Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития диалогической речи у детей
4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Сущность диалогической речи в педагогической литературе.. 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития диалогической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием
речи III уровня 17
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития диалогической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
III уровня 25
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи детей 4-5
лет с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Содержание работы по развитию диалогической речи
у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3 Оценка эффективности коррекционной деятельности по
развитию диалогической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 45
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение Б Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 67
Речь является ведущим средством общения человека, с помощью которого он может выражать свои мысли, передавать опыт и координировать свои действия. Способность человека говорить - необходимая основа и инструмент человеческого мышления. В системе психических процессов речь занимает особое положение. Являясь основой мышления и регулируя поведение, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребенка» [24, с. 8].
«Речевая активность развивается и совершенствуется только в условиях общения, что означает, что первоначально преобладает диалогическая форма связных высказываний» [24, с. 11].
«В трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Алексеева, В.И Яшина и другие раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы диалогической речи детей дошкольного возраста. Основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определены в работах Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А. Стародубова, В.П. Глухова, А.Г. Арушановой, О.А. Бизиковой. Эти авторы определили и задачи развития диалогической формы речи, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» [10, с. 16].
«Диалог является формой взаимодействия двух или нескольких лиц. Участие в диалоге подразумевает наличие определенных умений: слушать собеседника и правильно понимать доносимую им мысль; уметь сформулировать собственные мысли и правильно выразить их доступными средствами языка; следить за ходом мыслей собеседника и иметь возможность своевременно изменить тему общения; отслеживать нормативность своей речи и поддерживать эмоциональный фон беседы» [6, с. 34].
«Так как диалог - это разговор между несколькими лицами, то разговорная речь чаще всего является диалогической формой речи. Речевой организацией диалога является ряд сменяющих друг друга реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого.
Разговорная речь предполагает понимание общепризнанных мер, а также законов стилистики родного языка и умение владеть понятием свернутой фразы. Диалогическая речь ребенка с одним нарушением речевого развития характеризуется рядом особенностей: недостаточной
информативностью, несоблюдением регулярной связи между высказываниями, недостаточным размером, наличием лексико-грамматических патологий» [24, с. 27].
«У ребенка дошкольного возраста, наряду с равномерным замедлением речи, в основе всей патологии лежит замедление развития психологических действий и коммуникативных способностей. Их недоразвитие никак не может гарантировать полноценного движения общения, что, в свою очередь, препятствует развитию речевой, музыкальной и познавательной деятельности и, кроме того, усвоению знаний.
Вместе с самыми ранними годами в детское общение втягивается и более старший. Затем уже имеющийся навык речевого общения выводит старших дошкольников на взаимодействие с собственными сверстниками. У старших дошкольников ярко проявляется потребность в самовыражении, стремление заинтересовать сверстников, желание сообщить сверстникам о своем предназначении и сути собственного функционирования. Однако наряду с единичным недоразвитием речи дети испытывают значительные проблемы в общении. Эти проблемы имеют все шансы стать факторами травли со стороны сверстников» [5, с. 40].
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности процесса развития диалогической речи в дошкольном возрасте, и, как следствие, на актуальность данного исследования.
Актуальность исследования позволила нам выделить следующее противоречие: между необходимостью развития диалогической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным развитием психолого-педагогических условий для реализации этого процесса...
Во введении к данной работе было отмечено, что разговорная речь предполагает понимание общепризнанных мер, а также законов стилистики родного языка и умение владеть понятием свернутой фразы. Диалогическая речь ребенка с одним нарушением речевого развития характеризуется рядом особенностей: недостаточной информативностью, несоблюдением
регулярной связи между высказываниями, недостаточным размером, наличием лексико-грамматических патологий. У ребенка дошкольного возраста, наряду с равномерным замедлением речи, в основе всей патологии лежит замедление развития психологических действий и коммуникативных способностей. Их недоразвитие никак не может гарантировать полноценного движения общения, что, в свою очередь, препятствует развитию рече-музыкальной и познавательной деятельности и, кроме того, усвоению знаний. Вместе с самыми ранними годами в детское общение втягивается и более старший. Затем уже имеющийся навык речевого общения выводит дошкольников на взаимодействие с собственными сверстниками. У дошкольников среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в самовыражении, стремление заинтересовать сверстников, желание сообщить сверстникам о своем предназначении и сути собственного функционирования. Однако наряду с единичным недоразвитием речи дети испытывают значительные проблемы в общении. Эти проблемы имеют все шансы стать факторами травли со стороны сверстников. Это обусловило актуальность выбранной темы работы.
В результате проведенного анализ литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам. «Диалогическая речь обладает специфическими лингвистическими и психолого-педагогическими особенностями, которые характеризуются специфическими операционными условиями. Диалогическая речь является языковой составляющей непосредственного общения и вместе с нелингвистическими компонентами позволяет реализовать коммуникативную функцию речи, которая является основой всего вербального развития человека. Диалогическая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог важнейшей естественной формой языковой коммуникации, классической формой речевого общения» [21, с. 115].
В исследовании участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (4-5 лет) III уровня: 10 детей составили экспериментальную группу; 10 детей составили контрольную группу.
«По результатам констатирующего этапа были сделаны следующие выводы: ни у одного ребенка в экспериментальной группе не было выявлено высокого уровня, в то время как у 10% ребенка в контрольной группе такой уровень был; 40% детей из экспериментальной группы и 40% детей из контрольной группы показали средний уровень; 60% детей в экспериментальной группе и 50% детей в контрольной группе находились имеют низкий уровень» [4]. Итак, для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня диалогическая речь ограничена.
В связи с низким уровнем развития диалогической речи у ребенка среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в следующем занятии я также продемонстрирую руководителю пути и способы развития диалогической речи у ребенка среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую разновидность развлечения. Основное внимание было уделено работе с детьми, поэтому мы провели работу по накоплению и систематизации сюжетно-ролевых игр, которые способствуют развитию диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Сюжетно¬ролевые игры отбирались таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность участвовать в игре. Педагогическая работа с детьми проводилась на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с учетом уровня коммуникативно-речевой деятельности каждого ребенка, а также поощрялась к самостоятельному проведению. Организацию сюжетно-ролевых игр осуществляли в три этапа: подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры; непосредственное проведение сюжетно-ролевой игры; анализ проведенной сюжетно-ролевой игры....
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
3. Баль Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи : учеб.-метод, пособие для учителей дефектологов дошк. учреждении. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. 152 c.
4. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
5. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М., 2006. 298 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. М. : Лабиринт, 2009. 352 с.
7. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования. М. : Владос, 2011. 269 c.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : АРКТИ, 2002. 144 с.
9. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М. : Рипол Классик, 2002. 320 с.
10. Ковалева М. Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей. Хабаровск : Изд-во ХГПУ 2004. С. 20-27.
11. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в
детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для
руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. 32 с.
12. Кузьмич А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 173-175.
13. Левшина Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 127¬129.
14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Академия, 2005. 288
15. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Воронеж : МОТЭК, 2001...25