Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь стиля семейного воспитания и агрессивности у детей дошкольного возраста

Работа №138519

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения связи стиля семейного воспитания на проявление агрессивности у старших дошкольников 8
1.1 Психологическая характеристика стилей семейного
воспитания 8
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей 20
Глава 2 Эмпирическое исследование связи стиля семейного воспитания на проявление агрессивности у старших дошкольников 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты исследования стиля семейного воспитания
дошкольников 36
2.3 Результаты исследования проявления агрессии у детей
дошкольного возраста 41
2.4 Результаты исследования связи стиля семейного
воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста 46
2.5 Рекомендации родителям 55
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Результаты диагностики по методике «Стили семейного воспитания» С.С. Степанов 69
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Анализ семейных взаимоотношений», Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (вариант для родителей) 71
Приложение В Результаты диагностики по методике «Тест руки», Э. Вагнер 73

В современной России стрессовая среда оказывает влияние на личностный рост и поведение детей. В частности, увеличиваются такие отклонения в развитии и поведении детей, как отчужденность, тревожность, цинизм, жестокость и агрессивность. Это ограничивает активность детей, повышает тревожность, приводит к низкой самооценке или компенсаторной самооценке, нарушает общественные отношения и может привести к социальной дезадаптации.
Семья играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка [1].
Семьи очень разные, и столько же разных личных родительских стилей, сколько и семей. Стиль семейного воспитания - это «наиболее характерный способ детско-родительских отношений, использующий определенные средства и методы воспитательного воздействия и проявляющийся в особом речевом обращении и взаимодействии» [2].
Существует широкая классификация стилей семейного воспитания и указывается, какие родительские установки приводят к появлению тех или иных черт характера у ребенка.
Однако единогласно отмечено, что влияние семьи на характер ребенка носит как положительный, так и отрицательный характер. Положительное влияние заключается в том, что никто так не любит и не заботится о ребенке, как близкие ему люди в семье. Однако отрицательное влияние может быть опасным для ребенка. По сравнению с другими социальными институтами семья наносит больший вред воспитанию ребенка. На этом этапе проблемы с зарабатыванием денег, перегруженность работой и сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, раздражительности, усталости и повышенному стрессу. Они привычно вымещают свои эмоции на детях, обвиняя их как во внешних, так и в семейных проблемах. Родители становятся более авторитарными, чаще применяют телесные наказания, требуют от детей более жесткой дисциплины, практически не занимаются индивидуальным воспитанием. Ребенок оказывается в полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что негативно сказывается на его психическом здоровье.
Дети раздражительны, своевольны и агрессивны, потому что они «брошены» родителями и их потребность в ласке и близости не удовлетворяется. Глубина привязанности между ребенком и его родителями определяет его дальнейшее развитие. Именно эмоциональные и межличностные взаимодействия наиболее уязвимы в дисгармоничной семье.
Актуальность темы связи стиля семейного воспитания на проявление агрессивности у старших дошкольников заслуживает внимания не только специалистов в области психологии и педагогики, но и, в первую очередь, родителей, воспитателей дошкольных учреждений.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, П.П. Блонский, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, Л.С Выготский, С.Л. Колосова, Т.Л. Кузьмишина, К. Лоренц, И.М. Марковская,
Л.А. Николаева, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, З. Фрейд, Э. Фромм Э.Г. Эйдемиллер и другие. Несмотря на то, что многие исследования показывают, что стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на проявление агрессивности у детей, родители и воспитатели до сих пор не всегда осознают эту связь и не всегда готовы изменить свой подход к воспитанию. Кроме того, существует множество различных стилей воспитания, и не все из них одинаково способствуют формированию у детей здоровой социальной адаптации и профилактике агрессивного поведения.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости более глубокого изучения вопроса о связи стиля семейного воспитания и проявлении агрессивности у старших дошкольников.
Целью исследования стало - раскрыть связи стилей семейного воспитания и проявления агрессии у детей дошкольного возраста.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стили семейного воспитания представляют собой разнообразные подходы и методы, которые родители используют для воздействия на своих детей с целью формирования определенного типа поведения. Стили воспитания также отражают взаимодействие между родителями и детьми, их общение и вовлеченность, а также эмоциональные связи и привязанности. В области психологии принято выделять шесть основных стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопекающий. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и оказывает уникальное влияние на психику и развитие личности ребенка.
Повышенная агрессивность у детей старшего дошкольного возраста - серьезная проблема, требующая тщательного изучения. Агрессивное поведение детей может быть обусловлено различными факторами, такими как особенности семейного воспитания, стрессы в социальной среде, индивидуальные особенности ребенка, фрустрация базовых потребностей и другое. Существует несколько форм агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: физическая агрессия (прямая и косвенная); вербальная агрессия (прямая и косвенная), инструментальная агрессия, враждебная агрессия (обида и подозрительность), аутоагрессия. Распознавание проблемы и ее решение в дошкольный период может помочь предотвратить возможные проблемы в будущем.
С целью выявления связи стиля семейного воспитания на проявление агрессивности у старших дошкольников организовано эмпирическое исследование. В данном исследовании приняли участие 50 детей и 50 родителей (по одному законному представителю). Родители выразили свое письменное согласие на участие в данном исследовании.
В ходе исследования было выявлено, что большинство родителей применяют авторитетный (демократический) стиль воспитания, что 60 проявляется в положительном отношении, стремлении к сотрудничеству в реализации планов ребенка, предоставлении необходимой свободы действий, поощрении инициативы и самостоятельности, сопереживании его неудачам, поддержке и заботе. Доминирующими устойчивыми сочетаниями особенностей воспитательного процесса являются: гиперпротекция,
минимальность санкций, потворствование, недостаточность требований- запретов к ребенку. Психологическими причинами отклонений в семейном воспитании в данных семьях являются недостаточность обязанностей, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания и расширение сферы родительских чувств, а также предпочтение детских качеств. Большая часть детей дошкольного возраста по полученным результатам обладает средним уровнем агрессии, что свидетельствует об умеренной готовности к проявлению агрессии по отношению к другим. Сравнительный анализ показал, что у мальчиков достоверно выше уровень агрессии, физическая агрессия. Для девочек более характерна косвенная агрессия и негативизм.
В результате корреляционного анализа было установлено:
• авторитетный стиль семейного воспитания способствует снижению физической, косвенной и вербальной агрессии у детей дошкольного возраста. Авторитарный стиль воспитания повышает уровень косвенной и вербальной агрессии. Индифферентный стиль воспитания снижает уровень негативизма;
• гиперпротекция и потворствование родителей снижает вероятность проявления негативизма. Игнорирование потребностей ребенка и чрезмерность требований к нему способствует проявлению физической, косвенной и вербальной агрессии у ребенка. Недостаточность обязанностей и воспитательная неуверенность родителей повышают склонность к физической агрессии ребенка. Минимальность санкций и проекция собственных качеств, наоборот, снижают физическую агрессию у детей. При проекции родителями собственных качеств на ребенка повышается косвенная агрессия и негативизм. Неустойчивость стиля воспитания способствует повышению косвенной и вербальной агрессии, а также негативизма. Предпочтение мужских качеств, препятствует проявлению косвенной агрессии у детей;
- игнорирование потребностей, чрезмерность требований, чрезмерность требований-запретов, неустойчивость стиля воспитания способствует повышению уровня агрессии у детей дошкольного возраста.
Для профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста родители должны принимать во внимание свой стиль воспитания и делать соответствующие изменения. Независимо от стиля воспитания, родители должны устанавливать правила и границы, но при этом предоставлять детям возможность выражать свои мнения и участвовать в принятии решений. Также важно показывать своим детям, что они любят и заботятся о них.
Цели и задачи исследования выполнены, гипотеза исследования подтвердилась: существуют связь стиля семейного воспитания на проявление агрессивности у старших дошкольников.


1. Азизова Х. М. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (социально-психологические особенности в теории и практике) // Психолого­педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Москва : ООО «Парнас», 2021. С. 9-16.
2. Александрова А. А., Смирнова Д.С. Влияние стилей семейного воспитания на развитие социальной активности личности // Психологический журнал. 2019. № 16 (34). С. 111-113.
3. Алиева А. Д., Абдуллаева Н. А. Профилактика агрессивного поведения у дошкольников // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. Грозный : «АЛЕФ», 2020. С. 73-78.
4. Байсакалова А. А., Курчатова Н. Ю. Роль детско-родительских отношений в формировании детской агрессии // Актуальные тренды в современном образовании: сборник научных трудов. Саратов : «Саратовский источник», 2022. С. 67-71.
5. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 322 с.
6. Белов В. В., Лащук Н. А. Взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста с их лидерским статусом // XXII Царскосельские чтения. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 304-306.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. : Издательский дом «Питер», 2001. 330 с.
9. Вебер Ю. В. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка // NovaInfo.Ru. 2019. № 104. С. 104-106.
10. Восканян А. В. Проблемы агрессивности детей дошкольного
возраста // Детство как антропологический, культурологический, психолого­педагогический феномен: материалы V Международной научной
конференции, Самара, 29-30 марта 2019 года. Самара: ООО «Научно­технический центр», 2019. С. 419-423.
11. Гаджибекова Э. А., Аванесян Л.Р. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Махачкала, 20 апреля 2019 года. Махачкала: «Апробация», 2019. С. 120-122.
12. Гаджиева З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практич. конференции. 2010. № 2. С. 35-37.
13. Гогицаева О. У., Абаева А. А., Абдурзаева С. М. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей ребенка // Лучшая исследовательская статья 2020: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. С. 147-156.
14. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2010. 130 с.
15. Женисова М. К., Акишева А. К. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2022. № 1-2.....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ