Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности 8
1.1 Творческое восприятие музыки детьми младшего
школьного возраста как объект психолого-педагогических исследований 8
1.2 Условия организации игровой деятельности детей
младшего школьного возраста в развитии творческого восприятия музыки 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности 24
2.1 Диагностика уровня развития творческого восприятия
музыки младшими школьниками 24
2.2 Содержание работы по развитию творческого восприятия
музыки младшими школьниками в процессе игровой деятельности 39
2.3 Динамика уровня развития творческого восприятия
музыки младшими школьниками 52
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 66
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 67
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 69
С каждым годом возрастает потребность творческого развития детей, раскрытия их творческих способностей, активизация творческого мышления, креативности, оригинальности и творческого подхода к делу. Все это определяет творческое направление развития личности ребенка. Необходимость данного направления развития, в том числе, отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В частности, современное образование стремится раскрыть творческий потенциал обучающихся, определяя соответствующее содержание учебных и внеурочных занятий.
Одним из важных в творческом развитии обучающихся является творческое восприятие, то есть чувственное познание окружающей действительности через творческий аспект. То есть это умение воспринимать объекты художественной деятельности, искусства, литературы, музыки, а также видеть необычное в обыденных вещах. Зачастую его рассматривают наряду с творческим видением, предусматривающим также и творческое самовыражение личности.
В частности в психолого-педагогических трудах рассматривается понятие «творческое восприятие музыки» или «музыкальное восприятие», включающее в себя умение чувствовать музыку, понимать ее содержание, эмоцию, которую она передает, переживать ее в процессе прослушивания, и оценивать. Изучение музыкального восприятия детей отражено в работах отечественных и зарубежных ученых - Б.В. Асафьева, Дж. Брунера, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Л.Г. Дмитриевой, а также А.Н. Леонтьева, В.В. Медушевского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
Э. Торренса, Б.Л. Яворского и других. Авторы, прежде всего, раскрывают сущность творческого и музыкального восприятия, а также его значение в общем творческом развитии личности детей.
Наиболее благоприятным периодом активного развития творческого восприятия музыки выступает младший школьный возраст, когда у детей обогащаются знания и представления, их личный опыт, а также активизируются познавательные процессы. Кроме того, активно развивается эмоциональная сфера у младших школьников, а приобщение детей к восприятию музыкальных произведений будет способствовать гармоничному ее формированию, развитию творческого видения и эстетического взгляда. Все это будет определять формирование у детей творческого восприятия действительности.
Одним из эффективных развивающих средств выступает игровая деятельность. Значимость игры в развитии и обучении младших школьников отмечали Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Я.И. Мельченко, Д.Б. Эльконин и другие. Исследователи предлагают использовать различные игры, игровые приемы, задания и упражнения в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, в том числе, и для развития творческого восприятия музыки. В частности, выделена отдельная группа игр - музыкально¬дидактических, способствующих развитию интереса к музыке, обогащению знаний о средствах музыкальной выразительности, развитию творческого самовыражения и восприятия. Однако в педагогической практике нет четко обозначенного содержания игровой деятельности, способствующей эффективному развитию творческого восприятия музыки у детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста и недостаточным использованием в данном процессе потенциала игровой деятельности, вследствие чего отсутствует четкое содержание такой деятельности, направленной на развитие творческого восприятия музыки младшими школьниками.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каково содержание игровой деятельности, способствующей развитию творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста?....
Изучение теоретических основ развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности позволило определить, что творческое восприятие музыки представляет собой сложный процесс, предполагающий чувственное познание музыкальных произведений, переживание их настроения и тех чувств, которые они доносят, а также понимание смысла и сущности таких произведений. Основными компонентами данного процесса выступают - когнитивный, эмоциональный и содержательный компонент.
Особенности развития творческого восприятия музыки младшими школьниками определяются их эмоциональной и когнитивной сферой. Так младшие школьники отличаются эмоциональной отзывчивостью, у них достаточно развит процесс восприятия, при этом наблюдается преобладание зрительного восприятия, в результате чего у них формируются зрительные и моторные представления при восприятии музыки. Однако младшие школьники испытывают трудности с концентрацией и устойчивостью внимания, как итог - длительное восприятие музыки у них вызывает сложности. К концу младшего школьного возраста восприятие музыки становится более дифференцированным и осознанным.
Также было выявлено, что игровая деятельность выступает одним из эффективных развивающих средств, в том числе, она эффективна и для развития творческого восприятия музыки младшими школьниками. Для этого в их игровую деятельность может быть включено проведение различных игр - музыкальных и музыкально-дидактических, игровых заданий и упражнений, предусматривающих прослушивание музыкальных произведений с последующим разбором прослушанного в игровой форме. При этом важным условием организации игровой деятельности для развития творческого восприятия музыки является создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
С целью развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности была реализована опытно-экспериментальная работа.
Так на констатирующем этапе эксперимента были выявлены проблемы в развитии творческого восприятия музыки младшими школьниками. В частности низкий уровень развития данного показателя был выявлен у 7 младших школьников экспериментальной и 6 контрольной группы (35 % и 30 %), средний уровень - у 8 экспериментальной и 7 контрольной группы (40 % и 35 % соответственно), и высокий - у 5 экспериментальной и 7 контрольной группы (25 % и 35 %). При этом у детей обеих групп выявлены недостаточно глубокие знания о средствах музыкальной выразительности, достаточно развитая способность эмоционально переживать содержание музыкальных образов, наличие интереса к творческому восприятию музыки, недостаточно развитая способность к творческому самовыражению.
Для развития творческого восприятия музыки младшими школьниками было разработано и апробировано содержание игровой деятельности, способствующей развитию данного показателя. Так на формирующем этапе эксперимента было разработано и проведено в течение пяти недель 10 игровых занятий внеурочной деятельности общекультурной направленности с младшими школьниками экспериментальной группы. В содержание таких занятий были включены музыкально-дидактические игры и игровые задания, направленные на развитие интереса к музыке и обогащение знаний об основных средствах музыкальной выразительности - ритме, темпе, мелодии, гармонии (повторение ритмического рисунка, отгадывание музыкальных инструментов и прочее). Также на занятиях были использованы игровые приемы прослушивания музыкальных произведений, активизирующие творческое восприятие и самовыражение - дети прослушивали музыкальные композиции и на их основе выполняли игровые задания. Использовались и специальные упражнения, способствующие положительному настрою на занятие, эмоциональной открытости и творческому самовыражению. Так перед выполнением каждого игрового задания в классе создавался благоприятный положительный настрой на прослушивание музыкальных произведений и выполнение заданий по ним...
1. Аврамкова И. С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 7-15.
2. Аникьева Н. В. Восприятие классической музыки как педагогическая проблема // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 4 (53). С. 398¬407.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещения, 2019. 226 с.
4. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования. М. : Флинта : Наука, 2014. 235 с.
5. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М. : Педагогика, 2020. 164 с.
6. Бодалев А. А. Психология общения: энциклопедический словарь. М. : Когито-Центр, 2015. 671 с.
7. Венгер А. Л. Психология развития. М. : Издательство Юрайт, 2022 . 178 с.
8. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. : ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 2019. 417 с.
10. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : Издательство Юрайт, 2023. 504 с.
11. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу - с игрой. М. : Просвещение, 2021. 98 с.
12. Готсдинер А. Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. 1980. № 1. С. 10-28.
13. Григорьев А. Ф. История музыкального образования. Ставрополь : Ставролит, 2015. 164 с.
14. Дятлов Д. А. К типологии музыкального восприятия // Философия и культура. 2022. С. 1-11.
15. Казанджиева-Велинова З. Г. Социально-психологическое
исследование воздействия музыки на аудиторию телевидения и радио : дис. ... канд. психол. наук. Ленинград [б. и.], 1978...33