Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы процесса формирования технологических умений младших школьников 8
1.1 Технологические умения и особенности их формирования у младших школьников 8
1.2 Потенциал уроков технологии для формирования технологических умений младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии 27
2.1 Диагностика уровня сформированности технологических
умений младших школьников 27
2.2 Содержание работы по формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии 35
2.3 Динамика развития технологических умений младших школьников 44
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Методика диагностики уровня сформированности технологических умений младших школьников 58
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 61
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 66
Технология - это «учебный курс, который направлен на обучение детей практическим навыкам и знаниям в различных областях трудовой деятельности. Основная цель этого предмета заключается в том, чтобы ознакомить учеников с миром труда и вдохновить их на любовь к нему. Введение этого предмета в учебный план начальной школы имеет особый смысл. Уроки технологии важны для общего развития учащихся младших классов».
Современные программы для начальной школы в области технологии предлагает широкий спектр тем, который включает в себя набор знаний и навыков, необходимых для успешного освоения материала. Некоторые из них включают владение технической терминологией, навыки подготовки рабочего места к работе, умение поддерживать порядок на своем рабочем месте и в повседневной жизни, развитие культуры труда, умение рационально и эффективно использовать ресурсы, планирование этапов анализа образца (включая создание модели алгоритма «Анализ образца изделия»), умение разрабатывать модель технологического процесса, навыки работы с шаблоном и чертежом, и другие сопутствующие навыки. «Учителя выбирают наиболее важные навыки, которые необходимо развивать в первую очередь, в зависимости от ресурсов, имеющихся в школе, целей образования и условий для осуществления трудовой деятельности. В целом, развитие общих трудовых и конструктивных навыков у учащихся начальной школы имеет первостепенное значение».
«Одной из особенностей учебного плана по технологии в начальной школе является то, что он направлен на профессиональную ориентацию учащихся младших классов на уровне использования профессиональной информации, выполнения профессиональной работы и сочетания учебной работы с производительной трудовой деятельностью, имеющей социальное значение».
При изучении курса «Технология» младшие школьники изучают различные виды материалов, инструменты и технологии работы с ними. Они учатся создавать простые изделия своими руками, что не только развивает творческий потенциал, но и формирует умения работать с инструментами и материалами. Кроме того, такие занятия помогают детям понимать принципы работы механизмов, электроники и других технологий.
Современный мир требует от людей умения быстро адаптироваться к изменениям, быть креативными и находчивыми. В этом контексте особую роль играют технологические умения, которые помогают детям развивать свои творческие способности, а также учат работать с различными материалами и технологиями. На уроках технологии младшие школьники могут получить не только практические навыки, но и развить свою логику, воображение и творческий потенциал...
Технологические умения у младших школьников включают в себя знания и навыки, необходимые для работы с различными материалами и инструментами, а также умения анализировать и решать технические задачи. Эти умения помогают детям развивать свою творческую мысль, учиться работать в команде и общаться с другими людьми. Развитие технологических умений в трудовом обучении у младших школьников является важным компонентом их образования, который позволяет им успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и быстро осваивать новые навыки и технологии. Важно также научить детей правильно и безопасно работать с техническими средствами и инструментами, чтобы они могли использовать их в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности.
Уроки технологии в начальной школе имеют большое значение для развития детей. Они помогают формировать не только практические навыки, но и характеристики личности, такие как ответственность, самостоятельность и трудолюбие. Уроки технологии имеют большой потенциал для формирования технологических умений и навыков у младших школьников, а также для развития их творческих способностей. Формирование технологических умений у младших школьников на уроках технологии - это комплексный процесс, который включает в себя множество различных элементов. Однако, для достижения максимального эффекта, необходимо создать условия для активной практической деятельности детей и индивидуального подхода к каждому ученику. Основными факторами успеха здесь являются индивидуальный подход к каждому ребенку, практическая направленность обучения и систематичность работы.
Опытно-экспериментальная работа по формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии проводилась с детьми 4 «А» класса в количестве 20 человек (ЭГ) и детьми 4 «Б» класса в количестве 20 человек (КГ).
По результатам констатирующего этапа исследования было установлено, что как таковых различий в уровне сформированности технологических умений младших школьников между детьми ЭГ и КГ не выявлено: высокий уровень имеют 3 ребенка ЭГ и 2 детей КГ; средний уровень имеют 8 детей ЭГ и 9 детей КГ; низкий уровень имеют 9 детей ЭГ и 9 детей КГ. Как видно, для обеих групп преобладающим является низкий уровень сформированности технологических умений. Этот уровень характеризуется следующими признаками: трудности при выполнении технологических заданий; неумение работать с материалами и инструментами; неумение читать и понимать технологические инструкции и схемы; недостаточное внимание к технике безопасности при выполнении технологических заданий; неумение оценивать результаты своего труда. По результатам констатирующего этапа исследования можно говорить о необходимости формирования технологических умений младших школьников...
1. Алексеева А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний // Молодой ученый. 2015. №16. С. 400-403.
2. Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников. М. : Пресс, 2016. 128 с.
3. Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. - М. : Педагогика, 2009. 223 с.
4. Гурвич П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. Владимир: ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 2012. 76 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Пресс, 2011. 310 с.
6. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее образование. М. : Пресс, 1981. 430 с.
7. Калинина Г. П., Шухардина С. Б. Методика формирования технологических умений в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей ДОУ. Екатеринбург, 2003. 140 с.
8. Качнев В. И. Формирование у обучающихся элементов конструкторско-технологических умений и умений // Обучение конструированию на уроках труда. М. : Просвещение, 1976. 219 с.
9. Киссельгоф С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Ленинград, 1973. 240 с.
10. Крамаренко А. М. Методика технологического обучения и художественного труда: учеб. пособие. Донецк: ЛАНДОН- XXI, 2011. 302 с.
11. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. М. : Баласс, 2011. 250 с.
12. Лиштван З. В. Конструирование. М. : Просвещение, 2019 430 с.
13. Малышева Н. А. Технология. М. : Дрофа, 2011. 215 с.
14. Петелина Е.Б. Теоретическая механика для бакалавров - проблемы, поиски, решения. Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Ишим, 20-21 ноября 2014 г.) / Под общ. ред. Т. С. Мамонтовой. Ишим: изд-во филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2014. С. 181-186
15. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) Часть II. М. : Центр общего развития, 2014. 210 с...(24)