
годы) / отв. ред. А. П. Дмитриев. – СПб.: «Пушкинский Дом», 2010. – 536
с. (Библиотека Пушкинского Дома).
10. Грачева А. М. Жизнь и творчество Алексея Ремизова // Ремизов А. М.
Собр. соч.: В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Гл. ред. А. М.
Грачева. – М.: Русская книга, 2000. Т. 1: Пруд / подгот. текста, послесл.,
коммент. А. А. Данилевского; вступ. статья, прил. А. М. Грачевой; отв.
ред. 1 тома А. М. Грачева. C. 8-28.
11. Грачева А. М. Между Святой Русью и Советской Россией. Алексей
Ремизов в эпоху второй русской революции // Ремизов А. М. Собр. соч.: В69
10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Гл. ред. А. М. Грачева. –
М.: Русская книга, 2000. Т. 5.: Взвихренная Русь / подгот. текста
«Взвихренной Руси», статья, коммент. А. В. Лаврова; подгот. текста
«Дневника» Е. Д. Резникова; отв. ред. 5 тома А. М. Грачева. С. 589–605.
12. Грачева А. М. Революционер Алексей Ремизов: миф и реальность // Лица:
биографический альманах / Биографический ин-т. М.; СПб.: Феникс:
Atheneum, 1993. Вып. 3. С. 419-447.
13. Гречишкин С. С. Архив А. М. Ремизова // Ежегодник Рукописного отдела
Пушкинского Дома на 1975 год / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский
Дом); отв. ред. К. Д. Муратова. Л.: Наука, 1977. С. 20–43.
14. Грякалова Н. Ю. Русско-японская война и кризис европейских ценностей
// Человек модерна: биография, рефлексия, письмо / РАН. Ин-т рус. лит.
(Пушкинский Дом). – СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 183-200.
15. Данилова И. Ф. Литературная сказка А. М. Ремизова (1900-1920-е). –
Helsinki: Helsinki University Print, 2010 – 275 с.
16. Данилова И. Ф. О сказках Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч.:
В 10 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Гл. ред. А. М. Грачева. –
М.: Русская книга, 2000. Т. 2: Докука и Балагурье / подгот. текста,
послесл., коммент., прил. И. Ф. Даниловой; отв. ред. 2 тома А. М. Грачева.
С. 611-618.
17. Лавров А. В. Неосуществленные издательские проекты ИвановаРазумника // Иванов-Разумник: Личность. Творчество. Роль в культуре:
Публикации и исследования. Вып. 2. СПб., 1998. С. 136–148.
18. Леонтьев Я. В. «Скифы» русской революции: партия левых эсеров и её
литературные попутчики. – М.:АИРО-XXI, 2007. – 328 с. (АИРОМОНОГРАФИЯ).
19. Менегальдо Е. Русские в Париже 1919 –1939. / Пер. с фр. Н. Попова,
И. Попов; коммент. И. Попова. – М.: Наталья Попова, «Кстати», 2007. –
288 с.70
20. Обатнина Е. Р. А. М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя
/ РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – М.: Новое литературное
обозрение, 2008. – 294 с.
21. Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и
Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. – СПб.: Изд-во
Ивана Лимбаха, 2001. – 382 с.
22. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919 –
1939. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 295 с.
23. Раевская-Хьюз О. О «России в письменах» Алексея Ремизова // На
Рубеже двух столетий. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – М.:
Новое литературное обозрение, 2009. – М., 2009. С. 583-593.
24. Резников Е. Д. Ремизов и музыка // Резникова Н. В. Огненная память.
Воспоминания об Алексее Ремизове / подгот. текста, сопроводит. статья
А. М. Грачевой. – СПб.: «Пушкинский Дом», 2013. С. 233-245.
25. Слобин Г. Проза Ремизова:1900-1921 / Пер. с англ. Г. А. Крылова. – СПб.:
«Академический проект», 1997. – 206 с. (Современная западная
русистика).
26. Слобин Г. Белый и Ремизов: «жизнетворчество» после Революции // На
рубеже двух столетий / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – М.:
Новое литературное обозрение, 2009. С. 625-637.
27. Сорокина В. В. Русский Берлин / сост., предисловие и персоналии В. В.
Сорокина. – М: Издательство Московского университета, 2003 – 368 с.
28.Урбан Т. Русские писатели в Берлине в 20-е годы ХХ века / Пер. с нем. Т.
Цапалиной. – СПб.: «Лики России», 2014. – 287 с.
29. Федякин С. Рахманинов / науч. Ред. В. И. Ражева. – М.: Молодая гвардия,
2014. – 475 с. (Жизнь Замечательных Людей: Серия биографий).
30. Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин: 1921-1923. –
Paris: YMCA Press, 1983. – 460 с.71
31. Хьюз Р. Из писем П. П. Сувчинского к А. М. Ремизову 1920-х годов. // На
Рубеже двух столетий / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – М.:
Новое литературное обозрение, 2009. М., 2009. С. 759-770.
32. Цивьян Т. В. Русский литературный язык: «Случай Ремизова» // Ремизов и
Голландия: переписка с Б. Н. Рапчинским 1947-1957 / РАН. МГУ им.
Ломоносова. Ин-т мировой культ.; отв. ред. В. В. Иванов. – М.: Наука,
2004. С. 154-166