Развитие связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 8
1.1 Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 8
1.2 Роль игровой деятельности в развитии связной речи у детей
3-4 лет с интеллектуальными нарушениями 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной речи
у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 36
2.3 Динамика уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 8
1.1 Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 8
1.2 Роль игровой деятельности в развитии связной речи у детей
3-4 лет с интеллектуальными нарушениями 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной речи
у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности 36
2.3 Динамика уровня развития связной речи у детей 3-4 лет
с интеллектуальными нарушениями 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Период дошкольного детства представляет собой важный период в рамках повышения уровня сформированности речевых навыков и формирования ее связности и логичности. Именно связная речь представляет собой основу гармоничного развития личности ребенка. Развитие связной речи является серьезной задачей в переходный период, когда дети готовятся к школьному обучению.
Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, развитие речевых навыков детей в контексте игровой деятельности имеет первостепенное значение. Одним из важнейших средств восприятия окружающего мира для детей 3-4 лет является умение понимать язык и говорить. У детей возникает потребность расспрашивать взрослых о предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для развития разговорной речи. В то же время существует большая индивидуальная вариативность речевых способностей детей этой возрастной группы. Планомерное развитие речевых навыков детей в игровой деятельности активизирует их познавательные процессы, расширяет активный и пассивный словарный запас, формирует культуру речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления и внимания ведет к развитию интеллекта и творческих способностей ребенка.
Формирование ясности и понятности речи невозможно без вовлечения детей в игровую деятельность и как следствие возникает необходимость в разработке и методике проведения игр в детской деятельности. Необходимо знакомить детей с играми. Игровая деятельность дает педагогам возможность более продуктивно проводить программы по развитию речи.
Л.С. Выготский отмечал, что «смысл игры заключается в развитии всех способностей и задатков ребенка, ведь игра учит, изменяет, воспитывает, игра ведет за собой развитие и создает зону ближайшего развития. При всем этом создать зону для ближайшего развития поможет полноценная игровая деятельность. Но когда игровая деятельность не сформирована у ребенка, то она не может полноценно способствовать становлению психических качеств ребенка, а также приобретению умений и навыков, в том числе и развития диалогической речи» [5, с. 77].
Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями существенно отличается от развития речи нормотипичных детей. Отставание в речевом развитии начинается в младенчестве и накапливается в раннем детстве. В результате к школьному возрасту их речь оказывается существенно недоразвитой. Их речь находится в крайне недоразвитом состоянии, когда она должна быть инструментом общения, обозначения и мышления. Уже на этапе довербальной вокализации их речь значительно отстает. Если нормальные дети лепечут спонтанно с 4-8 месяцев, то умственно отсталые - с 12-24 месяцев (И.В. Карлин, М. Стразулла).
Исследованиями в рамках изучения и развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как С.В. Бориснев, О.А. Капитовская, Д.С. Кириллова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, М.Г. Плохотнюк,
А.С. Тиганов, О.С. Ушакова, Л.П. Якубинский, Р.М. Фрумкина.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволили определить противоречие между необходимостью развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями и недостаточным использованием педагогами ресурсов игровой деятельности для развития данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями....
Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, развитие речевых навыков детей в контексте игровой деятельности имеет первостепенное значение. Одним из важнейших средств восприятия окружающего мира для детей 3-4 лет является умение понимать язык и говорить. У детей возникает потребность расспрашивать взрослых о предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для развития разговорной речи. В то же время существует большая индивидуальная вариативность речевых способностей детей этой возрастной группы. Планомерное развитие речевых навыков детей в игровой деятельности активизирует их познавательные процессы, расширяет активный и пассивный словарный запас, формирует культуру речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления и внимания ведет к развитию интеллекта и творческих способностей ребенка.
Формирование ясности и понятности речи невозможно без вовлечения детей в игровую деятельность и как следствие возникает необходимость в разработке и методике проведения игр в детской деятельности. Необходимо знакомить детей с играми. Игровая деятельность дает педагогам возможность более продуктивно проводить программы по развитию речи.
Л.С. Выготский отмечал, что «смысл игры заключается в развитии всех способностей и задатков ребенка, ведь игра учит, изменяет, воспитывает, игра ведет за собой развитие и создает зону ближайшего развития. При всем этом создать зону для ближайшего развития поможет полноценная игровая деятельность. Но когда игровая деятельность не сформирована у ребенка, то она не может полноценно способствовать становлению психических качеств ребенка, а также приобретению умений и навыков, в том числе и развития диалогической речи» [5, с. 77].
Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями существенно отличается от развития речи нормотипичных детей. Отставание в речевом развитии начинается в младенчестве и накапливается в раннем детстве. В результате к школьному возрасту их речь оказывается существенно недоразвитой. Их речь находится в крайне недоразвитом состоянии, когда она должна быть инструментом общения, обозначения и мышления. Уже на этапе довербальной вокализации их речь значительно отстает. Если нормальные дети лепечут спонтанно с 4-8 месяцев, то умственно отсталые - с 12-24 месяцев (И.В. Карлин, М. Стразулла).
Исследованиями в рамках изучения и развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как С.В. Бориснев, О.А. Капитовская, Д.С. Кириллова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, М.Г. Плохотнюк,
А.С. Тиганов, О.С. Ушакова, Л.П. Якубинский, Р.М. Фрумкина.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволили определить противоречие между необходимостью развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями и недостаточным использованием педагогами ресурсов игровой деятельности для развития данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности игровой деятельности в развитии связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями....
Связная речь представляет собой определенную единицу речи, которая включает определенные языковые компоненты на основе организации по законам логики в рамках оценки грамматического строя. Основными формами связной речи являются такие как диалогическая и монологическая речь. Данные формы взаимосвязаны друг с другом и развиваются в определенной системе.
У детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается отставание в связной диалогической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Из-за отклонений в психическом развитии таких детей, у них возникают трудности в понимании и выражении своих мыслей, а также в логичности и связности речи. Для помощи таким детям необходимо использовать специальные методики и подходы, а также проводить индивидуальную работу с каждым из них. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода и внимания.
Применение игр в рамках развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями помогает формировать определенные показатели сформированности новых слов в системе определенных выражений, общения и творческого мышления. Игровые методы могут определять особенности создавания комфортной среды в рамках определенного усвоения материала. Игровые методы являются неотъемлемой частью ФГОС ДО и должны быть широко использованы в дошкольных учреждениях для развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы дети могли свободно и безопасно играть, и учиться. Все игры и упражнения должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей и быть интересными и разнообразными.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ детского сада № 80 «Песенка» городского округа Тольятти. Для проведения исследования была выбрана группа детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в количестве 10 человек.
Целью констатирующего этапа было: выявить уровень развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у 5 (50%) детей был низкий уровень развития связной речи; 4 (40%) детей показали средний уровень развития связной речи; 1 (10%) ребенок показал высокий уровень развития связной речи.
Большинство детей испытывают трудности с пониманием простых вопросов и выражением своих мыслей. Они используют неправильные слова и выражения и не могут правильно строить предложения. Дети низком уровне развития связной речи неактивны и неразговорчивы в общении с детьми и педагогом. Они невнимательны и не могут связно выразить свои мысли по поводу увиденного и услышанного, а также точно передать их содержание.
Целью формирующего этапа было: разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 3 -4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Формирующий этап исследования включал в себя работу по развитию связной речи у детей 3-4 лет в игровой деятельности, выстроенную в трех направлениях.
Первое направление - подбор комплекса развивающих игр для развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Второе направление - организация с детьми игровой деятельности в рамках совместной деятельности детей и педагога;
Третье направление - обогащение совместно с детьми развивающей предметно-пространственной среды группы игровыми материалами и атрибутами для проведения развивающих игр.
Действенность организации работы на формирующем этапе по развитию связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями мы проверили на контрольном этапе экспериментального исследования....
У детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается отставание в связной диалогической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Из-за отклонений в психическом развитии таких детей, у них возникают трудности в понимании и выражении своих мыслей, а также в логичности и связности речи. Для помощи таким детям необходимо использовать специальные методики и подходы, а также проводить индивидуальную работу с каждым из них. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода и внимания.
Применение игр в рамках развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями помогает формировать определенные показатели сформированности новых слов в системе определенных выражений, общения и творческого мышления. Игровые методы могут определять особенности создавания комфортной среды в рамках определенного усвоения материала. Игровые методы являются неотъемлемой частью ФГОС ДО и должны быть широко использованы в дошкольных учреждениях для развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы дети могли свободно и безопасно играть, и учиться. Все игры и упражнения должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей и быть интересными и разнообразными.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ детского сада № 80 «Песенка» городского округа Тольятти. Для проведения исследования была выбрана группа детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями в количестве 10 человек.
Целью констатирующего этапа было: выявить уровень развития связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у 5 (50%) детей был низкий уровень развития связной речи; 4 (40%) детей показали средний уровень развития связной речи; 1 (10%) ребенок показал высокий уровень развития связной речи.
Большинство детей испытывают трудности с пониманием простых вопросов и выражением своих мыслей. Они используют неправильные слова и выражения и не могут правильно строить предложения. Дети низком уровне развития связной речи неактивны и неразговорчивы в общении с детьми и педагогом. Они невнимательны и не могут связно выразить свои мысли по поводу увиденного и услышанного, а также точно передать их содержание.
Целью формирующего этапа было: разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 3 -4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Формирующий этап исследования включал в себя работу по развитию связной речи у детей 3-4 лет в игровой деятельности, выстроенную в трех направлениях.
Первое направление - подбор комплекса развивающих игр для развития связной речи детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.
Второе направление - организация с детьми игровой деятельности в рамках совместной деятельности детей и педагога;
Третье направление - обогащение совместно с детьми развивающей предметно-пространственной среды группы игровыми материалами и атрибутами для проведения развивающих игр.
Действенность организации работы на формирующем этапе по развитию связной речи у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями мы проверили на контрольном этапе экспериментального исследования....
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СВЯ3ЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016





