Введение……………………………………………3
1. История развития системы ГТО и его влияние на школьников..……… 5
1.1 Развитие системы Всесоюзного комплекса ГТО и система ГТО в современной России…5
1.2 Влияние комплекса ГТО в жизни школьника...9
2. Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе развития физических качеств у школьников …12
2.1 Характеристика физических качеств школьников старших классов.... 12
2.2 Учёт возрастных норм и особенностей школьников старших классов в развитии их физических качеств ………………………………………… 14
3. Мониторинг физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО…19
3.1 Понятие и сущность мониторинга физической подготовки школьников старших классов…19
3.2 Диагностика уровня физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО……………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список использованных источников и литературы…………………….. 27
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
По данным Министерства Здравоохранения РФ, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.
Исходя из этого, последнее десятилетие отмечено повышенным беспокойством правительства, ученых, спортивных педагогов к вопросу о состоянии здоровья подрастающего поколения – школьникам. На сегодняшний день в России лишь 10% детей 3-7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группы здоровья). Упущение для совершенствования процессов физического развития детей и подростков оборачивается практически безнадежно потерянным в валеологическом смысле поколением. Ученные отмечают, что неудачно организованное школьное образование по физической культуре играет отрицательную роль, как в укреплении здоровья, так и в процессе массового досуга учащихся. Основной задачей современного общества является воспитание физически здоровой личности [11].
Актуальность изучения данной темы заключается в том, комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания школьников старших классов, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.
Объектом выступает процесс урока физической культуры у школьников старших классов.
Предмет - мониторинг физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО.
Целью данной курсовой работы является мониторинг физической подготовки школьников старших классов при подготовке к выполнению норм ГТО, а также изучить диагностику необходимого уровня физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить историю развития системы ГТО и выявить его влияние на школьников;
- Дать характеристику физических качеств школьников и норм особенностей развития школьников старших классов;
- Изучить понятие и сущность мониторинга физической подготовки школьников старших классов при подготовке к выполнению норм ГТО;
- Раскрыть диагностику уровня физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО.
Для выполнения работы использовались теоретические и методологические источники - учебно-методические пособия, научно-практическая литература, а также периодические издания, включающие в себя изучение данного вопроса, результаты педагогических наблюдений.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть использована при написании рефератов, докладов.
Практическая значимость заключается в возможности использования педагогами в учебном процессе при подготовке к нормам ГТО.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников в наши дни становится все более актуальной, так как наблюдается резкое снижение процентов здоровых детей.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Система ГТО являлась мощным стимулом для занятий физической культурой и спортом. Подготовка к выполнению нормативов развивает все группы мышц, увеличивала выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал.
Патриотическая целеустремленность и практическое содержание комплекса ГТО стало одним из важнейших инструментов для укрепления здоровья школьников и привлечения их к активным занятиям спортом.
Эффективность образовательного процесса, направленного на усвоение УУД оценивается по конечному его результату. Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечивает повышение общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности, тем самым повышает качество знаний по предмету.
Комплекс ГТО - один из тех средств, стимулирующий всестороннюю физическую подготовленность молодёжи, является той формой, благодаря которой дети приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вовлекая молодых людей в массовое физкультурное движение и открывая многим дорогу в большой спорт, тем самым, вносит огромный вклад в развитие и укрепление здоровья.
Можно сделать вывод, что внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах может послужить основой не только для благоприятного повышения общей физической подготовленности школьников и улучшения здоровья населения России, но и толчком к строительству материально – технических баз по всей территории нашей страны. Радует тот факт, что сдачи норм комплекса ГТО становится одним из тех мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях РФ на постоянной основе. Такими темпами ГТО суждено будет пополнить число многочисленных мероприятий, направленных на развитие и укрепление как практической, так и оздоровительной ценности спортивно – массовых мероприятий такого характера.
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540.
4. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
5. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
6. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
7. Галинин, Ю.Г. Моделирование физкультурно-воспитательной среды для подростков общеобразовательной школы / Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – М. : ЮНИТИ , 2013. – 30 с.
8. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
9. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С.И. Изаак. – М. : Спорт-Медиа, 2015. – 412 с.
10. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 252 c.
11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
12. Королёва, Л.В. Школьникам – здоровый образ жизни. Состояние здоровья людей: сб. матер. IV Междунар. Научн-практ.конф. / Л.В. Королева, А.А. Сулимов.– Пенза, 2004. – 349 с.
13. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М. : Интер-Спорт, 2016. – С. 208.
14. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры / Б.И. Мишин. – М. : АСТ Арстель, – 2003. – 325 с.
15. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. – дополн. И перевып. - М. : МЕДИА, 2016. - 495 с.
16. Семенов, Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2007. – 385 с.
17. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2013. – 284 с.