Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада

Работа №138515

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития взаимоотношений детей 6-7 лет 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме развития взаимоотношений детей 6-7 лет 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
развития взаимоотношений детей 6-7 лет 27
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации психолого­педагогических условий развития взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада 36
2.1 Выявление уровня развития взаимоотношений детей 6-7 лет 36
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада 49
2.3 Оценка динамики развития взаимоотношений детей 6-7 лет 62
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Приложение А Сводные данные результатов исследования на констатирующем этапе 75
Приложение Б Сводные данные результатов исследования на контрольном этапе 76

В настоящее время в детской психологии и в практике работы дошкольных образовательных организаций много внимания уделяется вопросам оптимизации межличностных взаимоотношений детей в группах, так как становление личностных качеств, определяющих успешность совместной деятельности, закладывается именно в дошкольном возрасте.
«Я.Л. Коломинский, Л.С. Славина и другие ученые отмечают, что благоприятные взаимоотношения у ребенка со сверстниками являются залогом его адекватной самооценки и здорового эмоционального самочувствия. Вследствие чего у дошкольника формируется положительные нравственные качества. Если отношения со сверстниками носят отрицательный характер, это приводит к чувству неполноценности у ребенка и формированию у него отрицательных черт личности, которые в последствии трудно поддаются перевоспитанию» [10]. Кроме того,
благоприятное положение ребенка в системе межличностных взаимоотношений в группе сверстников является важным условием формирования у детей психологической готовности к обучению в школе.
«Социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми - это сложный предмет исследования» [4]. Надежный метод их изучения появился, когда широко стали вестись социально-психологические исследования, в том числе изучение взаимоотношений в малых группах (Е.А. Аркин, А.В. Артемова,
А.В. Булатова, А.С. Залужный, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А. Рояк, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие ученые).
«Многочисленные психолого-педагогические исследования
свидетельствуют о том, что недостаточно учитывать положение детей в группе при организации деятельности, можно и нужно еще и формировать, корректировать это положение, учитывая различные факторы, влияющие на положение ребенка среди сверстников» [18].
По мнению Л.Б. Ительсона, Р.С. Немова, Е.И. Рогова,
А.В. Петровского, тренинговая работа является фундаментом для развития межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому в своей работе мы рассмотрим психолого-педагогические условия развития взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада, связанные с организацией тренинговой работы, которая «способствует установлению положительного эмоционального контакта между детьми; корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе; расширяет способности детей к общению» [8].
В.В. Давыдов отмечает, что «в процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется» [8].
«Групповое движение в практической деятельности стало приобретать большой размах, начиная с тридцатых годов двадцатого века. По мнению
С.И. Макшанова, преимущество группы заключается в том, что она представляет собой своеобразный островок мира, в котором можно исследовать свое поведение и апробировать его новые формы. Возможность помощи детям через малую группу оказывается чрезвычайно эффективной» [20]. Это осознается многими отечественными психологами и педагогами, такими как Б.М. Мастеров, А.С. Прутченков, Н.Б. Самоукина, Г.А. Цуккерман, и другие.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между значимостью развития взаимоотношений для полноценного развития личности детей старшего дошкольного возраста и необходимостью актуализации психолого-педагогических условий для реализации этого процесса в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему
исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада?....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в детской психологии и в практике работы дошкольных образовательных организаций много внимания уделяется вопросам оптимизации межличностных взаимоотношений в группах, так как становление личностных качеств, определяющих успешность совместной деятельности, закладывается именно в дошкольном возрасте.
В ходе экспериментального исследования уровня развития взаимоотношений детей 6-7 лет в соответствии с целью и задачами констатирующего эксперимента и показателями, определенными на основе исследований Т.В. Зайцевой, были подобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития взаимоотношений детей 6-7 лет:
• низкий уровень был выявлен у 5 детей (25%);
• средний уровень был выявлен у 12 детей (60%);
• высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%).
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа по реализации психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада.
Исходя из цели исследования, учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента - определить и реализовать психолого-педагогические условия развития взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада.
Мы предположили, что оптимизация взаимоотношений детей 6-7 лет будет возможна при создании следующих психолого-педагогических условий:
• разработка содержания тренинговой работы как инструментального действия, направленного на модификацию поведения детей группы в сторону максимального приближения к эталону поведения в ситуациях межличностного общения и закреплению его во внутреннем плане;
• использование синтеза методов группового тренинга и изобразительной деятельности детей с целью выведения из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения в ситуациях межличностного общения;
• использование методов тренинговой работы на этапе построения модели взаимоотношений детей во внешнем плане.
В соответствие с гипотезой исследования мы организовали формирующую работу по реализации психолого-педагогических условий развития взаимоотношений детей 6-7 лет.
Содержание работы на формирующем этапе было направлено на:
• выведение из внутреннего плана во внешний план неконструктивных элементов и моделей поведения детей 6-7 лет;
• построение модели поведения детей 6-7 лет максимально приближенной к эталону поведения в ситуациях межличностного общения и закрепление такого поведения во внутреннем плане.
Чтобы реализовать обоснованные нами психолого-педагогические условия оптимизации взаимоотношений детей 6-7 лет в группе детского сада мы разработали содержание тренинговой работы, которая представляла собой серию тренинговых занятий.
В ходе каждого тренингового занятия мы синтезировали методы группового тренинга и изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность была как индивидуальная, так и совместная, когда дети создавали общий продукт и взаимодействовали в процессе его создания. Каждое тренинговое занятие имело следующую структуру: разминка, основная часть, заключительная часть.
В результате проведенной формирующей работы по развитию взаимоотношений можно сделать следующие выводы о достижении детьми 6-7 лет следующих качественных результатов:
• у детей повысился интерес друг к другу;
• они лучше узнали себя и своих сверстников;
• у большинства детей увеличилось число контактов, которые стали носить более теплый характер;
• дети познакомились с новыми играми, в которые они смогут играть;
• дети сумели проиграть во внешнем плане неконструктивные элементы и модели поведения внутреннего плана;
• дети простроили и обсудили модели идеального поведения со сверстниками во внешнем плане.
• дети закрепили конструктивные модели поведения во внутреннем плане.
По окончанию формирующей работы на контрольном этапе мы оценили динамику уровня развития взаимоотношений детей 6-7 лет:
• количество детей с низким уровнем развития взаимоотношений снизилось на 15%,
• количество детей со средним уровнем повысилось на 10%;
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы взаимоотношения детей 6-7 лет качественно изменились: у детей повысился интерес друг к другу, они лучше узнали себя и своих сверстников, у детей снизился уровень тревожности и увеличился показатель адекватного уровня самооценки.
Сопоставляя результаты контрольного среза с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.


1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2007. 376 с.
2. Антонова Т. В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 14.
3. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института. Т. 6. 1957. 146 с.
4. Артемова Л. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 29.
5. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками //Дошкольное воспитание, 2000. № 5. С. 51.
6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. 224 с.
7. Гаврилина И. Ю. Варианты межличностных отношений в группе детского сада. М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. 9 с.
8. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б. [и др.]. Возрастная и педагогическая психология : Учебник для студентов педагогических институтов; под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1979. 288 с.
9. Емельянов Ю. Н. Теоретические и методические основы социально­психологического тренинга. Ленинград : ЛГУ, 1983. 103 с.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах общие и возрастные особенности. Минск : Тетра Системс, 2000. 432 с.
11. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста [Электронный ресурс]. URL:
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/12845/1/77 (дата обращения: 29.07.2023).
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2019. 209 с.
13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : МПСИ, 2012. 400 с.
14. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. М.-Ленинград : ЛГУ, 1979. 151 с.
15. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1267-1269. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/89/17742/ (дата обращения: 14.10.2023)....24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ