Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь самоактуализации и смысложизненных ориентаций студентов будущих психологов

Работа №138521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения самоактуализации и смысложизненных ценностей в отечественной и зарубежной психологии 9
1.1 Смысложизненные ориентации в работах современных
психологов 9
1.2 Методы исследования самоактуализации
и смысложизненных ценностей 19
Глава 2 Эмпирические исследования смысложизненных ориентаций и самоактуализации студентов 22
2.1 Организация и проведение исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация проведенных
психодиагностических методик 24
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Анкета для респондентов 45
Приложение Б Результаты ранжирования терминальных ценностей по методике Рокича 47
Приложение В Результаты ранжирования инструментальных ценностей по методике Рокича 48

В последние годы среди молодежи вырос интерес к психологии. Всё больше абитуриентов выбирают профессию психолога. Как известно, в современном мире уровень стресс постоянно растёт: эмоциональные перегрузки, нарушения режима труда и отдыха - всё это сказывается на психологическом здоровье населения. А потому всё больше людей обращается за психологической помощью к психологу. Учитывая тот факт, что всего за несколько лет в стране и в мире произошли спрос на психологов, растёт с каждым годом. Начавшаяся в 2020 году пандемия обострила страхи и тревоги граждан. Страх смерти считается одним из основных страхов. Многие люди на протяжении нескольких лет жил в страхе и тревоге за свою жизнь, жизнь близких. К этим страхам добавились страхи, связанные с изоляцией от общества, потерей работы и финансовыми трудностями.
Люди стали обращаться к психологам онлайн и очно. После февраля 2022 года спрос на услуги психологов вырос в два раза. «По прогнозам, общая занятость психологов с 2020 по 2030 год вырастет примерно на 8%. Это средний показатель, который означает, что спрос на профессию не будет падать: из-за пандемии коронавируса уже отмечают увеличение запросов на услуги на основании информации источника [7]. По данным сайта hh.ru в феврале 2022 года спрос на услуги психологов вырос на 111% в сравнении с тем же периодом в прошлом году. Данные показатели оказались рекордными, даже период пандемии не имел таких цифр. Сложная ситуация в мире и в политической сфере позволяет предположить, что рост спроса на психологические услуги продолжится, согласно информации из электронного ресурса [24].
В связи с тем, что уровень тревоги и напряженности в обществе растёт, всё больше взрослых и детей попадают в «группу риска» и нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Поэтому растёт потребность в подготовке соответствующих профессиональных кадров. Однако, многие студенты, поступая на психологический факультет, не имеют полного представления о будущей профессии. Для гармоничного развития личности будущего психолога в процессе обучения стоит уделить внимание формированию профессиональных компетенций, развитию гибких навыков и эмоциональному интеллекту. Самореализация личности и её становление зависит от психологического благополучия студентов. Для выстраивания гармоничных отношений с клиентом психологу важно не только уметь выстраивать работу с клиентом, но и иметь внутренние силы для того, чтобы справляться с трудными ситуациями.
Ведь будущему психологу предстоит работать в специализированных учреждениях, как с детьми, так и с взрослыми. От того как психолог будет использовать полученные в вузе знания на практике, будет зависеть результат клиента. Успешность решения профессиональных задач достигается за счет личных показателей специалиста таких как: самоопределение и ориентированность в жизни. Если психолог понимает свой внутренний мир, имеет смысл жизни и профессиональную цель, он лучше подбирает инструменты для работы. В юношеском возрасте остро встает вопрос о личностном самоопределении. Так как смысложизненные ориентации влияют на формирование личности студентов, исследования их особенностей вызывает интерес с научной точки зрения [15, 20].
Кроме того, считаем немаловажным отметить, что становление будущих психологов должно проходить в среде, наполненной положительными, конструктивными ценностями и смыслами. Изначально настраивая студентов на восприятие картины окружающего мира через призму критического мышления и поиска конструктивных, позитивных выходов из сложных, конфликтных ситуаций, мы тем самым, с одной стороны, снижаем риск появления специалиста, с определенной долей вероятности способного нанести вред своим будущем клиентам. А с другой, мы таким образом организуем профилактику эмоционального выгорания будущих специалистов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое исследование проблемы смысложизненных ориентаций и самоактуализации позволило сделать вывод, что на самоопределение человека, его личностное развитие и поведение оказывают влияние цели, идеалы, убеждения и интересы. В студенчестве активно развиваются смысложизненные ориентации, которые в дальнейшем влияют на успешность самореализации личности.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что студенты психологи с более высоким показателем осмысленности стремятся к безопасности и стабильности жизни, а также готовностью участников пойти на обдуманный риск для достижения цели.
Полученные результаты показали, что около 50% студентов обладают высокой самоактуализацией, имеют схожие смысложизненные ориентации и имеют положительные корреляционные связи с показателями осмысленности жизни и достижением целей.
65% студентов относят к значимым ценностям общечеловеческие ценности такие, как: здоровье, любовь, уверенность в себя. А среди инструментов для достижения целей выбирают такие жизненные ценности, как: ответственность, образованность, честность, чуткость и воспитанность.
Анализ смысложизненных ориентаций показал, что подавляющее большинство респондентов (65%) оценивают свою жизнь, как интересную, насыщенную и при принятии решении обладают интернальным локусом контроля, что так же положительно отображается на восприятия жизни.
В рамках исследования взаимосвязи смысложизненных ориентации и самоактуализации студентов психологического факультета ТГУ, были реализованы цели и задачи.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: будущие психологи имеют достаточно высокий уровень осмысленности и обладают высокой внутренней опорой и готовностью пойти на обдуманный риск для достижения цели.
В качестве рекомендации по развитию профессиональных и личностных качеств будущих специалистов в области психологии, можно предложить следующее: формирование духовных и нравственных
ориентиров, работа над самооценкой и уверенностью в себе, упражнения на развитие эмпатии и целеполагания.
В качестве методов коррекции можно использовать: проективные методики, арт-терапию, сказкотерапию, работу в группу, лично­ориентированную терапию, когнитивно-поведенческую терапию.
От того, насколько будущие специалисты в области психологии будут способны осознавать свое состояние и эмоции напрямую зависит эффективность их деятельности и способность к саморегуляции, без которой в столь сложном деле нельзя обойтись.


1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 1991. С. 19-44.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин.М. :Юнити-Дана, 2013. 112 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2019. 448 с.
4. Бесаева А. Г. Ценностно-смысловая сфера личности в структуре
психологического знания, 2018. [Электронный ресурс]
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-v- strukture-psihologicheskogo-znaniya.
5. Беспутина И. Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 106-110.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. СПб. : Питер, 2012. 154 с.
7. Генберг Е. Профессия «Психолог»: чем занимается, сколько
получает и где учиться. [Электронный ресурс] URL:
https://checkroi.ru/blog/professiya-psiholog/.
8. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций
современных студентов-первокурсников / С. Н. Гончар. Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. 17-19.
[Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/.
9. Дацишина И. А. Смысл жизни как объект психологического исследования. [Электронный ресурс] URL: https://akme31.narod.ru/7.html.
10. Заплатина Н. Е., Катунова В. В. Анализ системы жизненных ценностей юношества на примере студентов направления психологии 2017.
[Электронный ресурс] URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sistemy- zhiznennykh-tsennostej-yunoshestva-na-primere-studentov-napravleniya- psikhologii.html.
11. Казарян, А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у
студентов-психологов разных возрастных групп / А. А. Казарян. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 438-443.
[Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/204/50113/.
12. Лебедева Н. Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников: монография / Н. Н. Лебедева. М. : Наука Флинта, 2015. 85 с.
13. Левщанова В. В. Тенденции индивидуальных различий смысложизненных ориентаций у студентов-психологов. Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-individualnykh-razlichij- smyslozhiznennykh-orientatsij-u-studentov-psikhologov.html.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / 2-е издание, стереотипное. Москва : Смысл: Академия, 2005. 352 с.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ