Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Характеристика дидактических игр как средства формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр 21
2.1 Выявление уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2 Организация и содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр 30
2.3 Динамика уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 36
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Список детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, участвующих в экспериментальной работе 48
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 49
Приложение В Комплекс дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 50
Приложение Г Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 53
Актуальность темы заключается в том, что несформированность лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста является одним из ключевых факторов тяжелого нарушения речи.
Ученые, изучающие развитие речи у дошкольников, такие как Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и другие, подтверждают эту связь. Тяжелое нарушение речи характеризуется нарушениями всех аспектов речевой системы, включая звуковую сторону, лексику, грамматику и фонетику.
Дети детей с тяжелыми нарушениями речи используют слова с неправильным значением и наблюдаются различные вербальные парафазии и несовершенство в развитии семантических полей.
Такие дети испытывают трудности в актуализации лексики и грамматики. Также наблюдаются другие проблемы в развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи, так как нарушения речи связаны с другими аспектами психического развития, включая анализ, синтез, классификацию и другие навыки. Нарушения речи также негативно влияют на развитие памяти, мышления, внимания и воображения.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и недостаточной методической разработанностью данного вопроса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи?
Тема исследования: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр...
В ходе теоретического изучения психолого-педагогической литературы по вопросу развития грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, было установлено, что данная проблематика имеет существенное значение в педагогической теории и практике, требуя дальнейшего теоретического осмысления.
Формирование лексико-грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР имеет огромное значение, поскольку при наличии данного заболевания формирование такой структуры речи вызывает значительные трудности по сравнению с овладением активным и пассивным словарем.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о невысоких показателях уровня формирования лексико-грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, вызванных определенными особенностями педагогической практики, такими как отсутствие системного подхода к развитию этой структуры речи, недооценка потенциала педагогических условий для такого развития и недостаточные знания родителей в этой области.
На этапе формирования, в соответствии с предположением, процесс развития лексико-грамматической строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР осуществлялся через организацию педагогических условий и включал три этапа: был разработан комплекс игр, направленных на развитие грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Основная цель дидактических игр заключалась в развитии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в контексте коррекционно-развивающей работы. Так же, была обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, соответствующими подобранной картотеке игр. В процессе работы развивающая предметно-пространственная среда была дополнена игрушками, наборами предметных и сюжетных картинок, а также карточками с изображением малых и больших предметов. Этот материал охватывал все лексические темы. Была повышена компетентность родителей в развитии грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Была разработана и проведена консультация на тему «Развитие грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». В ходе данной консультации родителям рассказывалось о важности развития грамматической структуры речи у детей с общим речевым недоразвитием.
Таким образом, основная работа была направлена на развитие лексико-грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
В целом, результаты этого исследования указывают на значимость и эффективность дидактических игр при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Это говорит о возможности использования подобных методов и техник в других практических ситуациях, связанных с развитием речи у этой категории детей.
1. Бакунина А. М. Мониторинг развития речи дошкольников с ТНР в контексте компетентностного подхода //Дошкольная педагогика. 2021. № 9. С.44-45.
2. Волкова Л. С. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой М. : Владос, 2020. 704 с.
3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 144 с.
4. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2021. 256 с.
5. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. М. : АСТ, 2021. 216 с.
6. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2020. № 6. С. 63-67.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопеда. М. : Академия, 2020. 112 с.
8. Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М. : Книго Мир, 2021. 320 с.
9. Жукова Н. С., Мостюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. Екатеринбург : Изд-во АРДЛТД, 2021. 320 с.
10. Зюзгина Л. А., Исаева Ю. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2021. № 11. С.40-46.
11. Китаева Н. Н. К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с ТНР // Логопедия сегодня. 2020. № 4. С. 45-49.
12. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Педагогу о психологии детей шестилетнего возраста. М. : Владос, 2021. 190 с.
13. Лалаева Р. И. Логопедия. М. : Владос, 2019. 304 с.
14. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2021. 224 с.
15. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2021. 528 с...(26)