Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной диалогической речи у детей 5-6 лет посредством кукольного театра

Работа №138387

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет посредством кукольного театра 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет 8
1.2 Кукольный театр как средство развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет посредством кукольного театра 18
2.1 Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет посредством кукольного театра 34
2.3 Выявление динамики уровня развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 53
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 54
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 56

Актуальность исследования. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Проблему развития связной речи детей старшего дошкольного возраста изучают психологи, психолингвисты, педагоги. Так, например, в исследованиях таких авторов, как А.А. Леонтьев, Э.П. Короткова, Н.И. Жинкин [14], А.Г. Арушанова, описана сущность становления связной речи у детей дошкольного возраста. В исследованиях таких авторов, как: А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, описана связь между связной речью дошкольника с его речевым воспитанием. В исследованиях таких авторов, как: Е.И. Тихеева, Е.И. Исенина, О.И. Соловьева, А.П. Усова, описаны базовые методы развития связной речи старших дошкольников. Психологию развития связной речи дошкольников описали следующие авторы: А.А. Леонтьева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Проблемы развития связной речи дошкольников в детском саду были рассмотрены в работах таких авторов: О.С. Ушакова, М.И. Лисина, В.В. Гербова.
Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованные игры обусловлено тем, что эти игры позволяют решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Все выше сказанное говорит об актуальности данного исследования.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью в научном обосновании процесса развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет посредством кукольного театра и недостаточной разработанностью реализации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи является процессом, включающим в себя целенаправленную работу педагога дошкольной организации, которая способствует речевому развитию ребенка. Связная речь включает в себя изложение ребенком содержания, имеющего развернутость и полноту, логически правильно выстроенное, имеющее образность выражения, способного раскрыть смысловую составляющую речи, понятного окружающим ребенка людям.
Предполагается несколько направлений по развитию речи дошкольника, к которым относятся: совершенствование речевого аппарата в процессе общения с окружающими людьми, которое влечет за собой изменения процессов психического и мыслительного направлений. Старший дошкольный возраст является основой для становления диалогической формы общения ребенка со сверстниками, когда развивается субъективность и проявляется инициативность в процессе диалогической речи со взрослыми. К началу школьного периода ребенок овладевает речью, имеющую развернуто, фразовое содержание, правильную грамматику, лексику и фонетику.
Дошкольники активно участвуют в кукольной театрализованной деятельности. Во время спектакля ребенок переносится в образ куклы, вкладывая эмоциональную окраску в речь, учится контактировать с окружающими людьми. В процессе работы над созданием театрального кукольного спектакля дошкольники пополняют свой словарный запас, учатся правильному построению фраз и предложений, получают необходимые знания о театральном искусствоведении. Ребята приобретают опыт в эмоциональном построении диалогического общения, используя выразительные средства речи, звуковые и интонационные контрасты. Старшие дошкольники развивают посредством кукольного театра диалогическую и монологическую речи, связно излагают ее во время представлений.
Исследование связной диалогической речи у дошкольников 5-6 лет посредством кукольного театра проводилось в три последовательных этапа. Целью констатирующего этапа было проведение первичной диагностики уровня развития связной диалогической речи посредством подобранных диагностических методик. По результатам данного этапа исследования было выявлено, что уровень умений диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста находится преимущественно на среднем и низком показателях.
Для повышения данного уровня был реализован формирующий этап эксперимента, заключающийся в организации и проведении работы, направление которой связано с развитием связной диалогической речи у старших дошкольников с применением кукольного театра.
В экспериментальной группе прослеживается положительная динамика: на 40% увеличился высокий уровень развития связной диалогической речи у детей. Показатель среднего уровня снизился на 5% и составил 35%. Низкий уровень развития диалогической речи у старших дошкольников уменьшился на 40%.
Контрольный этап исследования позволил дать оценку эффективности проделанной развивающей работы. В результате проведенных диагностических замеров выявлено, что уровень развития диалогического общения участников экспериментальной группы стал выше, чем у детей контрольной группы. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. М. : Издательский центр «Академия», 2016. 400 с.
2. Алеушина В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности // Книжки, нотки и игрушки. 2021. № 11. С. 3-6.
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
4. Арушанова А. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2012. № 10. С. 82-90.
5. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2011 .№5. С. 51-61.
6. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. М., 2014. 138 с.
7. Базжина Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / Под ред. С. Н. Цейтлин. СПб. : Образование, 1992. С. 57-66.
8. Бородич А. М. Методика развития диалогической речи детей. М. : Просвещение, 2011 255 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. М. : Учебно-методический центр «Психология», 2001. С. 65-82.
10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. : Просвещение, 2013. 143 с.
11. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2016. № 9. С. 28-34.
12. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». 2-е изд. М. : Просвещение, 2000. 190 с.
13. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2010. № 12. С. 91-93.
14. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М. : Наука, 2017 157 с.
15. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение, 1964. 352 с...(31)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ