Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


« Исполнение налоговой обязанности: добровольный и принудительный порядок уплаты (взыскания) налогов и сборов»

Работа №138566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общетеоретические и правовые аспекты налоговой обязанности 7
1.1 Понятие и правовое регулирование налоговой обязанности 7
1.2 Содержание налоговой обязанности 13
1.3 Субъекты исполнения налоговой обязанности 20
Глава 2. Актуальные проблемы исполнения налоговой обязанности: вопросы
теории и практики 25
2.1 Добровольное исполнение налоговой обязанности 25
2.2 Исполнение налоговой обязанности в принудительном порядке 32
Глава 3. Актуальные проблемы исполнения налоговой обязанности: вопросы
теории и практики 41
3.1 Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
исполнения налоговой обязанности и пути их решения 41
Заключение 61
Список используемой литературы 67

Актуальность темы исследования. Налоги всегда признавались необходимым условием существования государства, и в современных условиях данное высказывание не потеряло своей актуальности.
Конституционная всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы закреплена в Конституции РФ, но несмотря на ее императивный характер, направлена на защиту не только публичных интересов, но и частных.
Исполнение налоговой обязанности, и как следствие пополнение бюджета необходимыми средствами, позволяет использовать налоги в качестве важнейших регуляторов экономического и социального развития. Напротив, неисполнение налоговой обязанности нарушает воплощенный в ст. 57 Конституции конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично­правовых образований, государства в целом. При этом, исполнение налоговой обязанности возможно как в добровольной форме, так и в принудительном порядке.
Обеспечение гарантированной защиты национальных экономических интересов, стабильности обороноспособности, а также социально­экономического состояния страны невозможно обеспечить без достаточных финансовых средств в государственной казне, которая пополняется в основном за счет исполнения физическими и юридическими лицами налоговой обязанности. Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы России, по результатам первого квартала 2022 года (январь-март) в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 8 268 млрд рублей, что на 39%, или на 2 313 млрд рублей больше, чем в январе-марте 2021 года. Без нефтегазовых доходов - 6 096 млрд рублей, что на 29% или 1385 млрд рублей выше. Поступления федерального бюджета в январе-марте 2022 года составили 4 857,1 млрд рублей, что на 1 502,6 млрд рублей, или на 44,8% больше, чем в январе-марте 2021 года. В консолидированные бюджеты регионов в первом квартале 2022 года поступило 3 411 млрд рублей, что на 31% или 810 млрд рублей, что также больше января-марта 2021 года. Уже в 2023 г. на сайте www.rbc.ru была размещена информация о том, что общие доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27,77 трлн руб., со ссылкой на оперативные данные с единого портала бюджетной системы. По сравнению с 2021 годом доходы увеличились примерно на 10%.
Не вызывает сомнений, что надлежащее исполнение налоговой обязанности зависит как от самих физических и юридических лиц, так и от качества законодательства, от общей налоговой политики государств. Нельзя не учитывать особенности российского законодательства и организационных аспектов существующих экономических проблем. В настоящее время необходимо приведение принципов российского законодательства в сфере налогообложения в соответствие с функционирующими принципами налогообложения, принятыми в установленном порядке в международной практике, а также повышения ответственности за совершение разного рода правонарушений в налоговой сфере.
Названные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования и объясняют причины ее выбора автором.
Степень научной разработанности темы. Поскольку вопросы налогов, налоговой обязанности физических и юридических лиц традиционно занимают значимое место в государстве, будучи одними из важнейших в конституционном и налоговом праве, они получили должное внимание в исследовательской работе российских авторов таких, как: Е.А. Алексеева, М.Ю. Березин, О.Ф. Бочарова, Е.Ю. Волошина, Д.В. Винницкий, Н.С. Даниленко, Д.С. Дроваль, Е.А. Каминская, А.Н. Козырин, Е.А. Коновалова,
A. А. Копина, О.И. Лютова, Д.А. Мусина, А.В. Нарышкина, В.А. Очаковский,
B. П. Провоторов, О.П. Плешанова, Д.Д. Сайдулаев, М.В. Саудаханов, А.С. Усенко, Б.А. Федосимов, С.А. Ядрихинский и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, рассмотрев особенности добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, можно сформулировать ряд выводов.
В каждом отдельном государстве, источником бюджета, являются абсолютно разные ресурсы. Чаще всего, в основе выбора этих источников лежит набор функций государства и соответственно необходимые для этого экономические затраты.
У наиболее развитых, в финансовом плане стран, основой формирования бюджета государства являются налоги и сборы, которые взимаются с граждан и иных лиц. Это объясняется необходимостью компенсации огромных затрат, необходимых для развития страны и всего общества. В основном это расходы на укрепление социальной сферы, а также улучшение инфраструктуры, обеспечение внешней и внутренней стабильности страны.
Вопросы, связанные с бюджетом государства и экономической ситуацией в любой стране всегда будут актуальны, так как нерешенных задач в данной области очень много, а из-за постоянного развития мира в целом, их решение значительно затрудняется.
Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны и выступают как эффективный финансовый регулятор. Налоги являются одной из древнейших финансовых категорий. Исторически появление налогов связывают с разделением общества на социальные группы и возникновением государства. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются экономическим и политическим устройством общества, природой государства и его задачами. Создание эффективной налоговой системы является одной из главных задач для всех государств. Проблемой, стоящей на пути этой задачи, является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, а, следовательно, неполнота поступлений в бюджеты разных уровней. Именно от полноты собираемости налогов и сборов зависит своевременное и полное финансирование расходов государства и муниципальных образований.
Важнейшей предпосылкой развития эффективной рыночной экономики в России является последовательное улучшение состояния всей макроэкономической системы. Среди ключевых условий такой стабилизации сокращение бюджетного дефицита, достигаемое в определенной мере с помощью принятия мер по увеличению бюджетных поступлений.
В современном мире государство берет на себя решение определенных экономических задач, и основным инструментом решения данных задач является государственный бюджет. Именно через него осуществляется перераспределение доходов в обществе, финансирование производства общественных благ, осуществление стабилизационной политики.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны1 и народного хозяйства в целом.
Исследуемая нами обязанность заключается в осуществлении учета доходов и расходов, имущества, уплате налогов в полном объеме и в установленный срок. Данные процессы должны быть четко регламентированы в нормативно-правовой базе любого государства.
Почти во всех странах, которые обладают писаной Конституцией, обязанность по уплате налогов и сборов имеет нормативно -правовую базу. Различие составляет лишь их объем. Какие -то страны прописывают лишь общие положение, а некоторые наоборот, указывают все до мелочей. Те страны, налоговые системы которых были рассмотрены, базируются не только на принципе законности, но и принципе единства системы, справедливости её действия, а также защищенности налогоплательщиков.
Вся система общественных отношений, регулируемая нормами конституционного права в сфере налогообложения, строится на принципе конфликта интересов (публичных и частных). И это можно считать естественным явлением, ведь никто не хочет отдавать часть заработанных средств, а когда людям приходится это делать, то воспринимается этот процесс чаще всего как несправедливый и нецелесообразный. Отношения государства и его населения, как субъектов налогового права довольно сложны. И в первую очередь, потому что распределение налогового бремени, уточнение его параметров с производственным циклом, в большинстве случаев либо вообще невозможно, либо не имеет смысла. А учитывая скорость процессов происходящих в обществе, появляется необходимость в постоянном развитии налоговой системы. Но при этом основным направлением, характеризующим отношения субъектов налогового права является системный, то есть преобладание унификации над адаптацией. А это в свою очередь приводит к проблеме, связанной с недоверием и негативным отношением людей к налоговой политике государства, так как неадаптивный характер отношений не может позволить гражданам в полной мере довольствоваться заработком, а различным организациям максимизировать полезный эффект от своей деятельности.
...


1. Алексеева Е.А. Принудительное исполнение налоговой обязанности: сравнительно-правовой обзор // Реформы и право. - 2017. - №
2. - С. 42-46.
2. Апелляционное определение Московского областного суда от 05.12.2022 по делу № 33а-35050/2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2023).
3. Апелляционное определение Судебной коллегии по
административным делам Верховного Суда РФ от 02.11.2016 № 78-КГ16-43 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2023).
4. Арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2021 № Ф06- 5501/2021 по делу № А57-11635/2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2023).
5. Березин М.Ю. Первая стадия налогового процесса - установление налоговой обязанности // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 6. - С. 171-175.
6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 754 с.
7. Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5. - С. 69-73.
8. Брякина А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2017. - № 3. - С. 60-64.
9. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Норма, 2000. - 449 с.
10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: НОРМА, 2008. - 390 с.
11. Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С., Алексеевич Б.А. Идентификация обязанности фиксации расчетов в системе налоговых правоотношений // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 15. - № 2. - С. 156-166.
12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2008. - 876 с.
13. Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П. Проблема формального подхода к оценке налоговой обязанности в условиях цифровизации // Закон. - 2021. - № 4. - С. 26-32.
14. Дроваль Д.С. К вопросу о содержании налоговой обязанности в теории налогового права // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права, - Ставрополь, 23-24 сентября 2019 года. - С. 116-119.
15. Заболотских Е.М., Попова С.П. О некоторых вопросах правового регулирования механизма исполнения публичных обязанностей // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 6. - С. 90-94.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ