Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетноролевых игр 8
1.1 Особенности формирования первичных экономических
представлений у детей 6-7 лет 8
1.2 Сюжетно-ролевая игра: сущность, особенности и роль
в формировании первичных экономических представлений старших дошкольников 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетноролевых игр 19
2.1 Выявление уровня сформированности экономических
представлений у детей 6-7 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр 30
2.3 Оценка динамики уровня сформированности первичных
экономических представлений у детей 6-7 лет 38
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение А Методики диагностики сформированности экономических представлений у детей 6-7 лет 50
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 52
Приложение В Описание сюжетно-ролевых игр для формирования экономических представлений у детей 6-7 лет 53
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 57
Актуальность темы исследования. Игра является основным видом деятельности и механизмом развития старшего дошкольника, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования упоминает сюжетноролевую игру, благодаря которой старший дошкольник, осваивая азы ролевого перевоплощения, подражает социальным ролям взрослых, что помогает в реализации программных задач дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста. В частности, сюжетно-ролевая игра может использоваться при формировании первичных экономических представлений у детей 6-7 лет.
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обуславливается тем, что старший дошкольный возраст является достаточно продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность и бережливость, заложение нравственных основ финансовой культуры, развития экономического мышления, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.
«Воспитание у ребенка деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об экономическом мире сможет помочь ему в будущем стать самостоятельным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения» [28].
Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевых игр в формировании первичных экономических представлений у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс формирования первичных
экономических представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр возможно, если:
• разработаны сюжетно-ролевые игры в соответствии с показателями сформированности первичных экономических представлений у детей 6-7 лет;
• сюжетно-ролевые игры представлены блоками, тематически связанными между собой, такими как «Труд - продукт - товар», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», «Бюджет семьи и услуги банка»;
• включены сюжетно-ролевые игры на экономическую тематику в режимные моменты при организации совместной деятельности детей и педагога....
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в жизни ребенка. В 6-7 лет формируются психические условия для обучения детей различным полезным для жизни представлениям и навыкам: умственная деятельность ребенка расширяется, велик мыслительный потенциал, обучение становится более осознанным, дети понимают значение предложенного материала, оперируют понятийными обобщениями, понимают соотношение частного и общего, родовидовую структур. Именно в период старшего дошкольного возраста дети крайне активно познают все вокруг и формируют базис для дальнейшего обучения.
Экономическое образование и воспитание следует начинать с дошкольного возраста, когда приобретается первичный опыт экономических отношений. Подход педагогов к экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должен включать не только объяснение экономических терминов - важно наполнение экономическим содержанием самой деятельности дошкольников. В процессе игровой, художественной, творческой деятельности у детей лучше сформируются азы экономического мышления.
Игра - главная форма активности дошкольников. Сюжетно-ролевая игра дисциплинирует поведение ребенка, его речь активизируется и в игре, интеллект развивается, совершенствуются воображение и творческие способности. Сюжетно-ролевая игра подразумевает наличие определенных правил, насыщена эмоциями и основана на социальном мотиве - она может касаться различных ролевых ситуаций и служить средством обучения детей различным знаниям и навыкам, в том числе быть средством развития первичных экономических представлений.
«Сюжетно-ролевые игры экономической направленности должны иметь развернутый сюжет, включающий в себя разнообразные роли, связанные с экономическим содержанием; игровые задачи в ней решаются непосредственно на основе усвоенных экономических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил» [6].
С целью эмпирического исследования проблемы формирования первичных экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сюжетно-ролевых игр была проведена первичная диагностика экономических представлений воспитанников подготовительной группы МОБУ СОШ «Сертоловский ЦО № 2» города Сертолово Ленинградской области. Был сделан вывод, что экономические представления детей требуют дальнейшего развития.
Для этого было разработано содержание работы с применением сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников.
Содержание работы ориентировано на принцип тесной взаимосвязи экономического и нравственно-трудового воспитания. В сюжетно-ролевых играх дети пользуются экономическими понятиями, совершают экономическую деятельность: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие аспекты социально-экономической жизни.
Образовательная детальность была рассчитана на 2 месяца. Всего 4 блока сюжетно-ролевых игр, тематически связанных между собой: «Труд - продукт - товар», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», «Потребности и бюджет семьи». На каждый блок занятий отводится 2 недели. Блок включает в себя теоретические занятия с детьми, на которых педагог знакомит детей с базовыми терминами и понятиями, необходимыми для последующей игры, читает экономические сказки; дети вместе разгадывают загадки, экономические ребусы. Затем полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх: «Телевизионный завод «Соник»», «Супермаркет «Золотой ключик»», «Рекламное агентство «Попугай», «Банк»....
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2019. 672 с.
2. Аксенова Ю. А., Давыдова В. Е., Кириллов И. Л., Мищенко И. С., Шатова А. Д. Экономическое воспитание для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. М., 2017. 89 с.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 315 с.
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 1985. 147 с.
5. Венгер Л. А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М. : Просвещение, 2019. 236 с.
6. Власова Т. К. Организация и проведение сюжетно-дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/27/organizatsiya-i-provedenie- syuzhetno-didakticheskih-igr-dlya (дата обращения: 07.10.2023).
7. Воспитание детей в игре / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М. : Просвещение, 2018. 214 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Госиздат, 2015. 378 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2017. 331 с.
10. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
11. Голубева Е. В. О характеристиках экономического воспитания младших школьников в семье // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог : Изд-во ТРТУ. 2005. № 5. С. 49.
12. Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 12-17.
13. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2018. 224 с.
14. Конатьева Е. В. Экономические сказки для детей дошкольного возраста. Симферополь, 2018. 12 с.
15. Коротаева Е. В. Творческая педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 6....35