Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №138393

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1 Особенности развития процесса воображения у младших школьников 8
1.2 Педагогические условия развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 25
2.1 Диагностика уровня развития воображения у младших школьников 25
2.2 Содержание работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 38
2.3 Выявление динамики уровня развития воображения у младших школьников 52
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 63
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 64
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 66

В настоящее время в обществе можно отметить некоторое смещение вектора от рациональности и строгих логических действий, продиктованных четкими алгоритмами и инструкциями, к свободе мыслей, идей и предложений, отличающихся оригинальностью, нестандартностью и своим многообразием. Кроме того, современная образовательная система также строится с учетом возможности самовыражения обучающихся в различных видах деятельности, проявления творческого подхода и нестандартности решений учебных задач. Это, в частности, отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), где одной из целей обучения и воспитания младших школьников выступает творческое развитие личности. Особую роль в данном процессе имеет развитое воображение.
Данный психический процесс следует развивать с детского возраста, особо акцентируя внимание на младшем школьном возрасте, когда у детей активизируются и активно развиваются основные познавательные психические процессы. Однако в условиях образовательного процесса развитие воображения у обучающихся начальной школы осуществляется неполноценно, поскольку в приоритете остается обучение младших школьников в рамках образовательной программы, где необходимым требованием остается овладение обучающими основными универсальными учебными действиями. Как следствие - возможности проявления младшими школьниками воображения в урочное время ограничены.
Соответственно одной из актуальных педагогических задач выступает внедрение в образовательный процесс таких педагогических условий, которые не только будут способствовать овладению младшими школьниками необходимым объемом знаний и умений, но и будут развивать у них воображение и творческий подход к делу.
Одним из наиболее оптимальных учебных предметов в начальной школе, в рамках которого можно было бы в полной мере осуществить процесс развития воображения младших школьников, является изобразительное искусство. В научных исследованиях таких ученых, как - В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, В.А. Крутецкого, а также Р.С. Немова, Н.М. Сокольниковой и А.Г. Спиркина, изучающих особенности развития процесса воображения у младших школьников, в том числе, и на уроках изобразительного искусства, отражены общие рекомендации и способы осуществления данного процесса, но при этом также не сформулированы четкие педагогические условия организации таких уроков.
Осложняется процесс оптимальной организации уроков изобразительного искусства для развития воображения у обучающихся и тем, что перед учителями стоит сложная задача - с одной стороны им необходимо реализовывать образовательный процесс в соответствие с программой обучения, а с другой - создавать такие условия, которые позволят обучающимся творчески подойти к решению учебных задач и в полной мере проявить свои творческие способности.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития воображения у младших школьников и недостаточно оптимальной организацией педагогических условий осуществления данного процесса на различных уроках начальной школы, в том числе, на уроках изобразительного искусства...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воображение представляет собой сложный психический познавательный процесс, который предполагает создание новых образов в сознании человека на основе переработки им воспринятой информации, а также представлений, которые не могут быть восприняты посредством органов чувств. Воображение может быть активным и пассивным, творческим и воссоздающим. Причем в младшем школьном возрасте, являющимся благоприятным для развития данного процесса, воображение сначала преимущественно воссоздающее, однако по мере развития ребенка и освоения им различных механизмов воображения, оно становится более творческим и продуктивным.
Урок изобразительного искусства обладает хорошими возможностями для развития воображения у младших школьников, однако для успешной реализации данного процесса важно использовать определенные педагогические условия.
Способствовать развитию воображения у младших школьников на данных уроках будет применение различных методов, приемов, форм, средств и технологий обучения, использование необычных техник рисования и художественных материалов, организация уроков в различных жанрах, а также обогащение опыта художественного восприятия обучающимися произведений искусства и способствование благоприятной атмосфере творческого развития.
С целью развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства была организована и проведена опытно- экспериментальная работа.
В результате на констатирующем этапе эксперимента у 40 % младших школьников экспериментальной группы и у 35 % контрольной группы был выявлен низкий уровень развития воображения, средний уровень выявлен у 35 % младших школьников экспериментальной группы и у 40 % контрольной, высокий уровень выявлен у 25 % младших школьников обеих групп.
Формирующий этап эксперимента позволил определить и апробировать оптимальные педагогические условия развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Так было подготовлено и проведено 10 уроков изобразительного искусства в течение десяти недель в 3Б классе МБОУ «Печеркинская СОШ» для 20 обучающихся. В содержание данных уроков были включены нетрадиционные техники рисования (рисование акварелью по-сырому, цветной граттаж, набрызг, монотипия и прочее), игровые задания творческого характера, активизирующие оригинальность и гибкость воображения обучающихся, а также просмотр и анализ готовых творческих работ, способствующих развитию художественного восприятия.
По итогу на контрольном этапе эксперимента у 10 % младших школьников экспериментальной группы и у 35 % контрольной выявлен низкий уровень развития воображения, средний уровень выявлен у 35 % младших школьников экспериментальной группы и у 40 % контрольной, высокий уровень выявлен у 55 % младших школьников экспериментальной и у 25 % контрольной группы. Таким образом, в экспериментальной группе доля низкого уровня сократилась на 30 %, среднего - осталась неизменной, а высокого - увеличилась на 30 %. В контрольной группе процентное соотношение уровней развития воображения не изменилось.
Полученная динамика результатов подтвердила гипотезу исследования. Апробированный комплекс оптимальных педагогических условий развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства и подготовленное содержание данных уроков может быть использовано учителями образовательных учреждений.


1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2021. 99 с.
2. Дудьев В. П. Психомоторика: словарь-справочник. М. : Владос, 2008. 366 с.
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. М. : Юрайт, 2019. 127 с.
4. Евсеева Е. В. Развитие воображения у школьников разных возрастных групп // NovaInfo. 2016. № 42. С. 244-249.
5. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М. : Юрайт, 2021. 191 с.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Academia, 2000. 415 с.
7. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М : Изд-во МГУ, 2009. 147 с.
8. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 2001. 185 с.
9. Мальцева Л. В. Изобразительное искусство в школе и его назначение // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2. С. 132-136.
10. Мардонов Ш. К., Жаббарова О. М. Задачи уроков изобразительного искусства в начальной школе // Academic research in educational sciences. 2020. С. 862-870.
11. Морозов А. В. Деловая психология. СПб. : Союз, 2000. 571 c.
12. Мухина В. С. Детская психология. М : Юрайт, 2022. 352 с.
13. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2009. 141 с.
14. Пидкасистый П. И. Педагогика. М. : Юрайт, 2021. 375 с.
15. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М. : Юрайт, 2020. 582 с...(20)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ