Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования 8
1.1 Развитие познавательной активности детей 5-6 лет как
педагогическая проблема исследования 8
1.2 Возможности коллекционирования в развитии познавательной
активности детей 5-6 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию у детей 5-6 лет познавательной активности посредством коллекционирования 22
2.1 Выявления уровня развития познавательной активности детей
5-6 лет 22
2.2 Содержание работы по развитию познавательной активности
детей 5-6 лет посредством коллекционирования 44
2.3 Выявление динамики уровня развития познавательной
активности детей 5-6 лет 55
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Виды коллекций 74
Приложение Б Списки детей, участвующих в эксперименте 76
Приложение В Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ и КГ 77
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента в ЭГ и КГ 78
Приложение Д Коллекции, созданные детьми в ходе экспериментальной работы 79
Очевидный факт, что познавательное развитие - это один из базовых аспектов воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются базовые способности и умения детей, становление их как личности, а также определяются будущие умения и таланты.
Основным документом, регламентирующим познавательное развитие дошкольников, является Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Именно в нем заложены базовые важные принципы развития дошкольников, средства достижения поставленных задач и требования к педагогам.
Познавательная активность, которая формируется в период дошкольного возраста, является основным двигателем развития детей. Ее можно определить как позыв ребенка лучше узнать о сущности окружающего мира и наполняющих его предметов.
П.Ф. Захаревич, П.К. Постникова, А.И. Сорокина в своих трудах считают, что сущность познавательного интереса, который обуславливает познавательную активность, проявляется в том, что процесс познания сам по себе является объектом познавательного интереса. Он дает потребность максимально углубленного участия в исследовании, вплоть до проникновения в сущность конкретного явления, покидая границы рядовых потребителей информации.
Неразрывно связаны между собой познавательная активность и познавательная деятельность детей. В психолого-педагогических исследованиях М.И. Лисиной и А.М. Матюшкина рассматривается и такой аспект, как деятельностный компонент. Он ориентирован на формирование у детей дошкольного возраста познавательных отношений к окружающему миру. То есть познавательная активность - это то состояние, когда ребенок готов к познавательной деятельности.
Сегодня многие педагоги и авторы научных трудов, И.Ф. Исаев, А.А. Люблинская, Е.Н. Шиянов рассматривают коллекционирование, как неотъемлемый вид образовательной деятельности, направленный на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью развития познавательной активности у дошкольников и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций потенциала коллекционирования в этом процессе.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования, которая заключается в определении потенциальных возможностей коллекционирования в развитии познавательной активности детей 5-6 лет.
Социальная и практическая актуальность проблемы развития познавательной активности детей 5-6 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудили нас выбрать тему исследования: «Развитие познавательной активности детей 5-6 лет
посредством коллекционирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коллекционирования на развитие познавательной активности детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования будет возможен, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разными видами коллекций, способствующих развитию базовых характеристик и умений дошкольника, и ориентированных на развитие познания окружающего мира, его компонентов;
• выбраны направления коллекционирования, вызывающие у детей радость от освоения чего-либо нового, проявляющие детский интерес и активность;
• организована совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию, оформлению и презентации созданных коллекций....
В заключение проведенной нами работы можно подвести итоги исследования по теме «Развитие познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования».
Дошкольники начинают активно взаимодействовать с окружающим миром уже с самого раннего возраста. Ведь именно в раннем возрасте все окружающее очень интересно и неизвестно, и ребенку хочется его ощутить, обратить на него свое внимание и узнать, что это такое и для чего оно нужно.
Коллекционирование - это процесс, который растягивается на длительное время, но при этом раскрывающий весь творческий потенциал ребенка, формирующий его личность и личностные качества. В процессе коллекционирования ребенок неосознанно устанавливает правила и формирует приемы и способы взаимодействия, которые помогают ему в познании нового.
Результаты, показанные дошкольниками на констатирующем эксперименте, показали, что низкий уровень развития познавательной активности зафиксирован у 10 % детей контрольной группы, и у 20 % экспериментальной группы. Средний уровень развития познавательной активности показало 50 % детей в ЭГ и 70 % детей в КГ. Высокий уровень развития познавательной активности показало 30 % в ЭГ и 20 % детей в КГ.
Представления о выбранных тематиках весьма расплывчато, соответственно необходимо серьезное вмешательство взрослых и педагога на некоторых этапах. Каждое из представленных в практической работе занятий было направлено индивидуально на каждого ребенка, чтобы определить его уровень развития и познавательной активности.
По окончании констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости дальнейшей работы по развитию познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования.
Формирующий эксперимент проводили в соответствии с выдвинутой гипотезой, что создание и обогащение нужной предметно-пространственной среды, а также кропотливый труд ребенка по собственноручному созданию тематических коллекций, а также посильное участие взрослого в работе дошкольника поможет существенно улучшить познавательную активность ребенка.
Проведение контрольного эксперимента позволило установить, что уровень познавательной активности у детей 5-6 лет в экспериментальной группе значительно повысился: низкий уровень у детей экспериментальной группы выявлен не был, средний уровень снизился на 10 % (с 50 % на констатирующем до 40 %), но зато высокий уровень вырос сразу на 30 % (с 30 % на констатирующем до 60 % на контрольном этапе эксперимента). В контрольной группе существенных изменений в уровне познавательной активности не зафиксировано.
Разработанное и апробированное содержание работы по развитию познавательной активности детей 5-6 лет доказало возможность его осуществления посредством коллекционирования, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. А также мы можем утверждать, что цель нашей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) : офиц. текст
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство : Мозайка-синтез, 2010. 304 с.
3. Анфисова С. Е. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. С. 99-105.
4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., Просвещение, 1968. 17 с.
6. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : Педагогика, 1986. 224 с.
7. Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 54-62.
8. Годовикова Д. Б. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в латентном научении у детей дошкольного возраста: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (967) / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. Москва : [б. и.], 1971. 14 с.
9. Дыбина О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. C. 224-230.
10. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.
B. Дыбиной. М. : ТЦ «Сфера», 2010. 64 с.
11. Дыбина О. В. Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе дошкольных учреждений: учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. Москва : Мозаика-Синтез, 2012. 78 с.
12. Захаревич Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / АПН СССР. Науч.- исслед. ин-т содержания и методов обучения. Москва : [б. и.], 1970. 21 с.
13. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // Мама и малыш. 2006. № 10. С. 56-60.
14. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» : Детство-Пресс, 1996. 240 с.
15. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика, 2009. № 6....25