Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет 8
1.1 Формирование культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет как педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет 18
2.1 Выявление уровня сформированности культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет 18
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования культуры общения со сверстниками детей у 4-5 лет 37
2.3 Выявление динамики уровней сформированности культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет 42
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 61
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 63
В современном мире одной из самых важных для успешного существования в социуме сфер жизнедеятельности человека - это коммуникативная сфера. Её основой является овладение человеком культурой общения. Высокий уровень сформированности культуры общения необходим ребёнку прежде всего на ступени школьного образования для того, чтобы он мог овладеть предлагаемыми там предметами, дать полноценные ответы на вопросы учителя, овладел навыкам логично и развёрнуто излагать свои суждения. Общение оказывает большую роль в деятельности человека, повышенный уровень коммуникабельности оказывает влияние не только на её продуктивность и эффективность, но и в целом помогает развиваться обществу.
В целевых ориентирах Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования сказано: «ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек, что составляет одну из социально - нормативных характеристик возможностей ребенка в дошкольном возрасте».
Культура общения - это совокупность духовных коммуникативных ценностей, которые приняты внутри общества, при этом они позволяют подчеркнуть особенность именно данного общества.
Вопросы методики развития культуры речевого общения изложены в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, А.М. Богуш, В.В. Гербовой, И.Д. Емельяновой, О.А. Козыревой, Э.П. Коротковой, О.А. Матюхиной и Е.В. Титовой, Т.А. Репиной, С.Е. Соколовой, Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, Л.А. Рукисовой и Л.М. Сидоренк, И.Л. Суси и О.Л. Фиски и других.
Таким образом, проведенным нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования культуры общения со сверстниками детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет....
Изучив теоретические аспекты проблемы формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет, мы сделали вывод, что культура общения - это составное, довольно сложное по структуре понятие, в которое включаются все навыки, необходимые личности для качественного общения. Культура общения в возрасте 4-5 лет отличается произвольностью, сложностью и непосредственностью высказываний. Возможности использования игровой деятельности для формирования культуры общения у детей 4-5 лет весьма обширны. Игра является естественной формой деятельности для дошкольника, которая вызывает у него позитивные эмоции, желание участвовать и общаться. Это создает благоприятные условия для обучения и развития культуры общения.
На констатирующем этапе исследования у 40 % детей экспериментальной группы был диагностирован низкий уровень сформированности у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками. У 60 % детей экспериментальной группы наблюдается средний уровень сформированности у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками.
Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали и апробировали содержание работы по реализации педагогических условий формирования культуры общения со сверстниками детей 4-5 лет:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда через оснащение группы детского сада дидактическими и наглядными материалами культуры общения;
- разработано и реализовано содержание совместной деятельности педагога и детей в соответствии с показателями сформированности культуры общения со сверстниками детей 4-5 лет;
- организовано взаимодействие с родителями дошкольников по формированию у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками: родительские собрания, мастер-классы.
Контрольный этап позволил нам заключить, что в экспериментальной группе уровень сформированности у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками значительно возрос. Если на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками демонстрировали 40 % детей, то сейчас таких детей выявлено всего 25 %, что на 15 % меньше, чем на констатирующей фазе исследования. Высокий уровень сформированности у детей 4-5 лет культуры общения со сверстниками на констатирующем этапе исследования выявлен не был, тогда как на контрольном срезе данный уровень демонстрируют уже 15 % детей.
Полученные результаты доказывают возможность формирования культуры общения со сверстниками у детей 4-5 лет посредством разработанных и реализованных педагогических условиях, что подтверждает верность выдвинутой гипотезы. Задачи исследования решены, а цель - достигнута.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Слово, 2019. 324 с.
2. Бабаева Т. И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. М. : Детство-Пресс, 2022. 224 с.
3. Белкина В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки), 2022. № 1. С. 291-294.
4. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 2018. 216 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М. : Юрайт, 2019. 302 с.
6. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень : ТОГИРРО, 2020. 202 с.
7. Дубина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2018. № 10. С. 26-36.
8. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. М. : Слово, 2019. 576 с.
9. Калашникова В. А. Методика формирования и развития межличностных отношений детского сообщества в эстетической воспитательно-образовательной среде // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. № 2. С.107-111.
10. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений // Известия Самарского научного центра РАН. 2022. №2-2. С. 372-383.
11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М. : Академия, 2018. 314 с.
12. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практики. Екатеринбург: СВ-96, 2018. 179 с.
13. Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2021. № 11. С. 40-46.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Директ-Медиа, 2018. 1174 с.
15. Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками. М. : Гном - Пресс, 2021. 117 с...(28)