Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития

Работа №138421

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Особенности развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Характеристика развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 24
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 24
2.2 Содержание работы по реализации программы развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития 34
2.3 Оценка эффективности использования методического обеспечения по развитию мыслительных операций у детей 9-10
лет с задержкой психического развития 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной группе 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 51
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 53

Актуальность исследования. Одной из основных модернизаций образования является реализация новейшего качественного школьного образования, которое заключается в разработке образовательных и коррекционных технологий, актуальных для работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в начальной школе.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается из года в год, поэтому необходимо проводить своевременную диагностику, которая позволит выявить нарушения в категории детей с задержкой психического развития и оказать коррекционно-развивающую помощь, для того, чтобы добиться положительную динамику в изменении мышления. Большое внимание исследователей привлекает вопрос о развитии мышления у детей с задержкой психического развития.
Современная педагогика практически всё свое внимание уделяет тем группам детей, чью академическую неуспеваемость обуславливает отставание в развитии, в том числе детям с задержкой психического развития, основные когнитивные функции которых (память, мышление, эмоционально-волевая сфера, внимание) отличаются от норм, которые установлены для определенного периода жизни ребенка.
Как правило, диагноз задержка психического развития ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения. Поэтому основное место в детской психологии занимает выявление приемов, средств, условий и техник для развития детей с задержкой психического развития.
Отсюда следует, что необходимо своевременно проводить психологическую диагностику, выявлять нарушения в развитии данной категории детей и содействовать в коррекционно-развивающей помощи, которая поможет достичь положительной динамики в развитии мышления ребенка.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем фактом, что дети в процессе психического развития имеет ту или иную стадию развития мышления, но вопрос о степени развития особенно важен у ребенка с задержкой психического развития. Много российских исследований в разных источниках, посвященных особенностям развития мышления у детей с задержкой психического развития, тем не менее вопрос об условиях улучшения уровня развития мышления этих детей остается актуальным.
С началом обучения в школе, у младших школьников мышление начинает занимать главную роль между другими высшими психологическими функциями и поэтому особо важно формировать в данном возрасте мышление. На эффективность усвоения приобретаемых знаний влияет недостаточно сформированная мыслительная деятельность и все полученные знания оказываются неверными, наиболее это проявляется у детей с задержкой психического развития, у которых наблюдаются значительные задержки зрительно-образного и словесно-логического типов мышления...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги нашего исследования. У младших школьников 9-10 лет с задержкой психического развития значительно снижены продуктивность и динамичность мыслительных операций. Темп мышления замедлен, быстро устают. В возрасте 9-10 лет работоспособность увеличивается в разы, уменьшается количество ошибок. Но динамика развития точности выполнения мыслительных операций менее выражена, чем у нормально развивающихся сверстников, потому что имеется нарушение между скоростью и качеством деятельности. Так же, не развита направленность мышления при реализации действий, имеется низкий уровень самоконтроля при решении интеллектуальных заданий.
Такие дети, не обдумывая задания, выполняют его сразу. Отсутствует контроль результатов своей деятельности. Однако при профессиональной психологической помощи школьники 9-10 лет с задержкой психического развития способны лучше учиться, усваивать материал, приобретать умения и навыки. Даже могут с успехом переносить свои приобретенные знания на другие задания, ситуации.
На основе исследований Т.А. Власовой, Т.В. Егоровой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, H.A. Никашиной, М.С. Певзнера, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко нами «определены показатели для установления уровня мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития». С целью изучения выбранных показателей проведен подбор диагностических задач и реализован подтверждающий этап исследования.
На подтверждающем этапе был определен уровень развития мыслительных операций у детей 9-10 лет, с задержкой психического развития. «Полученные данные контрольного исследования показали, уровень мыслительных операций в экспериментальной группе (среднее значение всех трех методик): низкий уровень был выявлен у 6 детей (40%), средний уровень был выявлен у 7 детей (46%), и высокий уровень был выявлен у 2 детей» (14%).
Полученные данные говорят нам о необходимости специализированной организованной работы, способствующей повышению уровня развития мыслительных операций у детей 9-10 лет с задержкой психического развития.
Учитывая особенности психологического развития детей с задержкой психического развития 9-10 лет, проводить психокоррекционные мероприятия по развитию мыслительных операций.
«В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня развитие мыслительных операций у детей в возрасте 9-10 лет с задержкой психического развития в экспериментальной группе» (взяты средние показатели всех трех методик):
- количество детей с низким уровнем снизилось на 20%,
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 14%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%».
Проанализировав полученные выше результаты с нашей гипотезой, получаем то, что поставленные нами задачи нашего проведенного исследования полностью решены, закрыта цель нашей работы, и гипотеза становится доказанной.


1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Баряева Л. Б. Программа и дошкольников с развития // Л. Б. Баряева. СПб.: ЦДК, 2018. 130 с.
3. Бухбиндер В. А. О целостности и структуре текста. 2018. 135 с.
4. Власова Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Т. А. Власова, К. С. Лебединская. 2019. 12-18 с
5. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития // под ред. Т.А. Власовой [и др.]. М.: Просвещение, 1981. 119 с.
6. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития // Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. М.: ИнфраМ, 2017. 212 с.
7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проэкт, 2000. 3-е изд., перераб. И доп. 184 с.
8. Дробинская А. О. Дети с трудностями в обучении . М. Н. Фишман // Дефектология. 2019. № 5. С. 11-14
9. Егорова Т. В. Особенности познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Т. В. Егорова, А. Н. Цымбалюк. 2017. № 2. С. 28-40
10. Егорова Т. В. Своеобразие мыслительной деятельности. М.: Педагогика, 2016. 270 с.
11. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития. Дефектология. 2019. №4. С. 10-23
12. Немов Р. С. Общая психология: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
13. Обучение детей с задержкой психического развития // Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H. A. Никашиной. М.: Просвещение, 2016. 120 с.
14. Переслени Л. И. Психофизиологические механизмы нарушения познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития // Л. А. Рожкова. 2018. С. 398-399
15. Потаповой Т.Г. Коррекционная программа для развития мышления у детей с ЗПР. Южно-Сахалинск. 2017...(20)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ