Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре 9
1.1 Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема исследования 9
1.2 Возможности национальной культуры в историко-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2 Экспериментальная работа по историко-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре 28
2.1 Выявление сформированного уровня основ патриотизма у детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание и организация работы по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет посредством приобщения к национальной культуре 47
2.3 Выявление динамики в сформированном уровне основ патриотизма у детей 5-6 лет 60
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 77
Актуальность исследования. Тема патриотического воспитания остается актуальной на протяжении долгого времени. Современное общество сталкивается с угрозой отрицательного воздействия на воспитание детей со стороны средств массовой информации, которые насыщены образами агрессии и жестокости. В результате материальные ценности приобретают преобладающую роль перед духовными ценностями, что искажает представления людей о таких концепциях, как милосердие, доброта, любовь к родине и патриотизм. Воспитание этих качеств личности важно начинать уже в дошкольном периоде, когда закладывается основа для дальнейшего приобретения детьми социальных навыков и знаний, формируется общий характер их поведения.
«Важнейшими документами в области патриотического воспитания выступают Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», где воспитание патриотизма и гражданственности обозначены в качестве ключевого компонента воспитания в целом, основного принципа государственной политики в сфере образования и стержневого направления молодежной политики».
Одно из требования образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «направлено на формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом».
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.) сказано, что целью патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития, то есть «целенаправленном и эффективном процессе воспитания гражданина-патриота».
Теоретический анализ научной литературы показал, что основы патриотического воспитания изучали многие ученые: О.А. Артамонова, Т.Н. Антонова, Е.П. Арнаутова, И.Д. Власова, Р.И. Жуковская, Т.Т. Зубова, Е.Е. Казаева, Л.Л. Кондрыкинская. С.А. Козлова, О.А. Князев, М.В. Крулехти, В.А. Сухомлинский, К. Ушинский и другие. Авторы предлагали осуществлять патриотическое воспитание дошкольников в повседневной жизни и на занятиях познавательного вида...
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние процесса приобщения к национальной культуре на патриотическое воспитание старших дошкольников. Исследование, необходимое для выявления сформированных основ патриотизма осуществлялось на базе детского сада № 11 г. Шебекино, Белгородской области. В этом исследовании приняли участие 24 воспитанника старшей группы детского сада - 12 человек экспериментальной группы и 12 человек контрольной.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
На основе анализа проблемы патриотического воспитания детей, раскрыта степень ее разработанности на современном этапе, определены основные понятия по данной проблеме: «патриотическое воспитание», «национальная культура».
На констатирующем этапе эксперимента были подобраны диагностические задания для оценивания сформированного уровня основ патриотизма у дошкольников: беседа, диагностическая ситуация и наблюдение. Анализ проведенного исследования показал, что в экспериментальной группе низкий уровень на констатирующем этапе имели 57 % детей как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Средний уровень в экспериментальной группе был зафиксирован на уровне 42 %, а в контрольной на уровне 41 %, а высокий уровень - в контрольной 2 % и в экспериментальной 1 %.
На формирующем этапе разработаны и реализованы формы, методы и средства поэтапной образовательной работы по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет через приобщения к национальной культуре. Были разработаны три мероприятия по темам: «Как Русь стала Россией?», «История моей малой Родины», «Праздники моей страны» и другие.
1. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 4. С. 130 - 134.
2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. 2017. № 6. С. 3 - 7.
3. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Вестник научных конференций. 2019. № 3-3 (43). С. 13-14.
4. Анисимова Л. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры // Грани познания. 2019. № 4 (63). С. 4-6.
5. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : Аркти, 2020. 180 с.
6. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М. : Народное образование, 2022. 57 с.
7. Блинова Г. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта : материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». : Самара, 2018. 224 с.
8. Бобрикова Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф ; под ред. О. Н. Широков. : Чебоксары, 2018. 50 с.
9. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей. М. : Просвещение. 2018. 84 с.
10. Вагина Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 4 (14). С. 3-10.
11. Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры : метод. пособие. М. : Гардарики, 2008. 38 с.
12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; под. ред. Виноградовой А. М. : М.: Айрис-Пресс, 2019. 150 с.
13. Вохманова Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны // Поволжский вестник науки. 2019. № 3 (13). С. 60-62.
14. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Учпедгиз, 2016. 520 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Академия, 2019. 57 с...(26)