Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в психологии 7
1.1 Проблемы эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Профилактика как вид деятельности практического психолога 24
1.3 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания педагогов 29
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Выявление уровней эмоционального выгорания педагогов дошкольной организации и анализ результатов диагностики 39
2.3 Разработка и апробация программы по профилактике эмоционального выгорания 50
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Результат диагностики «Экспресс-оценка выгорания» 70
Приложение Б Результаты «Опросник выявления эмоционального выгорания» 71
Приложение В Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 72
Приложение Г Результаты повторной диагностики «Опросник выявления эмоционального выгорания» 73
Приложение Д Результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 74
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в психологии 7
1.1 Проблемы эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Профилактика как вид деятельности практического психолога 24
1.3 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания педагогов 29
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Выявление уровней эмоционального выгорания педагогов дошкольной организации и анализ результатов диагностики 39
2.3 Разработка и апробация программы по профилактике эмоционального выгорания 50
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Результат диагностики «Экспресс-оценка выгорания» 70
Приложение Б Результаты «Опросник выявления эмоционального выгорания» 71
Приложение В Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 72
Приложение Г Результаты повторной диагностики «Опросник выявления эмоционального выгорания» 73
Приложение Д Результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 74
За последние несколько лет интерес к теме эмоционального выгорания значительно вырос.
Эта проблема волновала и волнует, как отечественных, так и зарубежных ученых. В огромном количестве работ, подходов и концепций стоит выделить работы отечественных авторов В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, и зарубежных авторов К. Маслач, С. Джексон. Но стоит отметить, что единого понимания феномена эмоционального выгорания на сегодняшний момент пока нет.
Актуальность исследования обусловлена тем, что уже на протяжении пяти десятилетий интерес к теме эмоционального выгорания не угасает. Начиная с 1974 года, когда Х.Д. Фрейденберг первый раз озвучил термин выгорания, актуальность это вопроса только возрастает с каждым годом. К изучению вопроса эмоционального выгорания приложили свои усилия такие отечественные и зарубежные ученые как Х.Д. Фрейденберг, К. Маслач, С. Джексон, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, М. Буриш, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова. Это говорит о том, что все чаще специалисты различных профессий подвергаются эмоциональному выгоранию. Как отмечают отечественные ученые В.Е. Орёл, А.К. Маркова, особенно ярко это проявляется среди специалистов помогающих профессий, в частности педагогов дошкольного образования. Существует необходимость решения проблемы профессионального выгорания у педагогов, которая является актуальным и острым социальным явлением в нашей стране и за ее пределами. Эмоциональное выгорание помимо сильного влияния на здоровье педагога, его мотивацию в работе, профессиональное развитие может привести к серьезным проблемам, таким как снижение качества образования и воспитания, пагубное воздействие на детскую психику. В связи с этим возникает необходимость в проведение диагностических мероприятий, разработке и внедрении эффективных методов профилактики для оптимизации эмоционального выгоранием у педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций (далее, ДОО).
Цель: изучить возможности профилактики эмоционального выгорания...
Эта проблема волновала и волнует, как отечественных, так и зарубежных ученых. В огромном количестве работ, подходов и концепций стоит выделить работы отечественных авторов В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, и зарубежных авторов К. Маслач, С. Джексон. Но стоит отметить, что единого понимания феномена эмоционального выгорания на сегодняшний момент пока нет.
Актуальность исследования обусловлена тем, что уже на протяжении пяти десятилетий интерес к теме эмоционального выгорания не угасает. Начиная с 1974 года, когда Х.Д. Фрейденберг первый раз озвучил термин выгорания, актуальность это вопроса только возрастает с каждым годом. К изучению вопроса эмоционального выгорания приложили свои усилия такие отечественные и зарубежные ученые как Х.Д. Фрейденберг, К. Маслач, С. Джексон, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, М. Буриш, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова. Это говорит о том, что все чаще специалисты различных профессий подвергаются эмоциональному выгоранию. Как отмечают отечественные ученые В.Е. Орёл, А.К. Маркова, особенно ярко это проявляется среди специалистов помогающих профессий, в частности педагогов дошкольного образования. Существует необходимость решения проблемы профессионального выгорания у педагогов, которая является актуальным и острым социальным явлением в нашей стране и за ее пределами. Эмоциональное выгорание помимо сильного влияния на здоровье педагога, его мотивацию в работе, профессиональное развитие может привести к серьезным проблемам, таким как снижение качества образования и воспитания, пагубное воздействие на детскую психику. В связи с этим возникает необходимость в проведение диагностических мероприятий, разработке и внедрении эффективных методов профилактики для оптимизации эмоционального выгоранием у педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций (далее, ДОО).
Цель: изучить возможности профилактики эмоционального выгорания...
Выгорание может встречаться в любой области и профессии. Но по мнению ученых наиболее подвержены этому синдрому профессии чья деятельность связана с постоянной коммуникацией с людьми и высокой степенью ответственности. Профессия педагога относится именно к таким профессиям и находится в зоне риска. Профессия педагога подвергается эмоциональным перегрузкам и связана с высокой ответственностью. В тоже время педагог должен быть эмоционально стабилен и уметь управлять своим эмоциональным состояние, так как его психическое состояние влияет на здоровье воспитанников.
Обеспечить здоровую коммуникацию, профессиональную компетентность, творческую реализацию способен только психологически здоровый человек. Именно поэтому тема профилактики выгорания в работе педагога ДОО очень актуальна.
Опасность выгорания заключается в том, что на ранних стадиях развития его сложно определить самостоятельно, а на последних стадиях выгорания педагоги редко обращаются за помощью. А в результате выгорания снижается качество работы педагога, снижается уровень выполнения обязанностей, творческий потенциал уменьшается, происходит деформация профессиональной роли.
Тема эмоционального выгорания, в последние годы, все больше транслируется в обществе, но на практике большинство педагогов не до конца понимают и осознают его причины, симптомы и последствия. Это говорит о необходимости разработки и проведения профилактических мероприятий. Такие мероприятия должны быть направлены не только на теоретическое ознакомление с проблемой, но и на выработку практических навыков по противостоянию стрессам и выгоранию.
Проведение профилактических мероприятий на этапе формирования симптомов выгорание позволяет купировать дальнейшее развитие симптомов, а групповые занятия способствуют формированию здоровой коммуникации в коллективе. В перспективе данные изменения будут благоприятно воздействовать не только на педагогов, но и на воспитанников, с которым педагоги контактируют.
В рамках проведенного исследования было выявлено, что эмоциональное выгорания ни у кого из педагогов не сформировалось, у 52 % педагогов выгорание находиться на среднем уровне, но были выявлены сформированные симптомы выгорания:
- переживание психотравмирующих обстоятельств сформировано у 15 % педагогов;
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование сформировано у 33 % педагогов ;
- эмоционально-нравственная дезориентация сформировано у 12 % педагогов;
- эмоциональный дефицит сформировано у 15 % педагогов...
Обеспечить здоровую коммуникацию, профессиональную компетентность, творческую реализацию способен только психологически здоровый человек. Именно поэтому тема профилактики выгорания в работе педагога ДОО очень актуальна.
Опасность выгорания заключается в том, что на ранних стадиях развития его сложно определить самостоятельно, а на последних стадиях выгорания педагоги редко обращаются за помощью. А в результате выгорания снижается качество работы педагога, снижается уровень выполнения обязанностей, творческий потенциал уменьшается, происходит деформация профессиональной роли.
Тема эмоционального выгорания, в последние годы, все больше транслируется в обществе, но на практике большинство педагогов не до конца понимают и осознают его причины, симптомы и последствия. Это говорит о необходимости разработки и проведения профилактических мероприятий. Такие мероприятия должны быть направлены не только на теоретическое ознакомление с проблемой, но и на выработку практических навыков по противостоянию стрессам и выгоранию.
Проведение профилактических мероприятий на этапе формирования симптомов выгорание позволяет купировать дальнейшее развитие симптомов, а групповые занятия способствуют формированию здоровой коммуникации в коллективе. В перспективе данные изменения будут благоприятно воздействовать не только на педагогов, но и на воспитанников, с которым педагоги контактируют.
В рамках проведенного исследования было выявлено, что эмоциональное выгорания ни у кого из педагогов не сформировалось, у 52 % педагогов выгорание находиться на среднем уровне, но были выявлены сформированные симптомы выгорания:
- переживание психотравмирующих обстоятельств сформировано у 15 % педагогов;
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование сформировано у 33 % педагогов ;
- эмоционально-нравственная дезориентация сформировано у 12 % педагогов;
- эмоциональный дефицит сформировано у 15 % педагогов...
Подобные работы
- Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального
выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование работы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Групповое консультирование педагогов дошкольной образовательной организации по профилактике профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017





