Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №138384

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретико-методологические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Теоретические аспекты развития связной речи в
лингвистике 8
1.2 Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 13
1.3 Педагогические условия развития связной речи у детей 5-6
21 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание коррекционной работы по развитию связной
речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня... 39
2.3 Анализ эффективности коррекционной работы по развитию
связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей 54
Приложение Б Количественные результаты уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (по всем методикам) на констатирующем этапе 55
Приложение В Количественные результаты отклонений в развитии связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 56
Приложение Г Дидактические материалы для коррекционной работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 57
Приложение Д Картотека занятий по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 58
Приложение Е Количественные результаты уровня развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (по всем методикам) на контрольном этапе 60

Актуальной данной работы несомненна, это определяется важностью формирования у дошкольников связной речи. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития, нарушениями в становлении всех компонетов речевой системы.
В психологии вопросы формирования связной речи рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев,
A. Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. Анализ данных исследований свидетельствует, что у старших дошкольников речь должна быть чистой, внятной, дошкольник не только сам задаёт вопросы, но и отвечает на задаваемые вопросы взрослого, он охотно и длительно рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Особо внимание для нашего исследования имеют работы ученых в области специального, дефектологического образования. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла отражение в иссдованиях
B. П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Ученые считают, что чем раньше корректировать речевые нарушения, развивать все компоненты речевой деятельно, тем результативнее будет данный процее. Известны разные средства, методы, приемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются авторами не только методика развития савязной речи, но и условия их реализации. Однако при рассмотрении условий развития связной речи, недостаточно уделяется внимание активизации мотивации у дошкольников к речевой деятельности.
Учитывая необходимость разрешения выявленного противоречия в теории и практике современного дефектологического образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности психолого­педагогических условий в развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически проанализировать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня обеспечивается следующими психолого- педагогическими условиями:
• создание игровых ситуаций для детей 5-6 лет, отражающих все компоненты связной речи с учетом уровней развития связной речи;
• организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалам, направленными на развитие связной речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи.
1. Изучить состояние данной проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе.
2. Определить показатели для выявления уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Раскрыть и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое нами исследование показало, что рассмотренная нами проблема развития связной речи в логопедии является самой актуальной. Как средство общения связная речь, говорит о том, что индивидуальное сознание детей является ограниченным личным опытом, а может обобщать опыт других людей в значительной степени.
Так как в настоящее время происходит рост детей, страдающих отклонениями в речевом развитии, следует уделять особое внимание разработке более действенных методов и приёмов в коррекционном обучении и воспитании детей с данными отклонениями.
Актуальность проблемы исследования: может быть обоснована
социальным заказом нашего общества по развитию связной речевой деятельности у детей старшей группы, также необходимо совершенствовать качество работы специалистов по развитию связной речевой деятельности у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня путём создания специальных педагогических условий в ДОУ.
В результате констатирующего этапа, получили следующие выводы о развитии уровня связной речи у детей возрастом 5-6 лет с общим недоразвитием речи: его показатели являются низкими и характеризуются особенностями организации «педагогической практики, а именно: отсутствие систематической работы по развитию связной речи и недостаточная методическая подготовка педагогов для эффективного преодоления проблемы (выбор методов, приемов и форм работы)» [20].
Дети проявляли мотивацию для выполнения заданий, однако, в случае неудачи, редко пытались исправить ситуацию. Трудности в овладении связной речью оказывают значительное влияние на общую психологическую характеристику таких детей.
На основании полученных результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, А.П. Усовой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, разработана коррекционная программа для развития связной монологической речевой деятельности у детей старшей возрастной группы с общим недоразвитием речи III уровня. В основе разработанной нами программы лежат принципы доступности, систематичности и последовательности.
Предложенная систематическая работа со сказкой по её составлению с опорой на иллюстрации, с прочитанными предварительно текстами, предполагает успешное формирование навыков рассказывания самостоятельно с применением элементов творчества.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Отмечается изменении позиции у воспитателей, которые активно стали использовать сказку для работы с детьми.
Таким образом, проведённая нами экспериментальная работа, рассматриваемая развитие связной речевой деятельности у детей старшей группы с общим недоразвитием речи говорит о том, что выявленные нами педагогические условия по развитию связной речевой деятельности у детей старшей группы являются эффективными, что и подтверждает нашу гипотезу.


1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT. 2020. 158 с.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М. : Логос. 2021. 491 с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань. 2021. 656 с.
4. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. М. : КомКнига.
2020. 320 с.
5. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. 2021. № 5. С. 13-24.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Академия. 2021. 168 с.
7. Гринько П. А. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2021. 240 с.
8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Академия. 2021. 132 с.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2021. 320 с.
10. Зикеева А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. М. : Академия. 2020. 200 с.
11. Золотова Г. А. К вопросу о структуре текстов разного коммуникативного назначения. М. : Логос. 2021. 256 с.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. : ВЛАДОС. 2021. 224 с.
13. Капышева Н. Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. 2020. № 2. 145 с.
14. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием. СПб. : Питер. 2021. 123 с.
15. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. СПб. : Питер. 2020....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ