Аннотация
Введение 4
Глава 1 Обзор научно-методической литературы по проблеме исследования 8
1.1 Характеристика оздоровительной аэробики 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности девушек старшего школьного
возраста 11
1.3 Влияние занятий оздоровительной аэробикой на организм девушек
старшего школьного возраста 14
Глава 2 Методы и организация исследования 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 23
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 24
3.1 Комплексы упражнений оздоровительной аэробики, разработанные для
занятий со школьницами старших классов 24
3.2 Результаты исследования функциональных показателей и физических
качеств у школьниц старших классов 30
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе, к урокам физической культуры.
По данным исследований ученых, более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы обучения. Как пишут Барчуков И.С. и Барчукова Г.В.: «Однообразные и монотонные упражнения на уроках физической культуры лишь способствуют утрате интереса у учащихся, в особенности у девушек, к урокам. Поэтому, целесообразно применять на уроках физкультуры нетрадиционные средства и методы оздоровительной направленности, которые могут оказать положительное влияние на здоровье учащихся. Это позволит не только сохранить и укрепить здоровье в процессе обучения, но и поможет раскрыть детям свои индивидуальные способности» [16].
По мнению Найн А.А.: «Для привлечения обучающихся на занятия стоит обратить внимание на их интересы и предпочтения. Так, девушки в возрасте 1317 лет стремятся к формированию красивого и гармоничного телосложения, умению красиво двигаться, отдавая предпочтение упражнениям для укрепления осанки, хореографии и танцам, вместо трудных программных упражнений» [68].
Все вышесказанное в полной мере относится к учащимся с избыточным весом.
Известно, что количество людей с избыточным весом и пациентов с диагнозом «ожирение» растет с каждым годом. Особенно опасна эта тенденция у молодого поколения. С 1970 года по настоящий момент цифра детей с избыточным показателем индекса массы возросла в 10 раз. Это означает, что заболевание будет оказывать свое негативное влияние на здоровье человека на протяжении всей его жизни. Так, ожирение в детском возрасте провоцирует раннее развитие болезней сердечно-сосудистой системы, ортопедических проблем и психологических расстройств. Кроме того, избыточный вес у детей влияет на социальную и психологическую адаптацию подрастающего поколения в обществе.
Избыточный вес напрямую связан с недостатком двигательной активности у современных школьников В связи с чем, внедрение популярных среди молодежи оздоровительных видов гимнастики в содержание предмета «физическая культура», обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования - изучение влияния оздоровительной аэробикой на развитие физических качеств и функциональные показатели у школьниц 11 классов, имеющих избыточный вес.
Объект исследования - учебный процесс по предмету «Физическая культура» в старших классах.
Предмет исследования - влияние комплексов упражнений
оздоровительной аэробики на физические качества и функциональные показатели старших школьниц с избыточным весом.
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в учебный процесс предложенных комплексов упражнений оздоровительной аэробики положительно повлияет на функциональные показатели и показатели физических качеств у старших школьниц, имеющих избыточный вес.
Задачи исследования:
• оценить исходный уровень развития физических качеств и функциональных показателей у школьниц старших классов, имеющих избыточный вес;
• разработать и включить в учебный процесс старших школьниц экспериментальной группы комплексы упражнений оздоровительной аэробики;
• определить влияние применяемых комплексов оздоровительной аэробики на функциональные показатели и показатели физических качеств у школьниц старших классов, имеющих избыточный вес....
В результате проведенной исследовательской работы сформулированы следующие выводы:
Первым этапом педагогического эксперимента было проведение тестирования, с целью определения исходного уровня развития физических качеств и функциональных показателей у девушек старшего школьного возраста обеих исследуемых групп. При оценке полученных результатов было установлено, что расхождения в показателях физических качеств и функциональных показателях отсутствуют, группы на начало педагогического эксперимента равны.
Основываясь на методе анализа литературных источников и методе педагогического наблюдения были подобраны комплексы упражнений оздоровительной аэробики, которые, по рекомендациям специалистов, направлены на развитие физических качеств и функциональных показателей у занимающихся. Комплексы упражнений подобраны также на основе предварительного тестирования. Предложенные комплексы упражнений оздоровительной аэробики были включены в урочные занятия со школьницами экспериментальной группой. Контрольная группа занималась по рабочей программе, утвержденной в школе.
В конце педагогического эксперимента было вновь проведено тестирование физических качеств и функциональных показателей участниц обеих групп. Были получены следующие результаты.
В экспериментальной группе динамика показателей по проводимым тестам выглядит следующим образом:
• масса тела - 6,58 кг;
• индекс массы тела - 4,53 ед;
• жизненная емкость легких - 139,1 мл3;
• проба Руфье - 4,1 сек;
• проба Штанге - 6,8 сек;
• кросс 3 км - 1,5 мин;
• поднимание туловища - 8,3 раз;
• бег 100 метров - 1,2 сек;
• наклон вперед - 5 см;
• прыжки на скакалке - 22,8 раз;
В контрольной группе за данный промежуток времени динамика результатов по проведенным тестам представлена ниже:
• масса тела - 1 кг;
• индекс массы тела - 0,43 ед;
• жизненная емкость легких - 25,3 мл3;
• проба Руфье - 1,1 сек;
• проба Штанге - 2,1 сек;
• кросс 3 км - 1,08 мин;
• поднимание туловища (кол-во) - 1,9 раз;
• бег 100 метров - 0,4 сек;
• наклон вперед - 1,55 см;
• прыжки на скакалке - 5,5 раз.
Исследование уровня развития физических качеств и функциональных показателей до и после педагогического эксперимента показало достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался незначительным. Полученные данные доказали эффективность предложенных нами комплексов упражнений оздоровительной аэробики.
Итак, поставленные задачи решены; гипотеза, выдвинутая в начале исследования, в ходе проведения экспериментальной работы подтвердилась.
1. Алаева Л. С. Основы оздоровительной аэробики: учебное пособие. Омск: Сиб.ГУФК, 2019. 87 c.
2. Алфёрова В.И., Мустафина С.В. Распространенность ожирения во
взрослой популяции Российской Федерации (обзор литературы). Ожирение и метаболизм. // Российский кардиологический журнал. 2022. Т. 43. №6. С.96
105.
3. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебнометодическое пособие / составители Д.А. Вихарева, Е.В. Козлова. 2-е изд. Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гум.-пед.гос.университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. 45 с.
4. Антонова Э.Р. Фитнес-аэробика как вид спорта: учебное пособие/ Э.Р. Антонова, О.А. Иваненко. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. унта, 2017. 59с.
5. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие/ Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 304с.
6. Аэробика. Классификации, особенности видов: учебное пособие / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова М.: СпортАкадемПресс, 2002. 303с.
7. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. М.: КноРус, 2017. 419 c.
8. Аэробика: учебное пособие / составитель А. Г. Митрофанова. 2-е изд. Вологда: ВолГУ, 2016. 84 с.
9. Баланова Ю.А., Шальнова С.А., Деев А.Д., и др. Ожирение в российской популяции - распространенность и ассоциации с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний // Российский кардиологический журнал. 2018. Т. 23. №6. С. 123-130.
10. Базовые виды спорта. Аэробика: учебное пособие / составители О. Ю. Дружинина, Н. Б. Вершинина. Ижевск: Ижевская ГСХА, 2020. 76 с.
11. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. Омск: СибГУФК. 2003. 56 c.
12. Балтина Т.В. Практические работы по курсу - биология человека. Часть 1. Морфология человека: учебно-методическое пособие / Т.В. Балтина, С.Г. Розенталь, Г.Г. Яфарова. Казань: Казанский федер. универ., 2017. 56 с.
13. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
14. Булгакова О. В. Фитнес-аэробика: учебное пособие / О. В. Булгакова, Н. А. Брюханова. Красноярск: СФУ, 2019. 112 с.
15. Базовые виды двигательной деятельности «Гимнастика»: учеб. пособие / сост. Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк, О.Ф. Барчо. Краснодар: КГУФКСТ, 2017....94