Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Масс-медийная практика информационной войны

Работа №138545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение
Глава 1. Определение информационной войны и ее проявление в массмедийной практике
1.1 Понятия «война», «информационная война», «масс-медийная война», и
объединяющие их видовые и родовые отношения
1.2. Соотношение понятий «масс-медийная война» и «психологическая
война, их особенности и признаки
1.3. Методы и приемы по психологическому манипулированию
общественным мнением в масс-медийной войне
Глава 2. Анализ психологических приемов по манипулированию
аудиторией, используемых в СМИ в масс-медийной войне
2.1 Panorama. BBC one.
2.2 VICE. НВО
2.3 Россия 1. Вести недели с Дмитрием Киселевым
2.4 Первый канал. «Воскресное Время с Ирадой Зейналовой»
Заключение
Библиографический список

ХХI век принято считать веком мира и спокойствия, эрой, в которой человечество не допустит новых мировых войн и сможет избежать крупных военных столкновений. Однако развитие информационных
технологий показало, что в третьем тысячелетии межгосударственные
конфликты не элиминированы, а просто переведены на новый уровень, и
перестали ограничиваться вооруженным противостоянием. Победитель
войн в ХХI веке, это, прежде всего, интеллектуально конкурентоспособное
государство, способное подавить противника без единого выстрела.
Сегодня, в период постоянных изменений и реформации международных
отношений, замечается резкое усиление конфликтогенности
государственных отношений при достижении национальный интересов.
При этом в процессе достижения данных интересов власти предпочитают
переносить средства из горячей фазы конфликтов в холодную. Вследствие
его, начинает доминировать мягкая сила в сочетании с жесткой.
Борьба и конкуренция между государствами продолжается уже вне
военного времени. Сегодня камнем преткновения всех политических
конфликтов являются не только вечные спорные вопросы территории,
рынков сбыта и сфер международного влияния – к ним добавляется защита
и прокламация собственных интересов (политических, экономических,
социальных и идеологических) и, безусловно, информационное
превосходство. Таким образом, появляется понятие, называемое
«информационной войной» или «информационным противоборством».
Однако стоит отметить, что назвать категорию «информационной войны»
сравнительно новым понятием не приходится, так как существует большое
количество научных трудов и статей, доказывающих, что информационное
противоборство уходит своими корнями далеко в историю человечества и
исчисляется уже веками. Однако именно развитие информационных4
технологий и способов влияния на массовое сознание позволяет нам
назвать эту категорию наиболее актуальной, для понимания новых
современных видов межгосударственных информационных конфликтов.
Сверхсложный уровень экономики современного
постиндустриального общества и технологическое развитие определили
формирование совершенно новой сложной системы средств массовой
информации, с новыми методами и способами влияния на пользователей и
охватом огромной аудитории потребителей информационного продукта.
Таким образом, информационная война становится продолжением
военного насилия уже на интеллектуальном уровне. На данном уровне с
помощью специально разработанных методик, направленных на
нарушение психологического и морального спокойствия населения, можно
через информационное воздействие влиять и на политическую, и на
экономическую сферу данного государства. Этот принцип подтверждается
во многих психологических и нейрофизиологических трудах,
подчеркивающих, что не только психика, но и сознание человека
(являющееся высшим проявлением психики) – представляют собой
единую систему, не разделяемую на отдельные блоки. А какое-либо
вмешательство или изменение данной системы, повлечет сдвиги и
нарушению работы других систем, относящихся и отвечающих за правильное функционирование человека.
Получается, что журналист сегодня – это не столько представитель
древнейшей творческой профессии, сколько участник военных действий на
психологическом, интеллектуальном и информационном фронте, а СМИ –
это эффективное «оружие массового поражения». Причем
глобализационные процессы, проходящие во всех сферах жизни
человечества, конвергенция в журналистике, связанная во многом с
появлением интернета, а также доступность глобальной сети для всех
категорий населения, напрямую дала журналистам неограниченные5
возможности влияния на человека в целом, не зависимо от его
национальной, социальной, гендерной или иной принадлежности.
Таким образом, очевидна актуальность данной научной работы и
проводимого исследования, состоит в отражении роли масс-медиа в
информационной войне. Кроме того, современная политическая
напряженность позволяет доказательно показать возможность
существования информационного противоборства между государствами в
мирное время и без вооруженных столкновений.
Несмотря на большое количество работ на заданную тему, новизна
данного научного исследования заключается в детальном изучении
феномена информационной войны на примерах из масс-медийной
практики различных видов СМИ, принадлежащих разным государствам
(противодействующим сторонам) и выходящих на разных языках.
Следовательно, объектом данной работы являются масс-медиа,
рассматриваемые как средство борьбы за реализацию политических интересов в информационной войне.
А предметом исследования являются методы и способы проявления
информационного противоборства в средствах массовой информации разных стран.
Целью данной работы является выявление особенностей
использования приемов масс-медийной войны и их характеристика в
международном противоборстве конфликтующих сторон.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 Выявить основные характеристики «информационной войны»
и «масс-медийной войны», как разновидностей
конфликтогенного межгосударственного противостояния.6
 Изучить методы и приемы манипулирования массовой
аудиторией через масс-медиа, с акцентом на психологическом
манипулировании и создании стереотипов и смыслов, выгодных противнику.
 Определить характерные черты масс-медийного
противостояния, через наиболее часто используемые приемы
по манипулированию зрителем, на примерах телепрограмм,
транслируемых в разных государствах.
 Выявить особенности использования тех или иных методов и
способов манипулирования аудиторией в масс-медийной практике российских и иностранных СМИ.
Методы, используемые в данном исследовании, были определены в
соответствии с задачами и целью научной работы: анализ, системный и
описательный метод; наблюдение; аксиоматический метод; описание;
сравнительно-типологический метод; метод «case studies».
Стоит отметить синтетический характер привлеченных для этого
научного исследования трудов, статей и работ, исследующих категорию
«информационная война», которые и образуют теоретическую базу ВКР.
К ним относятся, во-первых, исследования в сфере психологического
воздействия на массы, разработанные: Д.А.Волкогоновым, С.А.Зелинским,
В.Г.Крысько, П.Лайнбаджером, а также исследования по изучению
феномена информационных войн: Н.Л.Волковского, С.Г.Кара-Мурзы,
П.Н.Киричека, В.А.Лисичкина, И.Н.Панарина, С.П.Расторгуева,
А.И.Уткина, Л.А.Шелепина, и др. Также нами были изучены статьи,
опубликованные в следующих электронных научных изданиях:
Исследовательский центр «Agentura.ru», ежеквартальный научно-исследовательский журнал «Конфликтология», электронный научный журнал журфака МГУ им. Ломоносова «Медиаскоп», «Военная7
литература», научно-практический журнал «Пентагонус», научно-практическое издание «Журналист. Социальные коммуникации».
Эмпирическую базу для данной научной работы составили
материалы, представляющие следующие телеканалы России, США и
Великобритании: «BBC one», «HBO», «Россия 1» и «Первый канал»
Хронологические рамки ВКР – сентябрь 2015г. – май 2016г.
Поставленные задачи и основная цель также определили структуру
данного научного исследования. ВКР состоит из введения, двух основных
глав – теоретической и практической - и семи параграфов, заключения, а
также списка использованной литературы. В первой главе
рассматриваются теоретические аспекты данного научного исследования:
раскрываются понятия война и информационная война, исследуется
специфика отражения информационного противоборства именно в
средствах массовой информации, рассматриваются методы и способы
ведения информационной войны, а также последствия и влияние, которые
они оказывают на аудиторию. Первая глава состоит из трех параграфов.
Вторая, практическая глава, состоит из четырех параграфов и представляет
собой анализ эмпирического материала, представленного конкретными
примерами из отечественных и иностранных СМИ. В заключении к ВКР
мы делаем выводы, на основе изученного теоретического и
проанализированного эмпирического материала

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неспокойная конфликтогенная обстановка в мире, в сочетании с
развитием технологий по распространению информации и коммуникации,
привели к ускорению процессов глобализации и возрастанию напряжения
на международной арене. СМИ, являясь главным средством по
информированию населения, занялись эксплуатацией понятия
«информационная война», приписывая данный феномен ко всем действиям
по передаче, получении или обмене информацией между конфликтующими сторонами.
В результате теоретического исследования ВКР, анализа понятий
«война», «информационная война» и «масс-медийная война», их
особенностей, признаков и способов проявления, нами были сделаны следующие выводы:
1. «Информационная война» является одной из разновидностей
военного межгосударственного противостояния, и представляет
собой особую форму насилия, как над противником, так и над
собственным населением, с использованием информации в качестве
основного оружия поражения. «Масс-медийная война» - это
феномен, существующий в рамках категории «информационная
война», и представляющий собой информационно-психологическое
противостояние через средства массовой информации
противоборствующих сторон, во время «холодной» фазы ведения военных действий.
2. Цели и методы ведения масс-медийной войны совпадают с целями
и методами ведения «психологической войны», следовательно62
одними из основных способов поражения информационным
оружием в масс-медийной войне является манипулирование своей
и вражеской аудиторией на психологическом уровне, для чего
разработана целая система скрытых приемов и эффектов,
воздействующих на сознание и подсознание зрителя. В сочетании с
общедоступностью СМИ, благодаря появлению интернета данный
вид «оружия» может считаться самым губительным по охвату
территории, количеству «пострадавших», которыми можно считать
всех реципиентов «заряженной» информации а также по
необратимости последствий от применения данного оружия.
В ходе практического исследования ВКР, нами было выявлено, что все
приемы по манипулированию аудиторией, а, следовательно, и основное
использование информации, как оружия, ведется в масс-медийной
практике как против населения противоборствующего государства, с
целью его дезинформации, так и против населения своей страны, с целью
укрепления устоявшихся стереотипов и мнений о «государстве-враге»,
которые можно будет использовать для одобрения крайних действий
правительства при переходе войны из «холодной» фазы, в горячую.
Наиболее часто используемым приемом по психологической
манипуляции на британском телеканале «BBC one» является: создание
образа врага, за счет переориентации внимания аудитории с вопросов
достоверности преподносимой информации на ненужные детали,
вбрасываемые в сюжет привлеченными «лидерами мнений».
Наиболее часто используемые приемы на американском телеканале
«HBO» стали: эмоциональное заряжение подаваемой информации и
создание эффекта правдоподобия, для отвлечения внимания аудитории от
несправедливо расставленных акцентов.63
Наиболее часто используемым психологическим приемом на
российском телеканале Россия 1 стало манипулитвное комментирование,
которое в сочетании с другими приемами и эффектами работает в качестве
пропаганды определенных идей для российского зрителя.
Наиболее часто используемыми приемами по психологическому
манипулированию аудиторией на «Первом Канале» стали: создание
эффекта правдоподобия, за счет привлекаемых лидеров мнений, со
скрытой сменой планов и переориентацией внимания аудитории с
вопросов о реальной объективности и достоверности данных источников.
Следовательно, мы можем утверждать, что проведенный нами анализ
показал, что обе стороны данного информационного противоборства
используют методы по одновременной манипуляцией как своим, так и
«вражеским» зрителем, делая также часть приемов и эффектов
«универсальными» по влиянию на сознание аудитории обеих сторон конфликта.
Если рассматривать информацию, как оружие, используемое в
практике масс-медийной войны, на основе проанализированных нами
материалов и изученных особенностях аудитории, можно утверждать, что
именно количество людей, попадающих под «информационный удар»,
позволяют назвать масс-медийную войну «губительной» и
«устрашающей» по своим масштабам. При этом, уникальность феномена
«масс-медийной войны» в рамках изучения способов ведения
информационного противоборства, заключается в том, что проводимая
манипуляция аудиторией будет успешна только в том случае, если
манипулирование будет направлено как на вражеское население, так и на
зрителей в собственном государстве. Создавая определенные стереотипы и
подготавливая «домашнюю» аудиторию к определенной реакции на
действия противника, манипуляторы смогут выгодно использовать
зрителей своего государства в дальнейшем для достижения определенных64
политических целей, если воздействие на аудиторию противника, по
какой-то причине не увенчается успехом. При этом психологическое
воздействие на неисчисляемую по размерам аудиторию имеет
необратимых характер, что делает масс-медийную войну, как проявление
феномена информационной войны, самым опасным видом ведения
конфликтов, придуманным человечеством.


1) Волковский Н. Л. История информационных войн: (XX век)/под ред.
И. Петрова. СПб, 2003. В 2 ч.
2) Волкогонов Д.А. Психологическая война. М., 1983
3) Зелинский С., Нагавкина Л. С., Фѐдоров А. В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание: средства
массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник
манипулятивных методик воздействия на подсознание и
моделирования поступков индивида и масс. М., 2008
4) Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962.
5) Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999.
6) Кара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. М., 2008.
7) Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. Манипуляция сознанием. М., 2000
8) Карякин В.В., Козин В.П. Военная политика и стратегия США в
геополитической динамике ХХI века. М., 2014
9) Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы,
формы, опыт). М., 1999.
10) Почепцов Г. Г. Информационно-психологическая война. М., 2000
11) Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2003.
12) Тофлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге
ХХI века. М., 2009
13) Уткин А.И. Мировая холодная война. М., 2005.66
на иностранном языке
14) Armistead L. Information operations: Warfare and the hard reality of soft
power. – Potomac Books, Inc., 2004.
15) Armistead E. L. Information warfare: Separating hype from reality. –
Potomac Books, Inc., 2007.
16) Lasswell H. D. et al. Propaganda technique in the world war. – New York :
AA Knopf, 1927.
II. Периодические издания
17) Воробьев И.Н., Киселев В.А. Киберпространство как сфера непрямого
вооруженного противоборства «Единый взгляд 2020» // Военная
мысль.. 2014. № 12.
18) Громакова В.Г., Величко Е.С., Чеботарева А.В., Ткач А.Ю., Чирвина
А.Б., Радченко А.C., Василькова Е.Р. - потенциал и эффективность
СМИ как инструмента управления общественным мнением.
Инженерный вестник Дона – 2015. - №4
19) Завадский И. И. Информационная война - что это такое. Конфидент. –
1996. – №. 4.
20) Киричѐк П. Н. Современная информационная политика: императивномодусная трансформация. Социологические исследования. – 2007. –
№. 10.
21) Костарев С.В., Ефремов О.Ю., Зверев С.Э. Концепция
сетецентрических войн в свете доктрины «Единый взгляд 2020» //
Военная мысль. 2014. № 1
22) Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная
информасионная политика в условиях информасионнопсихологической войны. Горячая линия-Телеком, 2009.
23) Расторгуев С. П. Информационная война. М. : Радио и связь, 1998.67
24) Халидов Д. Ш. Информационная война в России: горькие плоды
западничества. Научно-аналитический журнал Обозреватель—
Observer. – 2011
III. Электронные ресурсы
25) Н.С.Лабуш «Информационная война как порождение нового времени
и современных массмедиа технологий. Часть 1. Продолжение
политики средствами информационного насилия»
URL:http://www.mediascope.ru/?q=node/1738
26) Военная литература «Часть первая: Природа войны
URL:http://militera.lib.ru/science/clausewitz/01.html
27) Подполковник А. Бобров Пентагонус «Информационная война: от
листовки до твиттера»
URL:http://pentagonus.ru/publ/informacionnaja_vojna_ot_listovki_do_tvitt
era_2013/105-1-0-2371
28) Телеканал Россия «Вести недели».,
URL:https://russia.tv/brand/show/brand_id/5206/
29) Информационное агентство РИА Новости «Новый ведущий "Вестей
недели" планирует изменить формат программы
URL:http://ria.ru/media/20120823/729250825.html
30) Воскресное время с Ирадой Зейналовой
URL:https://www.youtube.com/user/BockpecHoeBpeM9I
31) 1 канал «6 апреля самой популярной программой стала
информационная программа «Воскресное Время».
URL:http://www.1tv.ru/news/2014/04/06/47546-
6_aprelya_samoy_populyarnoy_programmoy_stala_informatsionnaya_pro
gramma_voskresnoe_vremya
32) ВЦИОМ «Пресс-выпуск № 2917»68
URL:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115365
33) Левада-центр « Одобрение деятельности Владимира Путина»
URL:http://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/
на иностранном языке
34) BBC one «Panorama-Home»
URL:http://www.bbc.co.uk/programmes/b006t14n
35) HBO «Vice/About/Series»
URL: http://www.hbo.com/vice/about/index.html
36) Gallup « Russia» URL:http://www.gallup.com/poll/1642/russia.aspx
37) Gallup «Americans' Views of Russia, Putin Are Worst in Years»
URL:http://www.gallup.com/poll/167402/americans-views-russia-putinworst-years.aspx

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ