Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семейным ценностям
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников
о Л Л Л _ 7
уважительного отношения к семейным ценностям
1.1 Содержание понятия уважительного отношения к
7 семейным ценностям у младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические условия формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у детей
младшего школьного возраста 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших
23 школьников уважительного отношения к семейным ценностям
2.1. Выявление состояния проблемы формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 23
2.2. Реализация содержания приемов воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования процесса воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младшего школьника 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Протокол по всем методикам на констатирующем этапе эксперимента 52
Приложение Б Протокол по всем методикам на контрольном этапе эксперимента 53
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников
о Л Л Л _ 7
уважительного отношения к семейным ценностям
1.1 Содержание понятия уважительного отношения к
7 семейным ценностям у младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические условия формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у детей
младшего школьного возраста 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших
23 школьников уважительного отношения к семейным ценностям
2.1. Выявление состояния проблемы формирования
уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 23
2.2. Реализация содержания приемов воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младших
школьников 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования процесса воспитания уважительного отношения к семейным ценностям у младшего школьника 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Протокол по всем методикам на констатирующем этапе эксперимента 52
Приложение Б Протокол по всем методикам на контрольном этапе эксперимента 53
«Семья - одна из крупнейших ценностей, которые созданы человечеством в течение десятков тысяч лет. Без семьи не может обойтись ни одна нация, ни одна культурная общность. Общество, государство постоянно работают над тем, чтобы сохранить и укрепить семью, потому что каждому человеку, независимо от возраста, нужна надёжная семья. Именно в семье ребёнок получает любовь и заботу и сам начинает их проявлять.
В семье происходит формирование у ребёнка отношения к себе, другим людям, природе, миру. В нашем обществе семью по праву считают важнейшим институтом воспитания ребёнка. Семья выполняла и выполняет роль источника и опосредующего звена передачи ребёнку социального и исторического опыта. Если не приобщать ребёнка к общечеловеческим культурным ценностям и не знакомить с традиционными ценностями семьи, то его личностное развитие будет затруднено. Воспитание семейных ценностей невозможно без формирования традиций в семье. Под семейными ценностями и традициями понимают индивидуальную атмосферу дома, которая состоит из множества факторов. Семья - это отдельный и неповторимый мир, который имеет уникальные традиции, придающие любой семье неповторимость и защищающие на протяжении всей жизни всех членов семьи. Проблемой формирования семейных ценностей и приобщения к ним детей в разное время занимались следующие учёные: изучали основные понятия и психологические типы семьи - Ю.Н. Азаров,
A. А. Волочков, В.Н. Дружинин, А.Б. Федулова, Э.Г. Эйдемиллер,
Д.Б. Эльконин; рассматривали традиции семьи как факторы социализации ребёнка в дошкольном детстве - Л.И. Антонова, Н.А. Гущина, О.В. Дыбина и другое. О.А. Еник, А.Н. Елизаров, Л.С. Иванова, М.П. Кабакова,
B. М. Катриченко, А.Ю. Кузина, И.В. Кузьмина, и другие посвятили свои труды проблеме формирования семейных ценностей. Изучению семьи и её традиционных ценностей учёные и педагоги практики посвятили достаточное количество работ. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время мы можем наблюдать отсутствие чётких представлений у детей понятий о «семье, членов семьи», семейных ценностях; несформированность представлений о положительных и отрицательных поступках; нет интереса к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций. К тому же, встречаются родители, которые не в полной мере осознают актуальность данной проблемы» [12]...
В семье происходит формирование у ребёнка отношения к себе, другим людям, природе, миру. В нашем обществе семью по праву считают важнейшим институтом воспитания ребёнка. Семья выполняла и выполняет роль источника и опосредующего звена передачи ребёнку социального и исторического опыта. Если не приобщать ребёнка к общечеловеческим культурным ценностям и не знакомить с традиционными ценностями семьи, то его личностное развитие будет затруднено. Воспитание семейных ценностей невозможно без формирования традиций в семье. Под семейными ценностями и традициями понимают индивидуальную атмосферу дома, которая состоит из множества факторов. Семья - это отдельный и неповторимый мир, который имеет уникальные традиции, придающие любой семье неповторимость и защищающие на протяжении всей жизни всех членов семьи. Проблемой формирования семейных ценностей и приобщения к ним детей в разное время занимались следующие учёные: изучали основные понятия и психологические типы семьи - Ю.Н. Азаров,
A. А. Волочков, В.Н. Дружинин, А.Б. Федулова, Э.Г. Эйдемиллер,
Д.Б. Эльконин; рассматривали традиции семьи как факторы социализации ребёнка в дошкольном детстве - Л.И. Антонова, Н.А. Гущина, О.В. Дыбина и другое. О.А. Еник, А.Н. Елизаров, Л.С. Иванова, М.П. Кабакова,
B. М. Катриченко, А.Ю. Кузина, И.В. Кузьмина, и другие посвятили свои труды проблеме формирования семейных ценностей. Изучению семьи и её традиционных ценностей учёные и педагоги практики посвятили достаточное количество работ. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время мы можем наблюдать отсутствие чётких представлений у детей понятий о «семье, членов семьи», семейных ценностях; несформированность представлений о положительных и отрицательных поступках; нет интереса к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций. К тому же, встречаются родители, которые не в полной мере осознают актуальность данной проблемы» [12]...
В данной научно-исследовательской работе будут представлены основные результаты, осуществленного теоретического исследования по проблеме формирования уважительного отношения к семье у младших школьников. Актуальность данной проблемы подтверждена исследованиями в области педагогической теории и практики и требует дальнейшего осмысления. В работе будет рассмотрен непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающихся, направленный на формирование ценностного отношения к своей семье. В основе такого процесса лежит воспитание эмоционально-положительного отношения к семье, проявление ответственности перед нею и формирование ценностного отношения к семейным ценностям.
Процесс формирования уважительного отношения к семье должен рассматриваться как важный аспект образования в младших классах. Соответствующие методы и технологии должны быть нацелены на создание условий для формирования уважительного отношения к семье с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе исследования было выявлено, что формирование уважительного отношения к семье является комплексным процессом, который включает в себя психологические, социальные и культурные аспекты. Понимание этого процесса позволит разработать эффективные методы и подходы к воспитанию уважения к семье у младших школьников.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление уровня уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников. Для достижения поставленных задач были определены критерии и показатели, а также созданы соответствующие диагностические задачи. После анализа результатов диагностики было выделено три уровня развития уважительного отношения к семье у младших школьников. Однако результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне уважительного отношения к семье среди данной возрастной группы.
Из проведенного исследования видно, что на данный момент уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников преобладает на среднем и низком уровнях развития. Данный факт подтверждает необходимость внедрения специальных программ и методик по укреплению семейных ценностей и развитию уважительного отношения к родителям среди данной возрастной группы.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого были разработаны шесть занятий в рамках лекций, уроков и бесед.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по формированию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Анализ сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе высокий уровень вырос на 7 %, средний уровень вырос на 10 %, а низкий уровень снизился на 17 %. в контрольной группе существенных изменений не было.
Благодаря проведенным урокам, в которых были внедрены методические приемы уровень уважительного отношения к семейным ценностям у экспериментальной группы повысился. Таким образом, гипотеза доказана и поставленная цель достигнута.
Таким образом, на основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная работа по формированию уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников позволила выявить положительную динамику.
Процесс формирования уважительного отношения к семье должен рассматриваться как важный аспект образования в младших классах. Соответствующие методы и технологии должны быть нацелены на создание условий для формирования уважительного отношения к семье с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе исследования было выявлено, что формирование уважительного отношения к семье является комплексным процессом, который включает в себя психологические, социальные и культурные аспекты. Понимание этого процесса позволит разработать эффективные методы и подходы к воспитанию уважения к семье у младших школьников.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление уровня уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников. Для достижения поставленных задач были определены критерии и показатели, а также созданы соответствующие диагностические задачи. После анализа результатов диагностики было выделено три уровня развития уважительного отношения к семье у младших школьников. Однако результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне уважительного отношения к семье среди данной возрастной группы.
Из проведенного исследования видно, что на данный момент уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников преобладает на среднем и низком уровнях развития. Данный факт подтверждает необходимость внедрения специальных программ и методик по укреплению семейных ценностей и развитию уважительного отношения к родителям среди данной возрастной группы.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого были разработаны шесть занятий в рамках лекций, уроков и бесед.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по формированию уважительного отношения к семье у младших школьников.
Анализ сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе высокий уровень вырос на 7 %, средний уровень вырос на 10 %, а низкий уровень снизился на 17 %. в контрольной группе существенных изменений не было.
Благодаря проведенным урокам, в которых были внедрены методические приемы уровень уважительного отношения к семейным ценностям у экспериментальной группы повысился. Таким образом, гипотеза доказана и поставленная цель достигнута.
Таким образом, на основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная работа по формированию уважительного отношения к семейным ценностям у младших школьников позволила выявить положительную динамику.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ВТОРОКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - «Фамильный герб» как средство формирования семейных ценностей у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018





