Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр

Работа №138517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно­ролевых игр 8
1.1 Особенности формирования первичных экономических
представлений у детей 6-7 лет 8
1.2 Сюжетно-ролевая игра: сущность, особенности и роль
в формировании первичных экономических представлений старших дошкольников 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно­ролевых игр 19
2.1 Выявление уровня сформированности экономических
представлений у детей 6-7 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр 30
2.3 Оценка динамики уровня сформированности первичных
экономических представлений у детей 6-7 лет 38
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение А Методики диагностики сформированности экономических представлений у детей 6-7 лет 50
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 52
Приложение В Описание сюжетно-ролевых игр для формирования экономических представлений у детей 6-7 лет 53
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 57

Актуальность темы исследования. Игра является основным видом деятельности и механизмом развития старшего дошкольника, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования упоминает сюжетно­ролевую игру, благодаря которой старший дошкольник, осваивая азы ролевого перевоплощения, подражает социальным ролям взрослых, что помогает в реализации программных задач дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста. В частности, сюжетно-ролевая игра может использоваться при формировании первичных экономических представлений у детей 6-7 лет.
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обуславливается тем, что старший дошкольный возраст является достаточно продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность и бережливость, заложение нравственных основ финансовой культуры, развития экономического мышления, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.
«Воспитание у ребенка деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об экономическом мире сможет помочь ему в будущем стать самостоятельным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения» [28].
Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевых игр в формировании первичных экономических представлений у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс формирования первичных
экономических представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр возможно, если:
• разработаны сюжетно-ролевые игры в соответствии с показателями сформированности первичных экономических представлений у детей 6-7 лет;
• сюжетно-ролевые игры представлены блоками, тематически связанными между собой, такими как «Труд - продукт - товар», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», «Бюджет семьи и услуги банка»;
• включены сюжетно-ролевые игры на экономическую тематику в режимные моменты при организации совместной деятельности детей и педагога....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в жизни ребенка. В 6-7 лет формируются психические условия для обучения детей различным полезным для жизни представлениям и навыкам: умственная деятельность ребенка расширяется, велик мыслительный потенциал, обучение становится более осознанным, дети понимают значение предложенного материала, оперируют понятийными обобщениями, понимают соотношение частного и общего, родовидовую структур. Именно в период старшего дошкольного возраста дети крайне активно познают все вокруг и формируют базис для дальнейшего обучения.
Экономическое образование и воспитание следует начинать с дошкольного возраста, когда приобретается первичный опыт экономических отношений. Подход педагогов к экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должен включать не только объяснение экономических терминов - важно наполнение экономическим содержанием самой деятельности дошкольников. В процессе игровой, художественной, творческой деятельности у детей лучше сформируются азы экономического мышления.
Игра - главная форма активности дошкольников. Сюжетно-ролевая игра дисциплинирует поведение ребенка, его речь активизируется и в игре, интеллект развивается, совершенствуются воображение и творческие способности. Сюжетно-ролевая игра подразумевает наличие определенных правил, насыщена эмоциями и основана на социальном мотиве - она может касаться различных ролевых ситуаций и служить средством обучения детей различным знаниям и навыкам, в том числе быть средством развития первичных экономических представлений.
«Сюжетно-ролевые игры экономической направленности должны иметь развернутый сюжет, включающий в себя разнообразные роли, связанные с экономическим содержанием; игровые задачи в ней решаются непосредственно на основе усвоенных экономических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил» [6].
С целью эмпирического исследования проблемы формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр была проведена первичная диагностика экономических представлений воспитанников подготовительной группы МОБУ СОШ «Сертоловский ЦО № 2» города Сертолово Ленинградской области. Был сделан вывод, что экономические представления детей требуют дальнейшего развития.
Для этого было разработано содержание работы с применением сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников.
Содержание работы ориентировано на принцип тесной взаимосвязи экономического и нравственно-трудового воспитания. В сюжетно-ролевых играх дети пользуются экономическими понятиями, совершают экономическую деятельность: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие аспекты социально-экономической жизни.
Образовательная детальность была рассчитана на 2 месяца. Всего 4 блока сюжетно-ролевых игр, тематически связанных между собой: «Труд - продукт - товар», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», «Потребности и бюджет семьи». На каждый блок занятий отводится 2 недели. Блок включает в себя теоретические занятия с детьми, на которых педагог знакомит детей с базовыми терминами и понятиями, необходимыми для последующей игры, читает экономические сказки; дети вместе разгадывают загадки, экономические ребусы. Затем полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх: «Телевизионный завод «Соник»», «Супермаркет «Золотой ключик»», «Рекламное агентство «Попугай», «Банк»....


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2019. 672 с.
2. Аксенова Ю. А., Давыдова В. Е., Кириллов И. Л., Мищенко И. С., Шатова А. Д. Экономическое воспитание для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. М., 2017. 89 с.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 315 с.
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 1985. 147 с.
5. Венгер Л. А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М. : Просвещение, 2019. 236 с.
6. Власова Т. К. Организация и проведение сюжетно-дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/27/organizatsiya-i-provedenie- syuzhetno-didakticheskih-igr-dlya (дата обращения: 07.10.2023).
7. Воспитание детей в игре / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М. : Просвещение, 2018. 214 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Госиздат, 2015. 378 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2017. 331 с.
10. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
11. Голубева Е. В. О характеристиках экономического воспитания младших школьников в семье // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог : Изд-во ТРТУ. 2005. № 5. С. 49.
12. Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 12-17.
13. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2018. 224 с.
14. Конатьева Е. В. Экономические сказки для детей дошкольного возраста. Симферополь, 2018. 12 с.
15. Коротаева Е. В. Творческая педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 6....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ