Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок 8
1.1 Психолого- педагогические основы развития словесного
творчества детей 5-6 лет 8
1.2 Потенциал сказки в развитии словесного творчества детей
5-6 лет 12
Глава 2 Экспериментальное исследование развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок 19
2.1 Выявление уровня развития словесного творчества детей
5-6 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по развитию словесного
творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок 37
2.3 Выявление динамики уровня развития словесного творчества
детей 5-6 лет 44
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 61
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 62
Приложение В Игры-упражнения, способствующие развитию словесного творчества детей 5-6 лет 63
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 65
Приоритетным направлением речевого развития детей старшего дошкольного возраста сегодня становится развитие словесного творчества.
Безусловно, словесное творчество помогает детям правильно озвучивать свои мысли и чувствовать себя уверенно в коммуникативной деятельности.
Лингвистами и педагогами установлено, что мышление и интеллект ребенка во многом определяется связной речью. Освоение речи представляет собой результат развития не только интеллектуальных процессов, но и общего усвоения ребенком грамматических основ и словарного запаса русского языка.
«Словесное творчество является продуктивной деятельностью дошкольника, которая выражает создание и стремление детей отобразить в слове свое отношение к тем или иным явлениям, помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов» [22].
«В настоящее время изучению развития словесного творчества дошкольников посвящено большое количество работ известных лингвистов, педагогов и психологов. Это явление изучали как у нас в стране (А.Н. Гвоздев, Н.А. Рыбников, Т.Н. Ушакова, К.И. Чуковский и другие), так и за рубежом (Ч. Болдуин, В. Штерн и другие). О проявлении у дошкольников большой чуткости, к слову, говорят и многочисленные высказывания, и исследования Л.Е. Журовой, А.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконина, в которых отмечантся, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное
совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности человека в дальнейшем» [8].
«Следовательно, одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание условий для развития творческих способностей дошкольников в области слова, то есть словесного творчества» [27].
«Успешными средствами развития творческих способностей дошкольников в области являются: чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, описание картинок, пересказы, драматизации и сочинение (составление) новых произведений, в том числе - сказок» [4].
«Сказка помогает ребенку расширить словарный запас, так же в построении правильных монологов, влияет на развитие связной, логичной речи, способствует формированию наглядно-образного мышления и образной речи» [15], развитию словесного творчества дошкольников.
«Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский подчеркивают, что проблема использования сказки для речевого развития детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие и обогащение лексики, овладение грамматикой, осмысленное использование фразеологизмов, последовательное изложение - все это приводит к развитию словесного творчества» [21].
«В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский подчеркивали воспитательные возможности сказок. Концептуальные положения, методы, методические приемы развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок берут свое начало в работах М.М. Алексеевой, О.А. Бизиковой, А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной» [1].
Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между возможностью использования работы со сказками с целью развития словесного творчества старших дошкольников и недостаточностью разработанного методического материала для педагогов дошкольных образовательных организаций.
В связи с выявленным противоречием была сформулирована проблема исследования: каковы возможности использования работы со сказками в развитии словесного творчества детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок....
Изучив теоретические основы проблемы развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок, мы пришли к выводу, что под творчеством понимается деятельность, итогом которой становятся ранее не существовавшие, самобытные «материальные и духовные ценности, это наивысшая форма активности психики, самостоятельности, это способность творить, производить что-то новое, нестандартное» [27]. Словесное творчество - это способность создать новый словесный продукт (стихотворение, сказку, рассказ). В ходе словесной творческой деятельности человеком приобретаются творческие способности. «Творческие способности - это соединение качеств и свойств, необходимых для того, чтобы осуществился творческий замысел и была выполнена деятельность, в ходе которой преобразуются образы, предметы, явления, происходит открытие нового, появляется способность принимать самобытные, неизбитые решения. Основная особенность развития словесного творчества в возрасте 5-6 лет состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной» [18]. Возникает планирующая функция речи. В этом возрасте дети часто «вступают в разговор, могут принимать участие в групповой беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы-описания» [2]. Они
используют все большее количество предложений при ответе на какой-либо вопрос. Проявления словесного творчества помогает детям сравнивать, сопоставлять и формирует навыки объяснения своей позиции. Через творческие словесные задания дети учатся выражать свое отношение к героям сказки и сказочному сюжету. Для более продуктивного развития словесного творчества детей 5-6 лет посредством сказки необходимо соблюдение определенных условий: необходима ситуация, когда задания можно выполнить, только применяя воображение; используются различные технологии развития креативности; постоянно проводится рефлексия, диагностика, отслеживаются результаты.
Экспериментальное исследование было организовано на базе МОУ «Одоевская средняя общеобразовательная школа» Костромской области Шарьинского района села Одоевское, дошкольное отделение. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет. Дети были распределены нами на две экспериментальную и контрольную группы.
По результатам констатирующего этапа мы пришли к выводу, что у 40% детей в экспериментальной группе и у 45% детей в контрольной группе выявлен низкий уровень развития словесного творчества. У 60% детей в экспериментальной группе и у 55% детей в контрольной группе наблюдается средний уровень развития словесного творчества. Высокий уровень развития словесного творчества не был выявлен ни в экспериментальной группе, ни в контрольной группе.
Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали и апробировали содержание и организацию работы по развитию словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок.
Нами было доказано, что развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок возможно, если:
• разработано содержание работы со сказками на каждом этапе развития словесного творчества детей 5-6 лет;
• использованы игры-упражнения, способствующие обогащению активного словаря детей образными средствами языка, углублению представлений о художественном слове;
• организована поэтапная совместная деятельность детей и педагога на основе знакомства детей с различными способами составления сказок.
Сначала нами было разработано содержание работы со сказками на каждом этапе развития словесного творчества детей 5-6 лет.
Первый этап. Повтор уже знакомых детям сказок....
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2018. 400 с.
2. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М. : Слово, 2020. 204 с.
3. Анисимова Л. Н. Развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста // Логопед. 2019. № 7. С. 72-79.
4. Барабанова Л. Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с ОНР // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 45-49.
5. Бородич A. M. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 2016. 255 с.
6. Быстрова Г. А. Логосказки. СПб. : Каро, 2022. 128 с.
7. Васькова О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2020. 112 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : АПН РСФСР,
2019. 472 с.
9. Гризик Т. И. Развитие речи детей 6-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2022. 192 с.
10. Гуськова А. А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет : занятия на основе сказок. Волгоград : Учитель, 2020. 151 с.
11. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. М. : Педагогика, 2020. 128 с.
12. Ефимова О. В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. 2022. № 2 (25). С. 43-47.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебное пособие. Ростов н/Д. : Речь, 2020. 116 с.
14. Логинова В. И. Формирование словаря. М. : Слово, 2019. 156 с.
15. Ляпунова Е. В. Влияние сказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (43).....27