Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников 8
1.1 Сущность понятия коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Интерактивные технологии как средство формирования
коммуникативных умений у младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий 26
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений у младших школьников на констатирующем этапе исследования 26
2.2 Формирующий эксперимент по формированию
коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий 36
2.3 Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений у младших школьников на контрольном этапе исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования 58
Приложение В Фрагменты уроков по предмету «Математика», проведенных на этапе формирующего эксперимента 60
Актуальность исследования. Основной задачей образовательного процесса в начальной школе по нормам ФГОС - это обучение детей коммуникации друг с другом. Исходя из этого, важным фактором полноценного развития личности младшего школьника является его общение с взрослыми и сверстниками. Высокий уровень сформированности культуры общения ребёнка на ступени школьного образования необходим для того, чтобы он мог овладеть предлагаемыми там предметами, дать полноценные ответы на вопросы учителя, овладел навыкам логично и развёрнуто излагать свои суждения.
Коммуникативные умения - это одно из главных условий развития личности школьника, его социализации и индивидуализации. Ключевой способностью личности в современной действительности выступает овладение коммуникативными навыками. То, насколько свободно эффективно человек способен применять арсенал коммуникативных навыков, оказывает влияние на всю его жизнь в качестве социальной единицы.
Коммуникация - неотъемлемая часть общественного пространства, где действует человеческая личность. Сегодня, когда все сферы жизни индивида характеризуются напряженностью, значимость коммуникативной деятельности стоит на первом месте. Следовательно, одной из наиболее значимых проблем нашего общества является развитие коммуникативных умений детей.
Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества, с одной стороны, и необходимостью научно-педагогического обоснования эффективных способов развития коммуникативных умений детей - с другой.
Проблема коммуникативного развития младших школьников становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности формируются в рассматриваемый период детства, что, в свою очередь, накладывает на семью и образовательное учреждение особую ответственность за воспитание у детей необходимых личностных качеств.
Теоретические основы формирования и развития коммуникативных умений личности детей младшего школьного возраста рассматриваются в трудах Б.С. Волкова, С.И. Блинковой, С.С. Грезиной, Н.И. Дереклеевой, Н.Б. Жиенбаевой, Ю.М. Жукова, В.А. Крутецкого.
Различные аспекты проблемы коммуникативного развития анализируются в трудах Л.В. Лесниковой, Т.Е. Наливайко, А.М. Щетинина.
Несмотря на наличие исследований по проблеме развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на основе интерактивных технологий, в настоящее время недостаточно изучены особенности их развития. В связи с этим актуальным становится изучение психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством современных педагогических средств, среди которых интерактивные технологии занимают ведущее место .
Проблема исследования: каковы возможности интерактивных
технологий в формировании коммуникативных умений детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать и реализовать комплекс уроков по предмету «Математика», направленных на формирование коммуникативных умений у младших школьников с помощью интерактивных технологий, и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: применение интерактивных технологий как способ формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством применения интерактивных технологий будет эффективным, если:
• разработать и реализовать комплекс уроков по предмету «Математика», включив в его содержание интерактивные технологии, способствующие формированию коммуникативных умений;
• реализовать этапы работы с детьми младшего школьного возраста с учетом логики формирования коммуникативных умений посредством применения интерактивных технологий...
Во время ознакомления с теоретическими основами по теме исследования «Формирование коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий» нами были изучены и сформулированы такие понятия как: коммуникативные умения,
коммуникация, интерактивные технологии. Перечисленные нами выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и применение интерактивных технологий в обучении, к примеру, дает мощный толчок к формированию коммуникативных умений у учеников младших классов.
Опираясь на научные труды Т.Е. Наливайко, Е.Н. Костенко, В.А. Крутецкого, под коммуникативными умениями мы понимаем умения общаться, в том числе умения грамотной устной и письменной речи, умение правильно формулировать мысли, аргументировать свою позицию, умения слушать собеседников, а также поведенческие навыки и способность правильно оценивать ситуацию общения и использовать различные ресурсы для обеспечения эффективной коммуникации.
Коммуникация рассматриваются с разных сторон, являются тождественными и означают тип активного взаимодействия людей посредством обмена информацией, в результате которого они выстраивают и поддерживают взаимоотношения.
Ученые детально изучили специфику коммуникации младших школьников и указывают на то, что именно в этом возрасте целесообразно формировать и развивать коммуникативные умения, поскольку требуется успешная социализация младших школьников в коллективе сверстников и взрослых, а также их духовно-нравственное воспитание и формирование у них ценностных ориентиров.
Формированию и развитию коммуникативных умений способствуют интерактивные технологии, поскольку они позволяют обеспечить активное взаимодействие младших школьников и развивать их навыки успешной коммуникации и коллективной деятельности.
Дальнейшее изучение литературы позволило на установить, что весь учебный процесс при помощи интерактивных технологий осуществляется благодаря активному взаимодействию всех младших школьников, что безусловно мотивирует всех его участников на совместную ученую деятельность и приводит детей достижению поставленной цели.
Анализ научной литературы позволил нам определить психологопедагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников на основе интерактивных технологий:
• построение обучения на основе группового сотрудничества, организация разных видов групповой работы;
• вовлечение младших школьников в поисковую деятельность на основе интерактивных технологий;
• оказание помощи младшим школьникам в установлении совместной деятельности в разных видах деятельности.
В практической части настоящего исследования мы провели опытноэкспериментальную работу, на базе, МАОУ Домодедовская СОШ № 9 имени Г ероя Советского Союза Д. К. Курыжова. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 7-8 лет.
Констатирующий этап проведённого исследования позволил сделать вывод о том, что у большинства участников экспериментальной группы уровень сформированности коммуникативных умений находится ниже среднего уровня, что указывает на необходимость в проведении коррекционных мероприятий на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы.
Основываясь на данных результатах, для проведения корректирующих мероприятий в данной области нами была разработан и реализован комплекс уроков по предмету «Математика» с включёнными в его содержание
интерактивные технологии, способствующие формированию
коммуникативных умений.
В ходе исследования нами было экспериментально доказано, что процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством применения интерактивных технологий будет эффективным, если...
1. Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников / Р. Р. Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. No 2 (7).
2. Битянова М. Р. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике [Электронный ресурс] / М. Р. Битиянова. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/O413/1-0413-2.shtml (дата обращения 13.08.2023).
3. Блинкова С. И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А.А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и 46 педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения 13.08.2023).
5. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: Издательство "Питер", 2015. 304 с.
6. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной
компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. №2. С. 149-153.
7. Василькова Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. М.: Академия, 2010. 156 с.
8. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие. М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. 208 с.
9. Г ейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. М., 2016. С. 45-46.
10. Грезина С. С. Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности / С. С. Грезина // Эффективные модели психологопедагогического и методического сопровождения внедрения ФГОС НОО: материалы регион, науч.-практ. конф. Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им.Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. С. 75-81.
11. Григорьева М. В. Развитие коммуникативных умений // Начальная школа. 2013. № 10. С. 103-105.
12. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. И. Дереклеева. М., 2015. С. 124- 135.
13. Епишина Л. В. Педагогические аспекты развития
коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. 2008. № 11. С. 13-19.
14. Жиенбаева Н. Б. Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника // Молодой ученый. 2018. №11. С. 119-121.
15. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2018...21