СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 8
ГЛАВА ". АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 30
ГЛАВА №. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность темы исследования заключается в том, что важным направлением совершенствования внешнеторговой политики является упрощение внешнеторговых процедур, конечной целью которого должно стать устранение избыточности административных барьеров при одновременном обеспечении эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью.
Одной из основных функций таможенных органов является таможенной контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС). Цель таможенного контроля состоит в обеспечении соблюдения законодательства ТС и законодательства государств-участников ТС.
В современных условиях возникает много проблематичных вопросов в применении норм законодательных актов к таможенным операциям и таможенному контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС.
В целях построения интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Киргизской республики и Российской Федерации согласно общепринятому пониманию ТС, но с учетом реального состояния и уровня экономического развития каждой из пяти стран, в процессе формирования Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) необходимо не только утвердить единый таможенный тариф ЕАЭС, но и согласовать меры контроля, подлежащие применению при перемещении между государствами- участниками товаров, в отношении которых одним из государств применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа ЕАЭС. Значимость согласованного проведения указанных мероприятий обусловлена тем, что формально-юридически такие товары имеют статус товаров не ТС и соответственно не подпадают под правило беспрепятственного перемещения в пределах единой таможенной территории как не выпущенные в свободное обращение для других государств- участников ТС, где применяемый размер ставок единого таможенного тарифа ЕАЭС выше.
В этом случае на таможенные службы будет возложена обязанность осуществлять таможенный контроль за целевым использованием таких товаров и транспортных средств на национальных территориях и их таможенное оформление при вывозе в другие государства-участники ТС путем помещения под процедуру перевозки под таможенным контролем до внутреннего таможенного органа другого государства-участника.
Кроме того, в соответствии со Стратегией развития таможенной службы в Российской Федерации до 2020 года предполагается решение задач ускорения внешнеторгового оборота, а также максимального содействия международной торговле, при условии соблюдения юридических и правовых требований действующего законодательства. Существующая система таможенного контроля не позволяет обеспечить решение указанных задач и, следовательно, уже в настоящее время, и тем более в ближайшей перспективе является недостаточно эффективной.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС.
Степень изученности темы. Вопросы организации и функционирования системы таможенного контроля, возникающих в рамках перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС широко отражены в работах таких отечественных ученых, как С.А. Агамагомедова, В.Е. Бурдин, И.В. Минакова, Е.А. Соколова, С.М. Степаненко, Т.Н. Трошкина, Ц. Цагаанцоож и другие.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью оптимальной правовой регламентации для обеспечения баланса интересов государства в лице таможенных органов, с одной стороны и недостаточной изученностью порядка проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через Таможенную границу ТС.
Объектом исследования является таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза.
Предметом исследования является механизм таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании таможенного контроля, товаров и транспортных средств, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза;
2. Проанализировать практику таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни);
3. Разработать основные направления совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных специалистов в области международной торговли и внешнеэкономических связей России: Б.В. Елканова, О.В. Гречкина, Л.П. Губенко, А.А. Костина и др.
В процессе исследования использовался общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать отношения, вытекающие из перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС как динамическую категорию, зависящую от различных условий, а также методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Эмпирическую основу исследования составляют: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза; Федеральный закон № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»; Приказ Минтранса РФ № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» .
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в научном обосновании применения моделей, которые позволяют в eдинoй cиcтeмe кooрдинaт прoвecти aнaлиз мeр тaмoжeннoгo кoнтрoля, его объектов, а тaкжe зaтрaт учacтникoв BЭД при coвeршeнии тaмoжeнныx oпeрaций.
Разработанная в дипломном исследовании Мaтрицa тaмoжeннoгo контроля, oриeнтирoвaннaя та прeдмeт и oбъeкт контрольно-надзорной дeятeльнocти пoзвoляeт рaccмaтривaть и мoдeлирoвaть тaмoжeнныe операции как процесс, в рамках которого тaмoжeнныe органы осуществляют контрольные мероприятия в отношении предметов (объектов) таможенного контроля допускает построение возможных его моделей, в т.ч. с графической визуализацией в разрезе категорий товаров, специфики функционирования пункта пропуска, а также таможенных операций.
Структура исследования включает введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Организация эффективно действующей системы пункта пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу является одним из важнейших направлений внешне-экономической деятельности государства.
B связи с тем, что таможенное оформление и таможенный контроль в значительной мере предопределяют эффективность деятельности таможенных органов, данные направления таможенной деятельности являются важнейшими составляющими таможенного дела. Предмет таможенного права Таможенного союза ЕАЭС составляют таможенный контроль наряду с таможенным оформлением, таможенными процедурами и таможенными платежами.
Многоуровневый характер, соответствующий основным элементам таможенного законодательства Таможенного союза является особенностью правового регулирования отношений по таможенному контролю в Таможенном союзе ЕАЭС.
Белгородский таможенный пост Белгородской таможни является таможенным органом, на котором производится таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.
В 2016 году было оформлено 19174 ДТ, в том числе по импортным операциям - 14603, по экспортным - 4571. В 2015 г. всего было оформлено 20851 ДТ (16434 - импорт, 4417 - экспорт), что на 8,04% больше, чем в 2016 году. Таким образом, в течение 2015-2016 гг. наблюдается тенденция к понижению роста оформления ДТ, что обусловлено уменьшением количества партий товаров, перемещаемых участниками внешнеторговой деятельности, через таможенную границу Таможенного союза в результате снижения уровня внешнеэкономических связей с Украиной. Однако, в течение вышеуказаннго периода времени произошел рост собираемости таможенных платежей, так в 2016 году по сравнению с 2015 г. их объем повысился на 23% и если в 2015 году было взыскано платежей на сумму 9002,42 млн. руб., то в 2016 году - на сумму 11706,45 млн. руб., что объясняется отменой Россией преференциальных таможеных пошлин на товары страной происхождения которых является Украина.
Белгородский таможенный пост Белгородской таможни решает следующие задачи: своевременное и полное наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации; повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения содействия развитию торговли; ускорение товарооборота и расширения внешнеторговых связей; таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, достаточный для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя.
При таможенном оформлении товара по таможенной декларации в данной дипломной работе сроки подачи декларации не нарушены. Таможенная декларация и комплект документов поданы таможенным представителем в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Белгородского таможенного поста своевременно.
B научно-методическом аппарате таможенного контроля отсутствуют модели, которые позволяют в единой системе координат провести анализ мер таможенного контроля, его объектов, а также затрат участников ВЭД при совершении таможенных операций; существует проблема установления соотношения форм и методов таможенного контроля, форм таможенного контроля и способов его проведения.
Предложенная Матрица таможенного контроля, ориентированная на предмет и объект контрольно-надзорной деятельности таможенных органов позволяет рассматривать и моделировать таможенные операции как процесс, в рамках которого таможенные органы осуществляют контрольные мероприятия в отношении предметов (объектов) таможенного контроля (товаров, сведений, документов, деятельности участника ВЭД и др.).
Применяемый подход по систематизации мер таможенного контроля имеет значение для целей моделирования таможенного контроля Белгородского таможенного поста Белгородской таможни как процесса, допускает построение возможных его моделей, в т.ч. с графической визуализацией в разрезе категорий товаров, специфики функционирования пункта пропуска, особенностей правоприменительной практики таможенного администрирования, а также таможенных операций.
С целью повышения эффективности таможенного контроля необходимо создание комплексной системы информационно¬аналитического обеспечения работ по определению таможенной стоимости, в частности создание Единой базы данных справочных цен на товары и услуги. Использование данной информации, причем, в автоматическом режиме с использованием соответствующих программных средств увеличит эффективность работы таможенного поста, в части выявления
недостоверного декларирования стоимости перевозимых товаров.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза [Текст] : Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - ст. 6615.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - ст. 6252.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : Федеральный закон от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50.
4. Авдеев, В.В. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза [Текст] / В.В. Авдеев // Налоги. - 2014. - № 35. - С. 12¬15.
5. Агамагомедова, С.А. Соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности) [Текст] / С.А. Агамагомедова // Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 34-38.
6. Бакаева, О.Ю. Особенности правовой регламентации отношений в рамках Таможенного союза: проблемы и решения [Текст] / О.Ю. Бакаева // Юридический мир. - 2011. - №8. - С. 34-36.
7. Бакаева, О.Ю. Таможенное право. [Текст]: монография / О.Ю. Бакаева. - М.: ИНФРА-М, - 2013. - 122 с.
8. Бормотова, Е.Г. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единого окна» [Текст] / Е.Г. Бормотова // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 2. - С. 21-26.
9. Бурдин, В.Е. Сравнительный анализ технологий таможенного
контроля на основе математического моделирования [Текст] / Е.В. Бурдин //
Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 3. - С. 56-61.
10. Елканов, Б.В. Таможенное оформление и таможенный контроль [Текст] / Б.В. Елканов // Бизнес в законе. Экономико¬юридический журнал. - 2010. - №3. - С. 58-60.
11. Гармонников, С.Н. Проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств происхождения из третьих стран, перемещающихся по единой таможенной территории Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа [Текст] / С.Н. Гарманников // Таможенное дело. - 2010. - № 1. - С. 45-51.
12. Гармонников, С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России [Текст] / С.Н. Гарманников // Журнал российского права. - 2010. - № 4. - С. 37-42.
13. Гречкина, О.В. Вопросы таможенного контроля в свете реализации новой концепции [Текст] / О.В. Гречкина // Ученые записки казанского университета. - 2010. - №4. - С. 90-95.
14. Губенко, Л.П. Система управления рисками в обеспечении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза [Текст] / Л.П. Губенко // Кант. - 2012. - №1. - С. 35-37.
15. Дмитриева, А.Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД [Текст] / А.Б. Дмитриева // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 12-16.
16. Искоскова, М.В. Таможенное декларирование: основные новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического
союза [Текст] / М.В. Искоскова // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 3.
- С. 12-14.
17. Киладзе, А. Таможенное дело сегодня и завтра [Текст] / А. Киладзе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
18. Козырин, А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. - 2012. - № 1 - С. 43-49.
19. Корняков, К.А. О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза [Текст] / К.А. Корняков // Таможенное дело. - 2009. - № 4. - С. 8-13.
20. Корняков, К.А., Предварительное информирование и таможенный контроль: монография. [Текст] / К.А. Корняков, Ю.Н. Егоров - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2011. - 367 с.
21. Костин, А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции [Текст] / А.А. Костин // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №6. - С. 73-79.
22. Макарова, Г.В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций [Текст] / Г.В. Макарова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №1. - С. 71-81.
23. Матвеева, О.П. Таможенное обслуживание как основа повышения качества предоставления государственных таможенных услуг [Текст] / О.П. Матвеева // Вест. Белг. ун-та кооперации, экономики и права. - 2013.- №4(48). - С.279-284.
24. Маховикова, Г.М. Таможенное дело [Текст] / Г.М. Маховикова. - М.: Юрайт, 2014. - 408 с.
25. Минакова, И.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / И.В. Минакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №5. - С. 124-125.
26. Невский, А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза [Текст] / А. Невский // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015.
27. Некрасов, Д. Законодательство Таможенного союза 2013 [Текст] / Д.Некрасов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 2. - С. 16-18.
28. Пащенко, А.В. Международно-правовая база таможенно¬тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС [Текст] / А.В. Пащенко // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 18-25.
29. Покровская, В.В. Таможенное дело [Текст] / В.В. Покровская. - М.: Юрайт, 2011. - 456 с.
30. Попова, Л.И. Направления совершенствования организации таможенного контроля [Текст] / Л.И. Попова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №4. - С. 96-97.
31. Пузынин, К.Е. Контроль таможенной стоимости товаров в условиях предварительного таможенного декларирования [Текст] / К.Е. Пузынин // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 6¬9.
32. Ростовский, Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. 2-е изд., с изм. [Текст] / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - М.: Экономистъ, 2010. - 290 с.
33. Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник. - М.: Дело и сервис [Текст] / Л.Г. Руденко. - 2015. - 112 с.
34. Свинухов, В.Г. Правовое регулирование декларирования товаров при осуществлении таможенных операций [Текст] / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова // Право и экономика. - 2013. - № 4. - С. 22-26.
35. Свинухов, В.Г. Правовое регулирование предоставления льгот и преференций при уплате таможенных платежей [Текст] / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова // Право и экономика. - 2012. - №8. - С. 69 - 74.
36. Смирнов, С.А. О предложении введения новой формы таможенного контроля - таможенный контроль на инспекционно¬досмотровом комплексе [Текст] / С.А. Смирнов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2012. - №3. - С. 62-68.
37. Соколова, Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / Е.А. Соколова // Кант. - 2012. - №3. - С. 33-35.
38. Ступников, А.А. Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров: постановка проблемы [Текст] / А.А. Ступников // Право и экономика. - 2014. - № 2. - С.
39. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - 345 с.
40. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС [Текст] / Под общ.ред. В. А. Шамахова и Ю.А. Кожанкова. - М.: СофтИздат, 2012. - 456 с.
41. Толкушин, А.В. Таможенное дело [Текст] / А.В. Толкушин. - М.: Юрайт, 2012. - 345 с.
42. Толстая, С.Б. Предварительное таможенное декларирование товаров по Таможенному кодексу Таможенного союза [Текст] / С.Б. Толстая // Право и экономика. - 2010. - №12. - С. 63-65.
43. Трошкина, Т.Н. Формы таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС: взаимодействие наднационального и национального регулирования [Текст] / Т.Н. Трошкина // Право и экономика. - 2013. - № 9. - С. 67-69.
44. Трошкина, Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Т.Н. Трошкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С.
71-74.
45. Трошкина, Т.Н. Формы контроля за трансграничным перемещением товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Т.Н. Трошкина // Финансовое право. - 2013. - № 11. - С. 64-69.
46. Ульянич, А.М. Развитие пограничного и таможенного контроля на границах Российского империи в XIX в. [Текст] / А.М. Ульянич // Власть. 2010. - №1. - С. 108-111.
47. Чайка, К. Изменения правовой базы таможенного регулирования в РФ [Текст] / К. Чайка // Новости российского экспорта. - 2011. - №1 - 2. - С. 51-55.
48. Чермянинов, Д.В. Таможенное право [Текст] / Д.В. Чермянинов. - М.: Юрайт, 2013. - 220 с.
49. Шехматов, Л.М. Правовое обеспечение электронного таможенного декларирования товаров личного пользования, перемещаемых физическими лицами на территории Евразийского экономического союза [Текст] / Л.М. Шехматов // Современное право. - 2015. - № 12. - С. 23-25.
50. Цагаанцоож, Ц. Методические рекомендации по совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом в Монголию [Текст] / Ц. Цагаанцоож // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №5. - С. 151-152.
51. Цагаанцоож, Ц. Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций [Текст] / Ц. Цагаанцоож // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - №5. - С. 84-90.
52. Ялбулганов, А.А. Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [Текст] / А.А Ялбулганов // Реформы и право. - 2013. - № 3. - С. 33-35.
53. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Электронный ресурс]: Международная конвенция от 18 мая 1973 г. (Киотская конвенция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
54. Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных)
пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (ред. от 01.04.2015) [Электронный ресурс]: Приказ Минтранса РФ от 22 декабря 2009 г. № 247 (ред. от 01.04.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
55. О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 (ред. от 04.09.2012) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».