Задачи и полномочия органов дознания
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Понятие и задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 6
1.1 Дознание как форма предварительного расследования 6
1.2 История возникновения и развития органов дознания в России 12
1.3 Понятие и система органов дознания 17
Глава 2 Полномочия органов дознания 21
2.1 Полномочия органов дознания при проверке сообщения о
преступлении 21
2.2 Виды решений, принимаемые органами дознания в стадии
возбуждения уголовного дела 32
2.3 Полномочия органов дознания при осуществлении расследования 37 Глава 3 Особенности контроля и надзора за деятельностью органов дознания
53
3.1 Ведомственный контроль за органами дознания 53
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью
органов дознания 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Введение 4
Глава 1 Понятие и задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 6
1.1 Дознание как форма предварительного расследования 6
1.2 История возникновения и развития органов дознания в России 12
1.3 Понятие и система органов дознания 17
Глава 2 Полномочия органов дознания 21
2.1 Полномочия органов дознания при проверке сообщения о
преступлении 21
2.2 Виды решений, принимаемые органами дознания в стадии
возбуждения уголовного дела 32
2.3 Полномочия органов дознания при осуществлении расследования 37 Глава 3 Особенности контроля и надзора за деятельностью органов дознания
53
3.1 Ведомственный контроль за органами дознания 53
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью
органов дознания 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что в раскрытии преступлений ключевую роль играет процесс расследования преступлений. Предварительное расследование является одним из основных институтов, регулируемых Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации.
В рамках предварительного расследования существует две основные формы: предварительное следствие и дознание. Подробное изучение дознания представляет особый интерес, поскольку оно играет важную роль в начальной стадии раскрытия преступлений и принятии уголовных дел к производству.
Необходимо отметить, что органы дознания в течение многих лет подвергались значительным изменениям и реформам. В частности, с принятием ныне действующего Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в 2001 году было внесено значительное количество поправок и изменений. Это свидетельствует о том, что модернизация системы уголовного правосудия и роли органов дознания продолжается и развивается.
Исследование органов дознания и их роли в предварительном расследовании имеет важное значение для понимания и оптимизации процессов уголовного правосудия. Такие исследования могут привести к разработке более эффективных методов и практик в области дознания, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности борьбы с преступностью и обеспечению справедливости в уголовном правосудии.
В настоящее время исследователями и практиками также находятся все новые и новые проблемы и пробелы, требующие теоретического и практического осмысления и решения. Это предопределяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании задач и полномочий органов дознания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать дознание как форму предварительного расследования;
• изучить историю возникновения и развития органов дознания в России;
• рассмотреть понятие и систему органов дознания;
• изучить полномочия органов дознания при проверке сообщения о преступлении;
• изучить виды решений, принимаемые органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела;
• исследовать полномочия органов дознания при осуществлении расследования;
• изучить ведомственный контроль за органами дознания;
• раскрыть прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью органов дознания.
Объект исследования - общественные отношения, определяющие особенности деятельности органов дознания.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие содержание и порядок осуществления деятельности органами дознания.
Теоретическая основа исследования включает в себя учебники, учебные пособия, научные статьи периодической литературы, материалы диссертаций, монографий.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации [12], Уголовным-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Методологическую основу исследования формирует такие методы, как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы включает введение, три главы, в том числе восемь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
В рамках предварительного расследования существует две основные формы: предварительное следствие и дознание. Подробное изучение дознания представляет особый интерес, поскольку оно играет важную роль в начальной стадии раскрытия преступлений и принятии уголовных дел к производству.
Необходимо отметить, что органы дознания в течение многих лет подвергались значительным изменениям и реформам. В частности, с принятием ныне действующего Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в 2001 году было внесено значительное количество поправок и изменений. Это свидетельствует о том, что модернизация системы уголовного правосудия и роли органов дознания продолжается и развивается.
Исследование органов дознания и их роли в предварительном расследовании имеет важное значение для понимания и оптимизации процессов уголовного правосудия. Такие исследования могут привести к разработке более эффективных методов и практик в области дознания, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности борьбы с преступностью и обеспечению справедливости в уголовном правосудии.
В настоящее время исследователями и практиками также находятся все новые и новые проблемы и пробелы, требующие теоретического и практического осмысления и решения. Это предопределяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании задач и полномочий органов дознания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать дознание как форму предварительного расследования;
• изучить историю возникновения и развития органов дознания в России;
• рассмотреть понятие и систему органов дознания;
• изучить полномочия органов дознания при проверке сообщения о преступлении;
• изучить виды решений, принимаемые органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела;
• исследовать полномочия органов дознания при осуществлении расследования;
• изучить ведомственный контроль за органами дознания;
• раскрыть прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью органов дознания.
Объект исследования - общественные отношения, определяющие особенности деятельности органов дознания.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие содержание и порядок осуществления деятельности органами дознания.
Теоретическая основа исследования включает в себя учебники, учебные пособия, научные статьи периодической литературы, материалы диссертаций, монографий.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации [12], Уголовным-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Методологическую основу исследования формирует такие методы, как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы включает введение, три главы, в том числе восемь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Формы предварительного расследования определены ч. 1 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой выделяют две основные формы - дознание и предварительное следствие. Дознание может производиться либо в общем порядке, либо в сокращенной форме. Ключевым отличием сокращенного дознания от обычного является его сокращенный срок проведения. Сроки для завершения сокращенного дознания сокращаются дополнительно, что делает его более оперативным и быстрым в сравнении с обычным дознанием. Понятие «дознание» в России подвергалось множеству изменений и интерпретаций на протяжении многих веков. Несмотря на достигнутые успехи, данный институт продолжает активно развиваться и совершенствоваться, остаётся ещё множество нерешённых вопросов и спорных моментов. Понятие и система органов дознания в России представляют собой важную часть уголовнопроцессуальной системы страны. Органы дознания в России действуют в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и прочими соответствующими нормативными документами. Их обязанностью является соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан, а также строгое соблюдение процедурных норм во время проведения дознания.
Понятие «органы дознания» вызывает научные споры. Так, отдельные исследователи рассматривает органы дознания как уголовно-процессуальный термин. Другие исследователи рассматривают понятие «орган дознания» через государственные органы и должностных лиц. В УПК РФ встречаются различные термины, такие как «сотрудник органа дознания,» «должностное лицо органа дознания,» «должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскные действия,» и «лицо, производящее дознание». Субъектами дознания следует считать: орган дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
Производя проверку сообщения о преступлении, дознаватель вправе производить ряд следственных действий. С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в данной области предлагается:
• внести изменения в перечень следственных действий, разрешенных для проведения до возбуждения уголовного дела, путем введения следственного действия «выемка» вместо термина «изъятие»; это изменение будет способствовать более ясной и однозначной интерпретации нормы и согласованию ее с существующей судебной практикой;
• скорректировать последнее предложение ст. 179: «В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование любых лиц, имеющих отношение к преступлению, может быть произведено до возбуждения уголовного дела»; это изменение поможет уточнить моменты, касающиеся проведения освидетельствования, что важно для повышения эффективности уголовного расследования и соблюдения прав граждан.
С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в области принимаемых органом дознания решений в стадии возбуждения уголовного дела предлагается:
• дополнить п. 4 ст. 146 УПК РФ упоминанием о необходимости
прикрепления к копии постановления материалов проверки, а также уточнением сроков: «Копия постановления руководителя
следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела вместе с материалами, послужившими основанием для возбуждения уголовного дела, направляется прокурору в срок не позднее 24 часов с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, а в выходные и праздничные дни - в срок не позднее суток, следующих за выходными или праздничными днями ...»;...
Понятие «органы дознания» вызывает научные споры. Так, отдельные исследователи рассматривает органы дознания как уголовно-процессуальный термин. Другие исследователи рассматривают понятие «орган дознания» через государственные органы и должностных лиц. В УПК РФ встречаются различные термины, такие как «сотрудник органа дознания,» «должностное лицо органа дознания,» «должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскные действия,» и «лицо, производящее дознание». Субъектами дознания следует считать: орган дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
Производя проверку сообщения о преступлении, дознаватель вправе производить ряд следственных действий. С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в данной области предлагается:
• внести изменения в перечень следственных действий, разрешенных для проведения до возбуждения уголовного дела, путем введения следственного действия «выемка» вместо термина «изъятие»; это изменение будет способствовать более ясной и однозначной интерпретации нормы и согласованию ее с существующей судебной практикой;
• скорректировать последнее предложение ст. 179: «В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование любых лиц, имеющих отношение к преступлению, может быть произведено до возбуждения уголовного дела»; это изменение поможет уточнить моменты, касающиеся проведения освидетельствования, что важно для повышения эффективности уголовного расследования и соблюдения прав граждан.
С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в области принимаемых органом дознания решений в стадии возбуждения уголовного дела предлагается:
• дополнить п. 4 ст. 146 УПК РФ упоминанием о необходимости
прикрепления к копии постановления материалов проверки, а также уточнением сроков: «Копия постановления руководителя
следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела вместе с материалами, послужившими основанием для возбуждения уголовного дела, направляется прокурору в срок не позднее 24 часов с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, а в выходные и праздничные дни - в срок не позднее суток, следующих за выходными или праздничными днями ...»;...
Подобные работы
- Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Понятие, задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве (Волгоградский государственный университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022





