Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников
о Л Л Л _ 7
уважительного отношения к семейным ценностям
1.1 Содержание понятия уважительного отношения к
7 семейным ценностям у младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические условия формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у детей
младшего школьного возраста 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших
23 школьников уважительного отношения к семейным ценностям
2.1. Выявление состояния проблемы формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 23
2.2. Реализация содержания приемов воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования процесса воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младшего школьника 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Протокол по всем методикам на констатирующем этапе эксперимента 52
Приложение Б Протокол по всем методикам на контрольном этапе эксперимента 53
«Семья - одна из крупнейших ценностей, которые созданы человечеством в течение десятков тысяч лет. Без семьи не может обойтись ни одна нация, ни одна культурная общность. Общество, государство постоянно работают над тем, чтобы сохранить и укрепить семью, потому что каждому человеку, независимо от возраста, нужна надёжная семья. Именно в семье ребёнок получает любовь и заботу и сам начинает их проявлять.
В семье происходит формирование у ребёнка отношения к себе, другим людям, природе, миру. В нашем обществе семью по праву считают важнейшим институтом воспитания ребёнка. Семья выполняла и выполняет роль источника и опосредующего звена передачи ребёнку социального и исторического опыта. Если не приобщать ребёнка к общечеловеческим культурным ценностям и не знакомить с традиционными ценностями семьи, то его личностное развитие будет затруднено. Воспитание семейных ценностей невозможно без формирования традиций в семье. Под семейными ценностями и традициями понимают индивидуальную атмосферу дома, которая состоит из множества факторов. Семья - это отдельный и неповторимый мир, который имеет уникальные традиции, придающие любой семье неповторимость и защищающие на протяжении всей жизни всех членов семьи. Проблемой формирования семейных ценностей и приобщения к ним детей в разное время занимались следующие учёные: изучали основные понятия и психологические типы семьи - Ю.Н. Азаров,
A. А. Волочков, В.Н. Дружинин, А.Б. Федулова, Э.Г. Эйдемиллер,
Д.Б. Эльконин; рассматривали традиции семьи как факторы социализации ребёнка в дошкольном детстве - Л.И. Антонова, Н.А. Гущина, О.В. Дыбина и другое. О.А. Еник, А.Н. Елизаров, Л.С. Иванова, М.П. Кабакова,
B. М. Катриченко, А.Ю. Кузина, И.В. Кузьмина, и другие посвятили свои труды проблеме формирования семейных ценностей. Изучению семьи и её традиционных ценностей учёные и педагоги практики посвятили достаточное количество работ. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время мы можем наблюдать отсутствие чётких представлений у детей понятий о «семье, членов семьи», семейных ценностях; несформированность представлений о положительных и отрицательных поступках; нет интереса к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций. К тому же, встречаются родители, которые не в полной мере осознают актуальность данной проблемы» [12]...
В данной научно-исследовательской работе будут представлены основные результаты, осуществленного теоретического исследования по проблеме формирования уважительного отношения к семье у младших школьников. Актуальность данной проблемы подтверждена исследованиями в области педагогической теории и практики и требует дальнейшего осмысления. В работе будет рассмотрен непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающихся, направленный на формирование ценностного отношения к своей семье. В основе такого процесса лежит воспитание эмоционально-положительного отношения к семье, проявление ответственности перед нею и формирование ценностного отношения к семейным ценностям.
Процесс формирования уважительного отношения к семье должен рассматриваться как важный аспект образования в младших классах. Соответствующие методы и технологии должны быть нацелены на создание условий для формирования уважительного отношения к семье с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе исследования было выявлено, что формирование уважительного отношения к семье является комплексным процессом, который включает в себя психологические, социальные и культурные аспекты. Понимание этого процесса позволит разработать эффективные методы и подходы к воспитанию уважения к семье у младших школьников.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление уровня уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников. Для достижения поставленных задач были определены критерии и показатели, а также созданы соответствующие диагностические задачи. После анализа результатов диагностики было выделено три уровня развития уважительного отношения к семье у младших школьников. Однако результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне уважительного отношения к семье среди данной возрастной группы.
Из проведенного исследования видно, что на данный момент уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников преобладает на среднем и низком уровнях развития. Данный факт подтверждает необходимость внедрения специальных программ и методик по укреплению семейных ценностей и развитию уважительного отношения к родителям среди данной возрастной группы.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого были разработаны шесть занятий в рамках лекций, уроков и бесед.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по формированию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Анализ сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе высокий уровень вырос на 7 %, средний уровень вырос на 10 %, а низкий уровень снизился на 17 %. в контрольной группе существенных изменений не было.
Благодаря проведенным урокам, в которых были внедрены методические приемы уровень уважительного отношения к семейным ценностям у экспериментальной группы повысился. Таким образом, гипотеза доказана и поставленная цель достигнута.
Таким образом, на основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная работа по формированию уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников позволила выявить положительную динамику.
1. Абрамова Г. С., Возрастная психология. М.: Логос, 2012. 224 с.
2. Азарина Е. Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф., 2013. С. 136-139.
3. Акаева Н. Б., Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 09.03.2023).
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
5. Андреева Г. А., Краткий педагогический словарь. М.: В. Секачев, 2012. 181 с.
6. Божович А. И., Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: АСТ, 2012. 298 с.
7. Болдырев Н. И., Нравственное воспитание школьников:
(Вопросы теории) Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
8. Бондарева И. И., Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. М.: АРКТИ, 2013 г. 325 с.
9. Воротников А. С. Повышение воспитательных возможностей семьи в условиях современного социума А. С. Воротников. - Текст: электронный. Национальная Ассоциация Ученых. - 2016. - № 5-1. - С. 103-108. - URL: www.elibrary.ru
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ЛПН РСФСР, 1961. 471 с.
11. Данилюк А. Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
B. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго
поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2.
12. Дубинина Д. Н, Старжинская Н. С. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс. 2015. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/13447 (дата обращения: 23.11.2022)
13. Игнатова В. А., Игнатов С. Б., Позигун Ю. А., Трушников Д. Ю. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lit.lib.ru
14. Карабанова О. А. Семья как пространство развития личности О. А. Карабанова. - Текст: электронный. Мир психологии. - 2018. - № 1. -
C. 37-45. - URL: www.elibrary.ru
15. Качур М. М., Патриотическое воспитание младших школьников средствами художественного краеведения. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киев, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.avtoreferati.ru...26