Аннотация
Введение 4
Глава 1 Понятие и задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 6
1.1 Дознание как форма предварительного расследования 6
1.2 История возникновения и развития органов дознания в России 12
1.3 Понятие и система органов дознания 17
Глава 2 Полномочия органов дознания 21
2.1 Полномочия органов дознания при проверке сообщения о
преступлении 21
2.2 Виды решений, принимаемые органами дознания в стадии
возбуждения уголовного дела 32
2.3 Полномочия органов дознания при осуществлении расследования 37 Глава 3 Особенности контроля и надзора за деятельностью органов дознания
53
3.1 Ведомственный контроль за органами дознания 53
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью
органов дознания 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что в раскрытии преступлений ключевую роль играет процесс расследования преступлений. Предварительное расследование является одним из основных институтов, регулируемых Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации.
В рамках предварительного расследования существует две основные формы: предварительное следствие и дознание. Подробное изучение дознания представляет особый интерес, поскольку оно играет важную роль в начальной стадии раскрытия преступлений и принятии уголовных дел к производству.
Необходимо отметить, что органы дознания в течение многих лет подвергались значительным изменениям и реформам. В частности, с принятием ныне действующего Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в 2001 году было внесено значительное количество поправок и изменений. Это свидетельствует о том, что модернизация системы уголовного правосудия и роли органов дознания продолжается и развивается.
Исследование органов дознания и их роли в предварительном расследовании имеет важное значение для понимания и оптимизации процессов уголовного правосудия. Такие исследования могут привести к разработке более эффективных методов и практик в области дознания, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности борьбы с преступностью и обеспечению справедливости в уголовном правосудии.
В настоящее время исследователями и практиками также находятся все новые и новые проблемы и пробелы, требующие теоретического и практического осмысления и решения. Это предопределяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании задач и полномочий органов дознания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать дознание как форму предварительного расследования;
• изучить историю возникновения и развития органов дознания в России;
• рассмотреть понятие и систему органов дознания;
• изучить полномочия органов дознания при проверке сообщения о преступлении;
• изучить виды решений, принимаемые органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела;
• исследовать полномочия органов дознания при осуществлении расследования;
• изучить ведомственный контроль за органами дознания;
• раскрыть прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью органов дознания.
Объект исследования - общественные отношения, определяющие особенности деятельности органов дознания.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие содержание и порядок осуществления деятельности органами дознания.
Теоретическая основа исследования включает в себя учебники, учебные пособия, научные статьи периодической литературы, материалы диссертаций, монографий.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации [12], Уголовным-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Методологическую основу исследования формирует такие методы, как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы включает введение, три главы, в том числе восемь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Формы предварительного расследования определены ч. 1 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой выделяют две основные формы - дознание и предварительное следствие. Дознание может производиться либо в общем порядке, либо в сокращенной форме. Ключевым отличием сокращенного дознания от обычного является его сокращенный срок проведения. Сроки для завершения сокращенного дознания сокращаются дополнительно, что делает его более оперативным и быстрым в сравнении с обычным дознанием. Понятие «дознание» в России подвергалось множеству изменений и интерпретаций на протяжении многих веков. Несмотря на достигнутые успехи, данный институт продолжает активно развиваться и совершенствоваться, остаётся ещё множество нерешённых вопросов и спорных моментов. Понятие и система органов дознания в России представляют собой важную часть уголовнопроцессуальной системы страны. Органы дознания в России действуют в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и прочими соответствующими нормативными документами. Их обязанностью является соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан, а также строгое соблюдение процедурных норм во время проведения дознания.
Понятие «органы дознания» вызывает научные споры. Так, отдельные исследователи рассматривает органы дознания как уголовно-процессуальный термин. Другие исследователи рассматривают понятие «орган дознания» через государственные органы и должностных лиц. В УПК РФ встречаются различные термины, такие как «сотрудник органа дознания,» «должностное лицо органа дознания,» «должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскные действия,» и «лицо, производящее дознание». Субъектами дознания следует считать: орган дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
Производя проверку сообщения о преступлении, дознаватель вправе производить ряд следственных действий. С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в данной области предлагается:
• внести изменения в перечень следственных действий, разрешенных для проведения до возбуждения уголовного дела, путем введения следственного действия «выемка» вместо термина «изъятие»; это изменение будет способствовать более ясной и однозначной интерпретации нормы и согласованию ее с существующей судебной практикой;
• скорректировать последнее предложение ст. 179: «В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование любых лиц, имеющих отношение к преступлению, может быть произведено до возбуждения уголовного дела»; это изменение поможет уточнить моменты, касающиеся проведения освидетельствования, что важно для повышения эффективности уголовного расследования и соблюдения прав граждан.
С целью совершенствования законодательных норм для улучшения правоприменительной практики в области принимаемых органом дознания решений в стадии возбуждения уголовного дела предлагается:
• дополнить п. 4 ст. 146 УПК РФ упоминанием о необходимости
прикрепления к копии постановления материалов проверки, а также уточнением сроков: «Копия постановления руководителя
следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела вместе с материалами, послужившими основанием для возбуждения уголовного дела, направляется прокурору в срок не позднее 24 часов с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, а в выходные и праздничные дни - в срок не позднее суток, следующих за выходными или праздничными днями ...»;...
1. Апелляционное постановление № 1-60/2020 22-1504/2020 от
19 августа 2020 г. по делу № 1-60/2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) [Электронный ресурс] // URL:
https://sudact.ru/regular/doc/i9b0OAX5LZga/ (дата обращения 20.08.2023).
2. Апелляционное постановление № 22-314/2023 от 22 февраля 2023 г.
по делу № 1-234/2022 [Электронный ресурс] // URL:
https://sudact.ru/regular/doc/5ko8rtw7rPJQ/ (дата обращения 20.08.2023).
3. Апелляционное постановление Московского городского суда от
02.03.2016 г. № 10-3165/2016 [Электронный ресурс] // URL: https://mos-
gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-criminal/details/164bb0f8-b538-42d1-b901- ec22d4f3e6e1 (дата обращения 20.08.2023).
4. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» // Российский следователь. 2009. № 3. С. 4-8.
5. Бажанов С.В. Концепция «полицейского дознания»: краткий экскурс в историю вопроса // Вестник Академии права и управления. 2013. № 32. С. 138-145.
6. Васильев О.Л. Новый этап реформы досудебных стадий уголовного процесса: критический анализ новелл 2013 г. // Закон. 2013. № 8. С. 187-193.
7. Гуфельд В.В., Грек А.И. Функция прокурора на досудебных стадиях расследования уголовного дела и проблемы их реализацию Территория права. Заочная научно-практическая конференция: сборник научных статей. /
B. В. Гуфельд, Отв. Ред. В.Н. Сусликов. 2015. С. 55-58.
8. Кальницкий В.В. Истребование документов и предметов в стадии возбуждения уголовного дела // Законодательство и практика. 2015. № 2 (35).
C. 64-67.
9. Каретников А.С., Каретников С.В. Следственные действия как способы проверки сообщения о преступлении // Законность. 2014. № 7. С. 68 - 72.
10. Карягина О.В. История становления института дознания в уголовном процессе России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1(23). С. 65-67.
11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 9-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2017. 860 с.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lf8l e6wexz75111618 (дата обращения 01.03.23).
13. Кувалдина Ю.В. Сокращенное судопроизводство: Вчера, сегодня, завтра (гл. 32.1 УПК) // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 1 (11). С. 41-48.
14. Материал проверки № 1-3456/2019 // Архив ОМВД России по
Автозаводскому району г. Тольятти Самарской области.
15. Матинян Э.А. Основные проблемы производства дознания в сокращенной форме // Молодой ученый. 2019. № 46....33