Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности

Работа №138370

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 8
1.1 Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 8
1.2 Роль игровой деятельности в развитии связной речи у детей
3-4 лет с интеллектуальными нарушениями 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной речи
у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 36
2.3 Динамика уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49

Период дошкольного детства представляет собой важный период в рамках повышения уровня сформированности речевых навыков и формирования ее связности и логичности. Именно связная речь представляет собой основу гармоничного развития личности ребенка. Развитие связной речи является серьезной задачей в переходный период, когда дети готовятся к школьному обучению.
Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, развитие речевых навыков детей в контексте игровой деятельности имеет первостепенное значение. Одним из важнейших средств восприятия окружающего мира для детей 3-4 лет является умение понимать язык и говорить. У детей возникает потребность расспрашивать взрослых о предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для развития разговорной речи. В то же время существует большая индивидуальная вариативность речевых способностей детей этой возрастной группы. Планомерное развитие речевых навыков детей в игровой деятельности активизирует их познавательные процессы, расширяет активный и пассивный словарный запас, формирует культуру речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления и внимания ведет к развитию интеллекта и творческих способностей ребенка.
Формирование ясности и понятности речи невозможно без вовлечения детей в игровую деятельность и как следствие возникает необходимость в разработке и методике проведения игр в детской деятельности. Необходимо знакомить детей с играми. Игровая деятельность дает педагогам возможность более продуктивно проводить программы по развитию речи.
Л.С. Выготский отмечал, что «смысл игры заключается в развитии всех способностей и задатков ребенка, ведь игра учит, изменяет, воспитывает, игра ведет за собой развитие и создает зону ближайшего развития. При всем этом создать зону для ближайшего развития поможет полноценная игровая деятельность. Но когда игровая деятельность не сформирована у ребенка, то она не может полноценно способствовать становлению психических качеств ребенка, а также приобретению умений и навыков, в том числе и развития диалогической речи» [5, с. 77].
Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями существенно отличается от развития речи нормотипичных детей. Отставание в речевом развитии начинается в младенчестве и накапливается в раннем детстве. В результате к школьному возрасту их речь оказывается существенно недоразвитой. Их речь находится в крайне недоразвитом состоянии, когда она должна быть инструментом общения, обозначения и мышления. Уже на этапе довербальной вокализации их речь значительно отстает. Если нормальные дети лепечут спонтанно с 4-8 месяцев, то умственно отсталые - с 12-24 месяцев (И.В. Карлин, М. Стразулла).
Исследованиями в рамках изучения и развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как С.В. Бориснев, О.А. Капитовская, Д.С. Кириллова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, М.Г. Плохотнюк,
А.С. Тиганов, О.С. Ушакова, Л.П. Якубинский, Р.М. Фрумкина.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволили определить противоречие между необходимостью развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями и недостаточным использованием педагогами ресурсов игровой деятельности для развития данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Связная речь представляет собой определенную единицу речи, которая включает определенные языковые компоненты на основе организации по законам логики в рамках оценки грамматического строя. Основными формами связной речи являются такие как диалогическая и монологическая речь. Данные формы взаимосвязаны друг с другом и развиваются в определенной системе.
У детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается отставание в связной диалогической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Из-за отклонений в психическом развитии таких детей, у них возникают трудности в понимании и выражении своих мыслей, а также в логичности и связности речи. Для помощи таким детям необходимо использовать специальные методики и подходы, а также проводить индивидуальную работу с каждым из них. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода и внимания.
Применение игр в рамках развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями помогает формировать определенные показатели сформированности новых слов в системе определенных выражений, общения и творческого мышления. Игровые методы могут определять особенности создавания комфортной среды в рамках определенного усвоения материала. Игровые методы являются неотъемлемой частью ФГОС ДО и должны быть широко использованы в дошкольных учреждениях для развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы дети могли свободно и безопасно играть, и учиться. Все игры и упражнения должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей и быть интересными и разнообразными.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ детского сада № 80 «Песенка» городского округа Тольятти. Для проведения исследования была выбрана группа детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в количестве 10 человек.
Целью констатирующего этапа было: выявить уровень развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у 5 (50%) детей был низкий уровень развития связной речи; 4 (40%) детей показали средний уровень развития связной речи; 1 (10%) ребенок показал высокий уровень развития связной речи.
Большинство детей испытывают трудности с пониманием простых вопросов и выражением своих мыслей. Они используют неправильные слова и выражения и не могут правильно строить предложения. Дети низком уровне развития связной речи неактивны и неразговорчивы в общении с детьми и педагогом. Они невнимательны и не могут связно выразить свои мысли по поводу увиденного и услышанного, а также точно передать их содержание.
Целью формирующего этапа было: разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 3 -4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Формирующий этап исследования включал в себя работу по развитию связной речи у детей 3-4 лет в игровой деятельности, выстроенную в трех направлениях.
Первое направление - подбор комплекса развивающих игр для развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Второе направление - организация с детьми игровой деятельности в рамках совместной деятельности детей и педагога;
Третье направление - обогащение совместно с детьми развивающей предметно-пространственной среды группы игровыми материалами и атрибутами для проведения развивающих игр.
Действенность организации работы на формирующем этапе по развитию связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями мы проверили на контрольном этапе экспериментального исследования....


1. Акишина А. А. Развитие у детей навыка связной монологической речи // Русский язык как второй родной и методика его преподавании. М. : Академия, 2016. 152 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие. М. : ФОРУМ, 2019. 144 с.
3. Баряева Л. Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб. : Каро. 2019. 154 с.
4. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского ун-та, 2014. 235 с.
5. Болотова Т. В. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с нарушениями интеллекта // Развитие личности как стратегия современной системы образования : Материалы Международной научно­практической конференции, 2016. С. 318-385.
6. Ванюхина Г. А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями // Логопед. 2016. № 5. C. 18-26.
7. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Авторы-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. Мн. : НИО, 2017. 280 с.
8. Кон И. С. Ребенок и общество : учебное пособие для студентов вузов. М. : Academia, 2003. 334 с.
9. Кудрявская Д. П. Специфические особенности связной речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Символ науки. 2016. №12 (2). С. 208-213
10. Лалаева Р. И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых дошкольников. СПб., 2018. 162 с.
11. Лашкова Л. Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (34). С. 62-67.
12. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Академия, 2017. 288 с.
13. Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. М. : Педагогика, 1980. 76 с.
14. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии : учебное пособие. СПб. : Питер, 2008. 318 с.
15. Мамонько О.В. Формирование игровой и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мн. : БГПУ, 2017....30



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ