Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности

Работа №138402

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности 9
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 9
1.2 Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности 36
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 51
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования 66
Приложение В Результаты, полученные на контрольном этапе исследования 67

Дошкольное детство является основополагающим этапом в эмоциональном становлении личности, поскольку именно в этот период формируются новые формы эмоций и новые достижения, способствующие гармоничному развитию личности ребенка. У детей дошкольного возраста происходят значительные динамические изменения в психомоторном, когнитивном и социальном развитии, поэтому особенности их развития во многом определяют характер возрастных изменений на последующих этапах жизни.
Современные психолого-педагогические исследования посвящены особенностям развития детей дошкольного возраста и рассматривают эмоциональную сферу детей как важную составляющую этой возрастной группы. В последние годы отмечается, что эмоциональные нарушения проявляются во все более раннем возрасте. В результате растет число детей, страдающих тревожно-агрессивными расстройствами, а эмоциональный интеллект, отзывчивость, сострадание, эмпатия, способность к полному выражению своих чувств и эмоций снижаются.
Для изучения общих внутренних закономерностей многоступенчатого эмоционального развития необходимо переосмыслить важные основы механизмов личностного и интеллектуального развития детей. Специфика процесса эмоционального развития - ключ к пониманию общего психического развития, которое находится в центре формирования личности ребенка и является одним из основных факторов, определяющих эмоциональное здоровье дошкольников. Положительное и комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой его доверительного отношения к окружающему миру.
Большой вклад в разработку проблемы личностного развития детей дошкольного возраста внесли такие известные ученые, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, А.А. Реан. Изучением проблемы эмоционального развития детей и подростков занимались такие авторы, как Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Л.С. Подымова.
Умственная отсталость - это группа состояний, которые происходят из- за врожденного или рано приобретенного недоразвития психики и сопровождаются существенным ухудшением интеллектуальных
способностей. В настоящее время эмоциональное развитие детей с умственной отсталостью не получило должного изучения в литературе. Свои работы данной теме посвятили С.Л. Выготский, В.К. Кузьмина, В.С. Мерлин, М.С. Певзнер, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, О.Е. Шаповалова, Ж.И. Шиф. Так данными исследователями были выявлены нарушения в развитии эмоций у детей, как у нормально развивающихся дошкольников, так и у детей с умственной отсталостью....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие эмоциональной сферы является важным аспектом личностного развития, который оказывает влияние на все сферы жизни человека. Понимание этого понятия необходимо для всех, кто работает с детьми и взрослыми. Существуют два подхода к «эмоциональному развитию детей: первый рассматривает его как комплексный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте социализации, а второй - в контексте эмоционального благополучия». Эмоциональное развитие предполагает способность адекватно реагировать на явления действительности и умение управлять своими эмоциональными состояниями. Особенностями развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью является ограниченность способности выражать свой опыт социально приемлемыми способами и неадекватность их поведения. Развитие эмоциональной сферы детей данной категории является важной задачей.
Изобразительная деятельность - это форма творческой активности, реализуемая через художественное отражение впечатлений, эмоций, переживаний, эмоциональных состояний. Изобразительная деятельность играет важную роль в эмоциональном развитии детей 5-6 лет с умственной отсталостью. Она способствует активному познанию окружающего мира, развитию визуальной восприимчивости и осознанию формы и пространства. Изобразительная деятельность должна быть направлена на отражение новых впечатлений и эмоций, которые получает ребенок из окружающего мира. Поэтому родители и педагоги должны стимулировать интерес детей к изобразительной деятельности и создавать условия для ее развития. В результате этого дети смогут стать более эмоционально развитыми.
Работа по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью проводилась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 80 «Песенка» городского округа Тольятти.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что ни один ребенок с умственной отсталостью не обладают высоким уровнем развития эмоциональной сферы; средний уровень развития эмоциональной сферы имеют 3 (38%) детей с умственной отсталостью; низкий уровень развития эмоциональной сферы имеют 5 (62%) детей.
На основании результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, было разработано содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности. Мы предположили, что реализация формирующего этапа исследования будет возможна, если: обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами, связанными с эмоциями, для реализации изобразительной деятельности (книги-раскраски, схемы для изготовления поделок, вырезки из журналов, шаблоны, трафареты, силуэты и штампы); реализована совместная деятельность с детьми с применением средств изобразительной деятельности в соответствии с показателями развития эмоциональной сферы; вовлечены родители в процесс развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности в форме консультаций, выставки, открытой образовательной деятельности. На каждом занятии использовались различные материалы, техники и приемы, такие, как незаконченные рисунки, пиктограммы, контурные изображения, схематические карточки, иллюстрации и бархатная бумага, чтобы помочь детям различать и отражать различные эмоции. Также предлагалось использовать нетрадиционные техники рисования, что сделало занятия более интересными и эффективными. Кроме того, была организована совместная работа с родителями детей. Родители были приглашены на занятия и получили инструкции по проведению подобных занятий дома. Это позволило продолжить работу над развитием эмоциональной сферы у детей вне группы...


1 Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : автореф. Дис. канд. Пед. Наук. М. : Ин-ут общего образования, 1998. 140 с.
2 Васильев И. А. Место и роль эмоций в психологической системе // Вестник Московского ун-та. 2008. № 2. С. 113-116.
3 Воробьева О. А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: автореф. Дис. канд. Психол. Наук. Коломна : КГПИ, 2000. 24 с.
4 Выготский Л. С. Педагогическая психология // под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
5 Дриккер А. С. Энергетика художественного воздействия // Человек. 2006. №6. С. 21-34
6 Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка: книга для студентов. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. 64 с.
7 Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. М. : Просвещение, 2005. 145 с.
8 Изард К. Е. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2006. 474 с.
9 Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-77.
10 Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М. : ТЦ Сфера, 2002. 190 с.
11 Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья до качества жизни // Ученые записки КнаГТУ. 2014. № 3 (19). С. 28-32.
12 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 352 с.
13 Подымова Л. С., Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. 2016. № 2. С. 152-155.
14 Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб. : Питер, 2010. 452 с.
15 Сидорова О. А. Нейропсихология эмоций; отв. ред. П. В. Симонов. М. : Наука, 2001 147 с...(21)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ